Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2007 N 17АП-8187/2007-АК ПО ДЕЛУ N А50-10514/2007

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2007 г. N 17АП-8187/2007-АК


Дело N А50-10514/2007


Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Б.: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми: В., удостоверение N 066880, доверенность от 12.01.2007 г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
индивидуального предпринимателя Б.
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 4 октября 2007 года
по делу N А50-10514/2007,
по заявлению индивидуального предпринимателя Б.
к ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми
об оспаривании решения,
установил:

индивидуальный предприниматель Б. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 05.07.2007 г. N 255/12-16/9975дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.10.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для доначисления налога на игорный бизнес, пени и штрафа в связи с правомерным применением предпринимателем ставки налога в размере 1100 рублей, действовавшей на момент его государственной регистрации.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, что не препятствует рассмотрению дела в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица пояснил, что оспариваемое решение налогового органа вынесено законно и обоснованно, доначисление налога на игорный бизнес по результатам камеральной проверки представленной налоговой декларации по этому налогу произведено инспекцией правомерно, так как к спорным правоотношениям положения ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не применимы, поскольку игровые автоматы, являющиеся объектом налогообложения были зарегистрированы после вступления в силу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя налогового органа, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИП Б. поставлен на налоговый учет по месту жительства в ИФНС России по Свердловскому району г. Перми. Лицензия N 002885 на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений выдана ему сроком с 16.10.2003 г. по 16.10.2008 г.
В связи с установкой в августе 2006 года пяти объектов налогообложения налогом на игорный бизнес на территории, подведомственной ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, по заявлению предпринимателя эти объекты были зарегистрированы в этом налоговом органе.
В представленной предпринимателем в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за январь 2007 г. налог исчислен с применением налоговой ставки 1100 руб.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем первичной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за январь 2007 года. По результатам проверки, оформленной актом камеральной налоговой проверки от 21.05.2007 г., налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.07.2007 г. N 255/12-16/9975дсп, согласно которому предпринимателю доначислен налог на игорный бизнес за январь 2007 года в сумме 9 750 руб., пени в размере 457 руб. 92 коп. и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 950 руб. Предложено уплатить сумму неуплаченного налога в размере 12500 руб., пени и штраф.
Из решения налогового органа следует, что по заявлению от 01.08.2006 г. зарегистрировано 5 игровых автоматов. 08.01.2007 г. ИП Б. обратился в налоговый орган с заявлением о регистрации изменений (снятии с регистрации) объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (5 игровых автоматов).
По количеству объектов налогообложения между сторонами спора нет.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении предпринимателем при расчете налога ставки в размере 1100 руб., в то время как в проверяемом периоде действовала ставка установленная ст. 46 Закона Пермской области от 29.12.2005 г. N 2771-621 "О налогообложении в Пермской области" в размере 5000 руб., что привело к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Полагая, что данное решение налогового органа незаконно, и при исчислении налога на игорный бизнес подлежит применению ставка налога, установленная на момент его регистрации (1100 рублей за один игровой автомат), предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения инспекции о начисления налога на игорный бизнес, соответствующих пеней и штрафа в связи с тем, что обязанность по исчислению налога по ставке 5000 руб. возникла у предпринимателя с момента регистрации игровых автоматов по месту их установки.
Данный вывод суда является законным и обоснованным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 365 Налогового кодекса РФ главы 29 Кодекса, введенной в действие с 01.01.2004 г., плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения являются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы (п. 1 ст. 366 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 366 НК РФ налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ).
Из анализа вышеназванных норм следует, что лицо становится налогоплательщиком и у него возникает обязанность исчисления и уплаты налога на игорный бизнес в порядке, установленном действующим законодательством, именно с подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес.
Нормами ст. 1, 368 НК РФ определено, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов, а налоговым периодом признается календарный месяц.
В соответствии со ст. 46 Закона от 30.08.2001 г. N 1685 "О налогообложении в Пермской области" с 01.10.2001 г. ставка налога была определена в кратном размере от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, и составляла в месяц по игровым автоматам 11 МРОТ.
Учитывая, что с 1 января 2001 г. базовая сумма равнялась 100 рублям, то ставка налога в 2003 г. составила 1 100 рублей.
Законом Пермской области от 31.10.2003 г. N 1053-212 и Законом Пермского края от 29.12.2005 г. N 2771-621 изменены ставки налога на игорный бизнес, которые составили с 01.01.2004 г. - 2200 руб., а с 01.03.2006 г. - 5000 руб. за один игровой автомат.
В силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации (утратила силу с 01.01.2005 г.).
Утрата силы статьей 9 Закона N 88-ФЗ (на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...") не влияет на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.
Из правовой позиции сформулированной Конституционным судом РФ в определениях от 01.07.1999 г. N 111-О, от 05.06.2003 г. N 277-О, от 04.12.2003 г. N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 г. N 11-П следует, что ст. 9 Закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
С 01.01.2004 г. вступила в силу глава 29 Налогового кодекса РФ "О налоге на игорный бизнес". Названной главой определены все условия налогообложения, в том числе ставка налога, которая в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ для игровых автоматов устанавливается законами субъектов РФ в пределах от 1500 руб. до 7500 руб., а также предусмотрено установление конкретной ставки налога законами субъекта РФ в установленных пределах.
Таким образом, уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам не должна производиться налогоплательщиком, если он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности и начал осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса до введения в действие главы 29 НК РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности.
После получения лицензии лицо получает право на занятие определенным видом деятельности, но налоговое правоотношение по налогу на игорный бизнес с этого момента не возникает. Обязанность по уплате налога на игорный бизнес возникает у лица при наличии у него объекта обложения налогом на игорный бизнес - игрового автомата.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что фактически на территории, подведомственной Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми, деятельность в сфере игорного бизнеса ИП Б. начал осуществлять только с августа 2006 г.
Следовательно, в данном случае гарантии, предусмотренные абз. 2 ч. 1 ст. 9 закона N 88-ФЗ, на налогоплательщика не распространяются.
На начало фактического осуществления заявителем деятельности в сфере игорного бизнеса действовала ставка налога, установленная Законом Пермского края от 29.12.2005 г. N 2771-621, в размере 5000 руб. за игровой автомат. В проверяемый период размер указанной ставки не менялся.
Поскольку предприниматель начал осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса с августа 2006 г., то есть после введения в действие главы 29 НК РФ, осуществляемая им деятельность в сфере игорного бизнеса подлежит налогообложению в порядке, установленном указанной главой. При этом реализация законодательными органами субъектов РФ полномочий, предоставленных им ст. 369 НК РФ по установлению ставки налога в пределах, определенных Кодексом, не изменяет действующего в отношении налогоплательщика порядка налогообложения.
Согласно п. 4 ст. 370 НК РФ при выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
При таких обстоятельствах сумма налога, подлежащая уплате за январь 2007 г. составила 12500 руб. (5 автоматов x 2500 руб. (1/2 от ставки 5000 руб.). Поскольку в декларации налог указан в размере 2750 руб., то налоговым органом правомерно доначислен налог на игорный бизнес за январь 2007 г. в сумме 9750 руб., пени за его неуплату в размере 457 руб. 92 коп. и применена налоговая ответственность по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ и заключающаяся в том, что неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не может применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона в силу абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 09.07.2004 N 242-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П).
Довод предпринимателя о том, что на него распространяются гарантии, предусмотренные ст. 9 Закона N 88-ФЗ, судом первой инстанции правомерно отклонен, так как в связи с регистрацией 01.08.2006 г. 5 игровых автоматов у предпринимателя возникли новые налоговые обязательства, не существовавшие в момент его государственной регистрации в 2003 году.
Ссылка заявителя на судебно-арбитражную практику, а именно на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.07.2007 г. отклонена, поскольку не отражает специфики и конкретных обстоятельств данного дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованном доначислении предпринимателю налога на игорный бизнес, и наличии оснований для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и начисления пени за неуплату налога согласно ст. 75 НК РФ.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 4 октября 2007 года по делу N А50-10514/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Б. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)