Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.03.1999 N А74-1807/98-С2-Ф02-401/99-С1

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 18 марта 1999 г. Дело N А74-1807/98-С2-Ф02-401/99-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Елфимовой Г.В.,
судей: Брюхановой Т.А., Косачевой О.И.,
при участии в заседании: представителя открытого акционерного общества "Саяно - Шушенская ГЭС" - Данилова И.А. (доверенность от 30.12.1998 N 119/2931),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Хакасия на постановление апелляционной инстанции от 10 января 1999 года по делу N А74-1807/98-С2 Арбитражного суда Республики Хакасия, (суд первой инстанции: Силищева Е.В., Тутаркова И.В., Сиунова Н.Н., суд апелляционной инстанции: Коробка И.Н., Гигель Н.В., Романова Н.С.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Саяно - Шушенская ГЭС", п. Черемушки (ОАО "СШ ГЭС") обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Хакасия (УФСНП Российской Федерации) о признании недействительным постановления от 16.09.1998 "О взыскании исполнительского сбора".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 октября 1998 года в удовлетворении иска ОАО "СШ ГЭС" отказано.
Арбитражный суд пришел к выводу, что УФСНП Российской Федерации, принимая постановление от 16.09.1998, действовало в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 января 1999 года решение суда от 28 октября 1998 года по делу N А74-1807/98-С2 отменено ввиду неправильного применения норм материального права и постановление УФСНП Российской Федерации от 16.09.1998 "О взыскании исполнительского сбора" в сумме 20006638 рублей 80 копеек с ОАО "Саяно - Шушенская ГЭС" признано недействительным.
В кассационной жалобе УФСНП Российской Федерации просит отменить постановление апелляционной инстанции от 10 января 1999 года по делу N А74-1807/98-С2.
При принятии УФСНП Российской Федерации постановления от 16.09.1998 в отношении взыскания исполнительского сбора с ОАО "СШ ГЭС" в сумме 20006638 рублей 80 копеек УФСНП Российской Федерации руководствовалось Указом Президента Российской Федерации N 604 от 29.05.1998. Пунктом 1 данного Указа устанавливалось, что впредь до формирования службы судебных приставов в соответствии с Федеральным Законом "О судебных приставах" федеральные органы налоговой полиции осуществляют меры, направленные на обеспечение взыскания. Пунктом 3 данного Указа финансирование расходов на обращение взыскания на имущество должников осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Данным законом предусмотрено взыскание исполнительского сбора. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.1998 N 516 "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций" установлено, что лицами, осуществляющими исполнительные действия являются судебные приставы - исполнители и федеральные органы налоговой полиции.
03.07.1998 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.1998 N 516 приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 76 утверждена Временная инструкция "О порядке ареста и реализации принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций - должников".
Данной инструкцией установлено, что лицами, производящими взыскания, являются судебные приставы или органы налоговой полиции Российской Федерации. Кроме того, пунктом 41 определено, что расходы по аресту и реализации дебиторской задолженности, а также иные расходы, возмещаются в порядке и размерах, указанных в статьях 81 - 84 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Указом Президента Российской Федерации N 604 установлено, что впредь до формирования службы судебных приставов органы налоговой полиции осуществляют предусмотренные Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" меры, направленные на обеспечение взыскания задолженности по налогам и сборам и иным обязательным платежам, на основании решений судов. А также решений иных органов, имеющих право принимать такие решения в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 3 названного Указа определено, что финансирование расходов по обращению взыскания на имущество должников осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом "Об исполнительном производстве".
По мнению ответчика, анализ названных выше нормативных актов позволяет ему сделать вывод о том, что до формирования службы судебных приставов налоговая полиция вправе осуществлять взыскание задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, на основании решений иных органов и производить взыскание исполнительского сбора, предусмотренного статьей 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Дело Федеральным арбитражным судом Восточно - Сибирского округа рассматривается по правилам главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на кассационную жалобу, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 14 сентября 1998 года начальник ГНИ по г. Саяногорску требованием N 21 предложил истцу в добровольном порядке в пятидневный срок после получения требования изыскать средства и погасить числящуюся за ОАО "СШ ГЭС" задолженность перед бюджетом в сумме 285894833 рублей 26 копеек.
Поскольку на счетах предприятия отсутствовали денежные средства и не имелась возможность погасить задолженность в бюджет, начальником ГНИ по г. Саяногорску 14.09.1998 было принято постановление N 21, которым обращено взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам в сумме 285894833 рублей 26 копеек на имущество ОАО "СШ ГЭС". Административный арест на имущество истца поручено провести УФСНП Российской Федерации по Республике Хакасия.
УФСНП Российской Федерации 16.09.1998 приняло постановление, в соответствии с которым ОАО "СШ ГЭС" было предложено в добровольном порядке в течение пяти дней со дня вынесения решения об административном аресте погасить возникшую у него задолженность в сумме 285894833 рублей 26 копеек. В связи с непогашением задолженности в добровольном порядке УФСНП Российской Федерации приняло решение о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 7% от имеющейся дебиторской задолженности, что составило 20006638 рублей 80 копеек.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования правильно применил нормы материального права и пришел к выводу о превышении УФСНП Российской Федерации своих полномочий при взыскании с истца исполнительского сбора.
Согласно статье 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав - исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
Определен Законом, пунктом 3 статьи 81 и размер зачисления исполнительского сбора "30% от суммы исполнительского сбора, который отчисляется в федеральный бюджет, а остальная сумма поступает во внебюджетный фонд развития исполнительного производства".
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что только судебному приставу - исполнителю предоставлено право принимать решение о взыскании с должника исполнительского сбора, основан на законе, а довод ответчика является неверным.
Согласно пункту 12 статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" органам налоговой полиции предоставлено право налагать арест на имущество юридических лиц, право же взыскивать исполнительский сбор УФСНП Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.
Не усматривается такое право для органов налоговой полиции и из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1058 "О порядке возмещения Федеральным органом налоговой полиции расходов по обращению взыскания на имущество организаций, имеющих задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам".
Вышеуказанное постановление Правительства предусматривает право налоговой полиции на возмещение расходов по обращению взыскания на имущество должников.
Исполнительский сбор не относится законом к расходам по совершению исполнительских действий, предусмотренных статьей 82 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Не заслуживает внимания и довод ответчика об отсутствии службы судебных приставов в Республике Хакасия.
Поскольку это, как установила апелляционная инстанция, не соответствует действительности. И кроме того, не полностью сформированная служба судебных приставов - исполнителей, не является законным основанием для ответчика по взысканию исполнительского сбора.
Кроме того, последним допущено и еще одно нарушение закона в части распределения суммы исполнительского сбора: ответчиком взысканная сумма, незаконного в этой части постановления, зачислена на депозитный счет УФСНП Российской Федерации, тогда как пунктом 3 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" сумма исполнительского сбора распределяется: 30% в федеральный бюджет, а остальная сумма - во внебюджетный фонд развития исполнительного производства.
Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 10 января 1999 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1807/98-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.ЕЛФИМОВА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
О.И.КОСАЧЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)