Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области - представитель Нехожин В.Е. (доверенность от 27.03.2009 N 16-04-06/9349),
от Старомайнского районного потребительского общества - представители Макарова Н.А. (доверенность от 20.01.2010 N 9), Вакаренко Е.А. (доверенность от 20.01.2010 N 8), Дубровская Е.В. (доверенность от 20.01.2010 N 7),
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старомайнском районе Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Димитровград,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2009 года по делу N А72-12513/2009 (судья Малкина О.К.), рассмотренному по заявлению Старомайнского районного потребительского общества, Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Димитровград,
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старомайнском районе Ульяновской области, Ульяновская область, Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна,
о признании справки налогового органа от 01.07.2009 N 12943 недействительной,
установил:
Старомайнское районное потребительское общество (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительной справки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области (далее - МИФНС России N 1 по Ульяновской области, налоговый орган) от 01.07.2009 N 12943 в части налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 4,31 руб., пени в сумме 268,62 руб., штрафа в сумме 30 руб.; пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта в сумме 842,71 руб., штрафа в сумме 8,25 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 225 574,04 руб., штрафа в сумме 76 267,69 руб.; единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 363 059,29 руб., пени в сумме 207 466,03 руб., ЕСН в сумме 845,98 руб., пени в сумме 925,19 руб., ЕСН в сумме 56 488,36 руб., пени в сумме 38 316,36 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в сумме 98 235,93 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии в сумме 9 460,12 руб., пени в сумме 43 766,9 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 12 613, 1 руб., пени в сумме 2 136 руб., штраф в сумме 2 889,5 руб.; пени по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 6682,91 руб., штрафа в сумме 7 722 руб., пени по ЕНВД в сумме 27 655,76 руб.; налога на имущество в сумме 1062 руб., пени в сумме 10 103,25 руб., штрафа 212 руб., транспортного налога в сумме 254 руб., пени в сумме 2 906,21 руб.; пени по земельному налогу в сумме 218,24 руб., налога на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2005 в местные бюджеты в сумме 100 руб., пени в сумме 78,24 руб., штрафа в сумме 49,26 руб.; пени по налогу на имущество предприятий в сумме 33 304,16 руб., пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 20 844,47 руб.; штрафа в сумме 1664,35 руб.; пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 90 761,83 руб., штрафа в сумме 890,62 руб.; пени по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 в сумме 21 779,78 руб., штрафа в сумме 51,84 руб.; пени по налогу на реализацию ГСМ в сумме 1011,45 руб.; пени по налогу с продаж в сумме 6 301,37 руб., штрафа в сумме 267 руб.; пени по целевым сборам с граждан и предприятий на содержание милиции и благоустройство территории 3010,86 руб., штрафа по прочим местным налогам 5 759,26 руб.; задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам 547 392,71 руб., пени в сумме 2 330 682,09 руб., пени в сумме 61 172,88 руб., задолженность в сумме 12 353,85 руб., пени в сумме 17 549,87 руб.; пени по недоимке в Госфонд занятости населения в сумме 13 496,21 руб., штраф в сумме 2,1 руб.; штрафа по денежным взысканиям, применяемым в качестве налогов в сумме 5 850 руб.
Кроме того, Старомайнское районное потребительское общество просило обязать МИФНС России N 1 по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав общества посредством исключения из карточки расчетов с бюджетом пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в сумме 98 235,93 руб.; пени по НДС в сумме 2 136 руб., штрафа в сумме 2 889,5 руб.; пени по ЕНВД в сумме 6682,91 руб., штрафа в сумме 7 722 руб.; пени по налогу на имущество предприятий в сумме 43 407,41 руб.; пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 90 761,83 руб., штрафа в сумме 890,62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии в сумме 43 766,9 руб., задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам 547 392,71 руб., пени в сумме 2 330 682,09 руб., задолженности в сумме 12 353,85 руб., пени в сумме 78 722,75 руб.; пени по недоимке в Госфонд занятости населения в сумме 13 496,21 руб., штрафа в сумме 2,1 руб.; налога на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2005 в местные бюджеты в сумме 100 руб., пени и штрафа по налогу на прибыль в сумме 1277,08 руб.; пени и штрафа по НДФЛ в сумме 301 841,73 руб.; ЕСН в сумме 420 393,63 руб., пени и штрафа в сумме 246 707,58 руб.; пени по ЕНВД в сумме 27 655,76 руб.; транспортного налога в сумме 254 руб., пени в сумме 2 906,21 руб.; пени по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 в сумме 21 779,78 руб., штрафа в сумме 51,84 руб.; пени по земельному налогу в сумме 218,24 руб., пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 20 844,47 руб.; штрафа в сумме 1664,35 руб.; пени по налогу на реализацию ГСМ в сумме 1011,45 руб.; пени по налогу с продаж в сумме 6 301.37 руб., штрафа в сумме 267 руб.; пени по целевым сборам с граждан и предприятий на содержание милиции и благоустройство территории 3010,86 руб., штрафа по прочим местным налогам 5 759,26 руб. и выдачи справки, с указанием в ней достоверных сведений о задолженности Старомайнского районного потребительского общества.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2009 заявленные Старомайнским районным потребительским обществом удовлетворены. Суд обязал Межрайонную Инспекцию ФНС России N 1 по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав общества посредством исключения из карточки расчетов с бюджетом вышеназванных налогов и пени и выдать справку, с указанием в ней достоверных сведений о задолженности Старомайнского районного потребительского общества.
МИФНС России N 1 по Ульяновской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.12.2009 в части возложения на налоговый орган обязанности по устранению допущенных нарушений прав общества посредством исключения из карточки расчетов с бюджетом сумм налогов и пени, отраженных в обжалуемой справке от 01.07.2009 N 12943, принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Старомайнское районное потребительское общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 18.12.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по Ульяновской области без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старомайнском районе Ульяновской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Старомайнском районе Ульяновской области) в судебное заседание не явился, третье лицо извещено надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, участвующего в деле, который был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле возражений против проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части не заявили.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению и исходит при этом из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом по заявлению Старомайнского потребительского общества была выдана справка N 12943 о состоянии расчетов на 01.07.2009 г., в которой указана, в том числе, задолженность по налогам, сборам, пени, штрафам.
Полагая, что данные, указанные в справке от 01.07.2009 N 12943, не отражают реальные обязательства налогоплательщика перед бюджетом, Общество обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением. В заявлении Общество просило признать справку недействительной и возложить на налоговый орган обязанность восстановить нарушенные права налогоплательщика путем исключения из карточки расчетов с бюджетом задолженности по налоговым платежам и пеням, а также выдать справку с указанием в ней достоверных сведений о задолженности Старомайнского потребительского общества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом не доказана обоснованность включения в оспариваемую справку задолженности по налогам, пени, штрафам во вмененном объеме. Данные выводы суда не оспариваются налоговым органом.
Между тем, при определении в решении способа устранения нарушений прав заявителя, судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Кодекса, налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к Приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (Приложение 7 к Приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению") справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Как правильно указал суд, включение в справку в качестве задолженности сумм налогов и пеней по налогам создает налогоплательщику препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности для участия в тендерах и получения кредитов, лицензий.
Вместе с тем суд первой инстанции, определяя в решении способ устранения нарушений прав налогоплательщика в виде возложения на налоговый орган обязанности по исключению из карточки расчетов с бюджетом указанной задолженности по налогам и пеням, неправильно применил нормы статьи 59 Кодекса.
В соответствии со статьей 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- - по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
- - по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным Постановлением.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Поэтому у Инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление Общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика до тех пор, пока данные сведения не указываются в справках, получаемых налогоплательщиком для участия в различных экономических мероприятиях как тендеры, кредиты и т.п.
Таким образом, вывод суда первой инстанции не соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11.05.2005 N 16507/04.
Учитывая изложенное, решение суда в части указания о возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области обязанности устранить допущенные нарушения прав Общества посредством исключения из карточки расчетов с бюджетом вышеперечисленных сумм налогов и пени, и выдачи справки, с указанием в ней достоверных сведений о задолженности Общества подлежит изменению.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с позицией отраженной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.02.2010 по делу А72-54/2009.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2009 года по делу N А72-12513/2009 в обжалуемой части изменить, исключив из резолютивной части решения указание о возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя посредством исключения из карточки расчетов с бюджетом вышеперечисленных налогов и пени, изложив резолютивную часть решения в этой части в следующей редакции: "Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав заявителя посредством выдачи справки с указанием в ней достоверных сведений о задолженности Старомайнского районного потребительского общества".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.03.2010 ПО ДЕЛУ N А72-12513/2009
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2010 г. по делу N А72-12513/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области - представитель Нехожин В.Е. (доверенность от 27.03.2009 N 16-04-06/9349),
от Старомайнского районного потребительского общества - представители Макарова Н.А. (доверенность от 20.01.2010 N 9), Вакаренко Е.А. (доверенность от 20.01.2010 N 8), Дубровская Е.В. (доверенность от 20.01.2010 N 7),
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старомайнском районе Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Димитровград,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2009 года по делу N А72-12513/2009 (судья Малкина О.К.), рассмотренному по заявлению Старомайнского районного потребительского общества, Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Димитровград,
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старомайнском районе Ульяновской области, Ульяновская область, Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна,
о признании справки налогового органа от 01.07.2009 N 12943 недействительной,
установил:
Старомайнское районное потребительское общество (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительной справки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области (далее - МИФНС России N 1 по Ульяновской области, налоговый орган) от 01.07.2009 N 12943 в части налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 4,31 руб., пени в сумме 268,62 руб., штрафа в сумме 30 руб.; пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта в сумме 842,71 руб., штрафа в сумме 8,25 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 225 574,04 руб., штрафа в сумме 76 267,69 руб.; единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 363 059,29 руб., пени в сумме 207 466,03 руб., ЕСН в сумме 845,98 руб., пени в сумме 925,19 руб., ЕСН в сумме 56 488,36 руб., пени в сумме 38 316,36 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в сумме 98 235,93 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии в сумме 9 460,12 руб., пени в сумме 43 766,9 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 12 613, 1 руб., пени в сумме 2 136 руб., штраф в сумме 2 889,5 руб.; пени по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 6682,91 руб., штрафа в сумме 7 722 руб., пени по ЕНВД в сумме 27 655,76 руб.; налога на имущество в сумме 1062 руб., пени в сумме 10 103,25 руб., штрафа 212 руб., транспортного налога в сумме 254 руб., пени в сумме 2 906,21 руб.; пени по земельному налогу в сумме 218,24 руб., налога на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2005 в местные бюджеты в сумме 100 руб., пени в сумме 78,24 руб., штрафа в сумме 49,26 руб.; пени по налогу на имущество предприятий в сумме 33 304,16 руб., пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 20 844,47 руб.; штрафа в сумме 1664,35 руб.; пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 90 761,83 руб., штрафа в сумме 890,62 руб.; пени по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 в сумме 21 779,78 руб., штрафа в сумме 51,84 руб.; пени по налогу на реализацию ГСМ в сумме 1011,45 руб.; пени по налогу с продаж в сумме 6 301,37 руб., штрафа в сумме 267 руб.; пени по целевым сборам с граждан и предприятий на содержание милиции и благоустройство территории 3010,86 руб., штрафа по прочим местным налогам 5 759,26 руб.; задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам 547 392,71 руб., пени в сумме 2 330 682,09 руб., пени в сумме 61 172,88 руб., задолженность в сумме 12 353,85 руб., пени в сумме 17 549,87 руб.; пени по недоимке в Госфонд занятости населения в сумме 13 496,21 руб., штраф в сумме 2,1 руб.; штрафа по денежным взысканиям, применяемым в качестве налогов в сумме 5 850 руб.
Кроме того, Старомайнское районное потребительское общество просило обязать МИФНС России N 1 по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав общества посредством исключения из карточки расчетов с бюджетом пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в сумме 98 235,93 руб.; пени по НДС в сумме 2 136 руб., штрафа в сумме 2 889,5 руб.; пени по ЕНВД в сумме 6682,91 руб., штрафа в сумме 7 722 руб.; пени по налогу на имущество предприятий в сумме 43 407,41 руб.; пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 90 761,83 руб., штрафа в сумме 890,62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии в сумме 43 766,9 руб., задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам 547 392,71 руб., пени в сумме 2 330 682,09 руб., задолженности в сумме 12 353,85 руб., пени в сумме 78 722,75 руб.; пени по недоимке в Госфонд занятости населения в сумме 13 496,21 руб., штрафа в сумме 2,1 руб.; налога на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2005 в местные бюджеты в сумме 100 руб., пени и штрафа по налогу на прибыль в сумме 1277,08 руб.; пени и штрафа по НДФЛ в сумме 301 841,73 руб.; ЕСН в сумме 420 393,63 руб., пени и штрафа в сумме 246 707,58 руб.; пени по ЕНВД в сумме 27 655,76 руб.; транспортного налога в сумме 254 руб., пени в сумме 2 906,21 руб.; пени по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 в сумме 21 779,78 руб., штрафа в сумме 51,84 руб.; пени по земельному налогу в сумме 218,24 руб., пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 20 844,47 руб.; штрафа в сумме 1664,35 руб.; пени по налогу на реализацию ГСМ в сумме 1011,45 руб.; пени по налогу с продаж в сумме 6 301.37 руб., штрафа в сумме 267 руб.; пени по целевым сборам с граждан и предприятий на содержание милиции и благоустройство территории 3010,86 руб., штрафа по прочим местным налогам 5 759,26 руб. и выдачи справки, с указанием в ней достоверных сведений о задолженности Старомайнского районного потребительского общества.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2009 заявленные Старомайнским районным потребительским обществом удовлетворены. Суд обязал Межрайонную Инспекцию ФНС России N 1 по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав общества посредством исключения из карточки расчетов с бюджетом вышеназванных налогов и пени и выдать справку, с указанием в ней достоверных сведений о задолженности Старомайнского районного потребительского общества.
МИФНС России N 1 по Ульяновской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.12.2009 в части возложения на налоговый орган обязанности по устранению допущенных нарушений прав общества посредством исключения из карточки расчетов с бюджетом сумм налогов и пени, отраженных в обжалуемой справке от 01.07.2009 N 12943, принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Старомайнское районное потребительское общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 18.12.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по Ульяновской области без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старомайнском районе Ульяновской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Старомайнском районе Ульяновской области) в судебное заседание не явился, третье лицо извещено надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, участвующего в деле, который был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле возражений против проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части не заявили.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению и исходит при этом из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом по заявлению Старомайнского потребительского общества была выдана справка N 12943 о состоянии расчетов на 01.07.2009 г., в которой указана, в том числе, задолженность по налогам, сборам, пени, штрафам.
Полагая, что данные, указанные в справке от 01.07.2009 N 12943, не отражают реальные обязательства налогоплательщика перед бюджетом, Общество обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением. В заявлении Общество просило признать справку недействительной и возложить на налоговый орган обязанность восстановить нарушенные права налогоплательщика путем исключения из карточки расчетов с бюджетом задолженности по налоговым платежам и пеням, а также выдать справку с указанием в ней достоверных сведений о задолженности Старомайнского потребительского общества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом не доказана обоснованность включения в оспариваемую справку задолженности по налогам, пени, штрафам во вмененном объеме. Данные выводы суда не оспариваются налоговым органом.
Между тем, при определении в решении способа устранения нарушений прав заявителя, судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Кодекса, налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к Приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (Приложение 7 к Приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению") справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Как правильно указал суд, включение в справку в качестве задолженности сумм налогов и пеней по налогам создает налогоплательщику препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности для участия в тендерах и получения кредитов, лицензий.
Вместе с тем суд первой инстанции, определяя в решении способ устранения нарушений прав налогоплательщика в виде возложения на налоговый орган обязанности по исключению из карточки расчетов с бюджетом указанной задолженности по налогам и пеням, неправильно применил нормы статьи 59 Кодекса.
В соответствии со статьей 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- - по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
- - по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным Постановлением.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Поэтому у Инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление Общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика до тех пор, пока данные сведения не указываются в справках, получаемых налогоплательщиком для участия в различных экономических мероприятиях как тендеры, кредиты и т.п.
Таким образом, вывод суда первой инстанции не соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11.05.2005 N 16507/04.
Учитывая изложенное, решение суда в части указания о возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области обязанности устранить допущенные нарушения прав Общества посредством исключения из карточки расчетов с бюджетом вышеперечисленных сумм налогов и пени, и выдачи справки, с указанием в ней достоверных сведений о задолженности Общества подлежит изменению.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с позицией отраженной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.02.2010 по делу А72-54/2009.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2009 года по делу N А72-12513/2009 в обжалуемой части изменить, исключив из резолютивной части решения указание о возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя посредством исключения из карточки расчетов с бюджетом вышеперечисленных налогов и пени, изложив резолютивную часть решения в этой части в следующей редакции: "Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав заявителя посредством выдачи справки с указанием в ней достоверных сведений о задолженности Старомайнского районного потребительского общества".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)