Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 марта 2004 г. Дело N А19-3898/04-50
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии представителей:
от заявителя: Пахоруковой О.К. (доверенность от 09.09.2003 N 12-14/25),
от налогового органа: не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 9 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа об отказе возвратить сумму излишне уплаченного налога и возврате излишне уплаченного налога в сумме 131582 руб. 52 коп.,
государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" (далее - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИМНС России N 9 по Иркутской области об отказе возвратить излишне уплаченный налог и обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2002 г. в сумме 131582 руб. 52 коп. на основании статьи 78 НК РФ.
В судебном заседании представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что уплата земельного налога за 2002 г. в сумме 131582 руб. 52 коп. произведена необоснованно, поскольку в соответствии с Законом РФ "О почтовой связи" и Законом РФ "О плате за землю" заявитель освобожден от уплаты земельного налога. Заявитель обращался в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, налоговым органом отказано в удовлетворении заявления и возврате сумм налога.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно представленному отзыву, ответчик заявленные требования не признал, указав, что требования необоснованны. Предприятие должно уплачивать законно установленные налоги. Объекты почтовой связи не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем законных оснований для применения льготы по уплате земельного налога у заявителя не имеется.
Суд, выслушав пояснения заявителя, исследовав представленные документы, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ГУ "УФПС по Иркутской области" был оплачен земельный налог за 2002 г. за земли, предоставленные организации в постоянное (бессрочное) пользование в Усть-Илимском районе Иркутской области. Оплата была произведена платежными поручениями: N 00570 от 14.03.2002, N 01330 от 19.06.2002, N 01921 от 10.09.2002, N 0257 от 01.11.2002, N 01331 от 19.06.2002, N 01344 от 20.06.2002, N 02552 от 28.11.2002, N 02553 от 28.11.2002. Всего на сумму 131582 руб. 52 коп.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая уплату названной суммы налога излишней, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 03.09.2003 N 12-10/171 о возврате излишне уплаченного налога.
Налоговая инспекция письмом от 30.09.2003 отказала в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного земельного налога, указав, что возврату подлежат излишне уплаченные суммы налога при отсутствии недоимки по налогам, пеням и штрафам. Указанные в заявлении налогоплательщика суммы не соответствуют данным лицевых счетов. Кроме того, рассмотрев представленные налогоплательщиком измененные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 - 2003 гг., налоговый орган согласно решению от 09.02.2003 N 03-09/02-118-2773 отказал в привлечении к ответственности, предложив уплатить суммы налога, при этом в решении указано, что налогоплательщик не имеет льгот по уплате земельного налога в силу ст. 12 Закона РФ "О плате за землю". Согласно государственным актам, подтверждающим предоставление земель в Усть-Илимском районе отделениям почтовой связи в бессрочное (постоянное) пользование, земельных участков в бесплатное пользование не предоставлялось.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая отказ налогового органа нарушающим права налогоплательщика, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании действий по отказу в возврате сумм налога незаконными и возврате из бюджета 131582 руб. 52 коп. излишне уплаченного земельного налога.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 НК РФ заявитель является налогоплательщиком и обязан выполнять требования, предусмотренные статьей 23 НК РФ, в частности, уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами, в установленные сроки принять решение.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Заявителю, как организации федеральной почтовой связи, земля под объекты почтовой связи предоставлена в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Доводы налоговой инспекции об отсутствии у почтовых отделений связи, являющихся структурными подразделениями ГУ "УФПС по Иркутской области", права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в связи с неосуществлением функции распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, суд находит необоснованными по следующим причинам.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Несостоятельна ссылка налогового органа на статью 21 НК РФ как единственное основание для применения налоговых льгот и невозможность использования положений о льготах, установленных Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Поэтому нормы статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" подлежат применению.
При таких обстоятельствах отказ налогового органа в возврате сумм излишне уплаченного земельного налога неправомерен.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судом установлено, что действия налогового органа по отказу в возврате сумм излишне уплаченного налога являются незаконными, то в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возврата из бюджета сумм излишне уплаченного налога.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной ИМНС России N 9 по Иркутской области по отказу в возврате сумм излишне уплаченного земельного налога.
Возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" излишне уплаченный земельный налог в сумме 131582 руб. 52 коп. из соответствующих бюджетов.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
от 29 марта 2004 г. Дело N А19-3898/04-50
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии представителей:
от заявителя: Пахоруковой О.К. (доверенность от 09.09.2003 N 12-14/25),
от налогового органа: не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 9 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа об отказе возвратить сумму излишне уплаченного налога и возврате излишне уплаченного налога в сумме 131582 руб. 52 коп.,
государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" (далее - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИМНС России N 9 по Иркутской области об отказе возвратить излишне уплаченный налог и обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2002 г. в сумме 131582 руб. 52 коп. на основании статьи 78 НК РФ.
В судебном заседании представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что уплата земельного налога за 2002 г. в сумме 131582 руб. 52 коп. произведена необоснованно, поскольку в соответствии с Законом РФ "О почтовой связи" и Законом РФ "О плате за землю" заявитель освобожден от уплаты земельного налога. Заявитель обращался в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, налоговым органом отказано в удовлетворении заявления и возврате сумм налога.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно представленному отзыву, ответчик заявленные требования не признал, указав, что требования необоснованны. Предприятие должно уплачивать законно установленные налоги. Объекты почтовой связи не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем законных оснований для применения льготы по уплате земельного налога у заявителя не имеется.
Суд, выслушав пояснения заявителя, исследовав представленные документы, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ГУ "УФПС по Иркутской области" был оплачен земельный налог за 2002 г. за земли, предоставленные организации в постоянное (бессрочное) пользование в Усть-Илимском районе Иркутской области. Оплата была произведена платежными поручениями: N 00570 от 14.03.2002, N 01330 от 19.06.2002, N 01921 от 10.09.2002, N 0257 от 01.11.2002, N 01331 от 19.06.2002, N 01344 от 20.06.2002, N 02552 от 28.11.2002, N 02553 от 28.11.2002. Всего на сумму 131582 руб. 52 коп.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая уплату названной суммы налога излишней, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 03.09.2003 N 12-10/171 о возврате излишне уплаченного налога.
Налоговая инспекция письмом от 30.09.2003 отказала в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного земельного налога, указав, что возврату подлежат излишне уплаченные суммы налога при отсутствии недоимки по налогам, пеням и штрафам. Указанные в заявлении налогоплательщика суммы не соответствуют данным лицевых счетов. Кроме того, рассмотрев представленные налогоплательщиком измененные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 - 2003 гг., налоговый орган согласно решению от 09.02.2003 N 03-09/02-118-2773 отказал в привлечении к ответственности, предложив уплатить суммы налога, при этом в решении указано, что налогоплательщик не имеет льгот по уплате земельного налога в силу ст. 12 Закона РФ "О плате за землю". Согласно государственным актам, подтверждающим предоставление земель в Усть-Илимском районе отделениям почтовой связи в бессрочное (постоянное) пользование, земельных участков в бесплатное пользование не предоставлялось.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая отказ налогового органа нарушающим права налогоплательщика, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании действий по отказу в возврате сумм налога незаконными и возврате из бюджета 131582 руб. 52 коп. излишне уплаченного земельного налога.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 НК РФ заявитель является налогоплательщиком и обязан выполнять требования, предусмотренные статьей 23 НК РФ, в частности, уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами, в установленные сроки принять решение.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Заявителю, как организации федеральной почтовой связи, земля под объекты почтовой связи предоставлена в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Доводы налоговой инспекции об отсутствии у почтовых отделений связи, являющихся структурными подразделениями ГУ "УФПС по Иркутской области", права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в связи с неосуществлением функции распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, суд находит необоснованными по следующим причинам.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Несостоятельна ссылка налогового органа на статью 21 НК РФ как единственное основание для применения налоговых льгот и невозможность использования положений о льготах, установленных Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Поэтому нормы статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" подлежат применению.
При таких обстоятельствах отказ налогового органа в возврате сумм излишне уплаченного земельного налога неправомерен.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судом установлено, что действия налогового органа по отказу в возврате сумм излишне уплаченного налога являются незаконными, то в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возврата из бюджета сумм излишне уплаченного налога.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной ИМНС России N 9 по Иркутской области по отказу в возврате сумм излишне уплаченного земельного налога.
Возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" излишне уплаченный земельный налог в сумме 131582 руб. 52 коп. из соответствующих бюджетов.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.03.2004 ПО ДЕЛУ N А19-3898/04-50
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2004 г. Дело N А19-3898/04-50
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии представителей:
от заявителя: Пахоруковой О.К. (доверенность от 09.09.2003 N 12-14/25),
от налогового органа: не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 9 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа об отказе возвратить сумму излишне уплаченного налога и возврате излишне уплаченного налога в сумме 131582 руб. 52 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" (далее - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИМНС России N 9 по Иркутской области об отказе возвратить излишне уплаченный налог и обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2002 г. в сумме 131582 руб. 52 коп. на основании статьи 78 НК РФ.
В судебном заседании представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что уплата земельного налога за 2002 г. в сумме 131582 руб. 52 коп. произведена необоснованно, поскольку в соответствии с Законом РФ "О почтовой связи" и Законом РФ "О плате за землю" заявитель освобожден от уплаты земельного налога. Заявитель обращался в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, налоговым органом отказано в удовлетворении заявления и возврате сумм налога.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно представленному отзыву, ответчик заявленные требования не признал, указав, что требования необоснованны. Предприятие должно уплачивать законно установленные налоги. Объекты почтовой связи не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем законных оснований для применения льготы по уплате земельного налога у заявителя не имеется.
Суд, выслушав пояснения заявителя, исследовав представленные документы, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ГУ "УФПС по Иркутской области" был оплачен земельный налог за 2002 г. за земли, предоставленные организации в постоянное (бессрочное) пользование в Усть-Илимском районе Иркутской области. Оплата была произведена платежными поручениями: N 00570 от 14.03.2002, N 01330 от 19.06.2002, N 01921 от 10.09.2002, N 0257 от 01.11.2002, N 01331 от 19.06.2002, N 01344 от 20.06.2002, N 02552 от 28.11.2002, N 02553 от 28.11.2002. Всего на сумму 131582 руб. 52 коп.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая уплату названной суммы налога излишней, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 03.09.2003 N 12-10/171 о возврате излишне уплаченного налога.
Налоговая инспекция письмом от 30.09.2003 отказала в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного земельного налога, указав, что возврату подлежат излишне уплаченные суммы налога при отсутствии недоимки по налогам, пеням и штрафам. Указанные в заявлении налогоплательщика суммы не соответствуют данным лицевых счетов. Кроме того, рассмотрев представленные налогоплательщиком измененные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 - 2003 гг., налоговый орган согласно решению от 09.02.2003 N 03-09/02-118-2773 отказал в привлечении к ответственности, предложив уплатить суммы налога, при этом в решении указано, что налогоплательщик не имеет льгот по уплате земельного налога в силу ст. 12 Закона РФ "О плате за землю". Согласно государственным актам, подтверждающим предоставление земель в Усть-Илимском районе отделениям почтовой связи в бессрочное (постоянное) пользование, земельных участков в бесплатное пользование не предоставлялось.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая отказ налогового органа нарушающим права налогоплательщика, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании действий по отказу в возврате сумм налога незаконными и возврате из бюджета 131582 руб. 52 коп. излишне уплаченного земельного налога.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 НК РФ заявитель является налогоплательщиком и обязан выполнять требования, предусмотренные статьей 23 НК РФ, в частности, уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами, в установленные сроки принять решение.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Заявителю, как организации федеральной почтовой связи, земля под объекты почтовой связи предоставлена в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Доводы налоговой инспекции об отсутствии у почтовых отделений связи, являющихся структурными подразделениями ГУ "УФПС по Иркутской области", права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в связи с неосуществлением функции распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, суд находит необоснованными по следующим причинам.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Несостоятельна ссылка налогового органа на статью 21 НК РФ как единственное основание для применения налоговых льгот и невозможность использования положений о льготах, установленных Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Поэтому нормы статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" подлежат применению.
При таких обстоятельствах отказ налогового органа в возврате сумм излишне уплаченного земельного налога неправомерен.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судом установлено, что действия налогового органа по отказу в возврате сумм излишне уплаченного налога являются незаконными, то в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возврата из бюджета сумм излишне уплаченного налога.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной ИМНС России N 9 по Иркутской области по отказу в возврате сумм излишне уплаченного земельного налога.
Возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" излишне уплаченный земельный налог в сумме 131582 руб. 52 коп. из соответствующих бюджетов.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2004 г. Дело N А19-3898/04-50
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии представителей:
от заявителя: Пахоруковой О.К. (доверенность от 09.09.2003 N 12-14/25),
от налогового органа: не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 9 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа об отказе возвратить сумму излишне уплаченного налога и возврате излишне уплаченного налога в сумме 131582 руб. 52 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" (далее - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИМНС России N 9 по Иркутской области об отказе возвратить излишне уплаченный налог и обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2002 г. в сумме 131582 руб. 52 коп. на основании статьи 78 НК РФ.
В судебном заседании представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что уплата земельного налога за 2002 г. в сумме 131582 руб. 52 коп. произведена необоснованно, поскольку в соответствии с Законом РФ "О почтовой связи" и Законом РФ "О плате за землю" заявитель освобожден от уплаты земельного налога. Заявитель обращался в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, налоговым органом отказано в удовлетворении заявления и возврате сумм налога.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно представленному отзыву, ответчик заявленные требования не признал, указав, что требования необоснованны. Предприятие должно уплачивать законно установленные налоги. Объекты почтовой связи не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем законных оснований для применения льготы по уплате земельного налога у заявителя не имеется.
Суд, выслушав пояснения заявителя, исследовав представленные документы, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ГУ "УФПС по Иркутской области" был оплачен земельный налог за 2002 г. за земли, предоставленные организации в постоянное (бессрочное) пользование в Усть-Илимском районе Иркутской области. Оплата была произведена платежными поручениями: N 00570 от 14.03.2002, N 01330 от 19.06.2002, N 01921 от 10.09.2002, N 0257 от 01.11.2002, N 01331 от 19.06.2002, N 01344 от 20.06.2002, N 02552 от 28.11.2002, N 02553 от 28.11.2002. Всего на сумму 131582 руб. 52 коп.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая уплату названной суммы налога излишней, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 03.09.2003 N 12-10/171 о возврате излишне уплаченного налога.
Налоговая инспекция письмом от 30.09.2003 отказала в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного земельного налога, указав, что возврату подлежат излишне уплаченные суммы налога при отсутствии недоимки по налогам, пеням и штрафам. Указанные в заявлении налогоплательщика суммы не соответствуют данным лицевых счетов. Кроме того, рассмотрев представленные налогоплательщиком измененные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 - 2003 гг., налоговый орган согласно решению от 09.02.2003 N 03-09/02-118-2773 отказал в привлечении к ответственности, предложив уплатить суммы налога, при этом в решении указано, что налогоплательщик не имеет льгот по уплате земельного налога в силу ст. 12 Закона РФ "О плате за землю". Согласно государственным актам, подтверждающим предоставление земель в Усть-Илимском районе отделениям почтовой связи в бессрочное (постоянное) пользование, земельных участков в бесплатное пользование не предоставлялось.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая отказ налогового органа нарушающим права налогоплательщика, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании действий по отказу в возврате сумм налога незаконными и возврате из бюджета 131582 руб. 52 коп. излишне уплаченного земельного налога.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 НК РФ заявитель является налогоплательщиком и обязан выполнять требования, предусмотренные статьей 23 НК РФ, в частности, уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами, в установленные сроки принять решение.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Заявителю, как организации федеральной почтовой связи, земля под объекты почтовой связи предоставлена в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Доводы налоговой инспекции об отсутствии у почтовых отделений связи, являющихся структурными подразделениями ГУ "УФПС по Иркутской области", права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в связи с неосуществлением функции распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, суд находит необоснованными по следующим причинам.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Несостоятельна ссылка налогового органа на статью 21 НК РФ как единственное основание для применения налоговых льгот и невозможность использования положений о льготах, установленных Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Поэтому нормы статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" подлежат применению.
При таких обстоятельствах отказ налогового органа в возврате сумм излишне уплаченного земельного налога неправомерен.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судом установлено, что действия налогового органа по отказу в возврате сумм излишне уплаченного налога являются незаконными, то в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возврата из бюджета сумм излишне уплаченного налога.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной ИМНС России N 9 по Иркутской области по отказу в возврате сумм излишне уплаченного земельного налога.
Возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" излишне уплаченный земельный налог в сумме 131582 руб. 52 коп. из соответствующих бюджетов.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)