Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 апреля 2005 года Дело N А56-29899/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., при участии от открытого акционерного общества "КапЛист" Кадун Н.А. (доверенность от 11.02.05 N 15), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу Пыжьяновой М.С. (доверенность от 29.12.04 N 15-25/22935), рассмотрев 19.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "КапЛист" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.04 по делу N А56-29899/04 (судья Захаров В.В.),
Открытое акционерное общество "КапЛист" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 21.04.04 N 17-25-7/7060 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федеральной по налогам и сборам N 2 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу; далее - инспекция), а также об обязании налогового органа возвратить на расчетный счет общества 2763773 руб. 79 коп. излишне уплаченного в 2003 году земельного налога.
Решением суда от 15.12.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 15.12.04 и удовлетворить его заявление. По мнению подателя жалобы, законы о федеральном бюджете на соответствующий год, вводившие поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога, не подлежат применению, так как: приняты за пределами компетенции федерального законодателя, установленной в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); не относятся к законодательству о налогах и сборах; по порядку принятия не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 5 НК РФ.
Кроме того, общество считает, что дифференцированные ставки земельного налога, установленные Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон от 26.06.98 N 129-21), не могут превышать средних ставок, предусмотренных Законом Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю). Заявитель также указывает на то, что с учетом противоречий и неясностей законодательства о земельном налоге суд должен применять положения пункта 7 статьи 3 НК РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество уплатило в 2003 году земельный налог, последовательно применяя каждый из ежегодно вводимых соответствующими федеральными законами поправочных коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом Санкт-Петербурга.
Считая, что введение коэффициентов произведено с нарушением действующего законодательства, общество представило в налоговый орган уточненную декларацию за 2003 год, согласно которой подлежащий уплате земельный налог исчислен по ставкам, установленным Законом от 26.06.98 N 129-21, без применения поправочных коэффициентов, и обратилось с заявлением о возврате 2763773 руб. 79 коп. излишне уплаченного земельного налога.
По итогам камеральной проверки представленной заявителем декларации инспекция приняла решение от 21.04.04 N 17-25-7/7060 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, доначислении обществу 2763773 руб. 79 коп. земельного налога.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные налоги определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона о плате за землю земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы этих зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города.
Дифференцированные ставки земельного налога в Санкт-Петербурге в зависимости от зон градостроительной ценности и административных районов установлены Законом от 26.06.98 N 129-21.
Довод общества о том, что дифференцированные ставки не могут превышать средних ставок, предусмотренных Законом о плате за землю, отклоняется кассационной инстанцией. По буквальному смыслу статьи 8 Закона о плате за землю дифференциация ставок земельного налога предполагает как уменьшение, так и увеличение их относительно средних.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в городе Санкт-Петербурге - Законом от 26.06.98 N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в Санкт-Петербурге в 2003 году является ставка, установленная нормативным актом города Санкт-Петербурга, увеличенная в 8,64 раза.
Вопросы компетенции федерального законодателя относительно индексации ставок земельного налога и порядка введения в действие соответствующих федеральных законов применительно к пункту 1 статьи 5 НК РФ исследовались Конституционным Судом Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, федеральный законодатель, устанавливая коэффициент индексации ставок земельного налога, действовал в пределах своих конституционных полномочий.
Довод общества о том, что федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год не относятся к законодательству о налогах и сборах, не принимается во внимание, поскольку названные нормативные правовые акты являются комплексными, содержащими, в том числе и налоговые правовые нормы.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку общества на положения пункта 7 статьи 3 НК РФ о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, поскольку принятием высшими судебными органами России актов, содержащих толкование положений законодательства в сфере взимания земельного налога (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.02.04 N 5063/03, решение Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ03-1422), все неясности правового регулирования в указанной сфере устранены.
Доначисленную обжалуемым решением сумму налога повторно уплатить налоговый орган не требовал, а произвел зачет имеющейся переплаты, в связи с чем у общества отсутствует переплата по налогу, а следовательно, и основания для возврата этой суммы.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.04 по делу N А56-29899/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "КапЛист" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.04.2005 N А56-29899/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2005 года Дело N А56-29899/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., при участии от открытого акционерного общества "КапЛист" Кадун Н.А. (доверенность от 11.02.05 N 15), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу Пыжьяновой М.С. (доверенность от 29.12.04 N 15-25/22935), рассмотрев 19.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "КапЛист" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.04 по делу N А56-29899/04 (судья Захаров В.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "КапЛист" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 21.04.04 N 17-25-7/7060 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федеральной по налогам и сборам N 2 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу; далее - инспекция), а также об обязании налогового органа возвратить на расчетный счет общества 2763773 руб. 79 коп. излишне уплаченного в 2003 году земельного налога.
Решением суда от 15.12.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 15.12.04 и удовлетворить его заявление. По мнению подателя жалобы, законы о федеральном бюджете на соответствующий год, вводившие поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога, не подлежат применению, так как: приняты за пределами компетенции федерального законодателя, установленной в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); не относятся к законодательству о налогах и сборах; по порядку принятия не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 5 НК РФ.
Кроме того, общество считает, что дифференцированные ставки земельного налога, установленные Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон от 26.06.98 N 129-21), не могут превышать средних ставок, предусмотренных Законом Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю). Заявитель также указывает на то, что с учетом противоречий и неясностей законодательства о земельном налоге суд должен применять положения пункта 7 статьи 3 НК РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество уплатило в 2003 году земельный налог, последовательно применяя каждый из ежегодно вводимых соответствующими федеральными законами поправочных коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом Санкт-Петербурга.
Считая, что введение коэффициентов произведено с нарушением действующего законодательства, общество представило в налоговый орган уточненную декларацию за 2003 год, согласно которой подлежащий уплате земельный налог исчислен по ставкам, установленным Законом от 26.06.98 N 129-21, без применения поправочных коэффициентов, и обратилось с заявлением о возврате 2763773 руб. 79 коп. излишне уплаченного земельного налога.
По итогам камеральной проверки представленной заявителем декларации инспекция приняла решение от 21.04.04 N 17-25-7/7060 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, доначислении обществу 2763773 руб. 79 коп. земельного налога.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные налоги определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона о плате за землю земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы этих зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города.
Дифференцированные ставки земельного налога в Санкт-Петербурге в зависимости от зон градостроительной ценности и административных районов установлены Законом от 26.06.98 N 129-21.
Довод общества о том, что дифференцированные ставки не могут превышать средних ставок, предусмотренных Законом о плате за землю, отклоняется кассационной инстанцией. По буквальному смыслу статьи 8 Закона о плате за землю дифференциация ставок земельного налога предполагает как уменьшение, так и увеличение их относительно средних.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в городе Санкт-Петербурге - Законом от 26.06.98 N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в Санкт-Петербурге в 2003 году является ставка, установленная нормативным актом города Санкт-Петербурга, увеличенная в 8,64 раза.
Вопросы компетенции федерального законодателя относительно индексации ставок земельного налога и порядка введения в действие соответствующих федеральных законов применительно к пункту 1 статьи 5 НК РФ исследовались Конституционным Судом Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, федеральный законодатель, устанавливая коэффициент индексации ставок земельного налога, действовал в пределах своих конституционных полномочий.
Довод общества о том, что федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год не относятся к законодательству о налогах и сборах, не принимается во внимание, поскольку названные нормативные правовые акты являются комплексными, содержащими, в том числе и налоговые правовые нормы.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку общества на положения пункта 7 статьи 3 НК РФ о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, поскольку принятием высшими судебными органами России актов, содержащих толкование положений законодательства в сфере взимания земельного налога (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.02.04 N 5063/03, решение Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ03-1422), все неясности правового регулирования в указанной сфере устранены.
Доначисленную обжалуемым решением сумму налога повторно уплатить налоговый орган не требовал, а произвел зачет имеющейся переплаты, в связи с чем у общества отсутствует переплата по налогу, а следовательно, и основания для возврата этой суммы.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.04 по делу N А56-29899/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "КапЛист" - без удовлетворения.
Председательствующий
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)