Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2010 ПО ДЕЛУ N А23-5223/09А-3-265

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2010 г. по делу N А23-5223/09А-3-265


Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2010
Полный текст постановления изготовлен 05.05.2010
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Тимашковой Е.Н.,
Тучковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АвтоДрайв": Бараковского П.В. - представителя (доверенность от 25.03.2010), Шармановой Е.А. - представителя (доверенность от 20.04.2010), Павлова В.В. - представителя (доверенность от 14.10.2009),
от Центральной акцизной таможни в лице Калужского акцизного таможенного поста: Сухоносова В.Г. - представителя (доверенность от 10.06.2009 N 07-16-12670),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2010 по делу N А23-5223/09А-3-265 (судья Носова М.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "АвтоДрайв" (далее по тексту - ООО "АвтоДрайв", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным бездействия Центральной акцизной таможни в лице Калужского акцизного таможенного поста, выразившегося в невыдаче паспортов транспортных средств на автомобили, оформленные по грузовым таможенным декларациям, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи паспортов транспортных средств на автомобили: CHRYSLER 300, 2006 г.в., vin 2C3KA53GX6H383255; CHRYSLER 300, 2005 г.в., vin 2C3JA53G05H690797; CHRYSLER 300, 2005 г.в., vin 2C3AA53G15H183259; CHRYSLER 300, 2004 г.в., vin 2C3JA53G05H592174.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2010 заявленные требования удовлетворены частично.
Бездействие Центральной акцизной таможни, выразившееся в неоформлении и в невыдаче паспортов транспортных средств, оформленных по грузовым таможенным декларациям N 10009180/090409/0000615, 10009180/020609/0001303, признано незаконным.
В признании бездействия Центральной акцизной таможни в части транспортного средства, оформленного по грузовой таможенной декларации N 10009182/060709/0000664, отказано. Суд обязал Центральную акцизную таможню выдать ООО "АвтоДрайв" паспорта транспортных средств на автомобили CHRYSLER 300, 2006 г.в., vin 2C3KA53GX6H383255; CHRYSLER 300, 2005 г.в., vin 2C3JA53G05H690797; CHRYSLER 300, 2005 г.в., vin 2C3AA53G15H183259.
Центральная акцизная таможня не согласилась с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований Общества и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "АвтоДрайв", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы Центральной акцизной таможне отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ и с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "АвтоДрайв" (покупатель) и North East Transportation Inc., США (продавец) заключен контракт от 07.03.2008 N 1, по условиям которого продавец обязуется поставлять отдельными партиями, а покупатель обязуется принимать и оплачивать нижеследующие транспортные средства: легковые автомобили, аварийные, внедорожники, грузовые автомобили, седельные тягачи, прицепы (п. 1.1 контракта). Дополнительным соглашением от 07.03.2009 N 3 внесены изменения в п. 1.1 вышеуказанного контракта, в соответствии с которыми предусмотрена поставка бывших в употреблении транспортных средств (лимузинов с количеством посадочных мест более десяти): CHRYSLER 300 vin 2C3JA53G05H690797 стоимость 13 500 дол.; CHRYSLER 300 vin 2C3KA53GX6H383255 стоимость 17 000 дол.; CHRYSLER 300 vin 2C3AA53G15H183259 стоимость 13 500 дол.; CHRYSLER 300 vin 2C3JA53G05H592174 стоимость 13 000 дол.
ООО "АвтоДрайв" с целью таможенного оформления подало в Калужский акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни грузовые таможенные декларации N 10009180/090409/0000615 (автомобиль для перевозки 12 человек CHRYSLER 300 2006 г.в. vin 2C3KA53GX6H383255 стоимость 17 000 дол.), N 10009180/020609/0001303 (автомобиль для перевозки 12 человек на базе CHRYSLER 300 2005 г.в. vin 2C3AA53G15H183259 стоимость 13 500 дол.; автомобиль для перевозки 12 человек на базе CHRYSLER 300 2005 г.в. vin 2C3JA53G05H690797 стоимость 13 500 дол.), N 10009182/060709/0000664 (автомобиль для перевозки 11 человек на базе CHRYSLER 300 2004 г.в. vin 2C3JA53G05H592174 стоимость 13 000 дол.).
В рамках таможенного оформления на вышеуказанные автомобили декларантом представлялись документы, подтверждающие достоверность поданных сведений. Таможенным органом был осуществлен таможенный досмотр транспортных средств, о чем имеются соответствующие акты.
По завершении таможенного оформления указанный товар выпущен в свободное обращение по грузовым таможенным декларациям N 10009180/090409/0000615 - 10.04.2009, N 10009180/020609/0001303 - 10.06.2009, N 10009182/060709/0000664 - 08.07.2009.
При этом паспорта транспортных средств на указанные автомобили таможенным органом не были оформлены и выданы.
Считая, что данное бездействие Центральной акцизной таможни в лице Калужского акцизного таможенного поста не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "АвтоДрайв", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции о признании незаконным бездействия Центральной акцизной таможни, выразившееся в неоформлении и в невыдаче паспортов транспортных средств, оформленных по грузовым таможенным декларациям N 10009180/090409/0000615, 10009180/020609/0001303, суд апелляционной инстанции считает правильным.
Из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлен порядок выдачи паспортов транспортных средств.
В целях реализации данного Постановления, упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации и усиления контроля за перемещением транспортных средств через таможенную границу РФ совместным приказом МВД РФ, Минпромэнерго РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (далее по тексту - Положение), пунктом 9 которого предусмотрено, что наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Пунктом 57 указанного Положения предусмотрено, что на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами после завершения их таможенного оформления. Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии Одобрений и Заключений, заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
В силу пункта 59 Положения оформление таможенными органами паспортов производится при условии представления транспортных средств или шасси в таможенные органы.
В соответствии с абзацем 5 пункта 70 данного Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" паспорта не выдаются.
Согласно п. 2 ст. 60 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом (пп. 23 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Статьей 131 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в частности подлежат представлению разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Выпуск товаров в силу ст. 149 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 Таможенного кодекса Российской Федерации, при соблюдении, в частности условия о представлении в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров
Положениями п. 5 ст. 153 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном ТК РФ, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным данным Кодексом.
Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений. Таможенный орган сообщает в письменной форме декларанту, какие именно документы должны быть для этого представлены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рассматриваемом случае, ответчик, не установив невыполнение заявителем обязательств по представлению в таможенный орган необходимой и достаточной документации для соблюдения ограничений после таможенного досмотра автотранспортных средств, осуществил выпуск данного товара, не направив в адрес декларанта уведомления и требования о необходимости представления документов, подтверждающих их переоборудование, в том числе весовые параметры, габаритные размеры, разрешительные документы на ввезенные по грузовым таможенным декларациям N 10009180/090409/0000615, 10009180/020609/0001303, 10009182/060709/0000664 автотранспортные средства, в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 153 ТК РФ и Приказом ГТК РФ от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов".
Оценив указанные обстоятельства во взаимосвязи с вышеприведенными нормативными актами, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что таможенный орган, не запросив у декларанта дополнительные документы в обоснование правомерности ввоза товара на территорию России на стадии таможенного оформления, тем самым признал ввоз данного товара законным, в связи с чем данный товар был выпущен в свободное обращение.
Суд первой инстанции сделал правильное заключение о том, что в распоряжении Общества имелись документы, необходимые для оформления таможенным органом паспортов транспортных средств на автотранспортные средства по указанным грузовым таможенным декларациям.
- В частности, на автотранспортное средство CHRYSLER 300 2006 г.в. vin 2C3KA53GX6H383255 у Общества имелись: спецификация от 02.16.2009 N 02/09; ТIТLЕ - удостоверение на право владения транспортным средством, отчет об оценке стоимости транспортного средства N 07/1108-309 ООО "Автооценка", письмо ОАО "ВНИИС" от 31.03.2009 N 101 - ТК/6125, справка о технических характеристиках транспортного средства от 26.03.2009 ООО "Автооценка", заключение о назначении и возможности эксплуатации транспортного средства ФГУП "НАМИ" от 01.06.2009 N 060101-415/2009, сертификат о завершении работ и гарантия N 0281/03-2006 от VGA МОТОRS, Со, сертификат соответствия с указанием экологического класса третий (л.д. 25, 30 т. 1; л.д. 68 - 90, 135 - 140, 147 - 149 т. 2);
- На автотранспортное средство CHRYSLER 300 2005 г.в. vin 2C3JA53G05H690797 у Общества имелись: спецификация от 02.11.2009 N 01/09; ТIТLЕ - удостоверение на право владения транспортным средством, отчет об оценке стоимости транспортного средства N 07/1108-308 ООО "Автооценка", письмо ОАО "ВНИИС" от 27.03.2009 N 101 - ТК/5979, справка о технических характеристиках транспортного средства от 01.06.2009 ООО "АвтоИдент", заключение о назначении и возможности эксплуатации транспортного средства ФГУП "НАМИ" от 01.06.2009 N 060102-415/2009, сертификат о завершении работ и гарантия N 0289/03-2005 от VGA МОТОRS, Со, сертификат соответствия с указанием экологического класса третий (л.д. 26, 28 т. 1; л.д. 4, 6, 11 - 13, 21, 28, 30, 150 - 152 т. 2; л.д. 51 - 56 т. 3).
На автотранспортное средство CHRYSLER 300 2005 г.в. vin 2C3AA53G15H183259 у Общества имелись: спецификация от 04.10.2009 N 03/09; ТIТLЕ - удостоверение на право владения транспортным средством, отчет об оценке стоимости транспортного средства N 07/1108-308 ООО "Автооценка", письмо ОАО "ВНИИС" от 27.05.2009 N 101-ТК/10556, справка о технических характеристиках транспортного средства от 27.05.2009 ООО "АвтоИдент", заключение о назначении и возможности эксплуатации транспортного средства ФГУП "НАМИ" от 01.06.2009 N 060103-415/2009, сертификат о завершении работ и гарантия N 0282/03-2005 от VGA МОТОRS, Со, сертификат соответствия с указанием экологического класса третий (л.д. 27, 29 т. 1; л.д. 5, 7, 14 - 18, 22, 27, 29, 141 - 143 т. 2; л.д. 39 - 44 т. 3).
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и разделом 2 Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 (далее по тексту - Правила) предусмотрено, что транспортные средства, ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
В силу раздела 1 Правил под "одобрением типа транспортного средства" понимается процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Женевского Соглашения 1958 года, заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в России, и в результате которой выдается одноименный документ.
Следовательно, наличие "одобрения типа транспортного средства" свидетельствует, что транспортное средство, соответствует по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении подлежащих лицензированию перевозок пассажиров.
В силу пункта 2.7 части 2 главы 2 Правил "одобрение типа транспортного средства" является основанием для ввоза импортируемых транспортных средств на территорию Российской Федерации.
В то же время, вводная часть главы 2 Правил предусматривает, что настоящий порядок не распространяется на транспортные средства, условия регистрации и допуска к эксплуатации которых регламентируются другими действующими нормативными правовыми актами, в частности, на бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран.
Из имеющихся в материалах дела писем Всероссийского научно-исследовательского института сертификации акционерного общества (ОАО "ВНИИС") от 31.03.2009 N 101-тк/6125, от 27.03.2009 N 101-тк/5979, от 27.05.2009 N 101-тк/10556, от 06.07.2009 N 101-тк/13951 усматривается, что представление сертификата соответствия "одобрения типа транспортного средства" по спорным автотранспортным средствам не требуется.
Отклоняя довод Центральной акцизной таможни о невозможности рассмотрения указанных писем ОАО "ВНИИС" в качестве допустимых доказательств по делу, суд первой инстанции обоснованно мотивировал тем, что в соответствии с письмом Ростехрегулирования от 18.12.2007 N ГЭ-101-26/7189 "Об организациях, уполномоченных выдавать разъяснения о принадлежности продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия для целей таможенного оформления" ОАО "ВНИИС" относится к числу организаций, уполномоченных выдавать разъяснения о принадлежности продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия для целей таможенного оформления.
Из материалов дела также следует и установлено судом, что в соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 70 вышеуказанного Положения Обществом представлены сертификаты соответствия с указанием экологического класса третий автотранспортных средств, что соответствует п. 14 Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, допускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных, загрязняющих веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609.
Как справедливо указано судом первой инстанции, технические характеристики, необходимые для оформления паспортов транспортных средств содержатся в заключении о назначении и возможности эксплуатации транспортного средства Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП "НАМИ", как органа сертификации механических транспортных средств и составных частей.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Центральной акцизной таможни, выразившееся в неоформлении и в невыдаче паспортов транспортных средств, оформленных по грузовым таможенным декларациям N 10009180/090409/0000615, 10009180/020609/0001303.
Доводы апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2010 по делу N А23-5223/09А-3-265 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)