Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 октября 2006 года Дело N А65-7565/2006-СА2-22
Открытое акционерное общество "Казанский комбинат бытового обслуживания" г. Казани (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) о признании недействительным уведомления N 1315 от 20.02.2006.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2006 решение суда первой инстанции от 25.05.2006 оставлено без изменения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, Открытое акционерное общество "Казанский комбинат бытового обслуживания" было создано путем реорганизации Федерального унитарного предприятия "Казанский комбинат бытового обслуживания Приволжско-Уральского военного округа" в процессе приватизации в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан N 306-р от 29.12.2005.
20 января 2006 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Открытого акционерного общества "Казанский комбинат бытового обслуживания" путем реорганизации в форме преобразования, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации серии 16 N 004496154 от 20.01.2006.
Заявитель 24.01.2006 обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 20.01.2006. Налоговый орган уведомлением N 1315 от 20.02.2006 сообщил налогоплательщику о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Основанием для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения налоговый орган указал то, что доля непосредственного участия в уставном капитале Общества других организаций (а именно - Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) составляет 3187600 руб. или 100 процентов, что, по мнению налогового органа, в соответствии с п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не дает налогоплательщику права применять упрощенную систему налогообложения.
Заявитель, не согласившись с указанным уведомлением, обратился в арбитражный суд, судебными актами которого заявленные требования удовлетворены.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций правомерными по следующим основаниям.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Подпунктами 14, 15, 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлены основания, по которым налогоплательщик не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения:
- - составление доли участия других организаций более 25 процентов;
- - превышение средней численности работников за отчетный период 100 человек;
- - превышение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов 100 млн руб.
В соответствии с п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и иных отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации организации это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения (п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено, что заявителем все перечисленные требования закона для перехода на упрощенную систему налогообложения соблюдены в полном объеме. Средняя численность работников за налоговый период составила 54 человека, стоимость амортизируемого имущества составила менее 20000000 руб.
Из текста п/п. "а" п. 11 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан N 306-р от 29.12.2005 следует, что все акции заявителя размещены единственному учредителю Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Согласно отчету "Регистратора" - Общества с ограниченной ответственностью "Евроазиатский регистратор" (л. д. 78), по состоянию на 18.05.2006 о процентном соотношении общего количества ценных бумаг, принадлежащих зарегистрированному лицу, доля акций Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Обществе составляет 100 процентов, что налоговым органом не оспаривается.
С учетом изложенного Российская Федерация как собственник данного Общества не подпадает под понятие "организация" в целях применения норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что при определении доли организаций доля Российской Федерации, составляющая в данном случае 100 процентов, не учитывается.
При таких условиях правовые основания для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения отсутствуют, и требование заявителя о признании недействительным оспариваемого уведомления обоснованно удовлетворено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 31.07.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-7565/2006-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2006 ПО ДЕЛУ N А65-7565/2006-СА2-22
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 октября 2006 года Дело N А65-7565/2006-СА2-22
Открытое акционерное общество "Казанский комбинат бытового обслуживания" г. Казани (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) о признании недействительным уведомления N 1315 от 20.02.2006.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2006 решение суда первой инстанции от 25.05.2006 оставлено без изменения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, Открытое акционерное общество "Казанский комбинат бытового обслуживания" было создано путем реорганизации Федерального унитарного предприятия "Казанский комбинат бытового обслуживания Приволжско-Уральского военного округа" в процессе приватизации в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан N 306-р от 29.12.2005.
20 января 2006 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Открытого акционерного общества "Казанский комбинат бытового обслуживания" путем реорганизации в форме преобразования, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации серии 16 N 004496154 от 20.01.2006.
Заявитель 24.01.2006 обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 20.01.2006. Налоговый орган уведомлением N 1315 от 20.02.2006 сообщил налогоплательщику о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Основанием для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения налоговый орган указал то, что доля непосредственного участия в уставном капитале Общества других организаций (а именно - Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) составляет 3187600 руб. или 100 процентов, что, по мнению налогового органа, в соответствии с п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не дает налогоплательщику права применять упрощенную систему налогообложения.
Заявитель, не согласившись с указанным уведомлением, обратился в арбитражный суд, судебными актами которого заявленные требования удовлетворены.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций правомерными по следующим основаниям.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Подпунктами 14, 15, 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлены основания, по которым налогоплательщик не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения:
- - составление доли участия других организаций более 25 процентов;
- - превышение средней численности работников за отчетный период 100 человек;
- - превышение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов 100 млн руб.
В соответствии с п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и иных отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации организации это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения (п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено, что заявителем все перечисленные требования закона для перехода на упрощенную систему налогообложения соблюдены в полном объеме. Средняя численность работников за налоговый период составила 54 человека, стоимость амортизируемого имущества составила менее 20000000 руб.
Из текста п/п. "а" п. 11 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан N 306-р от 29.12.2005 следует, что все акции заявителя размещены единственному учредителю Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Согласно отчету "Регистратора" - Общества с ограниченной ответственностью "Евроазиатский регистратор" (л. д. 78), по состоянию на 18.05.2006 о процентном соотношении общего количества ценных бумаг, принадлежащих зарегистрированному лицу, доля акций Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Обществе составляет 100 процентов, что налоговым органом не оспаривается.
С учетом изложенного Российская Федерация как собственник данного Общества не подпадает под понятие "организация" в целях применения норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что при определении доли организаций доля Российской Федерации, составляющая в данном случае 100 процентов, не учитывается.
При таких условиях правовые основания для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения отсутствуют, и требование заявителя о признании недействительным оспариваемого уведомления обоснованно удовлетворено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 31.07.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-7565/2006-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)