Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2008 ПО ДЕЛУ N А56-42945/2007

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2008 г. по делу N А56-42945/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3287/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2008 по делу N А56-42945/2007 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ООО "Мясной терминал"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Верховодов И.В., доверенность от 29.01.2007
от ответчика: Лыкова Н.Ю., доверенность N 17-01/ от 09.09.2007
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мясной терминал" (далее - заявитель, ООО "Мясной терминал", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным Решения от 01.10.2007 N 2106 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 11.02.2008 суд удовлетворил заявленные требования, признав недействительным решение Межрайонной инспекции ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу от 01.10.2007 N 2106.
На указанное решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением пункта 1 статьи 11-6 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" N 81-11 от 14.07.1995 и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ООО "Мясной терминал" просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд считает жалобу необоснованной и подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом с ограниченной ответственностью "Мясной терминал" налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) за 1 квартал 2007 года.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений и документов, их обосновывающих, Инспекцией вынесено Решение N 2106 от 01.10.2007 об отказе в привлечении ООО "Мясной терминал" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении сделаны выводы о неправомерном применении ООО "Мясной терминал" пониженной ставки налога на имущество организаций (1,1%), установленной статьей 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" в отношении вложений в основные средства производственного характера, и о занижении налога на имущество за 1 квартал 2007 года на 931 267 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая ставка налога на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации и не может превышать 2,2 процента.
Согласно статье 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон N 81-11) организации, являющиеся плательщиками налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, и осуществившие, начиная с 1 января 2005 года, на территории Санкт-Петербурга на протяжении любого календарного года вложения в основные средства для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли) на сумму не менее 150 млн. рублей, уплачивают налог на имущество организаций в части остаточной стоимости указанных основных средств по ставке 1,1 процента в течение срока, указанного в пункте 5 статьи 11-4, следующего за периодом, в котором было соблюдено условие предоставления льготы.
Пунктом 2 статьи 11-6 Закона N 81-11 определено, что право на применение пониженной ставки налога на имущество организаций возникает у налогоплательщика, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, в котором сумма вложений в основные средства, рассчитанная в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга N 81-11 "О налоговых льготах", состоит не менее 150 млн. рублей.
Таким образом, организации, осуществившие вложения в основные средства на сумму не менее 150 миллионов рублей, вправе при исчислении налога на имущество, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, применять пониженную ставку налога в размере 1,1 процента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 "О налоговых льготах" для целей указанного закона под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
Пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 при расчете суммы вложений объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика (за исключением объектов основных средств, полученных по договору лизинга) и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов основных средств - в размере увеличения первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета.
Из статьи 11-4 Закона N 81-11 следует, что при осуществлении расчета стоимости вложений для целей определения права на использование льготы по налогу на имущество организаций, условиями является дата ввода в эксплуатацию приобретенных основных средств, учитываемых на балансе налогоплательщика, а также их первоначальная стоимость, определяемая по данным бухгалтерского учета.
Выводы Инспекции о невозможности применения льготы по налогу на имущество организаций вследствие того, что общество не осуществляет деятельность по реализации товаров, а вложения в основные средства, предназначенные для сдачи в аренду, не могут быть квалифицированы как вложения для производственных целей, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Право на применение льготы по налогу на имущество в соответствии с пунктом 1 статьи 11-6 Закона N 81-11 возникает в случае осуществления налогоплательщиком вложений в основные средства для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли) не менее 150 миллионов рублей.
Таким образом, применение пониженной ставки налога на имущество организаций в силу прямого указания Закона N 81-11 возможно в случае реализации не только товаров, но также в случае реализации работ и услуг.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Общество правомерно считает, что действия по предоставлению имущества в аренду не имеют материального выражения, а право на использование этого имущества реализуется в процессе пользования им.
Передача имущества во временное пользование для целей налогообложения признается услугой в соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Из содержания приведенной нормы закона следует, что арендодатель предоставляет принадлежащее ему имущество арендатору во временное владение и пользование, получая при этом доход в виде платы за него.
В силу положений статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик - оплатить эти услуги.
Данная норма Гражданского кодекса Российской Федерации фактически исключает возможности распространения правил, касающихся этого договора, и на отношения, вытекающие из договора аренды имущества.
Данная правовая позиция изложена в пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О и в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.99 N ГКПИ 98-808, 809.
Кроме того, передача имущества в аренду не входит в исчерпывающий перечень операций, не признаваемых в соответствии с пунктом 3 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг. Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, что операции по предоставлению имущества в аренду не признаются реализацией услуг.
В соответствии с пунктом 6 ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "учет основных средств") единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
В силу пункта 12 Приказа Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (в редакции, действующей в проверяемом периоде) учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" утверждена форма первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-6 "Инвентаризация карточки учета объекта основных средств". Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
В целях подтверждения сумм капитальных вложений в основные средства для целей собственного производства заявителем в Инспекцию представлены инвентарные карточки объектов основных средств (всего 30 объектов) по форме ОС-6 и акты о приеме-передаче объектов основных средств по форме ОС-1, подтверждающие ввод в эксплуатацию основных средств в 2005 году (в пункте 4 инвентарных карточек указан вид операции - ввод в эксплуатацию). Сумма вложений 2005 года, исходя из первоначальной стоимости 39 объектов основных средств, составила 357 833 507,10 рубля.
Часть основных средств, до ввода их в эксплуатацию обществом в 2005 году, действительно ранее уже была введена в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга в ООО "Краун Инвестментс Петербург", что подтверждено актами о приеме-передаче объектов основных средств N 216 от 28.12.2004, N 218 от 28.12.2004, N 214 от 28.12.2004, N 222 от 28.12.2004, N 220 от 28.12.2004, подписанными между ООО "Мясной терминал" и ООО "Краун Инвестментс Петербург". В этой связи указанные основные средства не могли быть учтены обществом в составе вложений 2005 года.
Без учета стоимости основных средств, ранее введенных в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, общая сумма вложений 2005 года составила 355 388 276 рублей 60 копеек.
В силу прямого указания пункта 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 расчет суммы вложений определяется исходя из первоначальной стоимости объектов основных средств по данным бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются в том числе суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования, суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам, а также иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Законом N 81-11 не установлено, что при расчете суммы вложений могут учитываться расходы организаций только одного финансового года.
Общество правомерно учитывало в спорный налоговый период при расчете суммы вложений расходы по договорам подряда 2003 и 2004 года, поскольку данные расходы непосредственно имеют отношение к формированию первоначальной стоимости объектов основных средств.
Представленные в материалы дела инвентарные карточки 34 объектов основных средств подтверждают факт их ввода в эксплуатацию в 2005 году.
Изложенные факты подтверждают, что общество правомерно использовало льготу в 2006 году, поскольку учтенные в составе вложений 2005 года основные средства введены в эксплуатацию в 2005 году и учтены в составе вложений по их первоначальной стоимости, определяемой по правилам бухгалтерского учета.
Суд обоснованно посчитал неправомерными доводы налогового органа относительно неправомерности включения в состав вложений многофункционального семикамерального холодильника-хранилища, полученного в качестве вклада учредителя, поскольку статьей 11-4 Закона N 81-11 прямо не установлено ограничение, в силу которого основные средства, приобретенные путем вклада учредителей, не могут входить в состав вложений, учитываемых для целей применения льготы по налогу на имущество.
В части доводов Инспекции о дате ввоза основного средства на территорию Российской Федерации (18.11.2004) суд обоснованно указал, что в силу изложенных обстоятельств для целей применения льготы имеет значение дата ввода объекта основного средства в эксплуатацию, а не дата ввоза его на территорию Российской Федерации.
Поскольку объект основного средства введен в эксплуатацию в 2005 году, общество правомерно учло в составе вложений 2005 года стоимость основного средства в сумме 38 224 144, 93 рублей.
Пониженная ставка по налогу на имущество применяется обществом с 2006 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11143/2007, вступившим в законную силу 15.09.2007, подтверждено право ООО "Мясной терминал" на применение налоговой льготы по налогу на имущество в 2006 году. Таким образом, общество вправе продолжить использование льготы и в 2007 году, поскольку налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год (пункт 1 статьи 379 НК РФ).
При изложенных обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о том, что все условия применения льготы по налогу на имущество организаций (пониженная ставка), предусмотренные пунктом 1 статьи 11-6 Закона N 81-11, выполнены ООО "Мясной терминал".
Судом первой инстанции в полном объеме исследованы фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому не имеется оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2008 по делу N А56-42945/2007 изменить.
Принять отказ и прекратить производство по делу в части требований о признании недействительным решения N 2106 от 01.10.2007 в части доначисления налога на имущество в размере 5442 рублей и пеней в сумме 113 рублей. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
ПЕТРЕНКО Т.И.

Судьи
ЛОПАТО И.Б.
СЕМЕНОВА А.Б.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)