Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
- от заявителя (ООО "З") - С. (представитель по доверенности от 10.06.2007, предъявлен паспорт); К. (представитель по доверенности от 24.06.2007, предъявлен паспорт); Я. (представитель по доверенности от 24.06.2007, предъявлен паспорт);
- от заинтересованных лиц:
- (ИФНС России по Ленинскому району г. Перми) - Б. (представитель по доверенности от 10.10.2007, предъявлено удостоверение); Н. (представитель по доверенности от 03.09.2007, предъявлено удостоверение);
- (Управление Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю) - Д. (представитель по доверенности от 09.01.2007, предъявлено удостоверение);
- рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
УФНС России по Пермскому краю, ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10.08.2007
по делу N А50-8375/2007-А1,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "З"
к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, УФНС России по Пермскому краю
об оспаривании ненормативных правовых актов,
в Арбитражный суд Пермского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "З" с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительными решения ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 26.04.2007 N 04/41/57дсп в части взыскания налога на игорный бизнес в сумме 6500000 руб. и соответствующих пени, привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.2 НК РФ в размере 2550000 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1300000 руб., требования об уплате N 1564, а также решения Управления ФНС России по Пермскому краю от 15.06.2007 N 18-23/234.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.08.2007 решение инспекции в оспариваемой части, а также решение управления признаны недействительными. Требование признано недействительным в части уплаты налога на игорный бизнес в сумме 6500000 руб., соответствующих пени, а также штрафов в сумме, превышающей 410000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения требований, ответчики обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалоб налоговые органы указывают на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств. По мнению заинтересованных лиц доначисление обществу сумм налога на игорный бизнес, соответствующих пени и штрафов произведено правомерно, поскольку каждое территориально обособленное подразделение букмекерской конторы является самостоятельным объектом налогообложения налогом на игорный бизнес - кассой букмекерской конторы.
Заявитель представил письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает, указывает на то, что кассой букмекерской конторы, где осуществляется общий учет сумм принятых ставок и выплат выигрышей является только головное подразделение, иные обособленные подразделения к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес не относятся, понятию кассы букмекерской конторы не отвечают, общий учет сумм ставок и выигрышей не ведут.
В заседании суда апелляционной инстанции представители налоговых органов поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Представители общества доводы апелляционных жалоб отклонили по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального законодательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда законно, обосновано и отмене или изменению не подлежит.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности ООО "З" за период с 01.01.2006 по 31.10.2006 по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на игорный бизнес, результаты которой оформлены актом от 30.03.2007 N 04/41дсп (т 1, л.д. 33), ИФНС России по Ленинскому району г. Перми принято решение от 26.04.2007 N 04/41/57дсп, которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на игорный бизнес в виде штрафа в сумме 1320000 руб., п. 1 ст. 129.2 НК РФ за нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых автоматов и касс букмекерской конторы в виде штрафа в общей сумме 2940000 руб. Указанным решением произведено доначисление налога на игорный бизнес в размере 6600000 руб., а также соответствующих пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога в сумме 694528,68 руб. (т., л.д. 13-20).
При этом основанием для начисления налога на игорный бизнес в сумме 6500000 руб., соответствующих пени и штрафов по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 129.2 Налогового кодекса РФ, послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком количества и нарушения порядка регистрации объектов налогообложения - касс букмекерской конторы, к которым, в силу ст. 364, 366 НК РФ, относится каждое территориально обособленное подразделение БК "А".
Не согласившись с принятым налоговой инспекцией решением, общество обратилось с жалобой, содержащей требование о его отмене в УФНС России по Пермскому краю (т 1, л.д. 81).
Решением УФНС России по Пермскому краю от 15.06.2007 N 12-23/234 решение инспекции признано правомерным, жалоба организации оставлена без удовлетворения (т 1, л.д. 89).
На основании решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщику инспекцией выставлено требование N 1564 от 19.06.2007 об уплате в добровольном порядке начисленных налога, пени и штрафа в срок до 29.06.2007 (т 1, л.д. 12).
Полагая, что решения налоговых органов и требование об уплате являются незаконными, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий налогового органа по доначислению налога на игорный бизнес в сумме 6500000 руб., соответствующих пени и штрафов по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 129.2 НК РФ, в связи с недоказанностью соответствия пунктов приема ставок БК "А" требованиям, предъявляемым Налоговым кодексом РФ к кассам букмекерской конторы.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и налоговому законодательству РФ.
Согласно ст. 364 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и(или) платы за проведение азартных игр и(или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 Кодекса).
В соответствии со ст. 364, п.п. 4 п. 1 ст. 366 Кодекса объектом налогообложения, в том числе, является касса букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
На основании ст. 367 Кодекса по каждому из объектов налогообложения, указанных в статье 366 Кодекса, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
В силу пп. 2, 3 ст. 366 Кодекса каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Из материалов дела видно, что общество имеет лицензию N 000003 от 25.10.2002 на право осуществления деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений с 25.10.2002 по 25.10.2007 (т 5, л.д. 137).
Деятельность по организации букмекерской конторы общество осуществляет через 18 объединенных в единую систему обособленных подразделений, которые принимают ставки, а также выплачивают соответствующие выигрыши. Касса букмекерской конторы общества зарегистрирована налоговым органом по адресу нахождения головного подразделения: г. Пермь, ул. Крисанова, 12.
В декларациях по налогу на игорный бизнес в проверенном периоде общество, помимо других объектов налогообложения, отражало сведения об одной кассе букмекерской конторы, расположенной в г. Пермь, по ул. Крисанова, 12, соответственно исчисляло и уплачивало налог в бюджет (т 4, л.д. 38-98).
По результатам проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что каждое из остальных 17 обособленных подразделений БК "А" также является кассой букмекерской конторы, однако данные объекты налогообложения в установленном порядке налогоплательщиком не зарегистрированы, соответствующие суммы налога не исчислялись и не уплачивались. Указанные выводы послужили основанием для дополнительного начисления обществу налога на игорный бизнес в сумме 6500000 руб., соответствующих пени, а также привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 129.2 Налогового кодекса РФ.
Действительно, материалами дела подтверждается и не оспаривается самим заявителем факт того, что каждый обособленный пункт букмекерской конторы осуществляет прием ставок клиентов и производит соответствующие выплаты по выигрышным билетам.
Между тем, налоговой инспекцией по результатам проверки сделан вывод о невозможности осуществления территориальными обособленными подразделениями БК "А" расчета коэффициентов и определения суммы выигрыша. Указанный вывод отражен в оспариваемом решении о привлечении к налоговой ответственности и подтверждается заключением специалиста ФГУП "Н" от 14.03.2007, а также заключением эксперта 54 от 25.07.2007 (т 1, л.д. 19, 63; т 7, л.д. 159).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.03.2003 N 120-О указал, что под объектом обложения налогом на игорный бизнес понимаются не сами по себе денежные средства, которые могут находиться в кассе игорного заведения, а специально оборудованное место в игорном заведении, в котором производится учет принятых игорным заведением ставок и расчетным путем определяется сумма выигрыша (в тотализаторе, букмекерской конторе).
Все операции, связанные с расчетом (в том числе коэффициентов) выигрыша, выполняются программным обеспечением основного сервера, расположенного в г. Москва.
Как следует из заключения специалиста ФГУП "Н" от 14.03.2007, программа, которая используется в пунктах приема ставок, не позволяет букмекерам доступа к общей информации о ставках, сделанных во всех обособленных подразделениях БК "А". Однако при доступе с рабочего места менеджера, расположенного в головном подразделении, программа позволяет видеть всю информацию по всем пунктам приема ставок, а также отчет за день о количестве сыгранных билетов, номерах выигрышных и невыигрышных билетов, суммах выигрыша (т 1, л.д. 62).
Пункты приема ставок БК "А" составляют ежедневные отчеты о суммах принятых ставок и выплаченных выигрышах, указанные отчеты направляются в головное подразделение, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 12, где ведется общий учет результатов деятельности всех обособленных подразделений букмекерской конторы, данные которого отражаются организацией в документах бухгалтерского учета. Пункты приема ставок не имеют возможности самостоятельного расчета коэффициентов и выигрышей, хранения выполненных ставок.
Таким образом, общество располагает множеством обособленных подразделений, объединенных в единую сеть, пункты приема ставок между собой не связаны и какой-либо информацией о количестве ставок, размерах выплат игрокам в других обособленных подразделениях не располагают.
Письмами МНС РФ от 28.07.2004 N 22-1-14/1326@, от 16.01.2004 N 22-1-15/47-Б583, от 24.12.2003 N 22-1-14/2575@ разъяснено, что организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, в части организации букмекерской конторы (тотализатора) может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. При этом общая сумма сделанных ставок может учитываться как в головном подразделении организации, организующей букмекерскую контору (тотализатор), так и в самих пунктах этой букмекерской конторы.
При определении количества объектов обложения налогом на игорный бизнес у букмекерской конторы, имеющей сеть пунктов, объединенных в единую систему, следует также иметь в виду, что специфика данного вида предпринимательской деятельности требует специально оборудованного места для осуществления приема ставок и выплат соответствующих выигрышей.
Поэтому в том случае, если организация букмекерской конторы (тотализатора) позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса РФ, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться каждое территориально обособленное структурное подразделение букмекерской конторы. Если же организация букмекерской конторы не позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения в соответствии с указанной выше главой, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться головное подразделение организации.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 364 Налогового кодекса РФ, правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 07.03.2003 N 120-О, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорные обособленные пункты приема ставок БК "А" не соответствуют определению "касса букмекерской конторы", следовательно, не являются объектом обложения налогом на игорный бизнес.
Доводы апелляционных жалоб о том, что каждое обособленное подразделение букмекерской конторы является кассой букмекерской конторы, судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным основаниям.
Также не подлежат удовлетворению доводы апелляционной жалобы УФНС России по Пермскому краю о неправомерном взыскании с него государственной пошлины в сумме 2000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При подаче иска заявителем была уплачена государственная пошлина, в том числе за требование о признании недействительным решения Управления ФНС России по Пермскому краю от 15.06.2007 N 18-23/234 в сумме 2000 руб., поскольку судом требования заявителя в данной части удовлетворены в полном объеме, уплаченная госпошлина подлежит взысканию с ответчика.
Из решения УФНС России по Пермскому краю от 15.06.2007 следует, что вопрос о правомерности решения инспекции в части доначисления налога, пени и штрафов в связи с нарушением налогоплательщиком установленного порядка регистрации игровых аппаратов вышестоящим налоговым органом не исследовался, решение управления содержит выводы только относительно касс букмекерской конторы БК "А", поэтому требования заявителя о признании недействительным решения управления подлежат удовлетворению в полном объеме, а соответствующие доводы апелляционной жалобы отклонению.
Госпошлина по апелляционным жалобам относится на Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Перми и Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежит взысканию на основании ст. 333.21 Налогового кодекса РФ и п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ" в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей с каждого налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 августа 2007 года по делу N А50-8375/2007-А1 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Перми и Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
2. Взыскать с Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Перми и Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционным жалобам в сумме 1000 рублей с каждого налогового органа.
3. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2007 N 17АП-6822/07-АК ПО ДЕЛУ N А50-8375/2007-А1
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2007 г. N 17АП-6822/07-АК
Дело N А50-8375/2007-А1
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
- от заявителя (ООО "З") - С. (представитель по доверенности от 10.06.2007, предъявлен паспорт); К. (представитель по доверенности от 24.06.2007, предъявлен паспорт); Я. (представитель по доверенности от 24.06.2007, предъявлен паспорт);
- от заинтересованных лиц:
- (ИФНС России по Ленинскому району г. Перми) - Б. (представитель по доверенности от 10.10.2007, предъявлено удостоверение); Н. (представитель по доверенности от 03.09.2007, предъявлено удостоверение);
- (Управление Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю) - Д. (представитель по доверенности от 09.01.2007, предъявлено удостоверение);
- рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
УФНС России по Пермскому краю, ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10.08.2007
по делу N А50-8375/2007-А1,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "З"
к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, УФНС России по Пермскому краю
об оспаривании ненормативных правовых актов,
установил:
в Арбитражный суд Пермского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "З" с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительными решения ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 26.04.2007 N 04/41/57дсп в части взыскания налога на игорный бизнес в сумме 6500000 руб. и соответствующих пени, привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.2 НК РФ в размере 2550000 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1300000 руб., требования об уплате N 1564, а также решения Управления ФНС России по Пермскому краю от 15.06.2007 N 18-23/234.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.08.2007 решение инспекции в оспариваемой части, а также решение управления признаны недействительными. Требование признано недействительным в части уплаты налога на игорный бизнес в сумме 6500000 руб., соответствующих пени, а также штрафов в сумме, превышающей 410000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения требований, ответчики обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалоб налоговые органы указывают на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств. По мнению заинтересованных лиц доначисление обществу сумм налога на игорный бизнес, соответствующих пени и штрафов произведено правомерно, поскольку каждое территориально обособленное подразделение букмекерской конторы является самостоятельным объектом налогообложения налогом на игорный бизнес - кассой букмекерской конторы.
Заявитель представил письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает, указывает на то, что кассой букмекерской конторы, где осуществляется общий учет сумм принятых ставок и выплат выигрышей является только головное подразделение, иные обособленные подразделения к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес не относятся, понятию кассы букмекерской конторы не отвечают, общий учет сумм ставок и выигрышей не ведут.
В заседании суда апелляционной инстанции представители налоговых органов поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Представители общества доводы апелляционных жалоб отклонили по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального законодательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда законно, обосновано и отмене или изменению не подлежит.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности ООО "З" за период с 01.01.2006 по 31.10.2006 по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на игорный бизнес, результаты которой оформлены актом от 30.03.2007 N 04/41дсп (т 1, л.д. 33), ИФНС России по Ленинскому району г. Перми принято решение от 26.04.2007 N 04/41/57дсп, которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на игорный бизнес в виде штрафа в сумме 1320000 руб., п. 1 ст. 129.2 НК РФ за нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых автоматов и касс букмекерской конторы в виде штрафа в общей сумме 2940000 руб. Указанным решением произведено доначисление налога на игорный бизнес в размере 6600000 руб., а также соответствующих пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога в сумме 694528,68 руб. (т., л.д. 13-20).
При этом основанием для начисления налога на игорный бизнес в сумме 6500000 руб., соответствующих пени и штрафов по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 129.2 Налогового кодекса РФ, послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком количества и нарушения порядка регистрации объектов налогообложения - касс букмекерской конторы, к которым, в силу ст. 364, 366 НК РФ, относится каждое территориально обособленное подразделение БК "А".
Не согласившись с принятым налоговой инспекцией решением, общество обратилось с жалобой, содержащей требование о его отмене в УФНС России по Пермскому краю (т 1, л.д. 81).
Решением УФНС России по Пермскому краю от 15.06.2007 N 12-23/234 решение инспекции признано правомерным, жалоба организации оставлена без удовлетворения (т 1, л.д. 89).
На основании решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщику инспекцией выставлено требование N 1564 от 19.06.2007 об уплате в добровольном порядке начисленных налога, пени и штрафа в срок до 29.06.2007 (т 1, л.д. 12).
Полагая, что решения налоговых органов и требование об уплате являются незаконными, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий налогового органа по доначислению налога на игорный бизнес в сумме 6500000 руб., соответствующих пени и штрафов по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 129.2 НК РФ, в связи с недоказанностью соответствия пунктов приема ставок БК "А" требованиям, предъявляемым Налоговым кодексом РФ к кассам букмекерской конторы.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и налоговому законодательству РФ.
Согласно ст. 364 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и(или) платы за проведение азартных игр и(или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 Кодекса).
В соответствии со ст. 364, п.п. 4 п. 1 ст. 366 Кодекса объектом налогообложения, в том числе, является касса букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
На основании ст. 367 Кодекса по каждому из объектов налогообложения, указанных в статье 366 Кодекса, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
В силу пп. 2, 3 ст. 366 Кодекса каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Из материалов дела видно, что общество имеет лицензию N 000003 от 25.10.2002 на право осуществления деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений с 25.10.2002 по 25.10.2007 (т 5, л.д. 137).
Деятельность по организации букмекерской конторы общество осуществляет через 18 объединенных в единую систему обособленных подразделений, которые принимают ставки, а также выплачивают соответствующие выигрыши. Касса букмекерской конторы общества зарегистрирована налоговым органом по адресу нахождения головного подразделения: г. Пермь, ул. Крисанова, 12.
В декларациях по налогу на игорный бизнес в проверенном периоде общество, помимо других объектов налогообложения, отражало сведения об одной кассе букмекерской конторы, расположенной в г. Пермь, по ул. Крисанова, 12, соответственно исчисляло и уплачивало налог в бюджет (т 4, л.д. 38-98).
По результатам проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что каждое из остальных 17 обособленных подразделений БК "А" также является кассой букмекерской конторы, однако данные объекты налогообложения в установленном порядке налогоплательщиком не зарегистрированы, соответствующие суммы налога не исчислялись и не уплачивались. Указанные выводы послужили основанием для дополнительного начисления обществу налога на игорный бизнес в сумме 6500000 руб., соответствующих пени, а также привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 129.2 Налогового кодекса РФ.
Действительно, материалами дела подтверждается и не оспаривается самим заявителем факт того, что каждый обособленный пункт букмекерской конторы осуществляет прием ставок клиентов и производит соответствующие выплаты по выигрышным билетам.
Между тем, налоговой инспекцией по результатам проверки сделан вывод о невозможности осуществления территориальными обособленными подразделениями БК "А" расчета коэффициентов и определения суммы выигрыша. Указанный вывод отражен в оспариваемом решении о привлечении к налоговой ответственности и подтверждается заключением специалиста ФГУП "Н" от 14.03.2007, а также заключением эксперта 54 от 25.07.2007 (т 1, л.д. 19, 63; т 7, л.д. 159).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.03.2003 N 120-О указал, что под объектом обложения налогом на игорный бизнес понимаются не сами по себе денежные средства, которые могут находиться в кассе игорного заведения, а специально оборудованное место в игорном заведении, в котором производится учет принятых игорным заведением ставок и расчетным путем определяется сумма выигрыша (в тотализаторе, букмекерской конторе).
Все операции, связанные с расчетом (в том числе коэффициентов) выигрыша, выполняются программным обеспечением основного сервера, расположенного в г. Москва.
Как следует из заключения специалиста ФГУП "Н" от 14.03.2007, программа, которая используется в пунктах приема ставок, не позволяет букмекерам доступа к общей информации о ставках, сделанных во всех обособленных подразделениях БК "А". Однако при доступе с рабочего места менеджера, расположенного в головном подразделении, программа позволяет видеть всю информацию по всем пунктам приема ставок, а также отчет за день о количестве сыгранных билетов, номерах выигрышных и невыигрышных билетов, суммах выигрыша (т 1, л.д. 62).
Пункты приема ставок БК "А" составляют ежедневные отчеты о суммах принятых ставок и выплаченных выигрышах, указанные отчеты направляются в головное подразделение, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 12, где ведется общий учет результатов деятельности всех обособленных подразделений букмекерской конторы, данные которого отражаются организацией в документах бухгалтерского учета. Пункты приема ставок не имеют возможности самостоятельного расчета коэффициентов и выигрышей, хранения выполненных ставок.
Таким образом, общество располагает множеством обособленных подразделений, объединенных в единую сеть, пункты приема ставок между собой не связаны и какой-либо информацией о количестве ставок, размерах выплат игрокам в других обособленных подразделениях не располагают.
Письмами МНС РФ от 28.07.2004 N 22-1-14/1326@, от 16.01.2004 N 22-1-15/47-Б583, от 24.12.2003 N 22-1-14/2575@ разъяснено, что организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, в части организации букмекерской конторы (тотализатора) может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. При этом общая сумма сделанных ставок может учитываться как в головном подразделении организации, организующей букмекерскую контору (тотализатор), так и в самих пунктах этой букмекерской конторы.
При определении количества объектов обложения налогом на игорный бизнес у букмекерской конторы, имеющей сеть пунктов, объединенных в единую систему, следует также иметь в виду, что специфика данного вида предпринимательской деятельности требует специально оборудованного места для осуществления приема ставок и выплат соответствующих выигрышей.
Поэтому в том случае, если организация букмекерской конторы (тотализатора) позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса РФ, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться каждое территориально обособленное структурное подразделение букмекерской конторы. Если же организация букмекерской конторы не позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения в соответствии с указанной выше главой, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться головное подразделение организации.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 364 Налогового кодекса РФ, правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 07.03.2003 N 120-О, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорные обособленные пункты приема ставок БК "А" не соответствуют определению "касса букмекерской конторы", следовательно, не являются объектом обложения налогом на игорный бизнес.
Доводы апелляционных жалоб о том, что каждое обособленное подразделение букмекерской конторы является кассой букмекерской конторы, судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным основаниям.
Также не подлежат удовлетворению доводы апелляционной жалобы УФНС России по Пермскому краю о неправомерном взыскании с него государственной пошлины в сумме 2000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При подаче иска заявителем была уплачена государственная пошлина, в том числе за требование о признании недействительным решения Управления ФНС России по Пермскому краю от 15.06.2007 N 18-23/234 в сумме 2000 руб., поскольку судом требования заявителя в данной части удовлетворены в полном объеме, уплаченная госпошлина подлежит взысканию с ответчика.
Из решения УФНС России по Пермскому краю от 15.06.2007 следует, что вопрос о правомерности решения инспекции в части доначисления налога, пени и штрафов в связи с нарушением налогоплательщиком установленного порядка регистрации игровых аппаратов вышестоящим налоговым органом не исследовался, решение управления содержит выводы только относительно касс букмекерской конторы БК "А", поэтому требования заявителя о признании недействительным решения управления подлежат удовлетворению в полном объеме, а соответствующие доводы апелляционной жалобы отклонению.
Госпошлина по апелляционным жалобам относится на Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Перми и Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежит взысканию на основании ст. 333.21 Налогового кодекса РФ и п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ" в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей с каждого налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 августа 2007 года по делу N А50-8375/2007-А1 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Перми и Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
2. Взыскать с Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Перми и Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционным жалобам в сумме 1000 рублей с каждого налогового органа.
3. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)