Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
- от заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Д" - С., представитель по доверенности от 10.05.2007, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица - ИФНС России по Ленинскому району г. Перми - А., представитель по доверенности от 31.08.2007, предъявлено удостоверение;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 8 октября 2007 года по делу N А50-12510/2007,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д"
к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
о признании незаконным решения,
установил:
в Арбитражный суд Пермского края обратилось ООО "Д" с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми от 23.08.2007 N 07/9633/997 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 245120 руб. и доначислении налога на игорный бизнес за апрель 2007 г. в сумме 1225600 руб., пени - 38974,08 руб.
Решением арбитражного суда от 8 октября 2007 г. заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным, как несоответствующее части 1 статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ "О поддержке субъектов малого предпринимательства в РФ".
ИФНС России по Ленинскому району г. Перми с решением суда первой инстанции не согласна и просит его отменить, ссылаясь в апелляционной жалобе на неправильное применение судом к спорным правоотношениям положений ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
По мнению заявителя жалобы, в проверяемом периоде при исчислении налоговых обязательств налогоплательщику следовало применять размер ставки, действовавший в проверяемом периоде (апрель 2007 г.), то есть в размере 7500 руб. за один игровой автомат.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, и дополнил, что изменение размера ставок налога на игорный бизнес не является для налогоплательщика (с учетом периода, когда общество стало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса и периода приобретения им игровых автоматов - объектов налогообложения) ни дополнительным бременем, ни иной ранее не предусмотренной обязанностью, следовательно, не ухудшает положение субъекта малого предпринимательства.
ООО "Д" с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве, полагает, что гарантии для субъектов малого предпринимательства, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ применимы к спорным правоотношениям.
Законность и обоснованность решения проверена апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации ООО "Д" за апрель 2007 г., 23.08.2007. Инспекцией принято решение N 07/9633/997 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 245120 руб., доначислен налог на игорный бизнес в сумме 1225600 руб., пени за его неуплату - 38974,08 руб. (л.д. 11-16).
Основанием для доначисления налога и привлечения к ответственности послужило неправомерное применение заявителем по делу при расчете налога на игорный бизнес за апрель 2007 г. размера ставки, действовавшей на момент государственной регистрации предприятия (декабрь 2003 г.) в размере 1100 руб. за один игровой автомат, в то время как в проверяемом периоде законодательным актом субъекта Российской Федерации была установлена ставка в размере 7500 руб. за один игровой автомат.
Признавая решение налогового органа незаконным, суд первой инстанции исходил из наличия у заявителя права на применение гарантий, предусмотренных для субъектов малого предпринимательства ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
Данный вывод апелляционная инстанция считает ошибочным, руководствуясь следующим.
Статьей 9 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
С 01.09.2004 данная норма утратила силу в связи с ее отменой Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив в абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ период, до истечения которого на субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Таким образом, гарантии, предусмотренные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, применяются к длящимся правоотношениям, возникающим до дня официального введения нового налогового бремени.
Налог на игорный бизнес согласно ст. 14 НК РФ является региональным налогом, порядок его исчисления и уплаты предусмотрен положениями главы 29 НК РФ.
До 01.01.2004 общие принципы, на основании которых определяются плательщики налога на игорный бизнес, объекты налогообложения, налогооблагаемая база и ставки налога для организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, регулировались Федеральным законом N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".
На территории Пермской области данный налог введен в действие Законом от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области".
ООО "Д" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2003, лицензия на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений получена им 24.02.2004 (л.д. 61, 62), игровые автоматы, в отношении которых им исчислен налог по проверяемой декларации приобретены и зарегистрированы в налоговом органе в 2006 г. (октябрь) (л.д. 74-109), до указанного периода игровые автоматы налогоплательщиком не использовались.
Вышеназванные обстоятельства установлены судом на основании материалов дела, подтверждены представителем заявителя жалобы в заседании суда апелляционной инстанции, что отражено в протоколе судебного заседания.
Возможность заниматься игорной деятельностью определяется полученным разрешением на проведение азартных игр, которое легализует данную деятельность и придает ей признаки предпринимательской деятельности.
Данное разрешение получается налогоплательщиком не только в рамках процедуры лицензирования, наделяющей налогоплательщика необходимой специальной гражданской правосубъектностью, но и в рамках налоговых процедур регистрации соответствующих объектов налогообложения (ст. 366 НК РФ), которые имеют не только учетное, но и контрольно-фискальное значение.
Из анализа изложенных выше норм следует, что только наличие налогового свидетельства, выданного налогоплательщику на каждый объект налогообложения (игровой стол, игровой автомат и т.д.), дает легальные основания для проведения азартных игр на основе конкретного объекта налогообложения.
Следовательно, приобретение и использование плательщиками налога на игорный бизнес объектов налогообложения после вступления в силу гл. 29 НК РФ порождает новые налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту, ни по содержанию с длящимся налоговым правоотношением, на которое распространяется гарантия абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
Общество впервые стало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса в период действия главы 29 НК РФ, игровые автоматы как объекты налогообложения зарегистрированы им в налоговом органе в октябре 2006 г., что свидетельствует о возникновении новых, ранее не существовавших, налоговых обязательств, следовательно, гарантии, предусмотренные ст. 9 Федерального закона 14.06.1995 N 88-ФЗ на него в данном случае не распространяются, исчисление и уплата налога должна производиться по действующим в налоговом периоде ставкам.
В силу ст. 366, 369 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения налогом на игорный бизнес признаются специальное оборудование для проведения азартных игр, в том числе игровой автомат. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат пп. 2 п. 1 ст. 369 НК РФ установлены пределы налоговой ставки: от 1500 до 7500 руб.
В проверяемом периоде Законом Пермской области N 1685-296 от 30.08.2001 (в редакции Закона Пермского края от 13.12.2006 N 40-КЗ) была установлена и подлежала применению ставка налога в размере 7500 руб. за один игровой автомат, что соответствует положениям ст. 369 НК РФ.
Поскольку налоговый орган правомерно руководствовался ставкой налога, действующей в проверяемом периоде, начисление пени за неуплату налога произведено им в соответствии со ст. 75 НК РФ, применение налогоплательщиком ставки налога, действующей на момент регистрации, повлекло занижение и неуплату в бюджет налога, что образует состав налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ, принятое налоговым органом решение является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 8 октября 2007 г. по делу N А50-12510/2007 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Д" отказать.
Взыскать с ООО "Д" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2007 N 17АП-7916/2007-АК ПО ДЕЛУ N А50-12510/2007
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2007 г. N 17АП-7916/2007-АК
Дело N А50-12510/2007
при участии:
- от заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Д" - С., представитель по доверенности от 10.05.2007, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица - ИФНС России по Ленинскому району г. Перми - А., представитель по доверенности от 31.08.2007, предъявлено удостоверение;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 8 октября 2007 года по делу N А50-12510/2007,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д"
к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
о признании незаконным решения,
установил:
в Арбитражный суд Пермского края обратилось ООО "Д" с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми от 23.08.2007 N 07/9633/997 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 245120 руб. и доначислении налога на игорный бизнес за апрель 2007 г. в сумме 1225600 руб., пени - 38974,08 руб.
Решением арбитражного суда от 8 октября 2007 г. заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным, как несоответствующее части 1 статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ "О поддержке субъектов малого предпринимательства в РФ".
ИФНС России по Ленинскому району г. Перми с решением суда первой инстанции не согласна и просит его отменить, ссылаясь в апелляционной жалобе на неправильное применение судом к спорным правоотношениям положений ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
По мнению заявителя жалобы, в проверяемом периоде при исчислении налоговых обязательств налогоплательщику следовало применять размер ставки, действовавший в проверяемом периоде (апрель 2007 г.), то есть в размере 7500 руб. за один игровой автомат.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, и дополнил, что изменение размера ставок налога на игорный бизнес не является для налогоплательщика (с учетом периода, когда общество стало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса и периода приобретения им игровых автоматов - объектов налогообложения) ни дополнительным бременем, ни иной ранее не предусмотренной обязанностью, следовательно, не ухудшает положение субъекта малого предпринимательства.
ООО "Д" с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве, полагает, что гарантии для субъектов малого предпринимательства, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ применимы к спорным правоотношениям.
Законность и обоснованность решения проверена апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации ООО "Д" за апрель 2007 г., 23.08.2007. Инспекцией принято решение N 07/9633/997 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 245120 руб., доначислен налог на игорный бизнес в сумме 1225600 руб., пени за его неуплату - 38974,08 руб. (л.д. 11-16).
Основанием для доначисления налога и привлечения к ответственности послужило неправомерное применение заявителем по делу при расчете налога на игорный бизнес за апрель 2007 г. размера ставки, действовавшей на момент государственной регистрации предприятия (декабрь 2003 г.) в размере 1100 руб. за один игровой автомат, в то время как в проверяемом периоде законодательным актом субъекта Российской Федерации была установлена ставка в размере 7500 руб. за один игровой автомат.
Признавая решение налогового органа незаконным, суд первой инстанции исходил из наличия у заявителя права на применение гарантий, предусмотренных для субъектов малого предпринимательства ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
Данный вывод апелляционная инстанция считает ошибочным, руководствуясь следующим.
Статьей 9 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
С 01.09.2004 данная норма утратила силу в связи с ее отменой Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив в абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ период, до истечения которого на субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Таким образом, гарантии, предусмотренные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, применяются к длящимся правоотношениям, возникающим до дня официального введения нового налогового бремени.
Налог на игорный бизнес согласно ст. 14 НК РФ является региональным налогом, порядок его исчисления и уплаты предусмотрен положениями главы 29 НК РФ.
До 01.01.2004 общие принципы, на основании которых определяются плательщики налога на игорный бизнес, объекты налогообложения, налогооблагаемая база и ставки налога для организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, регулировались Федеральным законом N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".
На территории Пермской области данный налог введен в действие Законом от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области".
ООО "Д" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2003, лицензия на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений получена им 24.02.2004 (л.д. 61, 62), игровые автоматы, в отношении которых им исчислен налог по проверяемой декларации приобретены и зарегистрированы в налоговом органе в 2006 г. (октябрь) (л.д. 74-109), до указанного периода игровые автоматы налогоплательщиком не использовались.
Вышеназванные обстоятельства установлены судом на основании материалов дела, подтверждены представителем заявителя жалобы в заседании суда апелляционной инстанции, что отражено в протоколе судебного заседания.
Возможность заниматься игорной деятельностью определяется полученным разрешением на проведение азартных игр, которое легализует данную деятельность и придает ей признаки предпринимательской деятельности.
Данное разрешение получается налогоплательщиком не только в рамках процедуры лицензирования, наделяющей налогоплательщика необходимой специальной гражданской правосубъектностью, но и в рамках налоговых процедур регистрации соответствующих объектов налогообложения (ст. 366 НК РФ), которые имеют не только учетное, но и контрольно-фискальное значение.
Из анализа изложенных выше норм следует, что только наличие налогового свидетельства, выданного налогоплательщику на каждый объект налогообложения (игровой стол, игровой автомат и т.д.), дает легальные основания для проведения азартных игр на основе конкретного объекта налогообложения.
Следовательно, приобретение и использование плательщиками налога на игорный бизнес объектов налогообложения после вступления в силу гл. 29 НК РФ порождает новые налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту, ни по содержанию с длящимся налоговым правоотношением, на которое распространяется гарантия абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
Общество впервые стало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса в период действия главы 29 НК РФ, игровые автоматы как объекты налогообложения зарегистрированы им в налоговом органе в октябре 2006 г., что свидетельствует о возникновении новых, ранее не существовавших, налоговых обязательств, следовательно, гарантии, предусмотренные ст. 9 Федерального закона 14.06.1995 N 88-ФЗ на него в данном случае не распространяются, исчисление и уплата налога должна производиться по действующим в налоговом периоде ставкам.
В силу ст. 366, 369 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения налогом на игорный бизнес признаются специальное оборудование для проведения азартных игр, в том числе игровой автомат. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат пп. 2 п. 1 ст. 369 НК РФ установлены пределы налоговой ставки: от 1500 до 7500 руб.
В проверяемом периоде Законом Пермской области N 1685-296 от 30.08.2001 (в редакции Закона Пермского края от 13.12.2006 N 40-КЗ) была установлена и подлежала применению ставка налога в размере 7500 руб. за один игровой автомат, что соответствует положениям ст. 369 НК РФ.
Поскольку налоговый орган правомерно руководствовался ставкой налога, действующей в проверяемом периоде, начисление пени за неуплату налога произведено им в соответствии со ст. 75 НК РФ, применение налогоплательщиком ставки налога, действующей на момент регистрации, повлекло занижение и неуплату в бюджет налога, что образует состав налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ, принятое налоговым органом решение является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 8 октября 2007 г. по делу N А50-12510/2007 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Д" отказать.
Взыскать с ООО "Д" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)