Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 2 октября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 5 октября 2007 года.
Арбитражный суд в составе:
судьи: К.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО РАО "ЕЭС России"
к ответчикам МРИ ФНС России N 9 по Нижегородской области, МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4
о возврате сумм излишне уплаченного налога в размере 1334223, 89 рублей
при участии:
от истца - К.А., дов. от 15.11.2006
от 1-го ответчика - не явился, заявил о рассмотрении дела в его
отсутствие
от 2-го ответчика - Г., дов. от 28.12.2006 N 55-05/12060-л
Суд
ОАО РАО "ЕЭС России" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о возврате МРИ ФНС России N 9 по Нижегородской области, МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 суммы излишне уплаченных налоговых платежей в общей сумме 1334223,89 рублей из них:
- суммы излишне уплаченного налога на прибыль из бюджета субъекта РФ в сумме 1008257,33 руб.,
- суммы излишне уплаченного налога на прибыль из местного бюджета РФ в сумме 325966,56 рублей.
Заявитель, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнил требования к каждому из ответчиков - просит прекратить производство по делу в отношении МРИ ФНС России N 9 по Нижегородской области, требование о возврате излишне уплаченного налога в размере 1334223,89 рублей адресовано МРИ ФНС России по КН N 4.
Также заявитель просит суд привлечь МИ ФНС 9 по Нижегородской области в качестве 3-его лица без самостоятельных требований МИ ФНС N 9 по Нижегородской области.
МРИ ФНС по КН N 4 на усмотрение суда.
Суд, рассмотрев заявленное ходатайство в порядке ст. ст. 159, 51, 49, 184 АПК РФ определил:
1. Производство по делу в отношении МРИ ФНС N 9 по Нижегородской области прекратить.
2. Привлечь МРИ ФНС N 9 к участию в деле в качестве 3-его лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Ответчик и 3-е лицо против требований возразили по мотиву направления заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога по истечении 3-х лет со дня уплаты суммы налога (т. 2 л.д. 107 - 122, 1 - 16).
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
ОАО РАО "ЕЭС России" является организацией - плательщиком налога на прибыль организаций.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты Истцом (головной организацией) налога на прибыль осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации уплачиваемые налогоплательщиком суммы налога на прибыль организаций распределяются по трем уровням бюджетной системы: в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
По месту нахождения обособленного структурного подразделения Подстанция Осиновка Арзамасского ПМЭС (ИНН 7705018828 КПП 522732001) контроль за полнотой и своевременностью уплаты Истцом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ и местный бюджет осуществляет Межрайонная Инспекция ФНС N 9 по Нижегородской области.
Истец в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, регулярно сдавал налоговые декларации и другую необходимую отчетность в налоговые органы. Истец уплачивал налог на прибыль организаций по трем уровням бюджетной системы, в том числе в бюджет субъекта РФ (Нижегородская область) и местный бюджет (Починковский район) в виде ежемесячных авансовых платежей в соответствии со статьями 286 и 287 НК РФ.
Всего в 2002 г. Истцом было уплачено налога на прибыль в бюджет субъекта РФ (Нижегородская область) в размере 19874723 рублей.
Всего в 2002 году истцом уплачен налог на прибыль в местный бюджет (Починковский район) в размере 7575663 рублей согласно платежным поручениям (л.д. 3), приложенным в материалы дела.
В дальнейшем Истец 5 марта 2005 г. в порядке статьи 81 НК РФ подал уточненный расчет (налоговую декларацию) распределения авансовых платежей и налога на прибыль за 2002 г. по месту нахождения филиала Подстанция Осиновка Арзамасского ПМЭС (т. 2 л.д. 142).
По истечении трех месяцев - срока проведения камеральной налоговой проверки налоговый орган (Ответчик) не предъявил каких-либо замечаний (возражений) по данному уточненному расчету.
Согласно уточненному расчету сумма налога на прибыль за 2002 г. по месту нахождения Подстанции Осиновка (Арзамасского ПМЭС) составила:
в бюджет субъекта РФ 6082577 руб.,
в местный бюджет 838976 руб.
Таким образом, по итогам 2002 г. у Истца образовалась переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты по месту нахождения филиала Подстанция Осиновка Арзамасского ПМЭС:
в бюджет субъекта РФ 13792146 руб. (19874723,00 руб. - 6082577 руб.),
в местный бюджет 6736687 руб. (7575663,00 руб. - 838976 руб.).
Точная сумма переплаты была установлена только при составлении актов сверки расчетов по состоянию на 31 декабря 2006 г.
Согласно акту сверки расчетов N 369 от 16.01.2007 сумма излишне уплаченного Истцом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ (Нижегородской обл.), составила по состоянию на 01.01.2006 1077482,33 руб., по состоянию на 31.12.2006 1008257,33 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 370 от 16.01.2007 (л.д. 46 т. 1) сумма излишне уплаченного Истцом налога на прибыль в местный бюджет, составила по состоянию на 01.01.2006 и по состоянию на 31.12.2006 328383,25 руб.
Таким образом, Ответчик подтвердил наличие у Истца переплаты налога на прибыль как в бюджет субъекта РФ, так и в местный бюджет.
Следует отметить, что в приведенных актах сверки числится задолженность Истца в местный бюджет в графе "Неуплаченные проценты за пользование бюджетными средствами" в размере 2416,69 руб.
В погашение данной задолженности налоговым органом 28.03.2007 принято решение о зачете имеющейся переплаты по налогу (Заключение о зачете N 4001 от 28.03.2007 (л.д. 16, т. 1).
Согласно последней сверке расчетов, составленной по состоянию на 24.04.2007 (акты N 3, N 4 от 02.05.2007; (т. 1 л.д. 50 - 59), сумма излишне уплаченного Истцом налога на прибыль составила в бюджет субъекта РФ 1008257,33 руб., в местный бюджет в размере 325966,56 руб. (32383,25 руб. - 2416,69 руб.).
Данные суммы переплаты установлены Истцом и Ответчиком без расхождений.
В октябре 2006 г. Истец обратился к Ответчикам с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций:
- из бюджета субъекта РФ - 1008257,33 руб. (письмо от 18.10.2006 N ДС-3257 направлено к МРИ ФНС N 9 по Нижегородской области, письмо от 16.05.2007 N ДС-1565 направлено к МРИ ФНС России N 4 по КН);
- из местного бюджета - 325966,56 руб. (письмо от 18.10.2006 N ДС-3256 направлено к МРИ ФНС N 9 по Нижегородской области, письмо от 16.05.2007 N ДС-1564 направлено к МРИ ФНС России N 4 по КН) (л.д. 15).
Письмом от 21.11.2006 N 517/10-28ДСП Ответчик отказал в возврате сумм излишне уплаченного налога в связи с истечением трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 78 НК РФ.
От второго ответчика ответа не поступило.
Таким образом, возврат из излишне уплаченной суммы налога Истцу произведен не был.
Судом установлено, что налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в пределах срока, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ.
Кроме того, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.01 N 173-О пропуск срока подачи заявления не препятствует организации обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления сроков исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.03 N 34-О указано, что в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению норм, которое является общеобязательным, в том числе для судов.
Поскольку о нарушении своего права на возврат суммы излишне уплаченного налога общество узнало 05.03.05 (дата подачи уточненной декларации), срок для обращения в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога не истек, ООО "РАО ЕЭС России" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога.
Ответчик не отрицал наличие излишне уплаченных Истцом сумм налога на прибыль.
В Актах сверки N 369, N 370 от 16.01.2007, N 3, N 4 от 02.05.2007 Ответчик подтвердил наличие переплаты по налогу на прибыль как в бюджет субъекта РФ, так и в местный бюджет в размерах, указанных в исковом заявлении.
Таким образом, Ответчиком были совершены действия, свидетельствующие о признании долга.
Соответственно, в соответствии со статьей 203 ГК РФ в течение срока исковой давности начинается заново.
В связи с тем, что по месту нахождения обособленного структурного подразделения подстанция Осиновка (Арзамасского ПМЭС) Истец снят с налогового учета в Межрайонной Инспекции ФНС N 9 по Нижегородской области, а по месту нахождения головной организации Истец состоит на учете в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, то в соответствии с п. 2 ст. 78 Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В связи со снятием 9 февраля 2004 г. Истца с учета в Межрайонной Инспекции ФНС N 9 по Нижегородской области по месту нахождения обособленного подразделения в связи с ликвидацией филиала Подстанция Осиновка (Арзамасского ПМЭС) (уведомление о постановке и снятии с учета - т. 1 л.д. 91), то обязанность по возврату излишне уплаченного налога лежит на МРИ ФНС России по КН N 4.
На основании ст. ст. 21, 137, 138, 142 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 201 АПК РФ суд,
обязать МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 возвратить ОАО РАО "ЕЭС России" суммы излишне уплаченных налоговых платежей в общей сумме 1334223,89 рублей из них:
- суммы излишне уплаченного налога на прибыль из бюджета субъекта РФ в сумме 1008257,33 руб.,
- суммы излишне уплаченного налога на прибыль из местного бюджета РФ в сумме 325966,56 рублей.
Взыскать с МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в пользу ОАО РАО "ЕЭС России" расходы по уплате госпошлины в размере 18171,12 рублей, перечисленную платежным поручением N 223 от 12.07.2007.
Производство по делу в отношении МРИ ФНС России N 9 по Нижегородской области прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 05.10.2007 ПО ДЕЛУ N А40-39073/07-127-233
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2007 г. по делу N А40-39073/07-127-233
Резолютивная часть решения объявлена 2 октября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 5 октября 2007 года.
Арбитражный суд в составе:
судьи: К.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО РАО "ЕЭС России"
к ответчикам МРИ ФНС России N 9 по Нижегородской области, МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4
о возврате сумм излишне уплаченного налога в размере 1334223, 89 рублей
при участии:
от истца - К.А., дов. от 15.11.2006
от 1-го ответчика - не явился, заявил о рассмотрении дела в его
отсутствие
от 2-го ответчика - Г., дов. от 28.12.2006 N 55-05/12060-л
Суд
установил:
ОАО РАО "ЕЭС России" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о возврате МРИ ФНС России N 9 по Нижегородской области, МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 суммы излишне уплаченных налоговых платежей в общей сумме 1334223,89 рублей из них:
- суммы излишне уплаченного налога на прибыль из бюджета субъекта РФ в сумме 1008257,33 руб.,
- суммы излишне уплаченного налога на прибыль из местного бюджета РФ в сумме 325966,56 рублей.
Заявитель, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнил требования к каждому из ответчиков - просит прекратить производство по делу в отношении МРИ ФНС России N 9 по Нижегородской области, требование о возврате излишне уплаченного налога в размере 1334223,89 рублей адресовано МРИ ФНС России по КН N 4.
Также заявитель просит суд привлечь МИ ФНС 9 по Нижегородской области в качестве 3-его лица без самостоятельных требований МИ ФНС N 9 по Нижегородской области.
МРИ ФНС по КН N 4 на усмотрение суда.
Суд, рассмотрев заявленное ходатайство в порядке ст. ст. 159, 51, 49, 184 АПК РФ определил:
1. Производство по делу в отношении МРИ ФНС N 9 по Нижегородской области прекратить.
2. Привлечь МРИ ФНС N 9 к участию в деле в качестве 3-его лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Ответчик и 3-е лицо против требований возразили по мотиву направления заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога по истечении 3-х лет со дня уплаты суммы налога (т. 2 л.д. 107 - 122, 1 - 16).
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
ОАО РАО "ЕЭС России" является организацией - плательщиком налога на прибыль организаций.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты Истцом (головной организацией) налога на прибыль осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации уплачиваемые налогоплательщиком суммы налога на прибыль организаций распределяются по трем уровням бюджетной системы: в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
По месту нахождения обособленного структурного подразделения Подстанция Осиновка Арзамасского ПМЭС (ИНН 7705018828 КПП 522732001) контроль за полнотой и своевременностью уплаты Истцом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ и местный бюджет осуществляет Межрайонная Инспекция ФНС N 9 по Нижегородской области.
Истец в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, регулярно сдавал налоговые декларации и другую необходимую отчетность в налоговые органы. Истец уплачивал налог на прибыль организаций по трем уровням бюджетной системы, в том числе в бюджет субъекта РФ (Нижегородская область) и местный бюджет (Починковский район) в виде ежемесячных авансовых платежей в соответствии со статьями 286 и 287 НК РФ.
Всего в 2002 г. Истцом было уплачено налога на прибыль в бюджет субъекта РФ (Нижегородская область) в размере 19874723 рублей.
Всего в 2002 году истцом уплачен налог на прибыль в местный бюджет (Починковский район) в размере 7575663 рублей согласно платежным поручениям (л.д. 3), приложенным в материалы дела.
В дальнейшем Истец 5 марта 2005 г. в порядке статьи 81 НК РФ подал уточненный расчет (налоговую декларацию) распределения авансовых платежей и налога на прибыль за 2002 г. по месту нахождения филиала Подстанция Осиновка Арзамасского ПМЭС (т. 2 л.д. 142).
По истечении трех месяцев - срока проведения камеральной налоговой проверки налоговый орган (Ответчик) не предъявил каких-либо замечаний (возражений) по данному уточненному расчету.
Согласно уточненному расчету сумма налога на прибыль за 2002 г. по месту нахождения Подстанции Осиновка (Арзамасского ПМЭС) составила:
в бюджет субъекта РФ 6082577 руб.,
в местный бюджет 838976 руб.
Таким образом, по итогам 2002 г. у Истца образовалась переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты по месту нахождения филиала Подстанция Осиновка Арзамасского ПМЭС:
в бюджет субъекта РФ 13792146 руб. (19874723,00 руб. - 6082577 руб.),
в местный бюджет 6736687 руб. (7575663,00 руб. - 838976 руб.).
Точная сумма переплаты была установлена только при составлении актов сверки расчетов по состоянию на 31 декабря 2006 г.
Согласно акту сверки расчетов N 369 от 16.01.2007 сумма излишне уплаченного Истцом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ (Нижегородской обл.), составила по состоянию на 01.01.2006 1077482,33 руб., по состоянию на 31.12.2006 1008257,33 руб.
Согласно акту сверки расчетов N 370 от 16.01.2007 (л.д. 46 т. 1) сумма излишне уплаченного Истцом налога на прибыль в местный бюджет, составила по состоянию на 01.01.2006 и по состоянию на 31.12.2006 328383,25 руб.
Таким образом, Ответчик подтвердил наличие у Истца переплаты налога на прибыль как в бюджет субъекта РФ, так и в местный бюджет.
Следует отметить, что в приведенных актах сверки числится задолженность Истца в местный бюджет в графе "Неуплаченные проценты за пользование бюджетными средствами" в размере 2416,69 руб.
В погашение данной задолженности налоговым органом 28.03.2007 принято решение о зачете имеющейся переплаты по налогу (Заключение о зачете N 4001 от 28.03.2007 (л.д. 16, т. 1).
Согласно последней сверке расчетов, составленной по состоянию на 24.04.2007 (акты N 3, N 4 от 02.05.2007; (т. 1 л.д. 50 - 59), сумма излишне уплаченного Истцом налога на прибыль составила в бюджет субъекта РФ 1008257,33 руб., в местный бюджет в размере 325966,56 руб. (32383,25 руб. - 2416,69 руб.).
Данные суммы переплаты установлены Истцом и Ответчиком без расхождений.
В октябре 2006 г. Истец обратился к Ответчикам с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций:
- из бюджета субъекта РФ - 1008257,33 руб. (письмо от 18.10.2006 N ДС-3257 направлено к МРИ ФНС N 9 по Нижегородской области, письмо от 16.05.2007 N ДС-1565 направлено к МРИ ФНС России N 4 по КН);
- из местного бюджета - 325966,56 руб. (письмо от 18.10.2006 N ДС-3256 направлено к МРИ ФНС N 9 по Нижегородской области, письмо от 16.05.2007 N ДС-1564 направлено к МРИ ФНС России N 4 по КН) (л.д. 15).
Письмом от 21.11.2006 N 517/10-28ДСП Ответчик отказал в возврате сумм излишне уплаченного налога в связи с истечением трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 78 НК РФ.
От второго ответчика ответа не поступило.
Таким образом, возврат из излишне уплаченной суммы налога Истцу произведен не был.
Судом установлено, что налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в пределах срока, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ.
Кроме того, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.01 N 173-О пропуск срока подачи заявления не препятствует организации обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления сроков исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.03 N 34-О указано, что в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению норм, которое является общеобязательным, в том числе для судов.
Поскольку о нарушении своего права на возврат суммы излишне уплаченного налога общество узнало 05.03.05 (дата подачи уточненной декларации), срок для обращения в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога не истек, ООО "РАО ЕЭС России" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога.
Ответчик не отрицал наличие излишне уплаченных Истцом сумм налога на прибыль.
В Актах сверки N 369, N 370 от 16.01.2007, N 3, N 4 от 02.05.2007 Ответчик подтвердил наличие переплаты по налогу на прибыль как в бюджет субъекта РФ, так и в местный бюджет в размерах, указанных в исковом заявлении.
Таким образом, Ответчиком были совершены действия, свидетельствующие о признании долга.
Соответственно, в соответствии со статьей 203 ГК РФ в течение срока исковой давности начинается заново.
В связи с тем, что по месту нахождения обособленного структурного подразделения подстанция Осиновка (Арзамасского ПМЭС) Истец снят с налогового учета в Межрайонной Инспекции ФНС N 9 по Нижегородской области, а по месту нахождения головной организации Истец состоит на учете в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, то в соответствии с п. 2 ст. 78 Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В связи со снятием 9 февраля 2004 г. Истца с учета в Межрайонной Инспекции ФНС N 9 по Нижегородской области по месту нахождения обособленного подразделения в связи с ликвидацией филиала Подстанция Осиновка (Арзамасского ПМЭС) (уведомление о постановке и снятии с учета - т. 1 л.д. 91), то обязанность по возврату излишне уплаченного налога лежит на МРИ ФНС России по КН N 4.
На основании ст. ст. 21, 137, 138, 142 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 201 АПК РФ суд,
решил:
обязать МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 возвратить ОАО РАО "ЕЭС России" суммы излишне уплаченных налоговых платежей в общей сумме 1334223,89 рублей из них:
- суммы излишне уплаченного налога на прибыль из бюджета субъекта РФ в сумме 1008257,33 руб.,
- суммы излишне уплаченного налога на прибыль из местного бюджета РФ в сумме 325966,56 рублей.
Взыскать с МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в пользу ОАО РАО "ЕЭС России" расходы по уплате госпошлины в размере 18171,12 рублей, перечисленную платежным поручением N 223 от 12.07.2007.
Производство по делу в отношении МРИ ФНС России N 9 по Нижегородской области прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)