Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 апреля 2004 года Дело N А72-7308/03-Б504
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району, г. Ульяновск,
на решение от 19.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 28.01.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-7308/03-Б504
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство Латыпова Р.П." к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району, г. Ульяновск, о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в принятии решения N 16-04-33/112 от 07.07.2003,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство Латыпова Р.Т." обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Ульяновска незаконными.
До вынесения решения заявитель уточнил свои требования, указав, что он просит признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в принятии решения N 16-04-33/112 от 07.07.2003, а также признать незаконным решение N 16-04-33/112 от 07.08.2003. Данное уточнение судом первой инстанции было принято в порядке ст. 49 АПК Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 19.11.2003 требования заявителя были удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2004 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с ранее вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой указано на то, что судами первой и апелляционной инстанций был сделан необоснованный вывод о правомерности применения налогоплательщиком ставки земельного налога за 2003 г. в размере 6 руб. 48 коп. за 1 кв. м площади, поскольку, по мнению налогового органа, налогоплательщик обязан уплатить указанный налог по ставке 15,552 руб. за 1 кв. м.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 27.04.2004 9 час. 25 мин.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца, судебная коллегия кассационной инстанции считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 установлена ставка земельного налога для 3-й экономико-планировочной зоны в размере 3,6 руб. за кв. м. В соответствии со ст. 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете за 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применялись в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Аналогично устанавливается размер земельного налога и в решении Ульяновской городской Думы от 23.02.2000 N 20, п. 4 которого установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Таким образом, для 3-й экономико-планировочной зоны г. Ульяновска ставка земельного налога в 2000 г. составляла 4,32 руб.
В 2001 г. ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., применялись в том же размере для всех категорий земель согласно ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применялись в 2002 г. для всех категорий с коэффициентом 2, что для 3-й экономико-планировочной зоны г. Ульяновска означало применение ставки налога в размере 8,64 руб.
Таким образом, по мнению заявителя кассационной жалобы, в 2003 г. подлежат применению ставки земельного налога, устанавливаемые в соответствии с приложениями к ст. 7 ФЗ от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", согласно которой действовавшие в 2002 г. ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8, что составляет для 3-й экономико-планировочной системы зоны г. Ульяновска 15,552 руб.
Данный порядок исчисления ставки земельного налога, по мнению налогового органа, подтверждается Законом Ульяновской области от 29.04.2000 N 014-ЗО "Об оплате за землю на территории Ульяновской области".
В соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, учитывая экономические процессы, законодатель предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок введением поправочных коэффициентов, устанавливаемых законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1994 года.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г. для всех категорий земель.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлен повышающий коэффициент на 2003 г. - размер арендной платы за землю и ставки земельного налога, действовавший в 2002 г., применяется в 2003 г. с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка закона позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, понимается ставка, установленная местными представительными органами власти, увеличенная на поправочный коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, содержащими нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, сами коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Доводы в дополнении к отзыву налогоплательщика о том, что при принятии законов "с опозданием" коэффициент применяется только по истечении 1 месяца (с 1 апреля в 1999 г. и 1 марта в 2000 г.), несостоятельны.
В данном деле 1999 год не рассматривался, а что касается федеральных законов "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год", устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
Что касается 2003 г., то коэффициент введен ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", т.е. в соответствии с требованиями п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах представленная за 2003 г. декларация с применением налоговой ставки в размере 6 руб. 48 коп. за 1 кв. м площади не основана на требованиях приведенных норм, и у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска, в связи с чем судебные акты подлежат отмене на основании неправильного применения норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287 (п. 1, п/п. 2), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 28.01.2004 по делу N А72-7308/03-Б504 отменить, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району, г. Ульяновск, удовлетворить.
В иске Обществу с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство Латыпова Р.П." отказать.
Разрешение вопроса о взыскании государственной пошлины по делу поручить Арбитражному суду Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.04.2004 ПО ДЕЛУ N А72-7308/03-Б504
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 апреля 2004 года Дело N А72-7308/03-Б504
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району, г. Ульяновск,
на решение от 19.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 28.01.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-7308/03-Б504
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство Латыпова Р.П." к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району, г. Ульяновск, о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в принятии решения N 16-04-33/112 от 07.07.2003,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство Латыпова Р.Т." обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Ульяновска незаконными.
До вынесения решения заявитель уточнил свои требования, указав, что он просит признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в принятии решения N 16-04-33/112 от 07.07.2003, а также признать незаконным решение N 16-04-33/112 от 07.08.2003. Данное уточнение судом первой инстанции было принято в порядке ст. 49 АПК Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 19.11.2003 требования заявителя были удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2004 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с ранее вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой указано на то, что судами первой и апелляционной инстанций был сделан необоснованный вывод о правомерности применения налогоплательщиком ставки земельного налога за 2003 г. в размере 6 руб. 48 коп. за 1 кв. м площади, поскольку, по мнению налогового органа, налогоплательщик обязан уплатить указанный налог по ставке 15,552 руб. за 1 кв. м.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 27.04.2004 9 час. 25 мин.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца, судебная коллегия кассационной инстанции считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 установлена ставка земельного налога для 3-й экономико-планировочной зоны в размере 3,6 руб. за кв. м. В соответствии со ст. 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете за 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применялись в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Аналогично устанавливается размер земельного налога и в решении Ульяновской городской Думы от 23.02.2000 N 20, п. 4 которого установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Таким образом, для 3-й экономико-планировочной зоны г. Ульяновска ставка земельного налога в 2000 г. составляла 4,32 руб.
В 2001 г. ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., применялись в том же размере для всех категорий земель согласно ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применялись в 2002 г. для всех категорий с коэффициентом 2, что для 3-й экономико-планировочной зоны г. Ульяновска означало применение ставки налога в размере 8,64 руб.
Таким образом, по мнению заявителя кассационной жалобы, в 2003 г. подлежат применению ставки земельного налога, устанавливаемые в соответствии с приложениями к ст. 7 ФЗ от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", согласно которой действовавшие в 2002 г. ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8, что составляет для 3-й экономико-планировочной системы зоны г. Ульяновска 15,552 руб.
Данный порядок исчисления ставки земельного налога, по мнению налогового органа, подтверждается Законом Ульяновской области от 29.04.2000 N 014-ЗО "Об оплате за землю на территории Ульяновской области".
В соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, учитывая экономические процессы, законодатель предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок введением поправочных коэффициентов, устанавливаемых законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1994 года.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г. для всех категорий земель.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлен повышающий коэффициент на 2003 г. - размер арендной платы за землю и ставки земельного налога, действовавший в 2002 г., применяется в 2003 г. с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка закона позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, понимается ставка, установленная местными представительными органами власти, увеличенная на поправочный коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, содержащими нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, сами коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Доводы в дополнении к отзыву налогоплательщика о том, что при принятии законов "с опозданием" коэффициент применяется только по истечении 1 месяца (с 1 апреля в 1999 г. и 1 марта в 2000 г.), несостоятельны.
В данном деле 1999 год не рассматривался, а что касается федеральных законов "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год", устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
Что касается 2003 г., то коэффициент введен ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", т.е. в соответствии с требованиями п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах представленная за 2003 г. декларация с применением налоговой ставки в размере 6 руб. 48 коп. за 1 кв. м площади не основана на требованиях приведенных норм, и у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска, в связи с чем судебные акты подлежат отмене на основании неправильного применения норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287 (п. 1, п/п. 2), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 28.01.2004 по делу N А72-7308/03-Б504 отменить, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району, г. Ульяновск, удовлетворить.
В иске Обществу с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство Латыпова Р.П." отказать.
Разрешение вопроса о взыскании государственной пошлины по делу поручить Арбитражному суду Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)