Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Муриной О.Л., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Азаровой Г.П. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 30.09.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8042/05-31 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2006 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - Беспалов Н.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Муриной О.Л., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - инспекция) была проведена камеральная налоговая проверка представленной Азаровой Г.П. в инспекцию 20.10.2004 налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за третий квартал 2004 года. На основании приложенных к декларации документов (договоров аренды торговых площадей, паспортов на детские игровые автоматы "Кран-машина") инспекцией сделан вывод о том, что сорок игровых автоматов, установленных предпринимателем на арендуемых ею торговых площадях, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) являются объектами игорного бизнеса, подлежащими обложению налогом на игорный бизнес.
По результатам проверки заместителем руководителя инспекции вынесено решение от 17.01.2005 N 1701 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в виде взыскания 420000 рублей штрафа за совершение предусмотренного пунктом 7 статьи 366 Кодекса налогового правонарушения, выразившегося в отсутствии регистрации объекта налогообложения.
Поскольку требование об уплате штрафа предпринимателем в добровольном порядке не было исполнено, инспекция обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о взыскании указанной суммы.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2005 требование инспекции удовлетворено частично. С предпринимателя взыскано 40000 рублей штрафа.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 01.08.2006 оставил названные судебные акты без изменения.
При этом суды исходили из следующего.
Азарова Г.П., зарегистрированная 02.09.2003 в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (свидетельство серии АД N 1003), в третьем квартале 2004 года имела сорок детских игровых автоматов "Кран-машина" с вещевым выигрышем в виде мягкой игрушки и с момента регистрации в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей производила уплату налога по упрощенной системе налогообложения в размере 6 процентов от дохода. Игровые автоматы в налоговом органе зарегистрированы не были, что предприниматель не отрицала.
Удовлетворяя требование инспекции, суды руководствовались положениями главы 29 Кодекса, введенной в действие согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", согласно которым игровые автоматы с любым видом выигрыша с 01.01.2004 признавались объектом обложения налогом на игорный бизнес.
По мнению судов, изменение с 01.01.2004 правового регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ являлось общеизвестным фактом и обязывало предпринимателя зарегистрировать игровые автоматы в качестве объекта обложения названным налогом.
При взыскании штрафа судами учтены смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем его сумма снижена до 40000 рублей.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций Азарова Г.П. просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судами положений Кодекса, повлекшее нарушение единообразия в толковании и применении норм права.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, заявление инспекции о взыскании с предпринимателя штрафа - оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, новая норма налогового законодательства не подлежит применению на основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
В силу положений статьи 17 Кодекса объект налогообложения является элементом налогообложения.
Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" объектом обложения этим налогом признавался игровой автомат, используемый для проведения азартных игр с денежным выигрышем.
Таким образом, приобретя детские игровые автоматы "Кран-машина" с получением выигрыша в вещевой форме, Азарова Г.П. не стала плательщиком налога на игорный бизнес и у нее не возникло обязанности регистрировать эти игровые автоматы в налоговом органе.
Признание на основании статьи 364 Кодекса данных игровых автоматов объектом обложения налогом на игорный бизнес повлекло возложение на предпринимателя дополнительного налогового бремени, связанного с необходимостью исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога на игорный бизнес, что недопустимо.
Поскольку Азарова Г.П. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 02.09.2003 и с этого момента осуществляла предпринимательскую деятельность с использованием указанных игровых автоматов, ее деятельность подлежит налогообложению в порядке, действовавшем в данный налоговый период.
Учитывая, что введение нового правового регулирования не привело к возникновению у предпринимателя объекта обложения налогом на игорный бизнес и игровые автоматы с получением выигрыша в вещевой форме были установлены до 01.01.2004 (то есть в то время, когда обязанность по их регистрации отсутствовала), оснований для привлечения Азаровой Г.П. к налоговой ответственности по пункту 7 статьи 366 Кодекса не имелось.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, поэтому согласно пункту 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
решение суда первой инстанции от 30.09.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8042/05-31 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2006 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю о взыскании с предпринимателя Азаровой Г.П. 420000 рублей штрафа отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 10.04.2007 N 13381/06 ПО ДЕЛУ N А03-8042/05-31
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2007 г. N 13381/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Муриной О.Л., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Азаровой Г.П. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 30.09.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8042/05-31 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2006 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - Беспалов Н.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Муриной О.Л., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - инспекция) была проведена камеральная налоговая проверка представленной Азаровой Г.П. в инспекцию 20.10.2004 налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за третий квартал 2004 года. На основании приложенных к декларации документов (договоров аренды торговых площадей, паспортов на детские игровые автоматы "Кран-машина") инспекцией сделан вывод о том, что сорок игровых автоматов, установленных предпринимателем на арендуемых ею торговых площадях, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) являются объектами игорного бизнеса, подлежащими обложению налогом на игорный бизнес.
По результатам проверки заместителем руководителя инспекции вынесено решение от 17.01.2005 N 1701 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в виде взыскания 420000 рублей штрафа за совершение предусмотренного пунктом 7 статьи 366 Кодекса налогового правонарушения, выразившегося в отсутствии регистрации объекта налогообложения.
Поскольку требование об уплате штрафа предпринимателем в добровольном порядке не было исполнено, инспекция обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о взыскании указанной суммы.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2005 требование инспекции удовлетворено частично. С предпринимателя взыскано 40000 рублей штрафа.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 01.08.2006 оставил названные судебные акты без изменения.
При этом суды исходили из следующего.
Азарова Г.П., зарегистрированная 02.09.2003 в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (свидетельство серии АД N 1003), в третьем квартале 2004 года имела сорок детских игровых автоматов "Кран-машина" с вещевым выигрышем в виде мягкой игрушки и с момента регистрации в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей производила уплату налога по упрощенной системе налогообложения в размере 6 процентов от дохода. Игровые автоматы в налоговом органе зарегистрированы не были, что предприниматель не отрицала.
Удовлетворяя требование инспекции, суды руководствовались положениями главы 29 Кодекса, введенной в действие согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", согласно которым игровые автоматы с любым видом выигрыша с 01.01.2004 признавались объектом обложения налогом на игорный бизнес.
По мнению судов, изменение с 01.01.2004 правового регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ являлось общеизвестным фактом и обязывало предпринимателя зарегистрировать игровые автоматы в качестве объекта обложения названным налогом.
При взыскании штрафа судами учтены смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем его сумма снижена до 40000 рублей.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций Азарова Г.П. просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судами положений Кодекса, повлекшее нарушение единообразия в толковании и применении норм права.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, заявление инспекции о взыскании с предпринимателя штрафа - оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, новая норма налогового законодательства не подлежит применению на основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
В силу положений статьи 17 Кодекса объект налогообложения является элементом налогообложения.
Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" объектом обложения этим налогом признавался игровой автомат, используемый для проведения азартных игр с денежным выигрышем.
Таким образом, приобретя детские игровые автоматы "Кран-машина" с получением выигрыша в вещевой форме, Азарова Г.П. не стала плательщиком налога на игорный бизнес и у нее не возникло обязанности регистрировать эти игровые автоматы в налоговом органе.
Признание на основании статьи 364 Кодекса данных игровых автоматов объектом обложения налогом на игорный бизнес повлекло возложение на предпринимателя дополнительного налогового бремени, связанного с необходимостью исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога на игорный бизнес, что недопустимо.
Поскольку Азарова Г.П. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 02.09.2003 и с этого момента осуществляла предпринимательскую деятельность с использованием указанных игровых автоматов, ее деятельность подлежит налогообложению в порядке, действовавшем в данный налоговый период.
Учитывая, что введение нового правового регулирования не привело к возникновению у предпринимателя объекта обложения налогом на игорный бизнес и игровые автоматы с получением выигрыша в вещевой форме были установлены до 01.01.2004 (то есть в то время, когда обязанность по их регистрации отсутствовала), оснований для привлечения Азаровой Г.П. к налоговой ответственности по пункту 7 статьи 366 Кодекса не имелось.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, поэтому согласно пункту 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 30.09.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8042/05-31 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2006 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю о взыскании с предпринимателя Азаровой Г.П. 420000 рублей штрафа отказать.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
А.А.ИВАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)