Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.04.2005 N А56-32014/04

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 апреля 2005 года Дело N А56-32014/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сэр" Соседенко Г.Н. (доверенность от 01.06.04) и Быченко С.В. (доверенность от 26.07.04), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга Боярчука Н.С. (доверенность от 31.01.05 N 19-56/3027), рассмотрев 19.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.04 по делу N А56-32014/04 (судья Демина И.Е.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Сэр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 04.08.04 N 4141165 и требований об уплате задолженности по налогу на игорный бизнес и штрафных санкций от 04.08.04 N 0414004288 и N 0414004289 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга, далее - Инспекция).
Решением суда от 29.12.04 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 29.12.04, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - неприменение статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Закона Санкт-Петербурга от 11.11.03 N 623-94 "О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга). По мнению подателя жалобы, Общество в проверяемом периоде неправомерно не поставило на учет в Инспекции игровые автоматы, установленные на территории Кировского района, и уплачивало налог на игорный бизнес по месту своей регистрации (в бюджет Ленинградской области), а не по месту нахождения игровых автоматов (в бюджет Санкт-Петербурга).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества, ссылаясь на их несостоятельность, просили оставить решение суда от 29.12.04 без изменения.
Законность решения суда от 29.12.04 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Обществом налога на игорный бизнес в части деятельности обособленных подразделений (игровых автоматов), находящихся на территории Кировского района Санкт-Петербурга по адресам: Бульвар Новаторов, дом 75; Дачный проспект, дом 19; проспект Ветеранов, дом 105; проспект Стачек, дом 88н; проспект Стачек, дом 88в; проспект Ветеранов, дом 43. В ходе проверки установлено, что налогоплательщик, создав в Кировском районе Санкт-Петербурга свои обособленные подразделения (игровые автоматы), не зарегистрировался в качестве налогоплательщика по месту их нахождения, не представлял декларации по налогу на игорный бизнес по таким обособленным подразделениям и уплачивал налог в размере, установленном Областным законом от 08.10.01 N 57-ФЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области" (далее - Областной закон). Результаты проверки отражены в акте налогового органа от 30.07.04 N 4141134.
Решением от 04.08.04 N 4141165 Инспекция, рассмотрев представленные Обществом возражения, привлекла налогоплательщика к ответственности в виде взыскания 4738500 руб. штрафа на основании пункта 7 статьи 366 НК РФ, доначислила 1579500 руб. налога на игорный бизнес и начислила 73741 руб. 59 коп. пеней по этому налогу.
Налоговый орган направил Обществу требования от 04.08.04 N 0414004288 и N 04114004289 об уплате в срок до 14.08.04 названных сумм налога на игорный бизнес и пеней, а также штрафа.
Налогоплательщик не согласился с указанными решением и требованиями Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, сделал вывод о том, что налогоплательщик не нарушил положений пунктов 2 и 3 статьи 366 НК РФ, в связи с чем неправомерно привлечен к ответственности на основании пункта 7 названной статьи. Кроме того, в главе 29 НК РФ не содержится положений об обязанности налогоплательщика уплачивать налог на игорный бизнес по месту нахождения обособленного подразделения, а следовательно, Общество исполнило обязанность по уплате названного налога в соответствии с нормами налогового законодательства, действовавшего в период проверки.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
В соответствии с положениями статей 365 и 366 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 366 НК РФ в целях главы 29 НК РФ налогоплательщик обязан поставить на учет (далее - зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 названной статьи, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 3 статьи 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (пункт 4 статьи 366 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 366 НК РФ предусмотрено, что нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктом 2 либо пунктом 3 названной статьи, влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Из положений главы 29 НК РФ, а также Областного закона и Закона Санкт-Петербурга, действовавших в проверяемый период, следует, что игровые автоматы как объекты обложения налогом на игорный бизнес подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что Общество состоит на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области, о чем ему выдано свидетельство от 09.01.04 серии 47 N 00707571 (лист дела 93). В этой же Инспекции зарегистрированы игровые автоматы налогоплательщика, расположенные в Кировском районе Санкт-Петербурга, что подтверждается свидетельствами о регистрации объектов игорного бизнеса.
Порядок исчисления налога на игорный бизнес предусмотрен статьей 370 НК РФ.
В силу статьи 371 НК РФ налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 названного Кодекса.
Приведенными положениями исчисление налога и его уплата не поставлена в зависимость от места нахождения обособленного подразделения или объекта обложения налогом, а следовательно, основания для применения статьи 19 НК РФ отсутствуют.
Исчисляя налог на игорный бизнес по ставкам, установленным Областным законом, и уплачивая его в бюджет Ленинградской области, Общество не нарушило положений главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период.
Более того, в соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В случае возникновения сомнений и неясностей относительно места регистрации игровых автоматов и порядка уплаты налога на игорный бизнес их следует толковать в пользу налогоплательщика.
Поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности и доначисления налога на игорный бизнес за январь - май 2004 года.
Довод Инспекции о том, что спорные игровые автоматы неправомерно не зарегистрированы Обществом по месту их фактического нахождения, является несостоятельным, поскольку положения главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в проверяемый период, не предусматривают обязанности налогоплательщика регистрировать объекты обложения налогом на игорный бизнес по месту их установки.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.04 по делу N А56-32014/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи
ЛОМАКИН С.А.
НИКИТУШКИНА Л.Л.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)