Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
20 марта 2006 г. Дело N А41-К2-27938/05
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 27 марта 2006 г.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Р., протокол судебного заседания вела судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" к ИФНС России по г. Ногинск Московской области о признании незаконным бездействия, при участии в заседании: от истца - И., доверенность N 28 от 01.12.2005, от ответчика - Х., доверенность N 14 от 08.07.05,
ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" обратилось в Арбитражный суд МО с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Ногинск МО в части возврата излишне уплаченного налога в сумме 7318737,76 руб.; признании недействительными решения ИФНС России по г. Ногинску N 370, 3701, 3702 от 10.01.2006 и обязании ИФНС России по г. Ногинск возвратить ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" излишне уплаченный земельный налог 7318737,76 руб.
Стороны в судебное заседание явились, изложили свои возражения и требования.
Заявитель просит его требования удовлетворить по основаниям:
Решением Старокупавинского поссовета Ногинского района Московской области N 231 от 07.12.1992 и решением Администрации Старокупавинского п/Совета N 24 от 29.01.1993 Коммерческому арендному предприятию "Мосреактив" были предоставлены земельные участки площадью 8,615 га и 5,7070 га и выданы свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования N 2 от 07.12.1992, N 7 от 26.02.1993. На основании Постановления Старокупавинской территориальной администрации Ногинского района Московской области N 32 от 29.02.2000 у Предприятия изъяли земельный участок площадью 3,7 га. Таким образом, общая площадь земель предоставленных Предприятию составила 105720 кв. м.
Коммерческое арендное предприятие "Мосреактив" на основании Решения учредительного собрания от 01.06.1993 было преобразовано в Закрытое акционерное общество "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества "Мосреактив".
Предприятие является плательщиком земельного налога.
Предприятием при исчислении земельного налога в 2002, 2003, 2004 году были ошибочно применены ставки земельного налога, установленные:
- - Решением Совета депутатов Ногинского района Московской области N 3/2 от 27.12.2001 в размере 21,60 руб. за кв. м;
- - Решением Совета депутатов Ногинского района N 85/14 от 27.12.2002 в размере 38,88 руб. за кв. м;
- - Решением Совета депутатов Ногинского района N 168/29 от 28.10.2003 в размере 42,77 рублей/кв. м;
- Применение указанных ставок при расчете земельного налога для земель, предоставленных Предприятию, не соответствует Закону РФ "О плате за землю" так, как местным органом власти при расчете ставки земельного налога применен повышающий коэффициент увеличения средней ставки земельного налога:
- - "4", установленный ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области";
- - "2,5", установленный ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области".
По коэффициенту "4" (ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области").
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону.
Статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" указывается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Ст. 83 Земельного кодекса РФ устанавливается, что "землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий". На основании ЗК РФ земли пос. Старая Купавна относятся к категории земель поселений. Земли Предприятия находятся в пределах территории пос. Старая Купавна и относятся к категории земель - земли поселений.
Приложением N 1 к Закону МО "О плате за землю в Московской области" устанавливается повышающий коэффициент для Ногинского района - 4 "для земель других категорий". Так как земли Предприятия не относятся к данной категории, а являются землями поселений, как и земли городов, применение коэффициента "4" является неправомерным. Таким образом, повышающий коэффициент "4" при расчете земельного налога в черте населенного пункта применяться не может.
Следовательно, данные повышающие коэффициенты могут применяться только для земель поселений в курортных зонах, зонах отдыха, землях рекреационного назначения. Земли Предприятия не относятся ни к одной из данных категорий.
В таблице 2 Приложение 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличений средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и другие исследований.
Территория Предприятия в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Земли курортов относится к отдельной категории земель - земель особо охраняемых территорий. В соответствии со ст. 96 ЗК к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Земли, предоставленные Предприятию, относятся к другой категории земель - землям поселений (ст. 83 ЗК).
Территория Предприятия в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 "Положением о зонах отдыха в г. Москве" не может быть отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (таблица 2 Приложение 2 Закона РФ "О плате за землю").
Территория, на которой располагаются земельные участки, предоставленные Предприятию, не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо правовым актом.
По смыслу Закона столбец 2 таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, указанной в столбце 1 таблицы, а не описывает всю его территорию (например: столбец 1 - Черноморское побережье, столбец 2 - Краснодарский край, при этом Черноморское побережье занимает только часть Краснодарского края). Следовательно, зона отдыха Москвы это не вся Московская область, а территория, на которой она может располагаться.
К землям рекреационного назначения относятся территории, обладающие всеми характеристиками описанными в ст. 98 Земельного кодекса РФ:
"п. 2 в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
п. 4 к землям рекреационного назначения относятся также земля пригородных зеленых зон.
п. 5 на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению".
На территории Предприятия нет объектов, указанных в п. п. 2 и 4 вышеуказанной статьи, таким образом, земли Предприятия не могут быть отнесены к данной категории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель.
Территория Предприятия к местам рекреации местными органами власти также не отнесена (Постановление Главы Ногинского района N 586 от 09.04.2002 "об утверждении мест рекреации в Ногинском районе"). Таким образом, повышающие коэффициенты, устанавливаемые ст. 2 Закона МО при расчете земельного налога Предприятием применяться не могут.
По коэффициенту "2,5" (ст. 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области").
Статьей 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области" определено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (Приложение N 7). В соответствии с таблицей 3 Приложения 2 к Закону "О плате за землю", коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100000 человек. Согласно данным последней переписи численность населения пос. Старая Купавна составляет 21,4 тыс. человек. Следовательно, применение повышающего коэффициента "2,5" при исчислении земельного налога Предприятием противоречит Закону РФ "О плате за землю" и не подлежит применению.
На основании вышеизложенного ставки земельного налога для земель Предприятия исчисляются следующим образом.
1) 1994 г.
1,5 руб. x 50 (коэффициент для 1994 г.) = 75 руб. в год за 1 кв. м. Основание, ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Средняя ставка "1,5 руб." (Приложение N 2 таблица 1 для Центрального округа Закон РФ "О плате за землю") с учетом численности населенного пункта - поселка Старая Купавна - 21,4 тыс. человек.
Средняя ставка в 1994 году применялась с коэффициентом "50" (ст. 1 ФЗ от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю").
2) 1995 г.
75 руб. (ставка в 1994 г.) x 2 (коэффициент "2" определен на основании ч. 3 п. 1 Постановления Правительства "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." N 562 от 07.06.1995) = 150 руб. в год за 1 кв. м.
3) 1996 г.
150 руб. (ставка в 1995 г.) x 1,5 (коэффициент "1,5" определен на основании п. 1 Постановления Правительства "Об индексации ставок земельного налога в 1996 г." N 378 от 03.04.1996) = 225 руб. в год за 1 кв. м.
4) 1997 г.
225 руб. (ставка в 1996 г.) x 2 (коэффициент "2" определен на основании ст. 13 ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 г." N 29-ФЗ от 26.02.1997) = 450 руб. в год за 1 кв. м.
5) 1998 г.
450 руб., с учетом индексации 0,45 руб. в год за 1 кв. м (ставка 1997 г. сохранена на основании ст. 1 ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 г." N 162-ФЗ от 28.10.1998).
6) 1999 г.
0,45 руб. (ставка в 1998 г.) x 2 (коэффициент "2" определен на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" N 36-ФЗ от 22.02.1999) = 0,9 руб. в год за 1 кв. м.
7) 2000 г.
0,9 руб. (ставка в 1999 году) x 1,2 (коэффициент "1,2" определен на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" N 227-ФЗ от 31.12.1999) = 1,08 руб. в год за 1 кв. м.
8) 2001 г.
Ставка 2000 г. сохранена на основании ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." N 150-ФЗ от 27.12.2000 - 1,08 руб. в год за 1 кв. м.
9) 2002 г.
1,08 руб. (ставка в 2001 г.) x 2 (коэффициент "2" определен на основании ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" N 163-ФЗ от 14.12.2001) - 2,16 руб. в год за 1 кв. м.
10) 2003 г.
2,16 руб. (ставка 2002 г.) x 1,8 (коэффициент "1,8" определен на основании ст. 7 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" N 110-ФЗ от 24.07.2002) = 3,88 руб. в год за 1 кв. м.
11) 2004 г.
3,88 (ставка в 2003 году) x 1,1 (коэффициент "1,1" определен на основании ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 07.07.2003 N 117-ФЗ) = 4,26 руб.
Земельный налог, подлежащий оплате, исчисляется непосредственно Предприятием, в соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю", следующим образом:
в 2002 году
- 105720 кв. м x 2,16 руб. (ставка) = 228356 рублей;
- земли занятые жилым фондом 1907 кв. м x 0,65 руб. (ставка) = 1240 рублей.
в 2003 году
- 105720 кв. м x 3,88 руб. (ставка) x 3 / 12 = 102548 рублей (за январь - март 2002 года);
- 99550 кв. м x 3,88 руб. (ставка) x 9 / 12 = 289691 рублей (за апрель - декабрь 2002 г.) (уменьшение земельного участка произошло на основании Постановления Правительства Московской области от 04.04.2003 N 188/12) земли занятые жилым фондом 1907 кв. м x 1,15 руб. (ставка) = 2193 рублей в 2004 году;
- 93633 кв. м x 4,27 руб. (ставка) x 8 / 12 - 266542 рубля (уменьшение земельного участка произошло на основании Акта о передаче имущества в Уставный капитал ЗАО "СоюзХимРеактив" от 14.10.2003).
57240 кв. м x 4,27 руб. (ставка) x 4 / 12 = 81472 рубля (уменьшение земельного участка произошло на основании Соглашения N 1 от 31.08.2004) земли занятые жилым фондом 1907 кв. м x 1,28 руб. (ставка) - 2441 рублей.
Итого сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2002 - 2004 год: 974483 рублей.
Фактически Предприятием в 2002 г., 2003 г. и 2004 г. уплачен земельный налог в сумме 9875607 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 261 от 28.02.02, N 423 от 22.03.02, N 1142 от 10.07.02, N 1155 от 15.07.02, N 1339 от 12.08.02, N 1380 от 15.08.02, N 1531 от 26.08.02, N 1630 от 09.09.02, N 1646 от 12.09.02, N 1819 от 07.10.02, N 1857 от 14.10.02, N 1906 от 21.10.02 N 1964 от 28.10.02, N 1987 от N 2021 от 11.11.02, N 2027 от 13.11.02, N 1062 от 27.06.03, N 1258 от 21.07.03, N 1273 от 24.07.03, N 1386 от 13.08.03, N 1424 от 19.08.03, N 1455 от N 1480 от 29.08.03, N 1513 от 02.09.03, N 1563 от 08.09.03, N 1611 от 10.10.03 N 1770 от 13.10.03, N 1802 от 20.10.03, N 1834 от 27.10.03, N 1871 от 03.11.03, N 1882 от 04.11.03, N 1888 от 05.11.03, N 1893 от 10.11.03, N 1925 от 11.11.03, N 1939 от 13.11.03, N 1949 от 14.11.03, N 254 от 16.02.04, N 278 от 24.02.04, N 302 от 27.02.04, N 333 от 02.03.04, N 352 от 09.03.04, N 412 от 16.03.04, N 480 от 22.03.04, N 530 от 31.03.04 N 561 от 02.04.04, N 605 от 09.04.04, N 653 от 16.04.04, N 677 от 20.04.04, N 809 от 17.05.04, N 833 от 18.05.04, N 863 от 19.05.04, N 872 от 20.05.04, N 914 от 28.05.04, N 976 от 07.06.04, N 995 от 08.06.04, N 1039 от 16.06.04, N 1120 от 30.06.04, N 1180 от 14.07.04, N 1260 от 19.07.04, N 1237 от 20.07.04, N 1291 от 26.07.04, N 1431 от 13.08.04, N 1446 от 16.08.04, N 1455 от 17.08.04, N 1487 от 20.08.04, N 1508 от 23.08.04, N 1579 от 06.09.04, N 1632 от 13.09.04, N 1643 15.09.04, N 1719 от 27.09.04, N 1749 ОТ 30.09.04, N 1911 от 25.10.04, N 1953 от 28.10.04, N 2001 от 01.11.04, N 2084 от 11.11.04.
Таким образом, сумма излишне уплаченного налога на землю за 2002 г., 2003 г., 2004 г. составила: 9875607 рублей (фактически уплаченная сумма налога) - 974483 рублей (сумма налога, подлежащая уплате) = 890124 рубля.
Уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 - 2004 год были поданы в ИФНС РФ по г. Ногинску Московской области 10.10.2005.
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Предприятием данное заявление было подано 26.10.2005, таким образом подлежит возврату сумма излишне уплаченного налога за период с 28.10.2002 по 31.12.2004, что составляет - 7318737,76 рублей.
Заинтересованное лицо иск не признало по основаниям:
10.10.2005 ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" представило в ИФНС России по г. Ногинску уточненные декларации по земельному налогу за 2002 - 2004 гг.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, служащей основанием для исчисления и уплаты налога. Т.о., срок окончания камеральной налоговой проверки уточненных деклараций истца за 2002 - 2004 гг. приходится на 10.01.2006.
В результате камеральной налоговой проверки уточненных деклараций по земельному налогу установлено занижение земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2002 - 2004 гг.
Истец, в нарушение ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, ст. 2 и ст. 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16.07.1995, п. 4 решения Совета депутатов Ногинского района N 3/2 от 27.12.2001 "Об утверждении на 2002 г. ставок земельного налога", п. 4 Решения Совета депутатов Ногинского района N 85/14 от 27.12.2002 "Об утверждении на 2003 г. ставок земельного налога", п. 4 Решения Совета депутатов Ногинского района N 169/29 от 28.10.2003 "Об утверждении на 2004 г. ставок земельного налога" при исчислении земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2002 г. применил ставку земельного налога в размере 2,16 руб./кв. м, за 2003 г. - 3,88 руб./кв. м, за 2004 г. - 4,28 руб./кв. м без учета повышающих коэффициентов:
- "4" - установлен ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области";
- "2,5", установлен ст. 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области".
Так п. 4 Решение Совета депутатов Ногинского района Московской области N 3/2 от 27.12.2001 установлена ставка земельного налога для земель городов и поселков на 2002 г. в размере 21,60 руб./кв. м, п. 4 Решения Совета депутатов Ногинского района Московской области N 85/14 от 27.12.2002 на 2003 г. установлена ставка земельного налога в размере 38,88 руб./кв. м, п. 4 Решения Совета депутатов Ногинского района Московской области N 169/29 от 28.10.2003 установлена ставка земельного налога на 2004 г. в размере 42,77 руб./кв. м.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненных деклараций ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" Инспекцией ФНС России по г. Ногинску вынесены Решения N 370, 3701, 3702 от 10.01.2006 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением ИФНС России по г. Ногинску N 3702 от 10.01.2006 организации доначислена сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2002 г. в сумме 2055196 руб., Решением N 3701 от 10.01.2006 доначислена сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2003 г. в сумме 3539388 руб., Решением N 370 от 10.01.2006 доначислена сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2004 г. в сумме 3137827 руб.
Общая сумма доначисленного земельного налога, подлежащего уплате за 2002 - 2004 гг. составила 8732411 руб.
03.11.2005 ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" (а не 26.10.2005, как утверждает истец), т.е. до окончания камеральной налоговой проверки, обратилось в ИФНС России по г. Ногинску с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 8901124 руб.
В соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. По платежам ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" до 03.11.2002 истекла давность по возврату (зачету) сумм налога.
Ссылка истца на бездействие ИФНС России по г. Ногинску, в связи с тем, что никаких ответов на вышеуказанное письмо налоговым органом не производилось несостоятельна, поскольку 23.12.2005 налоговым органом был вынесен отказ по заявлению налогоплательщика о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 8901124 руб., в котором Инспекция ФНС России по г. Ногинску уведомила организацию, что в соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка уточненных деклараций ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив".
В уточненном заявлении ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" помимо первоначальных требований о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Ногинску, выразившегося в непринятии решения по заявлению налогоплательщика и обязании вернуть истцу излишне уплаченный земельный налога в сумме 7318737,76 руб., содержатся требования о признании незаконными решений ИФНС России по г. Ногинску N 370, 3701, 3702 от 10.01.2006.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Истец, в нарушение названной статьи, не меняет основание или предмет иска, а дополняет исковое заявление новыми требованиями. ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" на основании ст. 198 АПК РФ должно было обратиться в суд о признании незаконными ненормативных актов налогового органа с отдельными заявлениями.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в полном объеме, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
Возражение ИФНС в том, что заявитель не вправе был дополнять свои требования требованием о признании недействительными решений ИФНС от 10.01.2006 не принимается судом, так как предмет иска изменен в соответствии со ст. 45 АПК РФ.
ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" направило 26.10.2005 в ИФНС по г. Ногинску заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Уточненные налоговые декларации за 2002 - 2004 гг. сданы 10.10.2005. В соответствии со ст. 88 НК РФ ИФНС России по г. Ногинску вправе производить камеральную налоговую проверку налоговых деклараций в течение 3-х месяцев.
Решение по уточненным декларациям, на основании которых заявитель подал заявление о возврате налога, были приняты 10.01.2006, т.е. в установленный Кодексом срок.
Следовательно в части первого требования заявления заявителю следует отказать.
В остальной части заявление подлежит удовлетворению.
Пользование землей является платным.
Предприятие является плательщиком земельного налога.
Предприятием при исчислении земельного налога в 2002, 2003, 2004 году были ошибочно применены ставки земельного налога, установленные:
- - Решением Совета (депутатов Ногинского района Московской области N 3/2 от 27.12.2001 в размере 21,60 руб. за кв. м;
- - Решением Совета депутатов Ногинского района N 85/14 от 27.12.2002 в размере 38,88 руб. за кв. м;
- - Решением Совета депутатов Ногинского района N 168/29 от 28.10.2003 в размере 42,77 рублей/кв. м.
Применение указанных ставок при расчете земельного налога для земель, предоставленных Предприятию, не соответствует Закону РФ "О плате за землю" так, как местным органом власти при расчете ставки земельного налога применен повышающий коэффициент увеличения средней ставки земельного налога:
- - "4", установленный ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области";
- - "2,5", установленный ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области".
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону.
Статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" указывается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Ст. 83 Земельного кодекса РФ устанавливается, что "землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий". На основании ЗК РФ земли пос. Старая Купавна относятся к категории земель поселений. Земли Предприятия находятся в пределах территории пос. Старая Купавна и относятся к категории земель - земли поселений.
Приложением N 1 к Закону МО "О плате за землю в Московской области" устанавливается повышающий коэффициент для Ногинского района - 4 "для земель других категорий". Так как земли Предприятия не относятся к данной категории, а являются землями поселений, как и земли городов, применение коэффициента "4" является неправомерным. Таким образом, повышающий коэффициент "4" при расчете земельного налога в черте населенного пункта применяться не может.
Следовательно, данные повышающие коэффициенты могут применяться только для земель поселений в курортных зонах, зонах отдыха, землях рекреационного назначения. Земли Предприятия не относятся ни к одной из данных категорий.
В таблице 2 Приложение 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
Территория Предприятия в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 "Положением о зонах отдыха в г. Москве" не может быть отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (таблица 2 Приложение 2 Закона РФ "О плате за землю").
К землям рекреационного назначения относятся территории, обладающие всеми характеристиками описанными в ст. 98 Земельного кодекса РФ.
На территории Предприятия нет объектов, указанных в п. п. 2 и 4 вышеуказанной статьи, таким образом, земли Предприятия не могут быть отнесены к данной, категории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель. Территория Предприятия к местам рекреации местными органами власти так отнесена (Постановление Главы Ногинского района N 586 от 09.04.2002 утверждении мест рекреации в Ногинском районе"). Таким образом, повышающие коэффициенты, устанавливаемые ст. 2 Закона МО при расчете земельного налога Предприятием применяться не могут.
Статьей 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области" определено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (Приложение N 7). В соответствии с таблицей 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю", коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100000 человек. Согласно данным последней переписи численность населения пос. Старая Купавна составляет 21,4 тыс. человек. Следовательно, применение повышающего коэффициента "2,5" при исчислении земельного налога Предприятием противоречит Закону РФ "О плате за землю" и не подлежит применению.
10 января 2006 года ИФНС РФ по г. Ногинску после проведения камеральной проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2002, 2003, 2004 гг. были вынесены следующие решения.
- Решение N 370 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в котором Предприятию предлагается перечислить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) земельного налога за 2002 год в размере 2055196 руб.;
- Решение N 3701 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в котором Предприятию предлагается перечислить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) земельного налога за 2003 год в размере 3539388 руб.;
- Решение N 370 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в котором Предприятию предлагается перечислить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) земельного налога за 2004 год в размере 3137827 руб.
В части суммы исчисленного налога у сторон спора нет.
Учитывая вышеизложенное суд считает, что в соответствии с расчетом земельного налоге, произведенного заявителем, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату, а обжалуемое решение следует признать недействительным.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 110, 201 АПК РФ, суд
признать недействительными решения ИФНС России по г. Ногинску Московской области N 370 от 10.01.2006; N 3701 от 10.01.2006; N 3702 от 10.01.2006.
Обязать ИФНС России по г. Ногинску Московской области возвратить ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" излишне уплаченный земельный налог в сумме 7318737,76 рублей.
Возвратить ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" госпошлину в сумме 55093,68 руб., уплаченную по платежному поручению N 2390 от 30.11.05.
Выдать справку на возврат госпошлины в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть, обжаловано в тридцатидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.03.2006, 27.03.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-27938/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 марта 2006 г. Дело N А41-К2-27938/05
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 27 марта 2006 г.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Р., протокол судебного заседания вела судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" к ИФНС России по г. Ногинск Московской области о признании незаконным бездействия, при участии в заседании: от истца - И., доверенность N 28 от 01.12.2005, от ответчика - Х., доверенность N 14 от 08.07.05,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" обратилось в Арбитражный суд МО с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Ногинск МО в части возврата излишне уплаченного налога в сумме 7318737,76 руб.; признании недействительными решения ИФНС России по г. Ногинску N 370, 3701, 3702 от 10.01.2006 и обязании ИФНС России по г. Ногинск возвратить ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" излишне уплаченный земельный налог 7318737,76 руб.
Стороны в судебное заседание явились, изложили свои возражения и требования.
Заявитель просит его требования удовлетворить по основаниям:
Решением Старокупавинского поссовета Ногинского района Московской области N 231 от 07.12.1992 и решением Администрации Старокупавинского п/Совета N 24 от 29.01.1993 Коммерческому арендному предприятию "Мосреактив" были предоставлены земельные участки площадью 8,615 га и 5,7070 га и выданы свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования N 2 от 07.12.1992, N 7 от 26.02.1993. На основании Постановления Старокупавинской территориальной администрации Ногинского района Московской области N 32 от 29.02.2000 у Предприятия изъяли земельный участок площадью 3,7 га. Таким образом, общая площадь земель предоставленных Предприятию составила 105720 кв. м.
Коммерческое арендное предприятие "Мосреактив" на основании Решения учредительного собрания от 01.06.1993 было преобразовано в Закрытое акционерное общество "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества "Мосреактив".
Предприятие является плательщиком земельного налога.
Предприятием при исчислении земельного налога в 2002, 2003, 2004 году были ошибочно применены ставки земельного налога, установленные:
- - Решением Совета депутатов Ногинского района Московской области N 3/2 от 27.12.2001 в размере 21,60 руб. за кв. м;
- - Решением Совета депутатов Ногинского района N 85/14 от 27.12.2002 в размере 38,88 руб. за кв. м;
- - Решением Совета депутатов Ногинского района N 168/29 от 28.10.2003 в размере 42,77 рублей/кв. м;
- Применение указанных ставок при расчете земельного налога для земель, предоставленных Предприятию, не соответствует Закону РФ "О плате за землю" так, как местным органом власти при расчете ставки земельного налога применен повышающий коэффициент увеличения средней ставки земельного налога:
- - "4", установленный ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области";
- - "2,5", установленный ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области".
По коэффициенту "4" (ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области").
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону.
Статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" указывается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Ст. 83 Земельного кодекса РФ устанавливается, что "землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий". На основании ЗК РФ земли пос. Старая Купавна относятся к категории земель поселений. Земли Предприятия находятся в пределах территории пос. Старая Купавна и относятся к категории земель - земли поселений.
Приложением N 1 к Закону МО "О плате за землю в Московской области" устанавливается повышающий коэффициент для Ногинского района - 4 "для земель других категорий". Так как земли Предприятия не относятся к данной категории, а являются землями поселений, как и земли городов, применение коэффициента "4" является неправомерным. Таким образом, повышающий коэффициент "4" при расчете земельного налога в черте населенного пункта применяться не может.
Следовательно, данные повышающие коэффициенты могут применяться только для земель поселений в курортных зонах, зонах отдыха, землях рекреационного назначения. Земли Предприятия не относятся ни к одной из данных категорий.
В таблице 2 Приложение 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличений средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и другие исследований.
Территория Предприятия в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Земли курортов относится к отдельной категории земель - земель особо охраняемых территорий. В соответствии со ст. 96 ЗК к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Земли, предоставленные Предприятию, относятся к другой категории земель - землям поселений (ст. 83 ЗК).
Территория Предприятия в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 "Положением о зонах отдыха в г. Москве" не может быть отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (таблица 2 Приложение 2 Закона РФ "О плате за землю").
Территория, на которой располагаются земельные участки, предоставленные Предприятию, не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо правовым актом.
По смыслу Закона столбец 2 таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, указанной в столбце 1 таблицы, а не описывает всю его территорию (например: столбец 1 - Черноморское побережье, столбец 2 - Краснодарский край, при этом Черноморское побережье занимает только часть Краснодарского края). Следовательно, зона отдыха Москвы это не вся Московская область, а территория, на которой она может располагаться.
К землям рекреационного назначения относятся территории, обладающие всеми характеристиками описанными в ст. 98 Земельного кодекса РФ:
"п. 2 в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
п. 4 к землям рекреационного назначения относятся также земля пригородных зеленых зон.
п. 5 на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению".
На территории Предприятия нет объектов, указанных в п. п. 2 и 4 вышеуказанной статьи, таким образом, земли Предприятия не могут быть отнесены к данной категории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель.
Территория Предприятия к местам рекреации местными органами власти также не отнесена (Постановление Главы Ногинского района N 586 от 09.04.2002 "об утверждении мест рекреации в Ногинском районе"). Таким образом, повышающие коэффициенты, устанавливаемые ст. 2 Закона МО при расчете земельного налога Предприятием применяться не могут.
По коэффициенту "2,5" (ст. 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области").
Статьей 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области" определено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (Приложение N 7). В соответствии с таблицей 3 Приложения 2 к Закону "О плате за землю", коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100000 человек. Согласно данным последней переписи численность населения пос. Старая Купавна составляет 21,4 тыс. человек. Следовательно, применение повышающего коэффициента "2,5" при исчислении земельного налога Предприятием противоречит Закону РФ "О плате за землю" и не подлежит применению.
На основании вышеизложенного ставки земельного налога для земель Предприятия исчисляются следующим образом.
1) 1994 г.
1,5 руб. x 50 (коэффициент для 1994 г.) = 75 руб. в год за 1 кв. м. Основание, ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Средняя ставка "1,5 руб." (Приложение N 2 таблица 1 для Центрального округа Закон РФ "О плате за землю") с учетом численности населенного пункта - поселка Старая Купавна - 21,4 тыс. человек.
Средняя ставка в 1994 году применялась с коэффициентом "50" (ст. 1 ФЗ от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю").
2) 1995 г.
75 руб. (ставка в 1994 г.) x 2 (коэффициент "2" определен на основании ч. 3 п. 1 Постановления Правительства "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." N 562 от 07.06.1995) = 150 руб. в год за 1 кв. м.
3) 1996 г.
150 руб. (ставка в 1995 г.) x 1,5 (коэффициент "1,5" определен на основании п. 1 Постановления Правительства "Об индексации ставок земельного налога в 1996 г." N 378 от 03.04.1996) = 225 руб. в год за 1 кв. м.
4) 1997 г.
225 руб. (ставка в 1996 г.) x 2 (коэффициент "2" определен на основании ст. 13 ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 г." N 29-ФЗ от 26.02.1997) = 450 руб. в год за 1 кв. м.
5) 1998 г.
450 руб., с учетом индексации 0,45 руб. в год за 1 кв. м (ставка 1997 г. сохранена на основании ст. 1 ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 г." N 162-ФЗ от 28.10.1998).
6) 1999 г.
0,45 руб. (ставка в 1998 г.) x 2 (коэффициент "2" определен на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" N 36-ФЗ от 22.02.1999) = 0,9 руб. в год за 1 кв. м.
7) 2000 г.
0,9 руб. (ставка в 1999 году) x 1,2 (коэффициент "1,2" определен на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" N 227-ФЗ от 31.12.1999) = 1,08 руб. в год за 1 кв. м.
8) 2001 г.
Ставка 2000 г. сохранена на основании ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." N 150-ФЗ от 27.12.2000 - 1,08 руб. в год за 1 кв. м.
9) 2002 г.
1,08 руб. (ставка в 2001 г.) x 2 (коэффициент "2" определен на основании ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" N 163-ФЗ от 14.12.2001) - 2,16 руб. в год за 1 кв. м.
10) 2003 г.
2,16 руб. (ставка 2002 г.) x 1,8 (коэффициент "1,8" определен на основании ст. 7 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" N 110-ФЗ от 24.07.2002) = 3,88 руб. в год за 1 кв. м.
11) 2004 г.
3,88 (ставка в 2003 году) x 1,1 (коэффициент "1,1" определен на основании ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 07.07.2003 N 117-ФЗ) = 4,26 руб.
Земельный налог, подлежащий оплате, исчисляется непосредственно Предприятием, в соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю", следующим образом:
в 2002 году
- 105720 кв. м x 2,16 руб. (ставка) = 228356 рублей;
- земли занятые жилым фондом 1907 кв. м x 0,65 руб. (ставка) = 1240 рублей.
в 2003 году
- 105720 кв. м x 3,88 руб. (ставка) x 3 / 12 = 102548 рублей (за январь - март 2002 года);
- 99550 кв. м x 3,88 руб. (ставка) x 9 / 12 = 289691 рублей (за апрель - декабрь 2002 г.) (уменьшение земельного участка произошло на основании Постановления Правительства Московской области от 04.04.2003 N 188/12) земли занятые жилым фондом 1907 кв. м x 1,15 руб. (ставка) = 2193 рублей в 2004 году;
- 93633 кв. м x 4,27 руб. (ставка) x 8 / 12 - 266542 рубля (уменьшение земельного участка произошло на основании Акта о передаче имущества в Уставный капитал ЗАО "СоюзХимРеактив" от 14.10.2003).
57240 кв. м x 4,27 руб. (ставка) x 4 / 12 = 81472 рубля (уменьшение земельного участка произошло на основании Соглашения N 1 от 31.08.2004) земли занятые жилым фондом 1907 кв. м x 1,28 руб. (ставка) - 2441 рублей.
Итого сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2002 - 2004 год: 974483 рублей.
Фактически Предприятием в 2002 г., 2003 г. и 2004 г. уплачен земельный налог в сумме 9875607 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 261 от 28.02.02, N 423 от 22.03.02, N 1142 от 10.07.02, N 1155 от 15.07.02, N 1339 от 12.08.02, N 1380 от 15.08.02, N 1531 от 26.08.02, N 1630 от 09.09.02, N 1646 от 12.09.02, N 1819 от 07.10.02, N 1857 от 14.10.02, N 1906 от 21.10.02 N 1964 от 28.10.02, N 1987 от N 2021 от 11.11.02, N 2027 от 13.11.02, N 1062 от 27.06.03, N 1258 от 21.07.03, N 1273 от 24.07.03, N 1386 от 13.08.03, N 1424 от 19.08.03, N 1455 от N 1480 от 29.08.03, N 1513 от 02.09.03, N 1563 от 08.09.03, N 1611 от 10.10.03 N 1770 от 13.10.03, N 1802 от 20.10.03, N 1834 от 27.10.03, N 1871 от 03.11.03, N 1882 от 04.11.03, N 1888 от 05.11.03, N 1893 от 10.11.03, N 1925 от 11.11.03, N 1939 от 13.11.03, N 1949 от 14.11.03, N 254 от 16.02.04, N 278 от 24.02.04, N 302 от 27.02.04, N 333 от 02.03.04, N 352 от 09.03.04, N 412 от 16.03.04, N 480 от 22.03.04, N 530 от 31.03.04 N 561 от 02.04.04, N 605 от 09.04.04, N 653 от 16.04.04, N 677 от 20.04.04, N 809 от 17.05.04, N 833 от 18.05.04, N 863 от 19.05.04, N 872 от 20.05.04, N 914 от 28.05.04, N 976 от 07.06.04, N 995 от 08.06.04, N 1039 от 16.06.04, N 1120 от 30.06.04, N 1180 от 14.07.04, N 1260 от 19.07.04, N 1237 от 20.07.04, N 1291 от 26.07.04, N 1431 от 13.08.04, N 1446 от 16.08.04, N 1455 от 17.08.04, N 1487 от 20.08.04, N 1508 от 23.08.04, N 1579 от 06.09.04, N 1632 от 13.09.04, N 1643 15.09.04, N 1719 от 27.09.04, N 1749 ОТ 30.09.04, N 1911 от 25.10.04, N 1953 от 28.10.04, N 2001 от 01.11.04, N 2084 от 11.11.04.
Таким образом, сумма излишне уплаченного налога на землю за 2002 г., 2003 г., 2004 г. составила: 9875607 рублей (фактически уплаченная сумма налога) - 974483 рублей (сумма налога, подлежащая уплате) = 890124 рубля.
Уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 - 2004 год были поданы в ИФНС РФ по г. Ногинску Московской области 10.10.2005.
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Предприятием данное заявление было подано 26.10.2005, таким образом подлежит возврату сумма излишне уплаченного налога за период с 28.10.2002 по 31.12.2004, что составляет - 7318737,76 рублей.
Заинтересованное лицо иск не признало по основаниям:
10.10.2005 ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" представило в ИФНС России по г. Ногинску уточненные декларации по земельному налогу за 2002 - 2004 гг.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, служащей основанием для исчисления и уплаты налога. Т.о., срок окончания камеральной налоговой проверки уточненных деклараций истца за 2002 - 2004 гг. приходится на 10.01.2006.
В результате камеральной налоговой проверки уточненных деклараций по земельному налогу установлено занижение земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2002 - 2004 гг.
Истец, в нарушение ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, ст. 2 и ст. 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16.07.1995, п. 4 решения Совета депутатов Ногинского района N 3/2 от 27.12.2001 "Об утверждении на 2002 г. ставок земельного налога", п. 4 Решения Совета депутатов Ногинского района N 85/14 от 27.12.2002 "Об утверждении на 2003 г. ставок земельного налога", п. 4 Решения Совета депутатов Ногинского района N 169/29 от 28.10.2003 "Об утверждении на 2004 г. ставок земельного налога" при исчислении земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2002 г. применил ставку земельного налога в размере 2,16 руб./кв. м, за 2003 г. - 3,88 руб./кв. м, за 2004 г. - 4,28 руб./кв. м без учета повышающих коэффициентов:
- "4" - установлен ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области";
- "2,5", установлен ст. 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области".
Так п. 4 Решение Совета депутатов Ногинского района Московской области N 3/2 от 27.12.2001 установлена ставка земельного налога для земель городов и поселков на 2002 г. в размере 21,60 руб./кв. м, п. 4 Решения Совета депутатов Ногинского района Московской области N 85/14 от 27.12.2002 на 2003 г. установлена ставка земельного налога в размере 38,88 руб./кв. м, п. 4 Решения Совета депутатов Ногинского района Московской области N 169/29 от 28.10.2003 установлена ставка земельного налога на 2004 г. в размере 42,77 руб./кв. м.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненных деклараций ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" Инспекцией ФНС России по г. Ногинску вынесены Решения N 370, 3701, 3702 от 10.01.2006 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением ИФНС России по г. Ногинску N 3702 от 10.01.2006 организации доначислена сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2002 г. в сумме 2055196 руб., Решением N 3701 от 10.01.2006 доначислена сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2003 г. в сумме 3539388 руб., Решением N 370 от 10.01.2006 доначислена сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2004 г. в сумме 3137827 руб.
Общая сумма доначисленного земельного налога, подлежащего уплате за 2002 - 2004 гг. составила 8732411 руб.
03.11.2005 ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" (а не 26.10.2005, как утверждает истец), т.е. до окончания камеральной налоговой проверки, обратилось в ИФНС России по г. Ногинску с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 8901124 руб.
В соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. По платежам ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" до 03.11.2002 истекла давность по возврату (зачету) сумм налога.
Ссылка истца на бездействие ИФНС России по г. Ногинску, в связи с тем, что никаких ответов на вышеуказанное письмо налоговым органом не производилось несостоятельна, поскольку 23.12.2005 налоговым органом был вынесен отказ по заявлению налогоплательщика о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 8901124 руб., в котором Инспекция ФНС России по г. Ногинску уведомила организацию, что в соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка уточненных деклараций ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив".
В уточненном заявлении ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" помимо первоначальных требований о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Ногинску, выразившегося в непринятии решения по заявлению налогоплательщика и обязании вернуть истцу излишне уплаченный земельный налога в сумме 7318737,76 руб., содержатся требования о признании незаконными решений ИФНС России по г. Ногинску N 370, 3701, 3702 от 10.01.2006.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Истец, в нарушение названной статьи, не меняет основание или предмет иска, а дополняет исковое заявление новыми требованиями. ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" на основании ст. 198 АПК РФ должно было обратиться в суд о признании незаконными ненормативных актов налогового органа с отдельными заявлениями.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в полном объеме, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
Возражение ИФНС в том, что заявитель не вправе был дополнять свои требования требованием о признании недействительными решений ИФНС от 10.01.2006 не принимается судом, так как предмет иска изменен в соответствии со ст. 45 АПК РФ.
ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" направило 26.10.2005 в ИФНС по г. Ногинску заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Уточненные налоговые декларации за 2002 - 2004 гг. сданы 10.10.2005. В соответствии со ст. 88 НК РФ ИФНС России по г. Ногинску вправе производить камеральную налоговую проверку налоговых деклараций в течение 3-х месяцев.
Решение по уточненным декларациям, на основании которых заявитель подал заявление о возврате налога, были приняты 10.01.2006, т.е. в установленный Кодексом срок.
Следовательно в части первого требования заявления заявителю следует отказать.
В остальной части заявление подлежит удовлетворению.
Пользование землей является платным.
Предприятие является плательщиком земельного налога.
Предприятием при исчислении земельного налога в 2002, 2003, 2004 году были ошибочно применены ставки земельного налога, установленные:
- - Решением Совета (депутатов Ногинского района Московской области N 3/2 от 27.12.2001 в размере 21,60 руб. за кв. м;
- - Решением Совета депутатов Ногинского района N 85/14 от 27.12.2002 в размере 38,88 руб. за кв. м;
- - Решением Совета депутатов Ногинского района N 168/29 от 28.10.2003 в размере 42,77 рублей/кв. м.
Применение указанных ставок при расчете земельного налога для земель, предоставленных Предприятию, не соответствует Закону РФ "О плате за землю" так, как местным органом власти при расчете ставки земельного налога применен повышающий коэффициент увеличения средней ставки земельного налога:
- - "4", установленный ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области";
- - "2,5", установленный ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области".
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону.
Статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" указывается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Ст. 83 Земельного кодекса РФ устанавливается, что "землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий". На основании ЗК РФ земли пос. Старая Купавна относятся к категории земель поселений. Земли Предприятия находятся в пределах территории пос. Старая Купавна и относятся к категории земель - земли поселений.
Приложением N 1 к Закону МО "О плате за землю в Московской области" устанавливается повышающий коэффициент для Ногинского района - 4 "для земель других категорий". Так как земли Предприятия не относятся к данной категории, а являются землями поселений, как и земли городов, применение коэффициента "4" является неправомерным. Таким образом, повышающий коэффициент "4" при расчете земельного налога в черте населенного пункта применяться не может.
Следовательно, данные повышающие коэффициенты могут применяться только для земель поселений в курортных зонах, зонах отдыха, землях рекреационного назначения. Земли Предприятия не относятся ни к одной из данных категорий.
В таблице 2 Приложение 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
Территория Предприятия в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 "Положением о зонах отдыха в г. Москве" не может быть отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (таблица 2 Приложение 2 Закона РФ "О плате за землю").
К землям рекреационного назначения относятся территории, обладающие всеми характеристиками описанными в ст. 98 Земельного кодекса РФ.
На территории Предприятия нет объектов, указанных в п. п. 2 и 4 вышеуказанной статьи, таким образом, земли Предприятия не могут быть отнесены к данной, категории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель. Территория Предприятия к местам рекреации местными органами власти так отнесена (Постановление Главы Ногинского района N 586 от 09.04.2002 утверждении мест рекреации в Ногинском районе"). Таким образом, повышающие коэффициенты, устанавливаемые ст. 2 Закона МО при расчете земельного налога Предприятием применяться не могут.
Статьей 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области" определено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (Приложение N 7). В соответствии с таблицей 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю", коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100000 человек. Согласно данным последней переписи численность населения пос. Старая Купавна составляет 21,4 тыс. человек. Следовательно, применение повышающего коэффициента "2,5" при исчислении земельного налога Предприятием противоречит Закону РФ "О плате за землю" и не подлежит применению.
10 января 2006 года ИФНС РФ по г. Ногинску после проведения камеральной проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2002, 2003, 2004 гг. были вынесены следующие решения.
- Решение N 370 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в котором Предприятию предлагается перечислить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) земельного налога за 2002 год в размере 2055196 руб.;
- Решение N 3701 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в котором Предприятию предлагается перечислить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) земельного налога за 2003 год в размере 3539388 руб.;
- Решение N 370 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в котором Предприятию предлагается перечислить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) земельного налога за 2004 год в размере 3137827 руб.
В части суммы исчисленного налога у сторон спора нет.
Учитывая вышеизложенное суд считает, что в соответствии с расчетом земельного налоге, произведенного заявителем, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату, а обжалуемое решение следует признать недействительным.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 110, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать недействительными решения ИФНС России по г. Ногинску Московской области N 370 от 10.01.2006; N 3701 от 10.01.2006; N 3702 от 10.01.2006.
Обязать ИФНС России по г. Ногинску Московской области возвратить ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" излишне уплаченный земельный налог в сумме 7318737,76 рублей.
Возвратить ЗАО "Химические реактивы, препараты, особо чистые вещества - Мосреактив" госпошлину в сумме 55093,68 руб., уплаченную по платежному поручению N 2390 от 30.11.05.
Выдать справку на возврат госпошлины в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть, обжаловано в тридцатидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)