Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 мая 2004 года Дело N Ф04/2258-463/А03-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2003 по делу N А03-11447/03-14 по заявлению открытого акционерного общества "Уют" к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края,
Открытое акционерное общество "Уют" (далее по тексту ОАО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными решений инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края (далее по тексту Инспекция) N 470 от 30.04.2003, N 583 от 02.06.2003, N 663 от 23.06.2003.
Определением от 23.09.2003 требование о признании недействительными решений Инспекции N 470 от 30.04.2003 и N 583 от 30.05.2003 возвращены без рассмотрения, поскольку они поданы с нарушением срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса для обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий или бездействия должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления.
В обоснование требования о признании недействительным решения Инспекции N 663 от 23.06.2003 о взыскании недоимки по налогам, начисленным на нее пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в обслуживающих их банках, ОАО "Уют" ссылается, что решение о списании вынесено в отношении недоимки по НДС, при определении которой допущены нарушения норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность в случае перехода на упрощенную систему налогообложения восстановить и перечислить в бюджет суммы уплаченного НДС по приобретенным ранее основным средствам, принятым к вычету в установленном порядке, поэтому доначисление НДС за IV квартал является необоснованным.
Решением арбитражного суда от 15.12.2003 требования ОАО "Уют" удовлетворены, решение Инспекции N 663 от 23.06.2003 признано недействительным.
Арбитражный суд пришел к выводу, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено обратное взыскание в бюджет ранее полученных в установленном законом порядке налоговых вычетов при переходе на упрощенную систему налогообложения, то решение о списании недоимки ущемляет права заявителя.
В апелляционном порядке законность решения не проверялась.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенное по делу решение и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе, по тем основаниям, что при вынесении оспариваемого решения судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция считает, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 названного Кодекса, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения, в данном случае, в IV квартале 2002 года.
ОАО "Уют" отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в судебном заседании представители ОАО "Уют" просили оставить без изменения вынесенное арбитражным судом первой инстанции решение, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции при принятии решения норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2003 ОАО "Уют" переведено на упрощенную систему налогообложения и освобождено от обязанностей плательщика НДС.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Уют" декларации по НДС за IV квартал 2002 года. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 583 от 02.06.2003, которым ОАО "Уют" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС за IV квартал 2002 года в виде штрафа в размере 27342 рублей. Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить НДС в сумме 136710 рублей и начисленные на нее пени - 9637 рублей.
Решение о привлечении к налоговой ответственности Инспекция мотивировала тем, что с 01.01.2003 налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, при этом он должен был восстановить суммы НДС, предъявленные ранее к вычету, но не полностью самортизированные на 01.01.2003 по основным средствам и товарно-материальным ценностям (далее по тексту ТМЦ). Также налоговым органом указано, что в соответствии с п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации, организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС.
Направленное в адрес ОАО "Уют" требование об уплате налога N 1734/А от 02.06.2003 не исполнено в указанные сроки, что явилось основанием для вынесения решения N 663 от 23.06.2003 о взыскании установленной недоимки и начисленной на нее пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в обслуживающих их банках.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налогов, в том числе и НДС, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК Российской Федерации налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 году, считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный гл. 21 НК Российской Федерации, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или наличием остатка ТМЦ. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК Российской Федерации. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Между тем, если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это прямо не предусмотрено НК Российской Федерации. На момент принятия суммы налога к вычету налогоплательщик действовал правомерно, требования п. 2 ст. 170 НК Российской Федерации соблюдал, что исключает наступление последствий, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК Российской Федерации.
Более того, в силу п. 7 ст. 3 НК Российской Федерации все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2003 по делу N А03-11447/03-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 5 мая 2004 года Дело N Ф04/2258-463/А03-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2003 по делу N А03-11447/03-14 по заявлению открытого акционерного общества "Уют" к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края,
Открытое акционерное общество "Уют" (далее по тексту ОАО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными решений инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края (далее по тексту Инспекция) N 470 от 30.04.2003, N 583 от 02.06.2003, N 663 от 23.06.2003.
Определением от 23.09.2003 требование о признании недействительными решений Инспекции N 470 от 30.04.2003 и N 583 от 30.05.2003 возвращены без рассмотрения, поскольку они поданы с нарушением срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса для обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий или бездействия должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления.
В обоснование требования о признании недействительным решения Инспекции N 663 от 23.06.2003 о взыскании недоимки по налогам, начисленным на нее пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в обслуживающих их банках, ОАО "Уют" ссылается, что решение о списании вынесено в отношении недоимки по НДС, при определении которой допущены нарушения норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность в случае перехода на упрощенную систему налогообложения восстановить и перечислить в бюджет суммы уплаченного НДС по приобретенным ранее основным средствам, принятым к вычету в установленном порядке, поэтому доначисление НДС за IV квартал является необоснованным.
Решением арбитражного суда от 15.12.2003 требования ОАО "Уют" удовлетворены, решение Инспекции N 663 от 23.06.2003 признано недействительным.
Арбитражный суд пришел к выводу, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено обратное взыскание в бюджет ранее полученных в установленном законом порядке налоговых вычетов при переходе на упрощенную систему налогообложения, то решение о списании недоимки ущемляет права заявителя.
В апелляционном порядке законность решения не проверялась.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенное по делу решение и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе, по тем основаниям, что при вынесении оспариваемого решения судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция считает, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 названного Кодекса, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения, в данном случае, в IV квартале 2002 года.
ОАО "Уют" отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в судебном заседании представители ОАО "Уют" просили оставить без изменения вынесенное арбитражным судом первой инстанции решение, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции при принятии решения норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2003 ОАО "Уют" переведено на упрощенную систему налогообложения и освобождено от обязанностей плательщика НДС.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Уют" декларации по НДС за IV квартал 2002 года. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 583 от 02.06.2003, которым ОАО "Уют" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС за IV квартал 2002 года в виде штрафа в размере 27342 рублей. Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить НДС в сумме 136710 рублей и начисленные на нее пени - 9637 рублей.
Решение о привлечении к налоговой ответственности Инспекция мотивировала тем, что с 01.01.2003 налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, при этом он должен был восстановить суммы НДС, предъявленные ранее к вычету, но не полностью самортизированные на 01.01.2003 по основным средствам и товарно-материальным ценностям (далее по тексту ТМЦ). Также налоговым органом указано, что в соответствии с п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации, организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС.
Направленное в адрес ОАО "Уют" требование об уплате налога N 1734/А от 02.06.2003 не исполнено в указанные сроки, что явилось основанием для вынесения решения N 663 от 23.06.2003 о взыскании установленной недоимки и начисленной на нее пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в обслуживающих их банках.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налогов, в том числе и НДС, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК Российской Федерации налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 году, считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный гл. 21 НК Российской Федерации, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или наличием остатка ТМЦ. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК Российской Федерации. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Между тем, если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это прямо не предусмотрено НК Российской Федерации. На момент принятия суммы налога к вычету налогоплательщик действовал правомерно, требования п. 2 ст. 170 НК Российской Федерации соблюдал, что исключает наступление последствий, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК Российской Федерации.
Более того, в силу п. 7 ст. 3 НК Российской Федерации все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2003 по делу N А03-11447/03-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.05.2004 N Ф04/2258-463/А03-2004
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 5 мая 2004 года Дело N Ф04/2258-463/А03-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2003 по делу N А03-11447/03-14 по заявлению открытого акционерного общества "Уют" к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Уют" (далее по тексту ОАО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными решений инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края (далее по тексту Инспекция) N 470 от 30.04.2003, N 583 от 02.06.2003, N 663 от 23.06.2003.
Определением от 23.09.2003 требование о признании недействительными решений Инспекции N 470 от 30.04.2003 и N 583 от 30.05.2003 возвращены без рассмотрения, поскольку они поданы с нарушением срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса для обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий или бездействия должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления.
В обоснование требования о признании недействительным решения Инспекции N 663 от 23.06.2003 о взыскании недоимки по налогам, начисленным на нее пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в обслуживающих их банках, ОАО "Уют" ссылается, что решение о списании вынесено в отношении недоимки по НДС, при определении которой допущены нарушения норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность в случае перехода на упрощенную систему налогообложения восстановить и перечислить в бюджет суммы уплаченного НДС по приобретенным ранее основным средствам, принятым к вычету в установленном порядке, поэтому доначисление НДС за IV квартал является необоснованным.
Решением арбитражного суда от 15.12.2003 требования ОАО "Уют" удовлетворены, решение Инспекции N 663 от 23.06.2003 признано недействительным.
Арбитражный суд пришел к выводу, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено обратное взыскание в бюджет ранее полученных в установленном законом порядке налоговых вычетов при переходе на упрощенную систему налогообложения, то решение о списании недоимки ущемляет права заявителя.
В апелляционном порядке законность решения не проверялась.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенное по делу решение и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе, по тем основаниям, что при вынесении оспариваемого решения судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция считает, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 названного Кодекса, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения, в данном случае, в IV квартале 2002 года.
ОАО "Уют" отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в судебном заседании представители ОАО "Уют" просили оставить без изменения вынесенное арбитражным судом первой инстанции решение, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции при принятии решения норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2003 ОАО "Уют" переведено на упрощенную систему налогообложения и освобождено от обязанностей плательщика НДС.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Уют" декларации по НДС за IV квартал 2002 года. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 583 от 02.06.2003, которым ОАО "Уют" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС за IV квартал 2002 года в виде штрафа в размере 27342 рублей. Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить НДС в сумме 136710 рублей и начисленные на нее пени - 9637 рублей.
Решение о привлечении к налоговой ответственности Инспекция мотивировала тем, что с 01.01.2003 налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, при этом он должен был восстановить суммы НДС, предъявленные ранее к вычету, но не полностью самортизированные на 01.01.2003 по основным средствам и товарно-материальным ценностям (далее по тексту ТМЦ). Также налоговым органом указано, что в соответствии с п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации, организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС.
Направленное в адрес ОАО "Уют" требование об уплате налога N 1734/А от 02.06.2003 не исполнено в указанные сроки, что явилось основанием для вынесения решения N 663 от 23.06.2003 о взыскании установленной недоимки и начисленной на нее пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в обслуживающих их банках.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налогов, в том числе и НДС, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК Российской Федерации налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 году, считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный гл. 21 НК Российской Федерации, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или наличием остатка ТМЦ. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК Российской Федерации. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Между тем, если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это прямо не предусмотрено НК Российской Федерации. На момент принятия суммы налога к вычету налогоплательщик действовал правомерно, требования п. 2 ст. 170 НК Российской Федерации соблюдал, что исключает наступление последствий, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК Российской Федерации.
Более того, в силу п. 7 ст. 3 НК Российской Федерации все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2003 по делу N А03-11447/03-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 5 мая 2004 года Дело N Ф04/2258-463/А03-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2003 по делу N А03-11447/03-14 по заявлению открытого акционерного общества "Уют" к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Уют" (далее по тексту ОАО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными решений инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Рубцовску Алтайского края (далее по тексту Инспекция) N 470 от 30.04.2003, N 583 от 02.06.2003, N 663 от 23.06.2003.
Определением от 23.09.2003 требование о признании недействительными решений Инспекции N 470 от 30.04.2003 и N 583 от 30.05.2003 возвращены без рассмотрения, поскольку они поданы с нарушением срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса для обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий или бездействия должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления.
В обоснование требования о признании недействительным решения Инспекции N 663 от 23.06.2003 о взыскании недоимки по налогам, начисленным на нее пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в обслуживающих их банках, ОАО "Уют" ссылается, что решение о списании вынесено в отношении недоимки по НДС, при определении которой допущены нарушения норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность в случае перехода на упрощенную систему налогообложения восстановить и перечислить в бюджет суммы уплаченного НДС по приобретенным ранее основным средствам, принятым к вычету в установленном порядке, поэтому доначисление НДС за IV квартал является необоснованным.
Решением арбитражного суда от 15.12.2003 требования ОАО "Уют" удовлетворены, решение Инспекции N 663 от 23.06.2003 признано недействительным.
Арбитражный суд пришел к выводу, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено обратное взыскание в бюджет ранее полученных в установленном законом порядке налоговых вычетов при переходе на упрощенную систему налогообложения, то решение о списании недоимки ущемляет права заявителя.
В апелляционном порядке законность решения не проверялась.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенное по делу решение и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе, по тем основаниям, что при вынесении оспариваемого решения судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция считает, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 названного Кодекса, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения, в данном случае, в IV квартале 2002 года.
ОАО "Уют" отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в судебном заседании представители ОАО "Уют" просили оставить без изменения вынесенное арбитражным судом первой инстанции решение, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции при принятии решения норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2003 ОАО "Уют" переведено на упрощенную систему налогообложения и освобождено от обязанностей плательщика НДС.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Уют" декларации по НДС за IV квартал 2002 года. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 583 от 02.06.2003, которым ОАО "Уют" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС за IV квартал 2002 года в виде штрафа в размере 27342 рублей. Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить НДС в сумме 136710 рублей и начисленные на нее пени - 9637 рублей.
Решение о привлечении к налоговой ответственности Инспекция мотивировала тем, что с 01.01.2003 налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, при этом он должен был восстановить суммы НДС, предъявленные ранее к вычету, но не полностью самортизированные на 01.01.2003 по основным средствам и товарно-материальным ценностям (далее по тексту ТМЦ). Также налоговым органом указано, что в соответствии с п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации, организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС.
Направленное в адрес ОАО "Уют" требование об уплате налога N 1734/А от 02.06.2003 не исполнено в указанные сроки, что явилось основанием для вынесения решения N 663 от 23.06.2003 о взыскании установленной недоимки и начисленной на нее пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в обслуживающих их банках.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налогов, в том числе и НДС, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК Российской Федерации налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 году, считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный гл. 21 НК Российской Федерации, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или наличием остатка ТМЦ. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК Российской Федерации. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Между тем, если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это прямо не предусмотрено НК Российской Федерации. На момент принятия суммы налога к вычету налогоплательщик действовал правомерно, требования п. 2 ст. 170 НК Российской Федерации соблюдал, что исключает наступление последствий, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК Российской Федерации.
Более того, в силу п. 7 ст. 3 НК Российской Федерации все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2003 по делу N А03-11447/03-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)