Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.01.2003 N Ф09-2839/02-АК ПО ДЕЛУ N А50-10058/02

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 14 января 2003 года Дело N Ф09-2839/02-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Фирма "Региональный центр аудита" на решение от 16.09.02 и постановление апелляционной инстанции от 05.11.2002 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-10058/02 по иску ИМНС РФ по Кировскому району г. Перми о взыскании 53611 руб.
В судебном заседании приняли участие представители: истца - Картузова М.В., по дов. от 23.09.2002, специалист юридического отдела, ответчика - Зырянов Ю.П., директор, Аверьянова Л.В., по дов. от 03.08.2002.
Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

ИМНС РФ по Кировскому району г. Перми обратилась в Арбитражный суд Пермской области с иском к ООО "Фирма "Региональный центр аудита" о взыскании денежных средств в сумме 53611 руб., неосновательно приобретенных не по сделке, а в результате других незаконных действий.
Решением от 16.09.02 Арбитражного суда Пермской области исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.11.02 решение оставлено без изменения.
ООО "Фирма "Региональный центр аудита" с решением и постановлением не согласно, просит судебные акты отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что увеличение налогоплательщиком, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, стоимости услуг на сумму налога на добавленную стоимость и предъявление покупателям счетов-фактур с выделенным НДС не могут квалифицироваться как незаконные действия, поскольку реализация оказываемых услуг не освобождена от обложения НДС в соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", а юридические лица, уплачивающие единый налог с совокупного дохода, данным законом не исключены из перечня плательщиков налога на добавленную стоимость.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки ООО "Фирма "Региональный центр аудита" за период с 01.01.1999 по 30.09.2001 налоговым органом установлено, что ответчик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, при оказании в проверяемом периоде услуг выделял отдельной строкой налог на добавленную стоимость в выставляемых заказчикам счетах-фактурах и платежных документах. Стоимость услуг, увеличенная на НДС в общей сумме 53611 руб., была оплачена заказчиками, однако полученные от них в составе цены услуг суммы налога на добавленную стоимость ответчиком в бюджет не перечислялись. Данные действия общества были квалифицированы налоговым органом как неосновательное приобретение в результате незаконных действий, а денежные средства в сумме 53611 руб. - неосновательно приобретенными.
При разрешении настоящего спора суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что налоговым органом дана верная квалификация действий ответчика как незаконных.
Данный вывод суда является правильным и соответствует закону.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками налога на добавленную стоимость не являются, поскольку в данном случае уплата совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов заменяется уплатой единого налога.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг) производится по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, и в расчетных документах данная сумма налога выделяется отдельной строкой предприятиями - плательщиками НДС.
ООО "Фирма "Региональный центр аудита" применяет упрощенную систему налогообложения и, соответственно, плательщиком налога на добавленную стоимость не является. Таким образом, денежные средства в размере 53611 руб., предъявленные им к уплате заказчикам за оказанные услуги при отсутствии к тому законных оснований, являются неосновательным обогащением ответчика.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
Статьей 1102 ГК РФ предусмотрена обязанность лица (приобретателя), приобретшего без установленных законом оснований имущество за счет другого лица (потерпевшего), возвратить последнему неосновательное обогащение.
Как видно из материалов дела (акт проверки от 07.04.2002 N 12.1-06/54), в проверяемом периоде ООО "Фирма "Региональный центр аудита" неправомерно предъявлено к оплате сторонним организациям за оказанные услуги 53611 руб., в то время как данными организациями предъявлено к возмещению из бюджета 43789 руб. При таких обстоятельствах, ответчиком получено неосновательное обогащение как за счет средств бюджета, так и за счет предприятий, являющихся заказчиками услуг.
Учитывая изложенное, исковые требования налогового органа, заявленные в порядке п. 3 ст. 11 Закона РФ "О налоговых органах РФ", подлежат удовлетворению в части денежной суммы, неосновательно приобретенной ответчиком за счет средств бюджета - 43789 руб.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16.09.2002 и постановление апелляционной инстанции от 05.11.2002 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-10058/02 изменить. Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "Региональный центр аудита" г. Пермь, зарегистрированного Администрацией Кировского района г. Перми за N 868 от 11.08.1999, в доход бюджета 43789 руб. неосновательно приобретенных в результате незаконных действий и в доход федерального бюджета 1851 руб. 56 коп. госпошлины по иску.
В остальной части иска отказать.
Возвратить ООО "Региональный центр аудита" из федерального бюджета 414 руб. 52 коп. излишне уплаченной суммы госпошлины по апелляционной жалобе и 414 руб. 52 коп. по кассационной жалобе.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)