Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Центральному району г. Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.01.2000 по делу N А70-2135/3-99 по иску открытого акционерного общества АК "Сибнефтесервис" к Государственной налоговой инспекции по Центральному району г. Тюмени о взыскании излишне уплаченных сумм акциза на нефть,
открытое акционерное общество АК "Сибнефтесервис" г. Тюмень (далее - ОАО АК "Сибнефтесервис") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Центральному району г. Тюмени (далее - Налоговая инспекция) о взыскании излишне уплаченного акциза на нефть в сумме 20155364 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: на стороне истца - ОАО "Черногорнефть",
на стороне ответчика - Управление федерального казначейства по Тюменской области.
Решением суда первой инстанции от 10 января 2000 года иск удовлетворен, на Налоговую инспекцию возложена обязанность возвратить истцу из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченные акцизы на нефть в сумме 20155364 руб. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что истец не является плательщиком акциза на нефть в связи с тем, что у него нет лицензии на право пользования недрами, противоречит ст.ст. 1, 2, 3 Закона Российской Федерации "Об акцизах", поскольку ОАО АК "Сибнефтесервис", добывая и реализуя нефть, является налогоплательщиком, при этом конкретные ставки акциза ему установлены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО АК "Сибнефтесервис" считает, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и обоснованно удовлетворил исковые требования, потому что истец не является пользователем недр, следовательно, не может быть субъектом налогообложения по уплате акциза на нефть.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представители истца - отзыва на нее и решение суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО АК "Сибнефтесервис", согласно заключенному с ОАО "Черногорнефть" контракту от 05.09.94 о совместной деятельности по строительству и эксплуатации скважин для добычи нефти на Самотлорском месторождении, Дополнительным соглашениям к этому контракту, Договору простого товарищества о совместной деятельности в строительстве скважин и добычи нефти N 65 от 29.05.96, а также в соответствии с п. 7 Дополнения к лицензионному соглашению об условиях совместной деятельности на пользование недрами Самотлорского (северной части) нефтегазоконденсатного месторождения между ОАО "Черногорнефть" и ОАО АК "Сибнефтесервис", утвержденного уполномоченным представителем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, и.о. председателя Ханты-Мансийского Геокома, главой Администрации Ханты-Мансийского АО, президентом АО "Черногорнефть", перечислило в федеральный бюджет за добытые и реализованные в течение 1995 - 1998 г.г. объемы нефти акцизы в размере 20155364 рублей.
Подлинники платежных поручений о фактической уплате ОАО АК "Сибнефтесервис" в федеральный бюджет акцизов за нефть за 1995, 1996, 1997, 1998 годы были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
Кроме того, факт уплаты истцом в федеральный бюджет указанной суммы акциза на нефть подтвержден Государственной налоговой инспекцией по Центральному району г. Тюмени в результате тематической проверки, проведенной на основании постановления N 04-03/2311 от 02.08.99, справкой Отделения федерального казначейства по г. Тюмени от 11.01.2000 о сверке сумм поступлений от ОАО АК "Сибнефтесервис" по акцизам за нефть по представленным истцом платежным поручениям с поступлениями по банковским выпискам по счетам по учету доходов федерального бюджета и платежными поручениями истца за период, когда суммы акцизов истцом перечислялись непосредственно на счет Государственной налоговой инспекции по Центральному району г. Тюмени.
Следовательно, материалами дела достоверно подтверждено, что истцом за период 1995 - 1998 годы действительно уплачены и фактически поступили в федеральный бюджет 20155364 руб. акцизов за нефть.
ГНИ по Нижневартовскому району письмом от 15.12.99 N 05/5159 подтвердила уплату ОАО "Черногорнефть" суммы начисленного акциза за нефть, добытую на лицензионном участке ОАО "Черногорнефть" в рамках совместной деятельности с ОАО АК "Сибнефтесервис", в размере 32093904 руб. Разница в суммах акцизов возникла в связи с тем, что для ОАО "Черногорнефть" была установлена более высокая ставка акциза на нефть.
Представленные истцом в Налоговую инспекцию сведения об объемах нефти, добытой на лицензионном участке ОАО "Черногорнефть" и переданной ОАО "Сибнефтесервис", акцизы за которые им уплачены, и данные об объемах нефти, представленные ОАО "Черногорнефть", за которые последним повторно уплачены акцизы, совпадают с данными акта сверки добычи и сдачи нефти между ОАО "Черногорнефть" и ОАО АК "Сибнефтесервис", а также подтверждаются помесячными справками истца о фактической добыче нефти, утвержденными начальником Самотлорского УДНГ. Доказательств о том, что у истца возникла обязанность по уплате акцизов на иные, кроме указанных выше, объемы добываемой и реализованной им нефти за этот период 1995 - 1998 годы, либо документов, опровергающих объективность и достоверность вышеуказанных данных об объемах нефти, ответчик суду не представил.
Таким образом, исследованные судом первой инстанции документы свидетельствуют о том, что в федеральный бюджет уплачен акциз ОАО АК "Сибнефтесервис" и ОАО "Черногорнефть" за один и тот же объект налогообложения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь действовавшей в рассматриваемом периоде ст. 6 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", устанавливающей принцип однократности налогообложения, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что уплаченная истцом сумма в размере 20155364 руб. акциза за нефть является излишне уплаченной суммой налога.
Учитывая, что объем нефти, за который истцом уплачен акциз в размере 20155364 руб., добыт на лицензионном участке ОАО "Черногорнефть", что этот объем нефти передан в рамках договора простого товарищества о совместной деятельности ОАО АК "Сибнефтесервис", суд правомерно не усмотрел правовых оснований для признания истца плательщиком акциза за эти объемы нефти, так как первоначальным предприятием, производящим и реализующим подакцизный товар (нефть) является пользователь недр - ОАО "Черногорнефть", который согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "Об акцизах" является надлежащим плательщиком акциза за эти объемы нефти и который в соответствии с требованиями п.п. 11, 50 "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.94 N 170, обязан был отразить на соответствующих счетах весь объем добытой нефти на данном лицензионном участке, включая объем нефти, переданной ОАО АК "Сибнефтесервис".
Также правильную правовую оценку дал суд первой инстанции доводам ответчика о том, что истцом пропущен предусмотренный п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехгодичный срок для обращения с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что истцом уплата спорной суммы акциза на нефть осуществлялась вплоть до 20 февраля 1998 года. Письмо о рассмотрении вопроса о возврате суммы акциза за нефть за период 1995 - 1997 годы истцом направлено в Налоговую инспекцию 27 марта 1998 года.
Результаты судебного разбирательства по спору между ОАО "Черногорнефть" и Государственной налоговой инспекцией по Нижневартовскому району о признании ОАО "Черногорнефть" надлежащим плательщиком акциза стали известны в августе 1998 года. Сведения о том, что ОАО АК "Сибнефтесервис" не является плательщиком акциза, истцу подтверждены ГНИ по Тюменской области письмом N 15-02/217 от 24 августа 1998 года. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы акциза в размере 20155364 руб. истцом направлено в адрес этой же налоговой инспекции 22 сентября 1999 года, после проведения тематической проверки ОАО АК "Сибнефтесервис" по вопросу правильности начисления и уплаты акцизов на нефть за 1995 - 1998 годы.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, препятствующих принятию решения о возврате из федерального бюджета излишне уплаченного истцом акциза, и руководствуясь ст. 9.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ (в редакции от 09.07.99 N 155-ФЗ) "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что суммы налога, излишне уплаченные истцом до 1 января 1999 года, подлежат в соответствии с ч. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.01.2000 по делу N А70-2135/3-99 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.05.2000 N Ф04/1237-237/А70-2000 ПО ДЕЛУ N А70-2135/3-99
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2000 г. N Ф04/1237-237/А70-2000
Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Центральному району г. Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.01.2000 по делу N А70-2135/3-99 по иску открытого акционерного общества АК "Сибнефтесервис" к Государственной налоговой инспекции по Центральному району г. Тюмени о взыскании излишне уплаченных сумм акциза на нефть,
установил:
открытое акционерное общество АК "Сибнефтесервис" г. Тюмень (далее - ОАО АК "Сибнефтесервис") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Центральному району г. Тюмени (далее - Налоговая инспекция) о взыскании излишне уплаченного акциза на нефть в сумме 20155364 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: на стороне истца - ОАО "Черногорнефть",
на стороне ответчика - Управление федерального казначейства по Тюменской области.
Решением суда первой инстанции от 10 января 2000 года иск удовлетворен, на Налоговую инспекцию возложена обязанность возвратить истцу из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченные акцизы на нефть в сумме 20155364 руб. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что истец не является плательщиком акциза на нефть в связи с тем, что у него нет лицензии на право пользования недрами, противоречит ст.ст. 1, 2, 3 Закона Российской Федерации "Об акцизах", поскольку ОАО АК "Сибнефтесервис", добывая и реализуя нефть, является налогоплательщиком, при этом конкретные ставки акциза ему установлены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО АК "Сибнефтесервис" считает, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и обоснованно удовлетворил исковые требования, потому что истец не является пользователем недр, следовательно, не может быть субъектом налогообложения по уплате акциза на нефть.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представители истца - отзыва на нее и решение суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО АК "Сибнефтесервис", согласно заключенному с ОАО "Черногорнефть" контракту от 05.09.94 о совместной деятельности по строительству и эксплуатации скважин для добычи нефти на Самотлорском месторождении, Дополнительным соглашениям к этому контракту, Договору простого товарищества о совместной деятельности в строительстве скважин и добычи нефти N 65 от 29.05.96, а также в соответствии с п. 7 Дополнения к лицензионному соглашению об условиях совместной деятельности на пользование недрами Самотлорского (северной части) нефтегазоконденсатного месторождения между ОАО "Черногорнефть" и ОАО АК "Сибнефтесервис", утвержденного уполномоченным представителем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, и.о. председателя Ханты-Мансийского Геокома, главой Администрации Ханты-Мансийского АО, президентом АО "Черногорнефть", перечислило в федеральный бюджет за добытые и реализованные в течение 1995 - 1998 г.г. объемы нефти акцизы в размере 20155364 рублей.
Подлинники платежных поручений о фактической уплате ОАО АК "Сибнефтесервис" в федеральный бюджет акцизов за нефть за 1995, 1996, 1997, 1998 годы были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
Кроме того, факт уплаты истцом в федеральный бюджет указанной суммы акциза на нефть подтвержден Государственной налоговой инспекцией по Центральному району г. Тюмени в результате тематической проверки, проведенной на основании постановления N 04-03/2311 от 02.08.99, справкой Отделения федерального казначейства по г. Тюмени от 11.01.2000 о сверке сумм поступлений от ОАО АК "Сибнефтесервис" по акцизам за нефть по представленным истцом платежным поручениям с поступлениями по банковским выпискам по счетам по учету доходов федерального бюджета и платежными поручениями истца за период, когда суммы акцизов истцом перечислялись непосредственно на счет Государственной налоговой инспекции по Центральному району г. Тюмени.
Следовательно, материалами дела достоверно подтверждено, что истцом за период 1995 - 1998 годы действительно уплачены и фактически поступили в федеральный бюджет 20155364 руб. акцизов за нефть.
ГНИ по Нижневартовскому району письмом от 15.12.99 N 05/5159 подтвердила уплату ОАО "Черногорнефть" суммы начисленного акциза за нефть, добытую на лицензионном участке ОАО "Черногорнефть" в рамках совместной деятельности с ОАО АК "Сибнефтесервис", в размере 32093904 руб. Разница в суммах акцизов возникла в связи с тем, что для ОАО "Черногорнефть" была установлена более высокая ставка акциза на нефть.
Представленные истцом в Налоговую инспекцию сведения об объемах нефти, добытой на лицензионном участке ОАО "Черногорнефть" и переданной ОАО "Сибнефтесервис", акцизы за которые им уплачены, и данные об объемах нефти, представленные ОАО "Черногорнефть", за которые последним повторно уплачены акцизы, совпадают с данными акта сверки добычи и сдачи нефти между ОАО "Черногорнефть" и ОАО АК "Сибнефтесервис", а также подтверждаются помесячными справками истца о фактической добыче нефти, утвержденными начальником Самотлорского УДНГ. Доказательств о том, что у истца возникла обязанность по уплате акцизов на иные, кроме указанных выше, объемы добываемой и реализованной им нефти за этот период 1995 - 1998 годы, либо документов, опровергающих объективность и достоверность вышеуказанных данных об объемах нефти, ответчик суду не представил.
Таким образом, исследованные судом первой инстанции документы свидетельствуют о том, что в федеральный бюджет уплачен акциз ОАО АК "Сибнефтесервис" и ОАО "Черногорнефть" за один и тот же объект налогообложения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь действовавшей в рассматриваемом периоде ст. 6 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", устанавливающей принцип однократности налогообложения, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что уплаченная истцом сумма в размере 20155364 руб. акциза за нефть является излишне уплаченной суммой налога.
Учитывая, что объем нефти, за который истцом уплачен акциз в размере 20155364 руб., добыт на лицензионном участке ОАО "Черногорнефть", что этот объем нефти передан в рамках договора простого товарищества о совместной деятельности ОАО АК "Сибнефтесервис", суд правомерно не усмотрел правовых оснований для признания истца плательщиком акциза за эти объемы нефти, так как первоначальным предприятием, производящим и реализующим подакцизный товар (нефть) является пользователь недр - ОАО "Черногорнефть", который согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "Об акцизах" является надлежащим плательщиком акциза за эти объемы нефти и который в соответствии с требованиями п.п. 11, 50 "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.94 N 170, обязан был отразить на соответствующих счетах весь объем добытой нефти на данном лицензионном участке, включая объем нефти, переданной ОАО АК "Сибнефтесервис".
Также правильную правовую оценку дал суд первой инстанции доводам ответчика о том, что истцом пропущен предусмотренный п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехгодичный срок для обращения с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что истцом уплата спорной суммы акциза на нефть осуществлялась вплоть до 20 февраля 1998 года. Письмо о рассмотрении вопроса о возврате суммы акциза за нефть за период 1995 - 1997 годы истцом направлено в Налоговую инспекцию 27 марта 1998 года.
Результаты судебного разбирательства по спору между ОАО "Черногорнефть" и Государственной налоговой инспекцией по Нижневартовскому району о признании ОАО "Черногорнефть" надлежащим плательщиком акциза стали известны в августе 1998 года. Сведения о том, что ОАО АК "Сибнефтесервис" не является плательщиком акциза, истцу подтверждены ГНИ по Тюменской области письмом N 15-02/217 от 24 августа 1998 года. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы акциза в размере 20155364 руб. истцом направлено в адрес этой же налоговой инспекции 22 сентября 1999 года, после проведения тематической проверки ОАО АК "Сибнефтесервис" по вопросу правильности начисления и уплаты акцизов на нефть за 1995 - 1998 годы.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, препятствующих принятию решения о возврате из федерального бюджета излишне уплаченного истцом акциза, и руководствуясь ст. 9.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ (в редакции от 09.07.99 N 155-ФЗ) "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что суммы налога, излишне уплаченные истцом до 1 января 1999 года, подлежат в соответствии с ч. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.01.2000 по делу N А70-2135/3-99 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)