Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 сентября 2003 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Косачевой О.И., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании: представителя закрытого акционерного общество "Таймырская топливная компания" - правопреемника закрытого акционерного общества "Транспортная компания "Нерпа" - Тарасеевой А.В. (доверенность N 134 от 10.09.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска на решение от 5 мая 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1563/03-С3с (суд первой инстанции: Блинова Л.Д.),
Закрытое акционерное общество "Транспортная компания "Нерпа" (общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска (налоговая инспекция) от 30.12.2002, а также требований N 333, 333-1.
Решением суда от 5 мая 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятый с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, применение судом налоговой ставки 24 процента по налогу на прибыль за 2001 год неправомерно, так как на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закона Красноярского края от 30.06.1999 "О внесении изменения в Закон Красноярского края от 01.07.1994 N 2-10 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в бюджет края, льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемому в краевой бюджет", решения Красноярского городского Совета от 08.11.2000 "О ставке и льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемому в бюджет города Красноярска" установлена ставка налога на прибыль - 35 процентов, действующая в 2001 году.
В судебное заседание кассационной инстанции представителем закрытого акционерного общества "Таймырская топливная компания" была представлена новая редакция Устава, утвержденного решением акционеров 27 мая 2003 года и зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска 05.06.2003.
Согласно пункту 1.1 Устава до утверждения новой редакции Устава общество имело наименование: закрытое акционерное общество "Транспортная компания "Нерпа".
В соответствии с требованиями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа произведена замена стороны ее правопреемником.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 69749 от 29.08.2003, N 69750 от 29.08.2003, N 69751 от 01.09.2003), однако налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Представитель общества в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы, указала на законность и обоснованность принятого судебного акта и просила оставить его в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, с 04.11.2002 по 05.11.2002 налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления налога на прибыль с базы переходного периода, о чем составлен акт от 12.11.2002.
По результатам проверки 30.12.2002 налоговая инспекция вынесла решение N 12219ДСП, которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 137807 рублей и начислить налог на прибыль по сроку 30.12.2002 в сумме 27560 рублей.
Обществу были направлены требования N 333, N 333-1 об уплате налога на прибыль в общей сумме 197023 рубля в срок до 10.01.2003.
Не согласившись с указанными ненормативными актами налоговой инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их недействительными.
Суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что общество правомерно применило налоговую ставку 24 процента при исчислении налога на прибыль по базе переходного периода.
Федеральным законом Российской Федерации от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Федеральный закон N 110-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой 25 "Налог на прибыль организаций".
Порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, изложенный в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса, значительно отличается от порядка, действовавшего до 01.01.2002. В этой связи статьей 10 Федерального закона N 110-ФЗ установлен специальный порядок учета показателей для целей налогообложения.
Вышеупомянутый порядок предусматривает исчисление отдельной налоговой базы на основе данных о суммах полученных до 01.01.2002 доходов и произведенных до указанной даты расходов, которые в 2001 году не были учтены при исчислении прибыли, поскольку по действовавшим ранее правилам подлежали учету в целях налогообложения в периоды после 01.01.2002.
Налоговая база, определенная в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ, именуется налоговой базой переходного периода. Сумма налога, исчисленная с такой налоговой базы, уплачивается в специально установленном пунктом 8 статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ порядке.
Из материалов дела следует, что общество во исполнение требований Федерального закона N 110-ФЗ самостоятельно произвело перерасчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и своевременно представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на прибыль с базы переходного периода. При этом налоговая инспекция при проведении проверки общества расхождений в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не установила.
Однако при определении суммы налога с указанной налогооблагаемой базы налоговая инспекция использовала ставку налога, действовавшую в 2001 году.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Закона N 110-ФЗ установлено, что к определенной в соответствии с настоящей статьей налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка по налогу на прибыль - 24 процента, которая и была применена обществом при расчете налога с налоговой базы переходного периода.
Судом кассационной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы налоговой инспекции о том, что к правоотношениям, возникшим до 01.01.2002, применяется порядок исчисления налога, налоговые ставки, установленные Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Обязанности по перерасчету налоговой базы по налогу на прибыль с учетом новых требований законодательства определены Федеральным законом N 110-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2002 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Таким образом, выводы суда о признании недействительными решения налоговой инспекции от 30.12.2002 N 12219ДСП, принятого по результатам выездной налоговой проверки, и предъявленных на основании этого решения требований об уплате начисленного налога на прибыль основаны на правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 5 мая 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1563/03-С3с оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
от 17 сентября 2003 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Косачевой О.И., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании: представителя закрытого акционерного общество "Таймырская топливная компания" - правопреемника закрытого акционерного общества "Транспортная компания "Нерпа" - Тарасеевой А.В. (доверенность N 134 от 10.09.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска на решение от 5 мая 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1563/03-С3с (суд первой инстанции: Блинова Л.Д.),
Закрытое акционерное общество "Транспортная компания "Нерпа" (общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска (налоговая инспекция) от 30.12.2002, а также требований N 333, 333-1.
Решением суда от 5 мая 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятый с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, применение судом налоговой ставки 24 процента по налогу на прибыль за 2001 год неправомерно, так как на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закона Красноярского края от 30.06.1999 "О внесении изменения в Закон Красноярского края от 01.07.1994 N 2-10 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в бюджет края, льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемому в краевой бюджет", решения Красноярского городского Совета от 08.11.2000 "О ставке и льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемому в бюджет города Красноярска" установлена ставка налога на прибыль - 35 процентов, действующая в 2001 году.
В судебное заседание кассационной инстанции представителем закрытого акционерного общества "Таймырская топливная компания" была представлена новая редакция Устава, утвержденного решением акционеров 27 мая 2003 года и зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска 05.06.2003.
Согласно пункту 1.1 Устава до утверждения новой редакции Устава общество имело наименование: закрытое акционерное общество "Транспортная компания "Нерпа".
В соответствии с требованиями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа произведена замена стороны ее правопреемником.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 69749 от 29.08.2003, N 69750 от 29.08.2003, N 69751 от 01.09.2003), однако налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Представитель общества в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы, указала на законность и обоснованность принятого судебного акта и просила оставить его в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, с 04.11.2002 по 05.11.2002 налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления налога на прибыль с базы переходного периода, о чем составлен акт от 12.11.2002.
По результатам проверки 30.12.2002 налоговая инспекция вынесла решение N 12219ДСП, которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 137807 рублей и начислить налог на прибыль по сроку 30.12.2002 в сумме 27560 рублей.
Обществу были направлены требования N 333, N 333-1 об уплате налога на прибыль в общей сумме 197023 рубля в срок до 10.01.2003.
Не согласившись с указанными ненормативными актами налоговой инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их недействительными.
Суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что общество правомерно применило налоговую ставку 24 процента при исчислении налога на прибыль по базе переходного периода.
Федеральным законом Российской Федерации от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Федеральный закон N 110-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой 25 "Налог на прибыль организаций".
Порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, изложенный в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса, значительно отличается от порядка, действовавшего до 01.01.2002. В этой связи статьей 10 Федерального закона N 110-ФЗ установлен специальный порядок учета показателей для целей налогообложения.
Вышеупомянутый порядок предусматривает исчисление отдельной налоговой базы на основе данных о суммах полученных до 01.01.2002 доходов и произведенных до указанной даты расходов, которые в 2001 году не были учтены при исчислении прибыли, поскольку по действовавшим ранее правилам подлежали учету в целях налогообложения в периоды после 01.01.2002.
Налоговая база, определенная в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ, именуется налоговой базой переходного периода. Сумма налога, исчисленная с такой налоговой базы, уплачивается в специально установленном пунктом 8 статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ порядке.
Из материалов дела следует, что общество во исполнение требований Федерального закона N 110-ФЗ самостоятельно произвело перерасчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и своевременно представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на прибыль с базы переходного периода. При этом налоговая инспекция при проведении проверки общества расхождений в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не установила.
Однако при определении суммы налога с указанной налогооблагаемой базы налоговая инспекция использовала ставку налога, действовавшую в 2001 году.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Закона N 110-ФЗ установлено, что к определенной в соответствии с настоящей статьей налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка по налогу на прибыль - 24 процента, которая и была применена обществом при расчете налога с налоговой базы переходного периода.
Судом кассационной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы налоговой инспекции о том, что к правоотношениям, возникшим до 01.01.2002, применяется порядок исчисления налога, налоговые ставки, установленные Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Обязанности по перерасчету налоговой базы по налогу на прибыль с учетом новых требований законодательства определены Федеральным законом N 110-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2002 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Таким образом, выводы суда о признании недействительными решения налоговой инспекции от 30.12.2002 N 12219ДСП, принятого по результатам выездной налоговой проверки, и предъявленных на основании этого решения требований об уплате начисленного налога на прибыль основаны на правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 5 мая 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1563/03-С3с оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.09.2003 N А33-1563/03-С3С-Ф02-3010/03-С1
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 сентября 2003 г.
Дело N А33-1563/03-С3с-Ф02-3010/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Косачевой О.И., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании: представителя закрытого акционерного общество "Таймырская топливная компания" - правопреемника закрытого акционерного общества "Транспортная компания "Нерпа" - Тарасеевой А.В. (доверенность N 134 от 10.09.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска на решение от 5 мая 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1563/03-С3с (суд первой инстанции: Блинова Л.Д.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Транспортная компания "Нерпа" (общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска (налоговая инспекция) от 30.12.2002, а также требований N 333, 333-1.
Решением суда от 5 мая 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятый с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, применение судом налоговой ставки 24 процента по налогу на прибыль за 2001 год неправомерно, так как на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закона Красноярского края от 30.06.1999 "О внесении изменения в Закон Красноярского края от 01.07.1994 N 2-10 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в бюджет края, льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемому в краевой бюджет", решения Красноярского городского Совета от 08.11.2000 "О ставке и льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемому в бюджет города Красноярска" установлена ставка налога на прибыль - 35 процентов, действующая в 2001 году.
В судебное заседание кассационной инстанции представителем закрытого акционерного общества "Таймырская топливная компания" была представлена новая редакция Устава, утвержденного решением акционеров 27 мая 2003 года и зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска 05.06.2003.
Согласно пункту 1.1 Устава до утверждения новой редакции Устава общество имело наименование: закрытое акционерное общество "Транспортная компания "Нерпа".
В соответствии с требованиями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа произведена замена стороны ее правопреемником.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 69749 от 29.08.2003, N 69750 от 29.08.2003, N 69751 от 01.09.2003), однако налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Представитель общества в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы, указала на законность и обоснованность принятого судебного акта и просила оставить его в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, с 04.11.2002 по 05.11.2002 налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления налога на прибыль с базы переходного периода, о чем составлен акт от 12.11.2002.
По результатам проверки 30.12.2002 налоговая инспекция вынесла решение N 12219ДСП, которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 137807 рублей и начислить налог на прибыль по сроку 30.12.2002 в сумме 27560 рублей.
Обществу были направлены требования N 333, N 333-1 об уплате налога на прибыль в общей сумме 197023 рубля в срок до 10.01.2003.
Не согласившись с указанными ненормативными актами налоговой инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их недействительными.
Суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что общество правомерно применило налоговую ставку 24 процента при исчислении налога на прибыль по базе переходного периода.
Федеральным законом Российской Федерации от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Федеральный закон N 110-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой 25 "Налог на прибыль организаций".
Порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, изложенный в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса, значительно отличается от порядка, действовавшего до 01.01.2002. В этой связи статьей 10 Федерального закона N 110-ФЗ установлен специальный порядок учета показателей для целей налогообложения.
Вышеупомянутый порядок предусматривает исчисление отдельной налоговой базы на основе данных о суммах полученных до 01.01.2002 доходов и произведенных до указанной даты расходов, которые в 2001 году не были учтены при исчислении прибыли, поскольку по действовавшим ранее правилам подлежали учету в целях налогообложения в периоды после 01.01.2002.
Налоговая база, определенная в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ, именуется налоговой базой переходного периода. Сумма налога, исчисленная с такой налоговой базы, уплачивается в специально установленном пунктом 8 статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ порядке.
Из материалов дела следует, что общество во исполнение требований Федерального закона N 110-ФЗ самостоятельно произвело перерасчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и своевременно представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на прибыль с базы переходного периода. При этом налоговая инспекция при проведении проверки общества расхождений в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не установила.
Однако при определении суммы налога с указанной налогооблагаемой базы налоговая инспекция использовала ставку налога, действовавшую в 2001 году.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Закона N 110-ФЗ установлено, что к определенной в соответствии с настоящей статьей налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка по налогу на прибыль - 24 процента, которая и была применена обществом при расчете налога с налоговой базы переходного периода.
Судом кассационной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы налоговой инспекции о том, что к правоотношениям, возникшим до 01.01.2002, применяется порядок исчисления налога, налоговые ставки, установленные Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Обязанности по перерасчету налоговой базы по налогу на прибыль с учетом новых требований законодательства определены Федеральным законом N 110-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2002 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Таким образом, выводы суда о признании недействительными решения налоговой инспекции от 30.12.2002 N 12219ДСП, принятого по результатам выездной налоговой проверки, и предъявленных на основании этого решения требований об уплате начисленного налога на прибыль основаны на правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 5 мая 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1563/03-С3с оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
Л.Ю.ПУЩИНА
О.И.КОСАЧЕВА
Л.Ю.ПУЩИНА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 сентября 2003 г.
Дело N А33-1563/03-С3с-Ф02-3010/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Косачевой О.И., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании: представителя закрытого акционерного общество "Таймырская топливная компания" - правопреемника закрытого акционерного общества "Транспортная компания "Нерпа" - Тарасеевой А.В. (доверенность N 134 от 10.09.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска на решение от 5 мая 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1563/03-С3с (суд первой инстанции: Блинова Л.Д.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Транспортная компания "Нерпа" (общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска (налоговая инспекция) от 30.12.2002, а также требований N 333, 333-1.
Решением суда от 5 мая 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятый с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, применение судом налоговой ставки 24 процента по налогу на прибыль за 2001 год неправомерно, так как на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закона Красноярского края от 30.06.1999 "О внесении изменения в Закон Красноярского края от 01.07.1994 N 2-10 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в бюджет края, льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемому в краевой бюджет", решения Красноярского городского Совета от 08.11.2000 "О ставке и льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемому в бюджет города Красноярска" установлена ставка налога на прибыль - 35 процентов, действующая в 2001 году.
В судебное заседание кассационной инстанции представителем закрытого акционерного общества "Таймырская топливная компания" была представлена новая редакция Устава, утвержденного решением акционеров 27 мая 2003 года и зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска 05.06.2003.
Согласно пункту 1.1 Устава до утверждения новой редакции Устава общество имело наименование: закрытое акционерное общество "Транспортная компания "Нерпа".
В соответствии с требованиями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа произведена замена стороны ее правопреемником.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 69749 от 29.08.2003, N 69750 от 29.08.2003, N 69751 от 01.09.2003), однако налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Представитель общества в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы, указала на законность и обоснованность принятого судебного акта и просила оставить его в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, с 04.11.2002 по 05.11.2002 налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления налога на прибыль с базы переходного периода, о чем составлен акт от 12.11.2002.
По результатам проверки 30.12.2002 налоговая инспекция вынесла решение N 12219ДСП, которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 137807 рублей и начислить налог на прибыль по сроку 30.12.2002 в сумме 27560 рублей.
Обществу были направлены требования N 333, N 333-1 об уплате налога на прибыль в общей сумме 197023 рубля в срок до 10.01.2003.
Не согласившись с указанными ненормативными актами налоговой инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их недействительными.
Суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что общество правомерно применило налоговую ставку 24 процента при исчислении налога на прибыль по базе переходного периода.
Федеральным законом Российской Федерации от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Федеральный закон N 110-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой 25 "Налог на прибыль организаций".
Порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, изложенный в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса, значительно отличается от порядка, действовавшего до 01.01.2002. В этой связи статьей 10 Федерального закона N 110-ФЗ установлен специальный порядок учета показателей для целей налогообложения.
Вышеупомянутый порядок предусматривает исчисление отдельной налоговой базы на основе данных о суммах полученных до 01.01.2002 доходов и произведенных до указанной даты расходов, которые в 2001 году не были учтены при исчислении прибыли, поскольку по действовавшим ранее правилам подлежали учету в целях налогообложения в периоды после 01.01.2002.
Налоговая база, определенная в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ, именуется налоговой базой переходного периода. Сумма налога, исчисленная с такой налоговой базы, уплачивается в специально установленном пунктом 8 статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ порядке.
Из материалов дела следует, что общество во исполнение требований Федерального закона N 110-ФЗ самостоятельно произвело перерасчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и своевременно представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на прибыль с базы переходного периода. При этом налоговая инспекция при проведении проверки общества расхождений в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не установила.
Однако при определении суммы налога с указанной налогооблагаемой базы налоговая инспекция использовала ставку налога, действовавшую в 2001 году.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Закона N 110-ФЗ установлено, что к определенной в соответствии с настоящей статьей налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка по налогу на прибыль - 24 процента, которая и была применена обществом при расчете налога с налоговой базы переходного периода.
Судом кассационной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы налоговой инспекции о том, что к правоотношениям, возникшим до 01.01.2002, применяется порядок исчисления налога, налоговые ставки, установленные Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Обязанности по перерасчету налоговой базы по налогу на прибыль с учетом новых требований законодательства определены Федеральным законом N 110-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2002 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Таким образом, выводы суда о признании недействительными решения налоговой инспекции от 30.12.2002 N 12219ДСП, принятого по результатам выездной налоговой проверки, и предъявленных на основании этого решения требований об уплате начисленного налога на прибыль основаны на правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 5 мая 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1563/03-С3с оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
Л.Ю.ПУЩИНА
О.И.КОСАЧЕВА
Л.Ю.ПУЩИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)