Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
21 марта 2006 г. Дело N А40-264/06-109-2
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2006 г. Решение в полном объеме изготовлено 5 апреля 2006 г.
Арбитражный суд в составе: судьи Г., с участием: от заявителя - Г.В. (дов. от 27.02.06), от ответчика - Х. (дов. от 10.01.06), рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ПБОЮЛ К. к ИФНС РФ N 27 по г. Москве о признании недействительным письма N 17-20/2390 от 09.12.2005, протокол судебного заседания составлен судьей,
в Арбитражном суде г. Москвы рассматривалось заявление ПБОЮЛ К. (далее - Предприниматель) к ИФНС РФ N 27 по г. Москве (далее - Инспекция) о признании недействительным письма N 17-20/2390 от 09.12.2005.
В обоснование своих доводов Предприниматель указала следующее.
Предпринимателем 20.10.2005 в Инспекцию было направлено заявление с просьбой о переводе его на упрощенную систему налогообложения с 19 мая 2004 года (со дня внесения изменений в ЕГР в связи с изменением места жительства). Письмом N 17-20/2393 от 09.12.2005 в данной просьбе ему было отказано.
Предприниматель считает, что она необоснованно была признана вновь зарегистрированным предпринимателем, который не подал заявление в пятидневный срок (п. 2 ст. 346.13 НК РФ) и считает, что оспариваемым решением на нее незаконно возлагается обязанность применять общий режим налогообложения.
В связи с переездом в г. Москву она утратила право быть плательщиком ЕНВД в Кашарском районе Ростовской области. Перевод на систему налогообложения в виде ЕНВД является не добровольным, а вынужденным, поэтому на него переводятся индивидуальные предприниматели как вновь зарегистрированные, так и применявшие упрощенную систему налогообложения или общий режим налогообложения. Вынужденной является и утрата применения системы налогообложения в виде ЕНВД как в связи с переездом в другой регион, где этот режим налогообложения не установлен, так и в связи с его отменой Законом субъекта Федерации.
Статья 346.13 НК РФ предусматривает два варианта начала применения упрощенной системы налогообложения: переход с общего режима налогообложения на основании заявления поданного в период с 1 октября по 30 ноября. А для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - на основании заявления поданного в пятидневный срок с момента постановки на учет в налоговом органе. Переход на упрощенную систему с общего режима налогообложения и обратный переход являются добровольными.
Для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей порядок применения упрощенной системы налогообложения не установлен, а также не предусмотрены нормы, запрещающие ее применение.
Налогоплательщик, утративший право применять систему налогообложения в виде ЕНВД не может автоматически переводиться на общий режим налогообложения. Заявитель считает, что не должен был писать заявление о переводе его на упрощенную систему налогообложения. Обязанность подачи заявления специально должна быть оговорена в Налоговом кодексе РФ. Заявление о переводе на уплату ЕНВД носит уведомительный характер, так как обязанность (право) уплачивать налог возникает и тогда, когда заявление не подано.
Согласно Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 1 июня 2004 года N 14894/03 толкование статьи 346.13, которое не согласуется с основными началами законодательства о налогах и сборах: о всеобщности и равенстве налогообложения, закрепленных в статье 3 НК РФ, ставит предпринимателей, утративших право быть плательщиком ЕНВД, в неравное положение со вновь зарегистрированными предпринимателями. Буквальное толкование названной статьи означает, что вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели имеют право применять упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговом органе. А индивидуальные предприниматели, которые до окончания текущего года перестали быть плательщиками ЕНВД, только с начала следующего года, что противоречит названным принципам.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ данные пробелы в законодательстве были устранены. Поэтому с 01.01.2006 индивидуальные предприниматели, которые до окончания текущего года перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. А упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде ЕНВД применяются наряду с иным режимами налогообложения. До принятия закона эти пробелы необходимо рассматривать как неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах, которые в соответствии со ст. 3 п. 7 НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика.
Поскольку в данном случае запрета на применение упрощенной системы не имеется, порядок ее применения не установлен (в том числе подача заявления), то предприниматель поставила в известность о ее применении не подачей заявления, а подачей налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системой налогообложения за полугодие 2004 года. В качестве объекта налогообложения указала доходы. Данная декларация была принята Инспекцией к рассмотрению, так же как были приняты к рассмотрению и декларация за 9 месяцев, и декларация за 2004 год, и декларация за квартал 2005 года.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная проверка декларации за полугодие 2004 года должна быть проведена в течение трех месяцев, а об отсутствии требуемого заявления должно стать известно налоговому органу не позднее 25 октября 2004 года. А было сообщено об этом письмом от 15.06.2005 N 11-20/793. В соответствии со ст. 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, а причиненные убытки подлежат возмещению в полном объеме. Неоднократный прием к рассмотрению налоговым органом налоговых деклараций после 25 октября 2004 года, позволяет предпринимателю считать эти действия как дача согласия на применение упрощенной системы налогообложения с 19 мая 2004 года.
Инспекция заявленные требования не признала, указав, что порядок и условия начала применения упрощенной системы налогообложения для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей установлен п. 2 ст. 346.13 НК РФ, который гласит, что вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах (поскольку с 01.01.2004 заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). При этом индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена Приказом МНС РФ от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (согласно информации Минюста РФ от 15.08.2005 не подлежит применению Приказ МНС РФ от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@, которым внесены изменения и дополнения в Приказ N ВГ-3-2/495, при этом Приказ МНС РФ N ВГ-3-22/495 в данной информации не упомянут).
В связи с тем, что в главе 26.2 НК РФ не содержится прямого указания на разработку МНС РФ формы заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, утвержденная форма заявления для налогоплательщиков носит рекомендательный характер, т.е. налогоплательщики вправе подать заявление в произвольной форме.
Заявителем заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения ни по утвержденной форме, ни в произвольной форме не подавалось.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Суд полагает, что по смыслу п. 2 ст. 346.13 НК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, Заявителю следовало написать заявление в Инспекцию о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Указанное заявление является актом волеизъявления налогоплательщика о переходе с одной системы налогообложения на другую.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ, которым была изменена указанная норма, также подтвердил, что индивидуальный предприниматель, который ранее был плательщиком ЕНВД, для перехода на упрощенную систему налогообложения должен написать соответствующее заявление в налоговый орган.
Суд считает ссылки предпринимателя на Постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.2004 N 14894/03 неправомерными, т.к. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.2004 N 14894/03 вынесено в отношении конкретного юридического лица и не изменяет действующее законодательство и, кроме того, не имеет никакого отношения к вопросу, затронутому в заявлении предпринимателя (данное Постановление касается порядка перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налогоплательщиков, зарегистрированных в период с 01.01.2002 по 31.12.2002).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 168, 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд
отказать ПБОЮЛ К. в удовлетворении требований о признании недействительным письма ИФНС РФ N 27 по г. Москве от 09.12.2005 N 17-20/2393.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в апелляционной инстанции и в течение двух месяцев в кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 21.03.2006, 05.04.2006 ПО ДЕЛУ N А40-264/06-109-2
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
21 марта 2006 г. Дело N А40-264/06-109-2
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2006 г. Решение в полном объеме изготовлено 5 апреля 2006 г.
Арбитражный суд в составе: судьи Г., с участием: от заявителя - Г.В. (дов. от 27.02.06), от ответчика - Х. (дов. от 10.01.06), рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ПБОЮЛ К. к ИФНС РФ N 27 по г. Москве о признании недействительным письма N 17-20/2390 от 09.12.2005, протокол судебного заседания составлен судьей,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражном суде г. Москвы рассматривалось заявление ПБОЮЛ К. (далее - Предприниматель) к ИФНС РФ N 27 по г. Москве (далее - Инспекция) о признании недействительным письма N 17-20/2390 от 09.12.2005.
В обоснование своих доводов Предприниматель указала следующее.
Предпринимателем 20.10.2005 в Инспекцию было направлено заявление с просьбой о переводе его на упрощенную систему налогообложения с 19 мая 2004 года (со дня внесения изменений в ЕГР в связи с изменением места жительства). Письмом N 17-20/2393 от 09.12.2005 в данной просьбе ему было отказано.
Предприниматель считает, что она необоснованно была признана вновь зарегистрированным предпринимателем, который не подал заявление в пятидневный срок (п. 2 ст. 346.13 НК РФ) и считает, что оспариваемым решением на нее незаконно возлагается обязанность применять общий режим налогообложения.
В связи с переездом в г. Москву она утратила право быть плательщиком ЕНВД в Кашарском районе Ростовской области. Перевод на систему налогообложения в виде ЕНВД является не добровольным, а вынужденным, поэтому на него переводятся индивидуальные предприниматели как вновь зарегистрированные, так и применявшие упрощенную систему налогообложения или общий режим налогообложения. Вынужденной является и утрата применения системы налогообложения в виде ЕНВД как в связи с переездом в другой регион, где этот режим налогообложения не установлен, так и в связи с его отменой Законом субъекта Федерации.
Статья 346.13 НК РФ предусматривает два варианта начала применения упрощенной системы налогообложения: переход с общего режима налогообложения на основании заявления поданного в период с 1 октября по 30 ноября. А для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - на основании заявления поданного в пятидневный срок с момента постановки на учет в налоговом органе. Переход на упрощенную систему с общего режима налогообложения и обратный переход являются добровольными.
Для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей порядок применения упрощенной системы налогообложения не установлен, а также не предусмотрены нормы, запрещающие ее применение.
Налогоплательщик, утративший право применять систему налогообложения в виде ЕНВД не может автоматически переводиться на общий режим налогообложения. Заявитель считает, что не должен был писать заявление о переводе его на упрощенную систему налогообложения. Обязанность подачи заявления специально должна быть оговорена в Налоговом кодексе РФ. Заявление о переводе на уплату ЕНВД носит уведомительный характер, так как обязанность (право) уплачивать налог возникает и тогда, когда заявление не подано.
Согласно Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 1 июня 2004 года N 14894/03 толкование статьи 346.13, которое не согласуется с основными началами законодательства о налогах и сборах: о всеобщности и равенстве налогообложения, закрепленных в статье 3 НК РФ, ставит предпринимателей, утративших право быть плательщиком ЕНВД, в неравное положение со вновь зарегистрированными предпринимателями. Буквальное толкование названной статьи означает, что вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели имеют право применять упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговом органе. А индивидуальные предприниматели, которые до окончания текущего года перестали быть плательщиками ЕНВД, только с начала следующего года, что противоречит названным принципам.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ данные пробелы в законодательстве были устранены. Поэтому с 01.01.2006 индивидуальные предприниматели, которые до окончания текущего года перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. А упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде ЕНВД применяются наряду с иным режимами налогообложения. До принятия закона эти пробелы необходимо рассматривать как неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах, которые в соответствии со ст. 3 п. 7 НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика.
Поскольку в данном случае запрета на применение упрощенной системы не имеется, порядок ее применения не установлен (в том числе подача заявления), то предприниматель поставила в известность о ее применении не подачей заявления, а подачей налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системой налогообложения за полугодие 2004 года. В качестве объекта налогообложения указала доходы. Данная декларация была принята Инспекцией к рассмотрению, так же как были приняты к рассмотрению и декларация за 9 месяцев, и декларация за 2004 год, и декларация за квартал 2005 года.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная проверка декларации за полугодие 2004 года должна быть проведена в течение трех месяцев, а об отсутствии требуемого заявления должно стать известно налоговому органу не позднее 25 октября 2004 года. А было сообщено об этом письмом от 15.06.2005 N 11-20/793. В соответствии со ст. 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, а причиненные убытки подлежат возмещению в полном объеме. Неоднократный прием к рассмотрению налоговым органом налоговых деклараций после 25 октября 2004 года, позволяет предпринимателю считать эти действия как дача согласия на применение упрощенной системы налогообложения с 19 мая 2004 года.
Инспекция заявленные требования не признала, указав, что порядок и условия начала применения упрощенной системы налогообложения для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей установлен п. 2 ст. 346.13 НК РФ, который гласит, что вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах (поскольку с 01.01.2004 заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). При этом индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена Приказом МНС РФ от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (согласно информации Минюста РФ от 15.08.2005 не подлежит применению Приказ МНС РФ от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@, которым внесены изменения и дополнения в Приказ N ВГ-3-2/495, при этом Приказ МНС РФ N ВГ-3-22/495 в данной информации не упомянут).
В связи с тем, что в главе 26.2 НК РФ не содержится прямого указания на разработку МНС РФ формы заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, утвержденная форма заявления для налогоплательщиков носит рекомендательный характер, т.е. налогоплательщики вправе подать заявление в произвольной форме.
Заявителем заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения ни по утвержденной форме, ни в произвольной форме не подавалось.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Суд полагает, что по смыслу п. 2 ст. 346.13 НК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, Заявителю следовало написать заявление в Инспекцию о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Указанное заявление является актом волеизъявления налогоплательщика о переходе с одной системы налогообложения на другую.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ, которым была изменена указанная норма, также подтвердил, что индивидуальный предприниматель, который ранее был плательщиком ЕНВД, для перехода на упрощенную систему налогообложения должен написать соответствующее заявление в налоговый орган.
Суд считает ссылки предпринимателя на Постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.2004 N 14894/03 неправомерными, т.к. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.2004 N 14894/03 вынесено в отношении конкретного юридического лица и не изменяет действующее законодательство и, кроме того, не имеет никакого отношения к вопросу, затронутому в заявлении предпринимателя (данное Постановление касается порядка перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налогоплательщиков, зарегистрированных в период с 01.01.2002 по 31.12.2002).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 168, 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать ПБОЮЛ К. в удовлетворении требований о признании недействительным письма ИФНС РФ N 27 по г. Москве от 09.12.2005 N 17-20/2393.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в апелляционной инстанции и в течение двух месяцев в кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)