Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.08.2011 ПО ДЕЛУ N А06-7630/2010

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2011 г. по делу N А06-7630/2010


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011
по делу N А06-7630/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога", г. Саратов, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани, г. Астрахань, о признании недействительным решения от 07.10.2010 N 10805,
установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани (далее - инспекция) от 07.10.2010 N 10805.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.02.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 153 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации общества по налогу на имущество организаций за 2009 год, представленной заявителем 21.05.2010, в ходе которой установлено, что Астраханским отделением Приволжской железной дороги в 2009 году приобретены объекты основных средств стоимостью более 100 000 000 рублей. Остаточная стоимость имущества на 31.12.2009 составила 130 608 709 рублей.
В уточненной налоговой декларации по налогу на имущество по налоговой ставке 0,1 процент за 2009 год отражена следующая остаточная стоимость имущества: на 01.01.2009 - 0 рублей; на 01.02.2009 - 24 474 403 рублей; на 01.03.2009 - 42 001 794 рублей; на 01.04.2009 - 48 872 801 рублей; на 01.05.2009 - 48 109 856 рублей; на 01.06.2009 - 47 365 828 рублей; на 01.07.2009 - 48 191 962 рублей; на 01.08.2009 - 41 398 057 рублей; на 01.09.2009 - 50 253 132 рублей; на 01.10.2009 - 53 977 923 рублей; на 01.11.2009 - 61 676 088 рублей; на 01.12.2009 - 89 804 190 рублей; на 31.12.2009 - 130 608 709 рублей.
По мнению налогового органа, в связи с тем, что стоимость приобретенного имущества в 2009 году превысила 100 000 000 рублей только в декабре 2009 года, налогоплательщик неправомерно применил льготную ставку 0,1 процент при расчете налога за весь 2009 год. Данные нарушения отражены в акте проверки от 03.09.2010 N 17268/2303.
Решением инспекции от 07.10.2010 N 10805 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания 30 976 рублей штрафа. Этим же решением инспекция предложила обществу уплатить в бюджет суммы штрафных санкций, суммы пени в размере 2754 рублей 08 копеек, доначисленный налог на имущество организаций в размере 154 884 рублей.
Решение инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области, которое оставило жалобу без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что поскольку налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, общество при расчете налога на имущество правомерно применило понижающую налоговую ставку на основании Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" от 27.11.2003 N 43/2003-03 (далее - Закон о налоге на имущество организаций) в размере 0,1 процент в налоговом периоде, то есть за весь 2009 год.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона о налоге на имущество организаций на приобретенное (вновь созданное) и введенное в эксплуатацию в текущем налоговом периоде имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств, ставка налога устанавливается в размере 0.1 процента в течение трех последовательных налоговых периодов, если стоимость указанного имущества в сумме составляя более 100 000 000 рублей.
Общие правила определения средней стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения за отчетный и налоговый периоды изложены в пункте 4 статьи 376 Кодекса. Так, средняя стоимость за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца отчетного периода и первое число месяца, следующего за отчетным период на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. А среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (абзац 2 пункта 1 статьи 375 Кодекса). Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств определен Положением ПБУ 6/01 (утв. Приказом Министерством финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н) с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Министерством финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н).
Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приема-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект или оформляется одним актом в случае принятия к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости, принимаемых к бухгалтерскому учету одновременно (пункт 38 Методических указаний). Далее указанный акт вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая на основании этого документа открывает инвентарную карточку. Дата акта приема-передачи и будет датой постановки на учет основного средства.
Таким образом, при расчете среднегодовой или средней стоимости льготируемого имущества организации оно учитывается для целей исчисления налога на имущество по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем постановки на учет и следовательно равнозначно периоду возникновения права на льготу. Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что если стоимость приобретенного организацией имущества за 2009 году превысила 100 000 000 рублей только в декабре 2009 года, то общество не может применять понижающую ставку за весь 2009 год. Соответственно заявителем не правомерно применена понижающая ставка налога за весь 2009 год.
Однако судами предыдущих инстанций не проверена правильность расчета доначисленного налоговым органом налога на имущество в с соответствии с вышеуказанной позиций и с учетом ПБУ.
При таких обстоятельствах и не имея правовых оснований в силу положений части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно проверить правильность произведенного ответчиком доначисления налога, пени и привлечения заявителя к налоговой ответственности судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения, проверить правильность доначисления налога на имущество, пени в соответствии с изложенной позицией, определить правомерность привлечения заявителя к налоговой ответственности, исследовав все письма Министерства финансов Астраханской области на которые ссылаются стороны применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса в соответствии с требованиями закона, принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по делу N А06-7630/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)