Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.03.2006 ПО ДЕЛУ N А12-27820/05-С29

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 1 марта 2006 года Дело N А12-27820/05-С29

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда
на решение от 08 - 15.11.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-27820/05-С29
по заявлению Открытого акционерного общества "Аврора", г. Волгоград, о признании недействительным ненормативного акта Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда, г. Волгоград,
в заседании суда объявлен перерыв до 01.03.2005 до 9 час. 15 мин.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Аврора" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда от 26.09.2005 N 503-к, требования об уплате налога от 26.09.2005 N 10-31/230.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда обратилась со встречным заявлением о взыскании с Общества налоговых санкций в размере 467628 руб. на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 08 - 15.11.2005 заявление Общества удовлетворено. В удовлетворении встречного заявления налогового органа отказано.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда просит решение отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС по Дзержинскому району г. Волгограда проведена камеральная налоговая проверка представленной в налоговый орган ОАО "Аврора" налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г.
По результатам проверки принято решение от 26.09.2005 N 503-к о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 467628 руб. штрафа. Данным решением Обществу также предложено уплатить 2338140 руб. земельного налога и 5494 руб. пени.
На основании принятого выше решения налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога, пени от 26.09.2005 N 10-31/230.
Удовлетворяя заявление Общества и отказывая во встречном заявлении, суд обоснованно исходил из следующего.
Основанием для начисления налога на землю, пени и привлечение налогоплательщика к ответственности на основании ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации явился вывод налогового органа о том, что налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой при исчислении земельного налога за 2005 г.
ОАО "Аврора" является плательщиком земельного налога. На основании Закона Волгоградской области от 03.06.97 N 121-ОД "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" и Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов и Администрации г. Волгограда от 13.07.2000 N 15/178/893 "О создании зоны экономического развития на территории ОАО "Аврора" областной Думой принят Закон Волгоградской области от 17.01.2001 N 500-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Аврора".
В соответствии со ст. 2 Закона от 17.01.2001 N 500-ОД организациям, зарегистрированным на территории экономического развития ОАО "Аврора", в течение 5 лет со дня создания зоны экономического развития в соответствии с налоговым законодательством предоставляются льготы по налогам на прибыль, на имущество и на землю.
Кроме того, Законом Волгоградской области от 28.03.2003 N 802-ОД в ст. 2 Закона Волгоградской области от 17.12.99 N 354-ОД "О ставках земельного налога" введен п. 3, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками зоны экономического развития и получившие этот статус в соответствии с Законом Волгоградской области от 03.06.97 N 121-ОД "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области", освобождаются от уплаты земельного налога за земли зоны экономического развития в части, зачисляемой в областной бюджет.
Впоследствии Законом Волгоградской области от 14.05.2005 N 1057-ОД внесены изменения в Закон Волгоградской области от 17.01.2001 N 500-ОД, а также в Закон Волгоградской области от 17.12.99 N 354, согласно которым ст. 2 Закона Волгоградской области от 17.12.99 N 354 признана утратившей силу, а ст. 2 Закона Волгоградской области от 17.01.2001 N 500-ОД дополнена предложением следующего содержания: "Льготы по уплате земельного налога предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах по решению представительных органов местного самоуправления".
В соответствии со ст. 15 настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Таким образом, по мнению налогового органа, поскольку в 2005 г. представительным органом местного самоуправления не принято соответствующее решение относительно предоставления льготы налогоплательщику, следовательно, последний неправомерно воспользовался льготой по земельному налогу за 2005 г.
Между тем, как правильно указал суд, согласно абз. 1 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Указанной статьей не предусмотрена возможность установления законодательными актами порядка вступления их в силу, отличного от порядка, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в Налоговом кодексе Российской Федерации установлено два ограничения по сроку вступления в силу закона, а именно: не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, так как со дня официального опубликования налогоплательщик впервые знакомится с документом, и он должен иметь возможность изучить и принять необходимые меры в связи с внесением изменений; не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Это условие устанавливает, что все изменения начинают действовать только с начала налогового периода, и направлено на исключение сложностей, возникающих при изменении налогообложения в рамках налогового периода.
Таким образом, акт законодательства о налогах вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Налоговым периодом по земельному налогу является год. Закон Волгоградской области от 14.05.2005 N 1057-ОД официально опубликован 18.05.2005.
Следовательно, Закон Волгоградской области от 14.05.2005 N 1057-ОД вступает в силу с 01.01.2006. Таким образом, при принятии решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, доначислении земельного налога и пени налоговый орган руководствовался законом, не имеющим юридической силы.
Кроме того, судом правомерно указано, что Закон Волгоградской области от 14.05.2005 N 1057-ОД, исключивший из Закона Волгоградской области от 17.12.99 N 354-ОД статью, предоставляющую льготу налогоплательщику, и внесший дополнительное условие в ст. 2 Закона Волгоградской области от 17.01.2001 N 500-ОД, не имеет обратной юридической силы в силу п. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации как ухудшающий положение налогоплательщика.
Судебной коллегией не принимается также довод налогового органа о том, что заявитель не подпадает под действие ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень налогоплательщиков, имеющих право на льготу.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" до принятия представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 01.01.2005 в соответствии с настоящей главой земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется Закон Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-I "О плате за землю". Доказательств принятия соответствующего закона представительным органом г. Волгограда налоговый орган суду не представил.
Статьей 13 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривалось, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующего органа местного самоуправления. Наличие соответствующего решения органа местного самоуправления о предоставлении заявителю льготы по уплате земельного налога подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А12-16160/04-С51, в котором участвовали те же лица, что и по настоящему делу.
В силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство вновь не доказывается и имеет преюдициальное значение.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08 - 15.11.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-27820/05-С29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)