Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2005 N А42-13791/04-28

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 8 августа 2005 года Дело N А42-13791/04-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыкович А.В., судей Морозовой Н.А., Старченковой В.В., рассмотрев 04.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.04.2005 по делу N А42-13791/04-28 (судья Драчева Н.И.),
УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с закрытого акционерного общества "Ловозерская горно-обогатительная компания" (далее - Общество) 293658 руб. 40 коп. штрафа за неуплату налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за январь и февраль 2004 года в связи с неправомерным применением ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Решением суда первой инстанции от 05.04.2005 в удовлетворении заявления Инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает на то, что Обществом не представлен полный комплект документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов: не представлены утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР) по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России на 2004 год нормативы потерь полезных ископаемых и нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных и вмещающих (разубоживающих) породах, в связи с чем применение заявителем ставки 0 процентов за проверяемый период неправомерно. В подтверждение своих доводов Инспекция ссылается на письмо МПР от 03.08.2004, которым не утверждены нормативы потерь полезных ископаемых по Ловозерскому месторождению.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно материалам дела 15.03.2004 Общество представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДПИ за январь 2004 года, а 25.03.2004 - налоговую декларацию по НДПИ за февраль 2004 года, в которых заявило налоговую ставку 0 процентов на основании подпунктов 1 и 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ при добыче полезного ископаемого - лопаритовой руды.
Инспекция провела камеральную проверку деклараций, по результатам которой приняла решение от 10.06.2004 N 510 о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде взыскания 293658 руб. 40 коп. штрафа за неуплату НДПИ за январь и февраль 2004 года на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в связи с неправомерным применением налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной статьей 342 НК РФ. Обществу также предложено уплатить 685392 руб. НДПИ за январь 2004 года и 782900 руб. за февраль 2004 года, а также 61789 руб. 29 коп. пеней за несвоевременную уплату налога. Требование налогового органа от 10.06.2004 N 657 об уплате штрафа налогоплательщик не исполнил в добровольном порядке, в связи с чем Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что, отказывая в удовлетворении заявления Инспекции, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-01 "О недрах" и на основании лицензии на право пользования недрами серии МУР N 11548 ЭТ и N 11549 ТЭ Общество является пользователем недр на Ловозерском месторождении и осуществляет добычу лопаритовых руд на подземных рудниках "Карнасурт" и "Умбозеро".
Согласно пункту 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Постановление N 921). Согласно пункту 2 Правил, утвержденных Постановлением N 921, нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ) по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России (далее - Госгортехнадзор РФ) в составе проектной документации.
Правилами утверждения нормативов потерь, утвержденными Постановлением N 921, не установлены сроки утверждения, порядок направления их на согласование и другие существенные условия действия нормативов потерь, в том числе по ранее разведанным полезным ископаемым. Не установлено также и то, что нормативы потерь по ранее разведанным полезным ископаемым недействительны.
Приказом Минприроды России от 20.12.2004 N 737 нормативы потерь утверждены на период с 01.01.2004 по 31.12.2004 и составили для ЗАО "Ловозерская горно-обогатительная компания" по руднику "Карнасурт" - 26,6% и по руднику "Умбозеро" - 19,8%.
Следовательно, Обществом правомерно заявлена налоговая ставка 0 процентов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, а суд обоснованно отказал во взыскании штрафа, начисленного налоговым органом по этому эпизоду.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.01 N 899 (далее - Постановление N 899). Определение в соответствии с пунктом 1 Правил нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах (далее - нормативы), осуществляется МПР РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведывательных запасов.
Распоряжением МПР РФ N 408-р от 15.09.2003 утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Рекомендации).
В соответствии с Рекомендациями определение нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, осуществляется по результатам технико-экономического обоснования постоянных кондиций для подсчета разведанных запасов в пределах горного отвода.
Технико-экономическое обоснование товарных руд и эксплуатационных кондиций Ловозерского месторождения утверждено Государственной комиссией по запасам при Совете Министров СССР (протоколы от 13.11.59 N 2861, от 17.12.59 N 90, от 14.07.81 N 1606, от 24.07.81 N 1006-к, от 26.05.89 N 2354-к). Одним из ранее утвержденных параметров кондиций является содержание минералов в пробе, разграничивающее контур руды и разубоживающих пород. Тогда же утверждены и технические проекты отработки указанных месторождений с определением параметров горных выработок с указанием количества полезных ископаемых, содержащихся в руде и разубоживающих породах.
Суд первой инстанции установил, что Общество придерживается утвержденных кондиций и проектов, а правомерность применения кондиций для подсчета запасов лопаритовых руд Ловозерского месторождения также подтверждена письмом Федерального агентства по недропользованию от 28.12.2004 N 2525, в связи с чем ссылка Инспекции на письмо от 03.08.2004 является ошибочной.
В соответствии с Распоряжением МПР РФ N 408 в марте 2004 года материалы с обоснованием нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вмещающих (разубоживающих) породах, связанных с принятой технологией разработки Ловозерского месторождения, направлены в МПР РФ, повторно, через Управление природных ресурсов Мурманской области эти материалы направлены 27.05.2004. Согласно письму от 03.08.2004 МПР РФ запросило дополнительные материалы на государственную экспертизу, что свидетельствует о длительном характере оформления документов по утверждению новых нормативов на основании Постановления N 899.
Из содержания подпункта 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ следует, что законодатель ограничивает право применения налоговой ставки 0 процентов только пределами установленных нормативов, а не само право на ее применение.
Поэтому следует признать правомерным вывод суда об обоснованном применении налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по утвержденным ранее нормативам ввиду отсутствия возможности в проверенный период утвердить новые.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.04.2005 по делу N А42-13791/04-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи
МОРОЗОВА Н.А.
СТАРЧЕНКОВА В.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)