Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2007 N КА-А40/12834-07 ПО ДЕЛУ N А40-9423/07-108-12

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2007 г. N КА-А40/12834-07

Дело N А40-9423/07-108-12
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.
судей Алексеева С.В., Нагорной Э.Н.
при участии в заседании:
от заявителя ООО "ПМД Сервис" - Ч. - дов. б/н от 30.10.2006 г.
от ответчика ИФНС России N 15 по г. Москве - П. - дов. N 01-20/21677 от 29.12.2006 г.
рассмотрев 10.12.2007 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 17 по г. Москве
на решение от 23 мая 2007 г.
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Гросулом Ю.В.
на постановление от 03 сентября 2007 г. N 09АП-10064/2007-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Катуновым В.И., Яремчук Л.А., Порывкиным П.А.
по заявлению ООО "ПМД Сервис" о признании недействительным решения
к ИФНС России N 17 по г. Москве
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПМД Сервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.10.2006 г. N 01-14/960 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23 мая 2007 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2007 г., заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, а в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
Законность и обоснованность принятых судебных актов проверяются в порядке ст. 286 АПК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в судебных актах и отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.07.2006 г. общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль. По результатам камеральной налоговой проверки 19 октября 2006 г. налоговым органом вынесено оспариваемое решение, которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа; предложено уплатить неуплаченный (не полностью уплаченный) налог на прибыль; уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы налога на прибыль, а также внести соответствующие исправления в бухгалтерский учет.
Не согласившись с вынесенным инспекцией решением, общество оспорило его в суде.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на то, что общество не вправе применять пониженную ставку по налогу на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджет г. Москвы, по операциям с ценными бумагами, неправильно отражена налоговая база для исчисления налога на прибыль.
Суд, исследовав материалы дела, установил, что общество в 2003 г. осуществляло деятельность, связанную, в том числе, с реализацией ценных бумаг, привлекая труд инвалидов.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" государством гарантируется система экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) законами субъектов РФ, предусмотренная настоящим пунктом налоговая ставка, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. Указанная налоговая ставка не может быть ниже 12 процентов.
Судом установлено, что общество применило пониженную налоговую ставку в размере 14 процентов в соответствии с Законом г. Москвы от 05.03.2003 г. N 12.
Как правильно установили суды, в соответствии со статьей 1 Закона г. Москвы от 05.03.2003 г. N 12 ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы, в размере 14 процентов установлена, в том числе для организаций, использующих труд инвалидов. Учитывая то, что общество подпадает под данное требование названного Закона, суды обоснованно пришли к выводу о том, что применение налоговой ставки 14 процентов обоснованно.
Также судом обоснованно отклонена ссылка инспекции на Постановление Правительства РФ N 920 от 29.12.2001 г. Перечень, утвержденный данным Постановлением, утверждает список товаров, в расходы на производство и (или) реализацию которых для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль не могут быть включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов.




Суд также правомерно сослался на гл. 26 НК РФ и пришел к выводу, что объектом налогообложения по налогу на прибыль выступает прибыль, определяемая как доход организации за вычетом произведенных расходов.
Общество при определении налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг отразило расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением) ценных бумаг в строке 030, лист 06 налоговой декларации.
Суд правомерно пришел к выводу, что инспекцией неверно квалифицированы расходы налогоплательщика, поскольку обществом отражены в поданной декларации фактически понесенные расходы, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Ссылка налогового органа на указанный Перечень необоснованна, поскольку он относится к иным правоотношениям и содержит в себе наименования товаров, производимых и (или) реализуемых организациями, использующими труд инвалидов, в расходы на производство и (или) реализацию которых для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль, не могут включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов.
Судом также установлено, что правильность исчисления налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 г. была предметом выездной налоговой проверки, проведенной инспекцией в 2005 г. и отражено в акте N 124 от 19.05.2005 г. и решении N 118 от 03.06.2005 г. Указанной проверкой нарушений по исчислению налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами не установлено.
Исследован судом и довод инспекции о неправомерном уменьшении прибыли от операций с ценными бумагами на сумму убытка от основной деятельности.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для налогоплательщиков - российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Статьей 249 НК РФ установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 315 НК РФ при составлении расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций выручка от реализации ценных бумаг учитывается при расчете показателя "Сумма доходов от реализации полученных в отчетном (налоговом) периоде", а расходы, понесенные от реализации ценных бумаг, при расчете показателя "Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации".
Пунктом 3 статьи 249 НК РФ установлено, что особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Кодекса (24 процента), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Согласно пункту 8 статьи 280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется непрофессиональными участниками рынка ценных бумаг отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций определен Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Инструкция), утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, действующей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что общество оформляло налоговую декларацию по налогу на прибыль в соответствии с указанной Инструкцией.
Если от операций с ценными бумагами получена прибыль, то эта прибыль включается по строкам 180 - 200 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль в общую налоговую базу налогоплательщика, в том числе, если он занимается несколькими видами деятельности, на основании статьи 249 НК РФ.
А также, если от операций с ценными бумагами получена прибыль, а по другим видам деятельности убыток, то при определении общей налоговой базы по налогу на прибыль убыток от основной деятельности уменьшается за счет прибыли по операциям с ценными бумагами (Письмо УМНС РФ по г. Москве от 16.06.2003 г. N 26-12/31441).
Аналогичная правовая позиция изложена в Письме УМНС РФ по г. Москве от 16.01.2003 N 26-12/3592, в соответствии с которым если организация в одном отчетном (налоговом) периоде получила одновременно и прибыль по ценным бумагам, то убыток, полученный налогоплательщиком по основной деятельности, уменьшает общую налоговую базу по налогу на прибыль.
Кроме того, Налоговый кодекс не ограничивает возможность уменьшения прибыли, полученной при совершении операций с ценными бумагами на сумму убытка, полученного от основной деятельности.
Изложенным в кассационной жалобе доводам дана надлежащая правовая оценка судом первой и апелляционной инстанции. Иных доводов и доказательств налоговым органом не представлено.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушения норм процессуального права не установлено.
Поскольку налоговым органом, подавшим кассационную жалобу, не уплачена госпошлина, согласно ст. 333.21 НК РФ и Информационным письмом ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ" с МИ ФНС России N 45 по г. Москве следует взыскать в доход федерального бюджета госпошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2007 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 г. по делу N А40-9423/07-108-12 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 17 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 17 по г. Москве госпошлину в доход бюджета в размере одной тысячи рублей за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судьи
С.В.АЛЕКСЕЕВ
Э.Н.НАГОРНАЯ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)