Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 февраля 2006 г. Дело N А19-25642/04-30-41-Ф02-116/06-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от отдела капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" - представителя Терлецкой Р.П. (доверенность N 7-1/27 от 02.02.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу отдела капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" на решение от 30 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 16 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25642/04-30-41 (суд первой инстанции: Деревягина Н.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Архипенко А.А., Буяновер П.И.),
Отдел капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" (далее - ОКС администрации города Усть-Илимска) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 30.09.2004 N 03-09/02-704-23224.
Решением суда от 24 ноября 2004 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 марта 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 1 июня 2005 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Решением суда от 30 августа 2005 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 ноября 2005 года решение суда от 30 августа 2005 года оставлено без изменения.
ОКС администрации города Усть-Илимска обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о правомерности начисления налоговым органом земельного налога за 2004 год.
Из кассационной жалобы следует, что ОКС администрации города Усть-Илимска правомерно применил льготу на основании пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", так как является органом администрации города, осуществляет функции органа местного самоуправления в сфере строительства, не может являться постоянным пользователем земельных участков, которые после окончания строительства подлежали передаче на баланс других организаций.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области) в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая правомерным начисление налогоплательщику земельного налога в отношении выделенных ему в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 19.01.2005 N 78174), своих представителей на судебное заседание не направила.
При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании 8 февраля 2006 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 10 февраля 2006 года. После перерыва представитель ОКС администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
ОКС администрации города Усть-Илимска оспаривает решение N 03-09/02-704-23224, принятое инспекцией 30.09.2004 по результатам камеральной налоговой проверки представленной 30.06.2004 измененной налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год. Данным решением ОКС администрации города Усть-Илимска привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1114475 рублей, а также ему предложено уплатить 11144750 рублей земельного налога и 35941 рубль пеней.
Основанием начисления земельного налога инспекция указала неправомерное применение льготы, установленной пунктами 4 и 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Арбитражный суд, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что ОКС администрации города Усть-Илимска не является муниципальным учреждением социального обслуживания и не относится к органам государственной власти и управления, поэтому не подлежит освобождению от уплаты земельного налога на основании пунктов 4 и 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю". Суд апелляционной инстанции по этим же основаниям согласился с выводом суда о правомерности начисления инспекцией земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Статья 15 названного Закона основанием для установления земельного налога определяет документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Как следует из материалов дела, постановлениями главы администрации города Усть-Илимска от 08.02.1994 N 125, от 05.12.1995 N 1411, от 11.03.1996 N 274, от 21.06.1995 N 687, от 14.10.1993 N 1053, от 22.12.2003 N 307-р ОКС администрации города Усть-Илимска в постоянное (бессрочное) пользование были предоставлены земли жилищного фонда, а также земельные участки для строительства объектов города (поста ГАИ, школы N 4, теплокамеры, автостоянки, жилого дома). Во исполнение указанных постановлений ОКС администрации города Усть-Илимска были выданы государственные акты на бессрочное (постоянное) пользование землей.
Постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 10.09.2004 N 1380 вышеприведенные постановления о выделении земельных участков отменены, земельные участки у ОКС администрации города Усть-Илимска изъяты.
ОКС администрации города Усть-Илимска в уточненных декларациях по земельному налогу за 2004 год в отношении этих земельных участков не исчислил сумму налога, заявив налоговые льготы, предусмотренные пунктами 4 и 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Пункт 4 статьи 12 названного Закона освобождает от уплаты земельного налога учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
Из Устава муниципального образования следует, что администрация города является исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Усть-Илимск", имеет структурные подразделения (управления, комитеты, отделы), которые в соответствии со статьей 35 указанного Устава финансируются из бюджета города.
В соответствии с постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 22.01.1993 N 61 "О создании единого заказчика по строительству объектов жилья и социальной сферы" образован отдел капитального строительства администрации города Усть-Илимска. Постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 12.05.1993 N 424 утверждено Положение об отделе капитального строительства администрации города Усть-Илимска.
Из названного Положения следует, что ОКС администрации города Усть-Илимска является муниципальным органом в форме учреждения, выполняющим функции единого заказчика по жилищно-социальному строительству, капитальному ремонту объектов соцкультбыта.
С учетом этого арбитражный суд правильно указал, что ОКС администрации города Усть-Илимска не относится к субъектам налоговой льготы, предусмотренной пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Согласно пункту 14 статьи 12 названного Закона от уплаты земельного налога освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Арбитражный суд при толковании данной правовой нормы правильно указал, что налоговая льгота предоставляется органам государственной власти и управления для обеспечения их деятельности и не распространяется на муниципальные органы в случае передачи им отдельных государственных полномочий и ином целевом назначении предоставленных земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Арбитражный суд правомерно признал, что ОКС администрации города Усть-Илимска не имеет права на освобождение от уплаты земельного налога на основании пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", так как не относится к органам государственной власти и управления, а целевое назначение предоставленных ему земельных участков не связано с обеспечением деятельности таких органов.
ОКС администрации города Усть-Илимска считает, что в соответствии со своим статусом является единым заказчиком по строительству муниципальных объектов, после окончания строительства должен передавать соответствующие объекты вместе с земельными участками на баланс других муниципальных организаций, поэтому не может являться постоянным пользователем предоставленными ему для этих целей земельными участками.
Данный довод был проверен судебными инстанциями и правомерно отклонен, так как в соответствии со статьями 1, 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" обязанность пользователей земельными участками по уплате земельного налога не зависит от предоставления земельного участка в пользование на определенный срок либо в постоянное (бессрочное) пользование.
Также арбитражный суд обоснованно отклонил довод налогоплательщика о том, что выделяемые на его содержание из местного бюджета ассигнования не предусматривают финансирование уплаты земельного налога и для уплаты начисленных оспариваемым решением инспекции сумм недоимки, пеней и штрафа, подлежащих уплате в местный бюджет, необходимо выделение соответствующих средств из этого же бюджета. При этом суд правильно руководствовался пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, которым такое основание для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога не предусмотрено.
С учетом изложенного вывод суда о законности оспариваемого решения инспекции соответствует закону и материалам дела, поэтому доводы кассационной жалобы являются необоснованными, а обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 30 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 16 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25642/04-30-41 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2006 N А19-25642/04-30-41-Ф02-116/06-С1 ПО ДЕЛУ N А19-25642/04-30-41
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 февраля 2006 г. Дело N А19-25642/04-30-41-Ф02-116/06-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от отдела капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" - представителя Терлецкой Р.П. (доверенность N 7-1/27 от 02.02.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу отдела капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" на решение от 30 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 16 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25642/04-30-41 (суд первой инстанции: Деревягина Н.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Архипенко А.А., Буяновер П.И.),
УСТАНОВИЛ:
Отдел капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" (далее - ОКС администрации города Усть-Илимска) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 30.09.2004 N 03-09/02-704-23224.
Решением суда от 24 ноября 2004 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 марта 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 1 июня 2005 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Решением суда от 30 августа 2005 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 ноября 2005 года решение суда от 30 августа 2005 года оставлено без изменения.
ОКС администрации города Усть-Илимска обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о правомерности начисления налоговым органом земельного налога за 2004 год.
Из кассационной жалобы следует, что ОКС администрации города Усть-Илимска правомерно применил льготу на основании пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", так как является органом администрации города, осуществляет функции органа местного самоуправления в сфере строительства, не может являться постоянным пользователем земельных участков, которые после окончания строительства подлежали передаче на баланс других организаций.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области) в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая правомерным начисление налогоплательщику земельного налога в отношении выделенных ему в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 19.01.2005 N 78174), своих представителей на судебное заседание не направила.
При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании 8 февраля 2006 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 10 февраля 2006 года. После перерыва представитель ОКС администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
ОКС администрации города Усть-Илимска оспаривает решение N 03-09/02-704-23224, принятое инспекцией 30.09.2004 по результатам камеральной налоговой проверки представленной 30.06.2004 измененной налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год. Данным решением ОКС администрации города Усть-Илимска привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1114475 рублей, а также ему предложено уплатить 11144750 рублей земельного налога и 35941 рубль пеней.
Основанием начисления земельного налога инспекция указала неправомерное применение льготы, установленной пунктами 4 и 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Арбитражный суд, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что ОКС администрации города Усть-Илимска не является муниципальным учреждением социального обслуживания и не относится к органам государственной власти и управления, поэтому не подлежит освобождению от уплаты земельного налога на основании пунктов 4 и 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю". Суд апелляционной инстанции по этим же основаниям согласился с выводом суда о правомерности начисления инспекцией земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Статья 15 названного Закона основанием для установления земельного налога определяет документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Как следует из материалов дела, постановлениями главы администрации города Усть-Илимска от 08.02.1994 N 125, от 05.12.1995 N 1411, от 11.03.1996 N 274, от 21.06.1995 N 687, от 14.10.1993 N 1053, от 22.12.2003 N 307-р ОКС администрации города Усть-Илимска в постоянное (бессрочное) пользование были предоставлены земли жилищного фонда, а также земельные участки для строительства объектов города (поста ГАИ, школы N 4, теплокамеры, автостоянки, жилого дома). Во исполнение указанных постановлений ОКС администрации города Усть-Илимска были выданы государственные акты на бессрочное (постоянное) пользование землей.
Постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 10.09.2004 N 1380 вышеприведенные постановления о выделении земельных участков отменены, земельные участки у ОКС администрации города Усть-Илимска изъяты.
ОКС администрации города Усть-Илимска в уточненных декларациях по земельному налогу за 2004 год в отношении этих земельных участков не исчислил сумму налога, заявив налоговые льготы, предусмотренные пунктами 4 и 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Пункт 4 статьи 12 названного Закона освобождает от уплаты земельного налога учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
Из Устава муниципального образования следует, что администрация города является исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Усть-Илимск", имеет структурные подразделения (управления, комитеты, отделы), которые в соответствии со статьей 35 указанного Устава финансируются из бюджета города.
В соответствии с постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 22.01.1993 N 61 "О создании единого заказчика по строительству объектов жилья и социальной сферы" образован отдел капитального строительства администрации города Усть-Илимска. Постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 12.05.1993 N 424 утверждено Положение об отделе капитального строительства администрации города Усть-Илимска.
Из названного Положения следует, что ОКС администрации города Усть-Илимска является муниципальным органом в форме учреждения, выполняющим функции единого заказчика по жилищно-социальному строительству, капитальному ремонту объектов соцкультбыта.
С учетом этого арбитражный суд правильно указал, что ОКС администрации города Усть-Илимска не относится к субъектам налоговой льготы, предусмотренной пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Согласно пункту 14 статьи 12 названного Закона от уплаты земельного налога освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Арбитражный суд при толковании данной правовой нормы правильно указал, что налоговая льгота предоставляется органам государственной власти и управления для обеспечения их деятельности и не распространяется на муниципальные органы в случае передачи им отдельных государственных полномочий и ином целевом назначении предоставленных земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Арбитражный суд правомерно признал, что ОКС администрации города Усть-Илимска не имеет права на освобождение от уплаты земельного налога на основании пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", так как не относится к органам государственной власти и управления, а целевое назначение предоставленных ему земельных участков не связано с обеспечением деятельности таких органов.
ОКС администрации города Усть-Илимска считает, что в соответствии со своим статусом является единым заказчиком по строительству муниципальных объектов, после окончания строительства должен передавать соответствующие объекты вместе с земельными участками на баланс других муниципальных организаций, поэтому не может являться постоянным пользователем предоставленными ему для этих целей земельными участками.
Данный довод был проверен судебными инстанциями и правомерно отклонен, так как в соответствии со статьями 1, 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" обязанность пользователей земельными участками по уплате земельного налога не зависит от предоставления земельного участка в пользование на определенный срок либо в постоянное (бессрочное) пользование.
Также арбитражный суд обоснованно отклонил довод налогоплательщика о том, что выделяемые на его содержание из местного бюджета ассигнования не предусматривают финансирование уплаты земельного налога и для уплаты начисленных оспариваемым решением инспекции сумм недоимки, пеней и штрафа, подлежащих уплате в местный бюджет, необходимо выделение соответствующих средств из этого же бюджета. При этом суд правильно руководствовался пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, которым такое основание для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога не предусмотрено.
С учетом изложенного вывод суда о законности оспариваемого решения инспекции соответствует закону и материалам дела, поэтому доводы кассационной жалобы являются необоснованными, а обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 16 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25642/04-30-41 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)