Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 30.01.2006 N А29-1352/2005А

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 30 января 2006 года Дело N А29-1352/2005а
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Забурдаевой И.Л., судей Бердникова О.Е., Евтеевой М.Ю., при участии представителей от заинтересованного лица: Довгань Л.Н. (доверенность от 02.02.2005 N 02-04/1-5), Братковской Т.И. (доверенность от 24.01.2005 N 02-04/1-4), рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Шахта "Воргашорская" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми на решение от 27.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.09.2005 по делу N А29-1352/2005а Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Шипиловой Э.В., Галаевой Т.И., Борлаковой Р.А., Леушиной И.Б., по заявлению открытого акционерного общества "Шахта "Воргашорская" о признании частично недействительным решения налогового органа от 29.11.2004 N 04-04-1/1 и
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Шахта "Воргашорская" (далее ОАО "Шахта "Воргашорская", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее Инспекция, налоговый орган) от 29.11.2004 N 04-04-1/1 в части привлечения к ответственности за неуплату единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налога на пользователей автомобильных дорог в суммах 8905851 рубля 66 копеек, 2254294 рублей 20 копеек, 43065 рублей 40 копеек, 12538 рублей соответственно, а также в части доначисленных сумм указанных налогов и пеней.
Решением от 27.05.2005 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2005 решение суда изменено: Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным оспариваемого акта налогового органа в части доначисления 62690 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 12538 рублей штрафа за неуплату данного налога и 21908 рублей 48 копеек пеней.
Не согласившись с принятым постановлением в части, ОАО "Шахта "Воргашорская" обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции неправильно применил абзац 3 пункта 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", статью 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и не применил пункт 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 25 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Общество считает, что Инспекция необоснованно доначислила ему 62690 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, поскольку налоговый орган необоснованно включил в налоговую базу сумму дебиторской задолженности, возникшей у ОАО "Шахта "Воргашорская" в связи с приобретением товарно-материальных ценностей для собственных нужд, а не в результате непоступления выручки от реализации товаров (работ, услуг); Инспекция не доказала занижение Обществом налоговой базы по данному налогу, так как не определяла разницу между покупной и продажной ценой товаров (работ, услуг).
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу против доводов Общества возразил, считает принятый судебный акт законным и обоснованным.
Инспекция в свою очередь не согласилась с вынесенными судебными актами в части удовлетворения требований ОАО "Шахта "Воргашорская" по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поэтому также обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции.
По мнению налогового органа, суд неправильно применил пункт 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статью 1 Федерального закона от 30.12.1995 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" и не применил пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организаций" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н.
Инспекция считает, что правомерно доначислила ОАО "Шахта "Воргашорская" 215327 рублей отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, так как Общество необоснованно не включило налогооблагаемую базу по данным отчислениям 4306539 рублей списанной в марте 2003 году дебиторской задолженности с отгруженных товаров.
ОАО "Шахта "Воргашорская" отзыв на кассационную жалобу Инспекции не представило.
Представители налогового органа в судебном заседании подтвердили позицию по делу, изложенную в кассационной жалобе Инспекции и отзыве на кассационную жалобу Общества.
ОАО "Шахта "Воргашорская" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.01.2006.
Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО "Шахта "Воргашорская" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды за период с 01.04.2002 по 31.12.2003 и установила, в частности, неуплату Обществом 62690 рублей налога на пользователей автомобильных дорог за II и IV кварталы 2002 года вследствие невключения в налоговую базу выручки от реализации товарно-материальных ценностей в сумме 494641 рубля, а также дебиторской задолженности в сумме 5774420 рублей, числящейся в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 01.01.2003, а также 215327 рублей отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за март 2003 года ввиду невключения в налоговую базу 4306539 рублей списанной дебиторской задолженности за предыдущие годы.
Результаты проверки оформлены актом от 29.10.2004, рассмотрев который, руководитель Инспекции принял решение от 29.11.2004 N 04-04-1/1 в том числе о привлечении ОАО "Шахта "Воргашорская" к ответственности за неуплату 62690 рублей налога на пользователей автомобильных дорог и 215327 рублей отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафов в размерах 12538 рублей и 43065 рублей 40 копеек соответственно и предложил в срок, установленный в требовании, уплатить данные суммы недоимки и налоговых санкций, а также 82889 рублей 11 копеек пеней.
Общество обжаловало данное решение в арбитражный суд.
Инспекция в связи с невыполнением налогоплательщиком указанного требования также обратилась за взысканием приведенных сумм недоимки, пеней и штрафов в арбитражный суд.




Удовлетворяя заявленное Обществом требование и отказывая в удовлетворении встречного требования налогового органа, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 5 "О дорожных фондах в Российской Федерации", статьей 44 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2393-1 "О недрах", статьей 1 Федерального закона от 30.12.1995 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", пунктами 3, 12, 15 и 17 Инструкции государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". При этом суд исходил из того, что списанная дебиторская задолженность за реализованные товары не подлежит включению в налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог и отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Оставив без изменения решение суда о признании незаконным оспариваемого акта налогового органа в части доначисления отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, суд апелляционной инстанции руководствовался теми же нормами права, а также статьей 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" и исходил из того, что списанная дебиторская задолженность не подлежит включению в налоговую базу по данным отчислениям в случае определения выручки от реализации по мере поступления денежных средств.
Изменив судебный акт первой инстанции в части спора о правомерности доначисления налогоплательщику налога на пользователей автомобильных дорог, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 54 и 55 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", абзацем 3 пункта 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". При этом суд исходил из того, что Общество в срок до 15.01.2003 необоснованно не уплатило названный налог с суммы числящейся в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 01.01.2003 дебиторской задолженности; Общество не представило доказательств, опровергающих вывод налогового органа о занижении налоговой базы за II и IV кварталы 2002 года на 494641 рубль выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в части.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в связи с исключением отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы из прочих платежей за пользование недрами в отношении полезных ископаемых, добытых до 1 января 2002 года, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до 1 января 2002 года, независимо от даты поступления денежных средств за реализованную продукцию.
Обязанность, порядок, сроки уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, обязанность и сроки представления расчетов по отчислениям были установлены статьями 39 и 44 Закона Российской Федерации "О недрах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2002 года), Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", положения которых подлежат применению в силу статьи 41 Закона Российской Федерации "О недрах", статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.1992 N 828 "Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна".
В пункте 15 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.1996 N 44 предусмотрено, что датой совершения оборота по реализации первого товарного продукта, полученного из полезных ископаемых, считается день поступления средств за реализованную продукцию на счета предприятий в учреждениях банков. В тех же случаях, когда у плательщика метод определения выручки от реализации установлен по мере отгрузки продукции, датой совершения оборота считается день отгрузки (при этом датой отгрузки продукции считается день передачи соответствующего товарораспорядительного документа).
Согласно пункту 17 названной Инструкции отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы перечисляются в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы налогоплательщиками ежемесячно либо ежеквартально исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший месяц и ставок отчислений.
Таким образом, объект налогообложения по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы появляется тогда, когда первый товарный продукт реализован.
Одновременно с этим, как верно указал в постановлении суд апелляционной инстанции, статья 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ не отменила порядок исчисления и уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, действовавший до 1 января 2002 года.
Вместе с тем в пункте 2 статьи 5 действовавшего в проверяемый период Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере одного процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон), в облагаемую налогом базу должна быть включена сумма дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 01.01.2003.
Таким образом, статья 4 Закона выделяет три категории налогоплательщиков: определявших в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) до 01.01.2003; определявших в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 01.01.2003; определявших в 2002 году выручку от реализации продукции по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 01.01.2003.
Для первой и второй категорий налогоплательщиков срок уплаты налога Законом установлен до 15.01.2003, для третьей же категории он прямо не указан. Следовательно, в данном случае уплата налога должна осуществляться в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, а именно в случае определения выручки по мере поступления денежных средств за реализованную продукцию, по мере получения оплаты за отгруженные товары, выполненные работы либо оказанные услуги.
Данная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 08.06.2004 N 229-О.
Арбитражный суд Республики Коми, всесторонне, объективно и полно исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе отзыв Инспекции на заявление Общества (письмо от 11.04.2005 N 02-12ю/1507), установил, что налогоплательщик в 1998 - 2001 годах установил метод определения выручки от реализации по мере поступления средств за реализованную продукцию.
Данные фактические обстоятельства в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
В период рассматриваемых правоотношений нормы налогового законодательства, регулирующие порядок исчисления и уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налога на пользователей автомобильных дорог, не содержали конкретных указаний на то, что налогоплательщик обязан увеличить в целях уплаты данных налогов выручку от реализации товаров (работ, услуг) на сумму списанной дебиторской задолженности, как это непосредственно предусмотрено в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления Обществу 57744 рублей налога на пользователей автомобильных дорог и 215327 рублей отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Вместе с тем постановление суда апелляционной инстанции об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Инспекции от 29.11.2004 N 04-04-1/1 в части доначисления 4946 рублей налога на пользователей автомобильных дорог за II и IV кварталы 2002 года является законным, так как суд, всесторонне, объективно и полно исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности и взаимосвязи, установил, что ОАО "Шахта "Воргашорская" не включило в налоговую базу по названному налогу 494641 рубль выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом документов, опровергающих данные фактические обстоятельства, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции об изменении решения суда первой инстанции, а именно об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным оспариваемого акта налогового органа в части доначисления 57744 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 11548 рублей 80 копеек штрафа за неуплату данного налога и соответствующей суммы пеней, подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы Общества в сумме 500 рублей, за рассмотрение дела в апелляционной инстанции в сумме 250 рублей и по первой инстанции в сумме 250 рублей отнести на открытое акционерное общество "Шахта "Воргашорская".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288 и статьями 289 и 325, частью 1 статьи 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 22.09.2005 по делу N А29-1352/2005а Арбитражного суда Республики Коми об изменении решения суда первой инстанции от 27.05.2005 по делу N А29-1352/2005а об отказе открытому акционерному обществу "Шахта "Воргашорская" в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 29.11.2004 N 04-04-1/1 в части доначисления 57744 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 11548 рублей 80 копеек штрафа за неуплату данного налога и соответствующей суммы пеней отменить.
Требование открытого акционерного общества "Шахта "Воргашорская" в данной части удовлетворить: признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 29.11.2004 N 04-04-1/1 в части доначисления 57744 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 11548 рублей 80 копеек штрафа за неуплату данного налога и соответствующей суммы пеней.
В остальной части заявленных требований решение от 27.05.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.09.2005 по делу N А29-1352/2005а Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, а кассационные жалобы открытого акционерного общества "Шахта "Воргашорская" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы открытого акционерного общества "Шахта "Воргашорская" в сумме 500 рублей отнести на открытое акционерное общество "Шахта "Воргашорская".
Вернуть открытому акционерному обществу "Шахта "Воргашорская" 500 рублей государственной пошлины с кассационной жалобы, уплаченной по платежному поручению от 08.11.2005 N 464.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Суду апелляционной инстанции произвести поворот исполнения судебного акта в части взыскания с открытого акционерного общества "Шахта "Воргашорская" государственной пошлины за рассмотрение дела в апелляционной инстанции в сумме 250 рублей и по первой инстанции в сумме 50 рублей.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ЗАБУРДАЕВА И.Л.

Судьи
БЕРДНИКОВ О.Е.
ЕВТЕЕВА М.Ю.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)