Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 февраля 2004 года Дело N Ф04/464-11/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (ИМНС РФ по САО г. Омска) на решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2003 по делу N 13-31/03,
Открытое акционерное общество "ОМУС-1" (ОАО "ОМУС-1"), г. Омск, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по САО г. Омска от 10.02.2003 N 07.23/2182 о доначислении суммы земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 638074 руб. (заявленные требования уточнялись).
Заявленные требования мотивированы тем, что согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, введение федеральным законодательством коэффициента, повышающего среднюю ставку земельного налога, не может повлечь повышение дифференцированных ставок земельного налога, утвержденных законодательством субъектов Российской Федерации. Законы о федеральном бюджете на 2000 - 2002 годы вступили в действие по истечении соответствующего налогового периода. Таким образом, в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы излишне уплаченного налога, по повышенной ставке в 2000 - 2002 годах, подлежат зачету в счет предстоящих платежей.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается повторно.
Решением суда от 18.09.2003 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции установил, что заявитель за 2000 - 2002 годы правомерно исчислил земельный налог без учета поправочного коэффициента, фактически не действовавшего в указанные периоды ввиду того, что Закон РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" N 227-ФЗ от 31.12.99, Закон РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ от 27.12.2000, Федеральный закон N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", устанавливающие поправочные коэффициенты, приняты с нарушением пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение. Заявитель жалобы считает, что требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при установлении бюджетным законодательством повышающих коэффициентов ставок налога на землю. Так как ставки земельного налога, установленные в Законе Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", являются годовыми, то дата принятия законов о федеральном бюджете на величину ставок земельного налога никак не влияет, следовательно, повышающие коэффициенты должны применяться с начала года.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Отзыв на кассационную жалобу, на день ее рассмотрения, в суд не представлен.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОМУС-1" поданы в ИМНС РФ по САО г. Омска уточненные расчеты по налогу на землю за 2000 - 2002 годы и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 650813 руб. в счет будущих платежей.
По мнению заявителя, им неверно применена ставка налога с применением коэффициентов, установленных: в 1999 году статьей 15 Закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.12.1999 N 36-ФЗ (коэффициент 2); в 2000 году - статьей 18 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227-ФЗ (коэффициент 1,2); в 2001 году - статьей 12 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ; в 2002 году - статьей 14 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ (коэффициент 2,0).
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Согласно Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 и статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу является год. Исходя из того, что Закон РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" вступил в силу с 01.01.2000, Закон РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" - с 01.01.2001, а Закон РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" - с 01.01.2002, заявитель считает применение поправочных коэффициентов неправомерным. Суд первой инстанции согласился с выводами заявителя.
По результатам камеральной налоговой проверки ООО "ОМУС-1" ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска принято решение от 10.02.2003 N 07-23/2182 о доначислении суммы земельного налога в размере 638074 руб. В связи с переплатой по земельному налогу ответственность в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, к налогоплательщику не применена.
Суд кассационной инстанции считает выводы заявителя и суда первой инстанции в части неправомерного применения поправочных коэффициентов ошибочными по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, суд поддерживает доводы налоговой инспекции о том, что на акты бюджетного законодательства не распространяются требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Ставки земельного налога, установленные в Законе Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", являются годовыми, и повышающие коэффициенты должны применяться с начала года независимо от даты принятия закона о федеральном бюджете на определенный год. Следовательно, ставки земельного налога подлежат применению с учетом коэффициентов, установленных Федеральными законами на 1999 - 2002 годы.
На основании изложенного, принятый по делу судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "ОМУС-1" требований.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины, в том числе по кассационной жалобе, выдать суду первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2003 по делу N 13-31/03 отменить.
Принять новое решение - в удовлетворении заявления ООО "ОМУС-1" о признании недействительным решения ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска N 07-23/2182 ДСП от 10.02.2003 отказать.
Взыскать с ООО "ОМУС-1", г. Омск, государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 2 февраля 2004 года Дело N Ф04/464-11/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (ИМНС РФ по САО г. Омска) на решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2003 по делу N 13-31/03,
Открытое акционерное общество "ОМУС-1" (ОАО "ОМУС-1"), г. Омск, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по САО г. Омска от 10.02.2003 N 07.23/2182 о доначислении суммы земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 638074 руб. (заявленные требования уточнялись).
Заявленные требования мотивированы тем, что согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, введение федеральным законодательством коэффициента, повышающего среднюю ставку земельного налога, не может повлечь повышение дифференцированных ставок земельного налога, утвержденных законодательством субъектов Российской Федерации. Законы о федеральном бюджете на 2000 - 2002 годы вступили в действие по истечении соответствующего налогового периода. Таким образом, в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы излишне уплаченного налога, по повышенной ставке в 2000 - 2002 годах, подлежат зачету в счет предстоящих платежей.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается повторно.
Решением суда от 18.09.2003 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции установил, что заявитель за 2000 - 2002 годы правомерно исчислил земельный налог без учета поправочного коэффициента, фактически не действовавшего в указанные периоды ввиду того, что Закон РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" N 227-ФЗ от 31.12.99, Закон РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ от 27.12.2000, Федеральный закон N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", устанавливающие поправочные коэффициенты, приняты с нарушением пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение. Заявитель жалобы считает, что требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при установлении бюджетным законодательством повышающих коэффициентов ставок налога на землю. Так как ставки земельного налога, установленные в Законе Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", являются годовыми, то дата принятия законов о федеральном бюджете на величину ставок земельного налога никак не влияет, следовательно, повышающие коэффициенты должны применяться с начала года.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Отзыв на кассационную жалобу, на день ее рассмотрения, в суд не представлен.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОМУС-1" поданы в ИМНС РФ по САО г. Омска уточненные расчеты по налогу на землю за 2000 - 2002 годы и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 650813 руб. в счет будущих платежей.
По мнению заявителя, им неверно применена ставка налога с применением коэффициентов, установленных: в 1999 году статьей 15 Закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.12.1999 N 36-ФЗ (коэффициент 2); в 2000 году - статьей 18 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227-ФЗ (коэффициент 1,2); в 2001 году - статьей 12 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ; в 2002 году - статьей 14 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ (коэффициент 2,0).
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Согласно Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 и статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу является год. Исходя из того, что Закон РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" вступил в силу с 01.01.2000, Закон РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" - с 01.01.2001, а Закон РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" - с 01.01.2002, заявитель считает применение поправочных коэффициентов неправомерным. Суд первой инстанции согласился с выводами заявителя.
По результатам камеральной налоговой проверки ООО "ОМУС-1" ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска принято решение от 10.02.2003 N 07-23/2182 о доначислении суммы земельного налога в размере 638074 руб. В связи с переплатой по земельному налогу ответственность в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, к налогоплательщику не применена.
Суд кассационной инстанции считает выводы заявителя и суда первой инстанции в части неправомерного применения поправочных коэффициентов ошибочными по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, суд поддерживает доводы налоговой инспекции о том, что на акты бюджетного законодательства не распространяются требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Ставки земельного налога, установленные в Законе Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", являются годовыми, и повышающие коэффициенты должны применяться с начала года независимо от даты принятия закона о федеральном бюджете на определенный год. Следовательно, ставки земельного налога подлежат применению с учетом коэффициентов, установленных Федеральными законами на 1999 - 2002 годы.
На основании изложенного, принятый по делу судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "ОМУС-1" требований.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины, в том числе по кассационной жалобе, выдать суду первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2003 по делу N 13-31/03 отменить.
Принять новое решение - в удовлетворении заявления ООО "ОМУС-1" о признании недействительным решения ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска N 07-23/2182 ДСП от 10.02.2003 отказать.
Взыскать с ООО "ОМУС-1", г. Омск, государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.02.2004 N Ф04/464-11/А46-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 2 февраля 2004 года Дело N Ф04/464-11/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (ИМНС РФ по САО г. Омска) на решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2003 по делу N 13-31/03,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ОМУС-1" (ОАО "ОМУС-1"), г. Омск, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по САО г. Омска от 10.02.2003 N 07.23/2182 о доначислении суммы земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 638074 руб. (заявленные требования уточнялись).
Заявленные требования мотивированы тем, что согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, введение федеральным законодательством коэффициента, повышающего среднюю ставку земельного налога, не может повлечь повышение дифференцированных ставок земельного налога, утвержденных законодательством субъектов Российской Федерации. Законы о федеральном бюджете на 2000 - 2002 годы вступили в действие по истечении соответствующего налогового периода. Таким образом, в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы излишне уплаченного налога, по повышенной ставке в 2000 - 2002 годах, подлежат зачету в счет предстоящих платежей.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается повторно.
Решением суда от 18.09.2003 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции установил, что заявитель за 2000 - 2002 годы правомерно исчислил земельный налог без учета поправочного коэффициента, фактически не действовавшего в указанные периоды ввиду того, что Закон РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" N 227-ФЗ от 31.12.99, Закон РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ от 27.12.2000, Федеральный закон N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", устанавливающие поправочные коэффициенты, приняты с нарушением пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение. Заявитель жалобы считает, что требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при установлении бюджетным законодательством повышающих коэффициентов ставок налога на землю. Так как ставки земельного налога, установленные в Законе Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", являются годовыми, то дата принятия законов о федеральном бюджете на величину ставок земельного налога никак не влияет, следовательно, повышающие коэффициенты должны применяться с начала года.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Отзыв на кассационную жалобу, на день ее рассмотрения, в суд не представлен.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОМУС-1" поданы в ИМНС РФ по САО г. Омска уточненные расчеты по налогу на землю за 2000 - 2002 годы и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 650813 руб. в счет будущих платежей.
По мнению заявителя, им неверно применена ставка налога с применением коэффициентов, установленных: в 1999 году статьей 15 Закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.12.1999 N 36-ФЗ (коэффициент 2); в 2000 году - статьей 18 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227-ФЗ (коэффициент 1,2); в 2001 году - статьей 12 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ; в 2002 году - статьей 14 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ (коэффициент 2,0).
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Согласно Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 и статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу является год. Исходя из того, что Закон РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" вступил в силу с 01.01.2000, Закон РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" - с 01.01.2001, а Закон РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" - с 01.01.2002, заявитель считает применение поправочных коэффициентов неправомерным. Суд первой инстанции согласился с выводами заявителя.
По результатам камеральной налоговой проверки ООО "ОМУС-1" ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска принято решение от 10.02.2003 N 07-23/2182 о доначислении суммы земельного налога в размере 638074 руб. В связи с переплатой по земельному налогу ответственность в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, к налогоплательщику не применена.
Суд кассационной инстанции считает выводы заявителя и суда первой инстанции в части неправомерного применения поправочных коэффициентов ошибочными по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, суд поддерживает доводы налоговой инспекции о том, что на акты бюджетного законодательства не распространяются требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Ставки земельного налога, установленные в Законе Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", являются годовыми, и повышающие коэффициенты должны применяться с начала года независимо от даты принятия закона о федеральном бюджете на определенный год. Следовательно, ставки земельного налога подлежат применению с учетом коэффициентов, установленных Федеральными законами на 1999 - 2002 годы.
На основании изложенного, принятый по делу судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "ОМУС-1" требований.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины, в том числе по кассационной жалобе, выдать суду первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2003 по делу N 13-31/03 отменить.
Принять новое решение - в удовлетворении заявления ООО "ОМУС-1" о признании недействительным решения ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска N 07-23/2182 ДСП от 10.02.2003 отказать.
Взыскать с ООО "ОМУС-1", г. Омск, государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 2 февраля 2004 года Дело N Ф04/464-11/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (ИМНС РФ по САО г. Омска) на решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2003 по делу N 13-31/03,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ОМУС-1" (ОАО "ОМУС-1"), г. Омск, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по САО г. Омска от 10.02.2003 N 07.23/2182 о доначислении суммы земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 638074 руб. (заявленные требования уточнялись).
Заявленные требования мотивированы тем, что согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, введение федеральным законодательством коэффициента, повышающего среднюю ставку земельного налога, не может повлечь повышение дифференцированных ставок земельного налога, утвержденных законодательством субъектов Российской Федерации. Законы о федеральном бюджете на 2000 - 2002 годы вступили в действие по истечении соответствующего налогового периода. Таким образом, в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы излишне уплаченного налога, по повышенной ставке в 2000 - 2002 годах, подлежат зачету в счет предстоящих платежей.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается повторно.
Решением суда от 18.09.2003 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции установил, что заявитель за 2000 - 2002 годы правомерно исчислил земельный налог без учета поправочного коэффициента, фактически не действовавшего в указанные периоды ввиду того, что Закон РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" N 227-ФЗ от 31.12.99, Закон РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ от 27.12.2000, Федеральный закон N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", устанавливающие поправочные коэффициенты, приняты с нарушением пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение. Заявитель жалобы считает, что требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при установлении бюджетным законодательством повышающих коэффициентов ставок налога на землю. Так как ставки земельного налога, установленные в Законе Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", являются годовыми, то дата принятия законов о федеральном бюджете на величину ставок земельного налога никак не влияет, следовательно, повышающие коэффициенты должны применяться с начала года.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Отзыв на кассационную жалобу, на день ее рассмотрения, в суд не представлен.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОМУС-1" поданы в ИМНС РФ по САО г. Омска уточненные расчеты по налогу на землю за 2000 - 2002 годы и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 650813 руб. в счет будущих платежей.
По мнению заявителя, им неверно применена ставка налога с применением коэффициентов, установленных: в 1999 году статьей 15 Закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.12.1999 N 36-ФЗ (коэффициент 2); в 2000 году - статьей 18 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227-ФЗ (коэффициент 1,2); в 2001 году - статьей 12 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ; в 2002 году - статьей 14 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ (коэффициент 2,0).
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Согласно Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 и статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу является год. Исходя из того, что Закон РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" вступил в силу с 01.01.2000, Закон РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" - с 01.01.2001, а Закон РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" - с 01.01.2002, заявитель считает применение поправочных коэффициентов неправомерным. Суд первой инстанции согласился с выводами заявителя.
По результатам камеральной налоговой проверки ООО "ОМУС-1" ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска принято решение от 10.02.2003 N 07-23/2182 о доначислении суммы земельного налога в размере 638074 руб. В связи с переплатой по земельному налогу ответственность в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, к налогоплательщику не применена.
Суд кассационной инстанции считает выводы заявителя и суда первой инстанции в части неправомерного применения поправочных коэффициентов ошибочными по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, суд поддерживает доводы налоговой инспекции о том, что на акты бюджетного законодательства не распространяются требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Ставки земельного налога, установленные в Законе Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", являются годовыми, и повышающие коэффициенты должны применяться с начала года независимо от даты принятия закона о федеральном бюджете на определенный год. Следовательно, ставки земельного налога подлежат применению с учетом коэффициентов, установленных Федеральными законами на 1999 - 2002 годы.
На основании изложенного, принятый по делу судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "ОМУС-1" требований.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины, в том числе по кассационной жалобе, выдать суду первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2003 по делу N 13-31/03 отменить.
Принять новое решение - в удовлетворении заявления ООО "ОМУС-1" о признании недействительным решения ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска N 07-23/2182 ДСП от 10.02.2003 отказать.
Взыскать с ООО "ОМУС-1", г. Омск, государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)