Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2007 ПО ДЕЛУ N А21-955/2006

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 25 июня 2007 года Дело N А21-955/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Ломакина С.А., Малышевой Н.Н., рассмотрев 21.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2006 (судья Голубева Т.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 (судьи Будылева М.В., Масенкова И.В., Семиглазов В.А.) по делу N А21-955/2006,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Советский Целлюлозно-Бумажный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - инспекция): решения от 14.02.2006 N 11 и требования от 16.02.2006 N 1001.
Решением от 23.11.2006 суд удовлетворил заявление.
Постановлением от 20.02.2007 апелляционный суд оставил решение от 20.11.2006 без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы считает, что, поскольку городской Совет депутатов города Советска решением от 09.11.2005 N 174 отменил свое решение от 29.09.2005 N 125 "Об отмене решения городского Совета депутатов от 22.12.2004 N 15 и об утверждении ставок земельного налога по рентным зонам территории города Советска на 2005 год" (далее - решение от 09.11.2005 N 174), общество должно было применять ставки налога, утвержденные решением городского Совета депутатов города Советска от 22.12.2004 N 15 "Об отмене решения городского Совета депутатов от 29.09.2004 N 794 и об утверждении ставок земельного налога по рентным зонам территории города Советска на 2005 год" (далее - решение от 22.12.2004 N 15), однако это не было сделано, в связи с чем общество не уплатило 7533348 руб. земельного налога. Налоговый орган считает, что на момент вынесения решения от 14.02.2006 N 11 правомерно руководствовался решением городского Совета депутатов города Советска от 22.12.2004 N 15, поскольку оно не было признано недействительным.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, обществом 30.06.2005 были представлены в инспекцию декларация по земельному налогу за 2005 год на общую сумму 7471799 руб. и расчет ставок земельного налога по каждому из имеющихся земельных участков, расположенных в городе Советске по ул. Невского, 4 "б" (3780,03 кв.м), ул. Базарной, 9 (2333,98 кв.м), ул. Гончарова, 8 (2154,35 кв.м), ул. Театральной, 1 (1773,95 кв.м), ул. Больничной (1021,85 кв.м) и в Заводском переулке, 2 (920671,68 кв.м) и принадлежащих заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, который был произведен налогоплательщиком на основании ставок, установленных решением городского Совета депутатов города Советска от 29.09.2004 N 794 "Об утверждении ставок земельного налога по рентным зонам территории города Советска на 2005 год" (далее - решение от 29.09.2004 N 794).
Общество 08.09.2005 представило в инспекцию уточненную декларацию на сумму 8218793 руб. и расчеты по ставкам, установленным решением городского Совета депутатов города Советска от 22.12.2004 N 15.
Общество 21.10.2005 представило в инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2005 год в связи с принятием городским Советом депутатов города Советска решения от 29.09.2005 N 125 "Об отмене решения городского Совета депутатов от 22.12.2004 N 15 и об утверждении ставок земельного налога по рентным зонам территории города Советска на 2005 год" (далее - решение от 29.09.2005 N 125).
Инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации общества по земельному налогу за 2005 год.
По результатам проверки декларации инспекция приняла решение от 14.02.2006 N 11, которым взыскала с общества 439881 руб. штрафа по земельному налогу по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислила 7533348 руб. земельного налога за 2005 год и начислила 80058 руб. пеней по данному налогу.
Инспекция обосновала решение тем, что городской Совет депутатов города Советска решением от 09.11.2005 N 174 отменил свое решение от 29.09.2005 N 125 с момента принятия, в связи с чем общество должно было представить в инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу, однако это не было сделано. Таким образом, по мнению инспекции, общество неправильно исчислило сумму земельного налога.
Требованием от 16.02.2006 N 1001 инспекция предложила обществу уплатить налог и пени в срок до 27.02.2006.
Общество оспорило решение и требование инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на то, что городской Совет депутатов города Советска решением от 22.12.2004 N 15 установил ставки земельного налога на 2005 год, которые не подлежали применению в 2005 году, и поскольку доначисление обществу налога, начисление пеней и взыскание санкции за 2005 год произведено на основании ставок земельного налога, утвержденных решением городского Совета депутатов от 22.12.2004 N 15, то обжалуемые решение и требование инспекции являются недействительными.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
В соответствии со статьей 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. К вопросам, регулируемым законодательством о налогах и сборах, относятся в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (пункт 2 статьи 1 НК РФ).
Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 141-ФЗ) с 01.01.2005 введена в действие глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог".
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют представительные органы муниципальных образований.

Следовательно, в 2005 году на территории тех муниципальных образований, которые не приняли нормативные правовые акты о введении с 01.01.2005 земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог", применяется Закон N 1738-1.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ставки земельного налога за 2005 год устанавливались городским Советом депутатов города Советска несколькими решениями.
Впервые ставки земельного налога по рентным зонам территории города Советска на 2005 год были утверждены решением городского Совета депутатов города Советска от 29.09.2004 N 794. Пунктом третьим данного акта было указано, что решение вступает в силу с 01.01.2005.
Однако указанное решение было признано утратившим силу на основании опубликованного в городской газете "Вестник" от 28.12.2004 N 148 решения городского Совета депутатов города Советска от 22.12.2004 N 15, которым орган местного самоуправления утвердил ставки земельного налога по рентным зонам территории города Советска на 2005 год и установил, что решение вступает в силу с 01.01.2005.
Впоследствии городской Совет депутатов города Советска решением от 29.09.2005 N 125, опубликованным в газете "Вестник" от 01.10.2005 N 111, отменил решение городского Совета депутатов от 22.12.2004 N 15 и утвердил новые ставки земельного налога по рентным зонам территории города Советска на 2005 год, указав при этом, что данное решение от 29.09.2005 N 125 вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения, действовавшие с 01.01.2005.
Городской Совет депутатов города Советска 09.11.2005 принял решение N 174, которое опубликовано в городской газете "Вестник" от 17.11.2005 N 130, - считать утратившим силу решение городского Совета депутатов от 29.09.2005 N 125 с момента принятия.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 5 НК РФ, с учетом положений пункта 2 этой же статьи, предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Пунктом 3 постановления от 28.02.2001 N 5 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании вышеназванной нормы Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Согласно статье 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.
Решение городского Совета депутатов города Советска от 22.12.2004 N 15, на основании которого инспекция доначислила обществу налог, начислила пени и взыскала штраф, опубликовано в городской газете "Вестник" 28.12.2004 N 148.
Исходя из положений пункта 1 статьи 5 НК РФ, указанный нормативный акт вступает в силу с 28.01.2005, и, соответственно, установленные названным решением ставки земельного налога по рентным зонам территории города Советска должны применяться только с 01.01.2006.
Учитывая, что из самого текста решения городского Совета депутатов города Советска от 22.12.2004 N 15 следует, что указанные ставки земельного налога устанавливаются только на 2005 год, суды правомерно пришли к выводу, что органом местного самоуправления ставки земельного налога на 2005 год данным решением не установлены.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод, что решение налогового органа от 14.02.2006 N 11 и вынесенное на основании данного решения требование от 16.02.2006 N 1001 не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушают права налогоплательщика, поскольку доначисление обществу земельного налога и пени, а также привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ произведены на основании ставок земельного налога, утвержденных решением органа местного самоуправления от 22.12.2004 N 15, которые не подлежали применению в 2005 году.
Также суды правильно указали, что поскольку в основу оспариваемых обществом актов налоговым органом положено решение городского Совета депутатов города Советска от 22.12.2004 N 15, не подлежащее применению к правоотношениям, касающимся исчисления налогоплательщиком земельного налога за 2005 год, то суды не ссылаются на акт органа местного самоуправления, подлежащий применению сторонами при исчислении земельного налога за 2005 год, так как данный вопрос не являлся предметом рассмотрения по настоящему делу.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 по делу N А21-955/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
САМСОНОВА Л.А.

Судьи
ЛОМАКИН С.А.
МАЛЫШЕВА Н.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)