Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 апреля 2004 года Дело N А17-3134/5
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей Забурдаевой И.Л., Шутиковой Т.В., при участии представителей заявителя: Боровикова В.А.(доверенность от 18.02.2004 N 77), Афанасьевой В.А. (доверенность от 08.09.2003 N 455), заинтересованного лица: Иваненко Л.Ю. (удостоверение депутата N 1), третьих лиц: Барановой Н.Ю. (доверенность от 21.04.2004 б/н), Черноперова Ю.Л. (доверенность от 21.04.2004 б/н), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - муниципального унитарного предприятия Межотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства города Фурманова Ивановской области на решение от 14.01.2004 по делу N А17-3134/5 Арбитражного суда Ивановской области, принятое судьями Чижиковой Т.Е., Герасимовым В.Д., Басовой Н.П., по заявлению муниципального унитарного предприятия - Межотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства города Фурманова Ивановской области о признании недействительными решений Фурмановской городской Думы от 29.03.2000 N 21, от 27.06.2001 N 61, от 30.01.2002 N 4, от 26.02.2003 N 10 "О ставках земельного налога и арендной платы за землю" и
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие - Межотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства города Фурманова Ивановской области (далее по тексту - МУП МПО ЖКХ г. Фурманова Ивановской области, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительными решений Фурмановской городской Думы от 29.03.2000 N 21, от 27.06.2001 N 61, от 30.01.2002 N 4, от 26.02.2003 N 10 "О ставках земельного налога и арендной платы за землю".
По ходатайству заявителя к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Фурманову и Фурмановскому району и Фурмановский межрайонный комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Решением суда от 14.01.2004 (с учетом определения об исправлении технической ошибки от 20.04.2004) в удовлетворении заявленного требования отказано.
МУП МПО ЖКХ г. Фурманова Ивановской области не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение о признании оспариваемых решений Фурмановской городской Думы незаконными.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 57 Конституции Российской Федерации, статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 1, 3, 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статьи 5, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статью 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", статью 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статью 7 Федерального закона N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". По его мнению, повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, применяются только в определенные этими же законами периоды времени. Эти коэффициенты не являются элементом налоговой ставки, поэтому не могут изменять ее размер и влияют только на порядок исчисления налога. В связи с этим заявитель полагает, что Фурмановской городской Думой неправомерно утверждены оспариваемыми решениями дифференцированные ставки путем нарастающего индексирования из года в год.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и его представителями в судебном заседании.
Фурмановская городская Дума в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами заявителя не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Фурманову и Фурмановскому району в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами предприятия также не согласились, полагают, что решение арбитражного суда полностью соответствует действующему законодательству.
Фурмановский межрайонный комитет по земельным ресурсам и землеустройству в отзыве на кассационную жалобу считает требования заявителя необоснованными и просит оставить жалобу без удовлетворения.
В отношении подведомственности данного спора арбитражному суду представители МУП МПО ЖКХ г. Фурманова Ивановской области, Фурмановской городской Думы и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Фурманову и Фурмановскому району пояснили, что первоначально предприятие с аналогичным требованием обратилось в Фурмановский городской суд Ивановской области, который определением от 18.09.2003 производство по делу N 2-414 прекратил за неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 9 часов 30 минут 21.04.2004 до 16 часов 30 минут 26.04.2004.
Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фурмановская городская Дума ежегодно в соответствии с принятыми федеральными законами о бюджете на отчетный год принимает решения о ставках земельного налога и арендной платы за землю. За период 2000 - 2003 годов по данному вопросу были приняты решения от 29.03.2000 N 21, от 27.06.2001 N 61, от 30.01.2002 N 4, от 26.02.2003 N 10, которыми, в частности, установлены ставки земельного налога за земли предприятий, учреждений и организаций, земли жилого фонда, дачных участков, индивидуальных и кооперативных гаражей, земли личного подсобного хозяйства, земли, предоставленные для садоводства, огородничества и животноводства, земли в полосе отвода железных дорог.
МУП МПО ЖКХ г. Фурманова Ивановской области, посчитав, что данные решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы налогоплательщиков, так как последние вынуждены уплачивать земельный налог за промышленные земли и земли, занятые жилым фондом, с применением двойных, тройных и т.д. коэффициентов, обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Определением от 18.09.2003 по делу N 2-414 Фурмановский городской суд Ивановской области производство по делу прекратил в связи с неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции, что явилось основанием для обращения предприятия с этим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался пунктом 1 статьи 29, пунктом 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 1, 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьями 1, 3, 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", статьей 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьей 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд сделал выводы о том, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, оспариваемые нормативные правовые акты Фурмановской городской Думы соответствуют названным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29, частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума от 09.12.2001 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда федеральным законом арбитражному суду предоставлено исключительное право рассматривать эти дела.
В статье 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Из приведенной нормы прямо не следует, что решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы исключительно в арбитражный суд.
Таким образом, дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подведомственны суду общей юрисдикции и, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, является ошибочным.
Однако в рассматриваемом случае определением от 18.09.2003 по делу N 2-414 Фурмановский городской суд Ивановской области производство по делу прекратил за неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции.
В связи с этим в целях соблюдения права предприятия на судебную защиту Арбитражный суд Ивановской области правомерно принял к производству и рассмотрел дело по заявлению МУП МПО ЖКХ города Фурманова Ивановской области о признании недействительными оспариваемых решений Фурмановской городской Думы в части установления ставок земельного налога за земли предприятий, учреждений и организаций и жилого фонда.
Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ с 01.01.1999 введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации и одновременно признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" за исключением положений пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20, 21.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам.
В пункте 2 данной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 6 и 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление местных налогов и сборов включено в предметы ведения местного самоуправления и находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Таким образом, Фурмановская городская Дума вправе была устанавливать ставки земельного налога.
В статье 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к настоящему Закону. При этом средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Во исполнение данной правовой нормы постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 и от 03.04.1996 N 378 были установлены коэффициенты к ставкам земельного налога соответственно на 1995 и 1996 годы.
Начиная с 1997 года индексация ставок земельного налога производилась федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Так, в статье 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В силу статьи 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и в статье 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель.
Индексация ставок земельного налога на 2003 год произведена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", в статье 7 которого установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Исходя из изложенного Фурмановская городская Дума правомерно устанавливала своими решениями на основании вышеназванных федеральных законов дифференцированные ставки земельного налога путем нарастающего индексирования из года в год и, следовательно, ставки налога на промышленные земли и земли, занятые жилым фондом, установленные оспариваемыми нормативными актами, соответствуют требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области обоснованно отказал МУП МПО ЖКХ г. Фурманова Ивановской области в удовлетворении заявления о признании недействительными решений Фурмановской городской Думы от 29.03.2000 N 21, от 27.06.2001 N 61, от 30.01.2002 N 4, от 26.02.2003 N 10 "О ставках земельного налога и арендной платы за землю", признав названные решения соответствующими вышеприведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым акты законодательства о налогах и сборах вступают в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, в данном случае не может быть принята во внимание в силу следующего.
Вышеназванные федеральные законы о федеральном бюджете на конкретный финансовый год, которыми производилась индексация ставок земельного налога, относятся к бюджетному законодательству и вступают в силу согласно статье 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации со дня их подписания. Статья 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", в которой установлен коэффициент индексации к ставкам земельного налога на 2003 год, в соответствии со статьей 21 этого Закона вступает в силу с 01.01.2003. Данный Закон опубликован в "Российской газете" от 30.07.2002 N 138-139. А оспариваемые нормативные акты Фурмановской городской Думы являются подзаконными нормативными актами.
С учетом изложенного Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.01.2004 (с учетом определения об исправлении технической ошибки от 20.04.2004) по делу N А17-3134/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия - Межотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства города Фурманова Ивановской области - без удовлетворения.
Расходы по кассационной жалобе отнести на муниципальное унитарное предприятие - Межотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства города Фурманова Ивановской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.04.2004 N А17-3134/5
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 апреля 2004 года Дело N А17-3134/5
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей Забурдаевой И.Л., Шутиковой Т.В., при участии представителей заявителя: Боровикова В.А.(доверенность от 18.02.2004 N 77), Афанасьевой В.А. (доверенность от 08.09.2003 N 455), заинтересованного лица: Иваненко Л.Ю. (удостоверение депутата N 1), третьих лиц: Барановой Н.Ю. (доверенность от 21.04.2004 б/н), Черноперова Ю.Л. (доверенность от 21.04.2004 б/н), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - муниципального унитарного предприятия Межотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства города Фурманова Ивановской области на решение от 14.01.2004 по делу N А17-3134/5 Арбитражного суда Ивановской области, принятое судьями Чижиковой Т.Е., Герасимовым В.Д., Басовой Н.П., по заявлению муниципального унитарного предприятия - Межотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства города Фурманова Ивановской области о признании недействительными решений Фурмановской городской Думы от 29.03.2000 N 21, от 27.06.2001 N 61, от 30.01.2002 N 4, от 26.02.2003 N 10 "О ставках земельного налога и арендной платы за землю" и
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие - Межотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства города Фурманова Ивановской области (далее по тексту - МУП МПО ЖКХ г. Фурманова Ивановской области, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительными решений Фурмановской городской Думы от 29.03.2000 N 21, от 27.06.2001 N 61, от 30.01.2002 N 4, от 26.02.2003 N 10 "О ставках земельного налога и арендной платы за землю".
По ходатайству заявителя к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Фурманову и Фурмановскому району и Фурмановский межрайонный комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Решением суда от 14.01.2004 (с учетом определения об исправлении технической ошибки от 20.04.2004) в удовлетворении заявленного требования отказано.
МУП МПО ЖКХ г. Фурманова Ивановской области не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение о признании оспариваемых решений Фурмановской городской Думы незаконными.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 57 Конституции Российской Федерации, статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 1, 3, 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статьи 5, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статью 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", статью 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статью 7 Федерального закона N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". По его мнению, повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, применяются только в определенные этими же законами периоды времени. Эти коэффициенты не являются элементом налоговой ставки, поэтому не могут изменять ее размер и влияют только на порядок исчисления налога. В связи с этим заявитель полагает, что Фурмановской городской Думой неправомерно утверждены оспариваемыми решениями дифференцированные ставки путем нарастающего индексирования из года в год.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и его представителями в судебном заседании.
Фурмановская городская Дума в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами заявителя не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Фурманову и Фурмановскому району в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами предприятия также не согласились, полагают, что решение арбитражного суда полностью соответствует действующему законодательству.
Фурмановский межрайонный комитет по земельным ресурсам и землеустройству в отзыве на кассационную жалобу считает требования заявителя необоснованными и просит оставить жалобу без удовлетворения.
В отношении подведомственности данного спора арбитражному суду представители МУП МПО ЖКХ г. Фурманова Ивановской области, Фурмановской городской Думы и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Фурманову и Фурмановскому району пояснили, что первоначально предприятие с аналогичным требованием обратилось в Фурмановский городской суд Ивановской области, который определением от 18.09.2003 производство по делу N 2-414 прекратил за неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 9 часов 30 минут 21.04.2004 до 16 часов 30 минут 26.04.2004.
Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фурмановская городская Дума ежегодно в соответствии с принятыми федеральными законами о бюджете на отчетный год принимает решения о ставках земельного налога и арендной платы за землю. За период 2000 - 2003 годов по данному вопросу были приняты решения от 29.03.2000 N 21, от 27.06.2001 N 61, от 30.01.2002 N 4, от 26.02.2003 N 10, которыми, в частности, установлены ставки земельного налога за земли предприятий, учреждений и организаций, земли жилого фонда, дачных участков, индивидуальных и кооперативных гаражей, земли личного подсобного хозяйства, земли, предоставленные для садоводства, огородничества и животноводства, земли в полосе отвода железных дорог.
МУП МПО ЖКХ г. Фурманова Ивановской области, посчитав, что данные решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы налогоплательщиков, так как последние вынуждены уплачивать земельный налог за промышленные земли и земли, занятые жилым фондом, с применением двойных, тройных и т.д. коэффициентов, обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Определением от 18.09.2003 по делу N 2-414 Фурмановский городской суд Ивановской области производство по делу прекратил в связи с неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции, что явилось основанием для обращения предприятия с этим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался пунктом 1 статьи 29, пунктом 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 1, 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьями 1, 3, 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", статьей 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьей 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд сделал выводы о том, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, оспариваемые нормативные правовые акты Фурмановской городской Думы соответствуют названным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29, частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума от 09.12.2001 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда федеральным законом арбитражному суду предоставлено исключительное право рассматривать эти дела.
В статье 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Из приведенной нормы прямо не следует, что решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы исключительно в арбитражный суд.
Таким образом, дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подведомственны суду общей юрисдикции и, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, является ошибочным.
Однако в рассматриваемом случае определением от 18.09.2003 по делу N 2-414 Фурмановский городской суд Ивановской области производство по делу прекратил за неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции.
В связи с этим в целях соблюдения права предприятия на судебную защиту Арбитражный суд Ивановской области правомерно принял к производству и рассмотрел дело по заявлению МУП МПО ЖКХ города Фурманова Ивановской области о признании недействительными оспариваемых решений Фурмановской городской Думы в части установления ставок земельного налога за земли предприятий, учреждений и организаций и жилого фонда.
Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ с 01.01.1999 введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации и одновременно признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" за исключением положений пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20, 21.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам.
В пункте 2 данной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 6 и 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление местных налогов и сборов включено в предметы ведения местного самоуправления и находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Таким образом, Фурмановская городская Дума вправе была устанавливать ставки земельного налога.
В статье 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к настоящему Закону. При этом средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Во исполнение данной правовой нормы постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 и от 03.04.1996 N 378 были установлены коэффициенты к ставкам земельного налога соответственно на 1995 и 1996 годы.
Начиная с 1997 года индексация ставок земельного налога производилась федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Так, в статье 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В силу статьи 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и в статье 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель.
Индексация ставок земельного налога на 2003 год произведена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", в статье 7 которого установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Исходя из изложенного Фурмановская городская Дума правомерно устанавливала своими решениями на основании вышеназванных федеральных законов дифференцированные ставки земельного налога путем нарастающего индексирования из года в год и, следовательно, ставки налога на промышленные земли и земли, занятые жилым фондом, установленные оспариваемыми нормативными актами, соответствуют требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области обоснованно отказал МУП МПО ЖКХ г. Фурманова Ивановской области в удовлетворении заявления о признании недействительными решений Фурмановской городской Думы от 29.03.2000 N 21, от 27.06.2001 N 61, от 30.01.2002 N 4, от 26.02.2003 N 10 "О ставках земельного налога и арендной платы за землю", признав названные решения соответствующими вышеприведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым акты законодательства о налогах и сборах вступают в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, в данном случае не может быть принята во внимание в силу следующего.
Вышеназванные федеральные законы о федеральном бюджете на конкретный финансовый год, которыми производилась индексация ставок земельного налога, относятся к бюджетному законодательству и вступают в силу согласно статье 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации со дня их подписания. Статья 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", в которой установлен коэффициент индексации к ставкам земельного налога на 2003 год, в соответствии со статьей 21 этого Закона вступает в силу с 01.01.2003. Данный Закон опубликован в "Российской газете" от 30.07.2002 N 138-139. А оспариваемые нормативные акты Фурмановской городской Думы являются подзаконными нормативными актами.
С учетом изложенного Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.01.2004 (с учетом определения об исправлении технической ошибки от 20.04.2004) по делу N А17-3134/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия - Межотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства города Фурманова Ивановской области - без удовлетворения.
Расходы по кассационной жалобе отнести на муниципальное унитарное предприятие - Межотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства города Фурманова Ивановской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
МАСЛОВА О.П.
Судьи
ЗАБУРДАЕВА И.Л.
ШУТИКОВА Т.В.
МАСЛОВА О.П.
Судьи
ЗАБУРДАЕВА И.Л.
ШУТИКОВА Т.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)