Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.01.2012 N 09АП-33348/2011-АК ПО ДЕЛУ N А40-66002/11-90-286

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2012 г. N 09АП-33348/2011-АК

Дело N А40-66002/11-90-286

Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 12.01.2012
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей Т.Т. Марковой, М.С. Сафроновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2011
по делу N А40-66002/11-90-286, принятое судьей И.О. Петровым
по заявлению ООО "Совместное предприятие Ваньеганнефть" (ОГРН 1028600943062, 628616, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 3П)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
- об обязании начислить и уплатить проценты на сумму излишне взысканных налогов, пени и штрафов;
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Годзданкер Э.С. по дов. N 170 от 14.12.2011;
- от заинтересованного лица - Самарин К.Ю. по дов. N 152 от 01.11.2011;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Ваньеганнефть" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) начислить и уплатить ООО "СП Ваньеганнефть" проценты на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов в размере 94.846 182,31 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. Инспекцией также представлены письменные пояснения, в которых налоговый орган указал на то, что судом первой инстанции необоснованно признана правомерной сумма процентов на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов, поскольку при расчете процентов заявителем допущена арифметическая ошибка.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя заявил ходатайство в порядке ч. 2 ст. 49 АПК РФ об отказе от исковых требований в части обязания Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить ООО "Совместное предприятие Ваньеганнефть" проценты за несвоевременный возврат излишне взысканного налога в размере 10 563 849,40 руб., пояснив, что в результате проведенного расчета процентов за несвоевременный возврат излишне взысканного налога, заявителем была совершена ошибка, а именно: сумма процентов на земельный налог в размере 97 688 руб. составляет 13 066,45 руб., а не 5 290 453,51 руб.; сумма процентов на пени по земельному налогу в размере 29 839 руб. составляет 3 991,17 руб., а не 5 290 453,51 руб. Итого сумма излишне взысканных процентов составила 10 563 849,40 руб.
Представитель заинтересованного лица не возражал против удовлетворения заявления о частичном отказе от заявленных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд в силу ч. 5 ст. 49 АПК РФ не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалах дела доказательства, установил, что в данном случае частичный отказ от иска не нарушает прав лиц, участвующих в деле, и соответствует требованиям процессуального законодательства, в связи с чем апелляционный суд принимает отказ общества от иска в части.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу в части требований об обязании Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить ООО "Совместное предприятие Ваньеганнефть" проценты за несвоевременный возврат излишне взысканного налога в размере 10 563 849,40 руб.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. 266, ст. 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что по результатам проведенной выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2004 по 31.12.2005 инспекцией вынесено решение N 52/605 от 13.04.2007 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым доначислены: налог на прибыль в сумме 23 425 015 руб., пени в размере 4 955 255,46 руб., штраф в размере 4 685 003 руб.; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными в сумме 366 488 662 руб., пени в размере 99 853 028 руб., штраф по нему в соответствии со ст. 123 НК РФ в размере 73 297 732,40 руб.; налог на доходы физических лиц в сумме 132 855 руб., пени в размере 46 528,79 руб., штраф по нему в соответствии со ст. 123 НК РФ в размере 26 571 руб.; земельный налог в сумме 97 688 руб., пени в размере 29 839 руб., штраф в размере 19 537,60 руб.; налог на добавленную стоимость в сумме 4 048 554,85 руб.; налог на имущество организации в сумме 225 902 руб., пени в размере 46 104 руб., штраф в размере 45 180,40 руб.; транспортный налог в сумме 42 004 руб., пени в размере 13 058 руб., штраф в размере 8 400,80 руб.; единый социальный налог в сумме 28 449 руб.; налог на добычу полезных ископаемых в сумме 49 636 934 руб., пени в размере 8 769 231,93 руб., штраф в размере 9 927 386,80 руб. Общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных: ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в сумме штрафа 4 600 руб.; ст. 119 НК РФ за непредставление декларации по земельному налогу в сумме штрафа 248 660,80 руб.; ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок 12 документов, необходимых для проведения проверки, в сумме штрафа 600 руб.
Таким образом, налогоплательщику было предложено в установленные сроки уплатить 646 102 781,76 руб., в т.ч. налогов и сборов в размере 444 126 063,85 руб., пени в размере 113 713 045,18 руб., налоговые санкции в размере 88 263 672,80 руб.
На основании указанного решения налоговым органом были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.05.2007 N 70, N 70/1 и от 08.05.2007 со сроком исполнения до 19.05.2007.
В связи с истечением сроков для добровольного исполнения требований, инспекцией было вынесено решение N 13 от 24.05.2007 о взыскании налогов и сборов, а также пеней, штрафов за счет денежных средств Общества на счетах в банках в пределах сумм, указанных в Требовании N 70 от 08.05.2007.
Оплата сумм налогов и сборов, а также пени по ним (без штрафов) была произведена Обществом платежными поручениями:
по требованию N 70: N 00647 от 29.05.2007 на сумму 4 901 280,06 руб. (налог на прибыль ФБ); N 00648 от 29.05.2007 на сумму 688 478,43 руб. (пени по налогу на прибыль ФБ); N 00649 от 29.05.2007 на сумму 16 599 761,13 руб. (налог на прибыль РБ); N 00650 от 29.05.2007 на сумму 4 085 194 руб. (пени по налогу на прибыль РБ); N 00651 от 29.05.2007 на сумму 1 923 973,81 руб. (налог на прибыль МБ); N 00652 от 29.05.2007 на сумму 181 552,42 руб. (налог на прибыль МБ); N 00653 от 29.05.2007 на сумму 132 855 руб. (налог на доходы физических лиц); N 00654 от 29.05.2007 на сумму 46 528,79 руб. (пени по налогу на доходы физических лиц); N 00655 от 29.05.2007 на сумму 22 153 руб. (единый социальный налог ФБ); N 00656 от 29.05.2007 на сумму 3 347 руб. (единый социальный налог, зачисляемый в ФСС); N 00657 от 29.05.2007 на сумму 863 руб. (единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС); N 00658 от 29.05.2007 на сумму 2 086 руб. (единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС); N 00659 от 29.05.2007 на сумму 4 048 554,85 руб. (налог на добавленную стоимость); N 00660 от 29.05.2007 на сумму 366 488 662 руб. (налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными); N 00661 от 29.05.2007 на сумму 99 853 028 руб. (пени по налогу на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными); N 00662 от 29.05.2007 на сумму 49 636 934 руб. (налог на добычу полезных ископаемых); N 00663 от 29.05.2007 на сумму 8 769 231,93 руб. (пени по налогу на добычу полезных ископаемых).
- по требованию N 70/1: N 00664 от 29.05.2007 на сумму 225 902 руб. (налог на имущество организаций); N 00665 от 29.05.2007 на сумму 46 104 руб. (пени по налогу на имущество организаций); N 00666 от 29.05.2007 на сумму 97 688 руб. (земельный налог); N 00667 от 29.05.2007 на сумму 29 839 руб. (пени по земельному налогу); N 00668 от 29.05.2007 на сумму 25 909 руб. (транспортный налог); N 00669 от 29.05.2007 на сумму 8 056,79 руб. (пени по транспортному налогу);
- по требованию N 70/2: N 00670 от 29.05.2007 на сумму 16 095 руб. (транспортный налог); N 00671 от 29.05.2007 на сумму 5 001,21 руб. (пени по транспортному налогу).
Кроме того, за период с даты вынесения решения инспекции (13.04.2007) по дату оплаты Обществом недоимки (29.05.2007), инспекцией были дополнительно выставлены к уплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 2 115,8 руб. (Требования N 12/1 от 22.06.2007), ЕСН, зачисляемый в ФБ, в размере 77,63 руб. (Требование N 106 от 22.06.2007), налог на прибыль, зачисляемый в ФБ, в размере 25 680,91 руб. (Требование N 93 от 22.06.2007), НДПИ в размере 455 228,34 руб. (Требование N 98 от 18.06.2007), налог на прибыль, зачисляемый в РБ, в размере 246 779,05 руб. (Требование N 94 от 18.06.2007), налог на прибыль, зачисляемый в местный бюджет, в размере 9 341,46 руб. (Требование N 95 от 18.06.2007), налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, в размере 5 900 467,47 руб. (Требование N 97 от 18.06.2007).
Оплата пени по указанным требованиям произведена Обществом платежными поручениями от 26.06.2007 N 221, N 218, N 217, от 25.06.2007 N 207, N 210, N 206, N 208 соответственно.
Взыскание задолженности по штрафам, указанным в Требовании N 70 на сумму 87 941 893,20 руб. было произведено инкассовыми поручениями от 24.07.2007: N 1047 на сумму 980 256 руб. (штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет); N 1048 на сумму 3 319 952 руб. (штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет); N 1049 на сумму 384 795 руб. (штраф по налогу на прибыль организации, зачисляемому в местный бюджет); N 1050 на сумму 26 571 руб. (штраф по налогу на доходы физических лиц); N 1051 на сумму 73 297 732,40 руб. (штраф по налогу на прибыль организаций, получаемых в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями); N 1052 на сумму 5 200 руб. (штрафы, применяемые в качестве налоговых санкций по п. 1 ст. 126 НК РФ); N 1053 на сумму 9 927 386,80 руб. (штраф по НДПИ).
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры с заявлением о взыскании с общества 88 263 672,80 руб. штрафа.
Обществом в Арбитражный суд ХМАО - Югры подан встречный иск о признании частично недействительным решения инспекции, требований от 08.05.2007 N 70, N 70/1, N 70/2.
Решением Арбитражного суда ХМАО - Югры от 03.10.2007 по делу N А75-3178/2007 удовлетворено требование инспекции о взыскании 321 779,60 руб., в т.ч. по налогу на имущество в размере 45 180,40 руб., по транспортному налогу в размере 8 400,80 руб., по земельному налогу в размере 19 537,6 руб.; в части требований инспекции о взыскании 87 941 893,20 руб. отказано (в связи с произведением взыскания на основании инкассовых поручений).
Требования Общества удовлетворены в части доначисления налога на прибыль организаций, получаемых в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями в сумме 366 488 662 руб.; налога на прибыль иностранных организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций в сумме 366 488 662 руб.; налога на доходы физических лиц в сумме 129 825 руб.; единого социального налога в сумме 26 110 руб.; налога на добычу полезных ископаемых в сумме 39 466 679 руб.; соответствующих пени и налоговых санкций; в удовлетворении остальной части встречного требования было отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 решение суда изменено: требования налогового органа удовлетворены частично, а именно: с ООО "СП "Ваньеганнефть" взыскано 45 180,40 руб. штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество. В удовлетворении остальной части требования инспекции - отказано.
Встречное требование ООО "СП "Ваньеганнефть" удовлетворено частично: признаны недействительными: решение налогового органа от 13.04.2007 N 52/605; требования от 08.05.2007 N 70 и 70/1 в части: 366 488 662 руб. налога на прибыль с доходов, выплаченной иностранной организации, 99 853 028 руб. пени по данному налогу и 73 297 732 руб. 40 коп. штрафа по статье 123 НК РФ; 129 825 руб. налога на доходы физических лиц, 35 671 руб. 20 коп. пени и 20 370 руб. 60 коп. штрафа по статье 123 НК РФ; 26 110 руб. единого социального налога за 2005 год; 276 897 руб. налога на добавленную стоимость; 23 067 150 руб. 24 коп. налога на прибыль, 4 879 536 руб. 86 коп. пени и 4 613 414 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ; 97 688 руб. земельного налога, 29 839 руб. пени, 19 537 руб. 60 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, 248 660 руб. 80 коп. штрафа по пункту 2 статьи 119 НК РФ; 39 466 679 руб. налога на добычу полезных ископаемых, 6 972 478 руб. 63 коп. пени и 7 893 335 руб. 80 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В удовлетворении остальной части встречного требования отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.06.2008 N Ф04-8151/2007(6432-А75-15) постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 оставлено без изменения, за исключением: удовлетворения первоначального требования Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о взыскании налоговых санкций по транспортному налогу в размере 8 400 руб. 80 коп.; отказа в удовлетворении встречного требования ООО "СП "Ваньеганнефть" о признании недействительным решения инспекции, требований об уплате налогов, пени, штрафов от 08.05.2007 N 70 и 70/1 в части налога на добавленную стоимость в размере 4 071 руб.
07.07.2008 общество обратилось в инспекцию с заявлением N 05/5-2240 о возврате налогов, пени, штрафов.
Письмом от 05.08.2008 N 05/5-2568 общество уточнило суммы налогов, пени, штрафов, подлежащих возврату, а также банковские реквизиты.
Возврат излишне взысканных сумм был произведен инспекцией путем перечисления денежных средств на счет платежными поручениями: N 921 от 08.09.2008 на сумму 4 818 452,35 руб. по налогу на прибыль ФБ; N 922 от 10.09.2008 на сумму 677 962,26 руб. по налогу на прибыль ФБ (пени); N 923 от 10.09.2008 на сумму 963 687,12 руб. по налогу на прибыль ФБ (штраф); N 924 от 10.09.2008 на сумму 16 343 496,90 руб. по налогу на прибыль РБ N 925 от 10.09.2008 на сумму 4 022 795,30 руб. по налогу на прибыль РБ (пени); N 926 от 10.09.2008 на сумму 3 268 688,01 руб. по налогу на прибыль РБ (штраф); N 927 от 10.09.2008 на сумму 1 905 201 руб. по налогу на прибыль МБ; N 928 от 10.09.2008 на сумму 178 779,30 руб. по налогу на прибыль МБ (пени); N 929 от 10.09.2008 на сумму 381 038,88 руб. по налогу на прибыль МБ (штраф); N 941 от 10.09.2008 на сумму 129 825 руб. НДФЛ; N 942 от 10.09.2008 на сумму 35 671,20 руб. НДФЛ (пени); N 943 от 10.09.2008 на сумму 20 370,6 руб. НДФЛ (штраф); N 930 от 10.09.2008 на сумму 276 897 руб. НДС; N 931 от 15.09.2008 на сумму 246 976 313,21 руб. и от 16.09.2008 на сумму 119 512 348,79 руб. по налогу на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов; N 932 от 10.09.2008 на сумму 99 853 028 руб. по налогу на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов (пени); N 933 от 10.09.2008 на сумму 73 297 732,4 руб. по налогу на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов (штраф); N 934 от 10.09.2008 на сумму 39 466 679 руб. НДПИ; N 935 от 10.09.2008 на сумму 6 972 478,63 руб. НДПИ (пени); N 940 от 10.09.2008 на сумму 7 893 335,8 руб. НДПИ (штраф); N 936 от 10.09.2008 на сумму 20 291 руб. ЕСН ФБ; N 936 от 10.09.2008 на сумму 3 097 руб. ЕСН ФСС; N 936 от 10.09.2008 на сумму 852 руб. ЕСН ФФОМС; N 936 от 10.09.2008 на сумму 1 870 руб. ЕСН ТФОМС; N 460 от 31.07.2008 на сумму 97 688 руб. (земельный налог); N 461 от 31.07.2008 на сумму 29 839 руб. (пени по земельному налогу).
Письмом от 22.09.2008 N 05/5-3234 общество просило инспекцию вернуть излишне взысканные дополнительные пени.
03.12.2008 инспекция письмом N 52-12-11\\38955 направила обществу извещения о принятых налоговым органом решениях о возврате на расчетный счет от 06.11.2008 N 4448, 4447, 4444, 4446, 4445, 4443, 4569 и соответствующие решения от 06.11.2008 N 3093, 3094, 3095, 3096, 3097, 3092, 3177.
Возврат сумм пени налогов произведен платежными поручениями: N 00282 от 18.11.2008 на сумму 122 330,55 руб. по газу горючему природному; N 00284 от 18.11.2008 на сумму 2 090,19 руб. по НДФЛ; N 00283 от 18.11.2008 на сумму 455 228,34 руб. по НДПИ на нефть; N 00280 от 18.11.2008 на сумму 5 900 467, 47 руб. по налогу на прибыль с иностранцев; N 00281 от 18.11.2008 на сумму 9 341,46 руб. по налогу на прибыль МБ; N 00279 от 18.11.2008 на сумму 30 365,88 руб. по налогу на прибыль ФБ; N 00278 от 18.11.2008 на сумму 251 140,64 руб. по налогу на прибыль РБ.
Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В пункте 9 ст. 79 НК РФ указано, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27.12.2005 N 503-О регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 29.03.2005 N 13592/04, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, такое перечисление носит характер взыскания налоговым органом недоимок, а излишне уплаченные денежные средства в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным) являются излишне взысканными и подлежат возврату налогоплательщику с процентами по правилам ст. 79 НК РФ.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.01.2011 по делу N КА-А40/17585-10, от 23.12.2010 по делу N КА-А40/16185-10, от 26.10.2010 по делу N КА-А40/13174-10.
В связи с этим, поскольку по рассматриваемому спору, суммы налогов, пени, штрафов были уплачены Обществом по результатам выездной налоговой проверки на основании решения и требований, признанных впоследствии незаконными, указанные суммы являются излишне взысканными.
При этом, при возврате суммы излишне взысканных налогов, штрафов и пеней, налоговый орган не перечислил причитающиеся суммы процентов.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции правомерно обязал инспекцию произвести уплату процентов, как рассчитанных со дня, следующего за днем фактического взыскания налогов, пени, штрафов, по день, предшествующий дню фактического возврата этих сумм обществу.
Расчет процентов по день, предшествующий дню фактического возврата сумм излишне взысканных налогов, пени, штрафов не нарушает публичных интересов, является правом налогоплательщика на самостоятельное определение суммы подлежащих взысканию процентов в пределе, не превышающем законно установленный размер и, более того, не противоречит позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 29.11.2005 N 7528/05.
Довод налогового органа о незаконном возложении на него обязанности по начислению и выплате процентов по земельному налогу, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Указанные нормы не конкретизируют в какой налоговый орган крупнейший налогоплательщик обязан подать заявление о возврате местного налога, в частности земельного налога (п. 1 ст. 15 НК РФ) - в налоговый орган по месту налогового учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо в территориальный орган по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
ООО "СП "Ваньеганнефть" является крупнейшим налогоплательщиком, состоящим на налоговом учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в соответствии с требованиями п. 1 ст. 83 НК РФ, Особенностями постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утв. Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н, Положением о Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, утв. Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 N 101н (далее - Положение).
В соответствии с п. 1 Положения, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Пунктом 3 Положения установлено, что межрегиональная инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В соответствии с п. 6.1.1 Положения межрегиональная инспекция осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей крупнейшими налогоплательщиками.
Пунктами 6.2.1, 6.2.2 Положения установлена обязанность межрегиональной инспекции вести в установленном порядке учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Межрегиональной инспекции; учет (по каждому крупнейшему налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций.
Согласно п. 6.6 Положения межрегиональная инспекция осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов.
Из указанных положений следует обязанность инспекции по возврату излишне взысканных налогов, пени, штрафов безотносительно к виду налога - федеральный, региональный, местный и виду платежа (налог, пени, штраф, проценты).
Запрет на осуществление возврата и начисления процентов на суммы местного налога, в частности, земельного налога Положением не установлен.
В рамках настоящего дела, именно Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 вынесены все юридически значимые акты, опосредующие начисление земельного налога и пени по нему и являющиеся составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, пени для организации - решение инспекции N 52/605 от 13.04.2007, требование об уплате налога N 70/1 по состоянию на 08.05.2007.
Согласно п. 4 ст. 398 НК РФ налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
В связи с этим, ссылка налогового органа на п. 3 ст. 397 НК РФ, в соответствии с которым налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 398 НК РФ, не имеет правового значения для решения вопроса о начислении процентов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 49, 62, 110, 150, 266, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2011по делу N А40-66002/11-90-286 изменить.
Принять отказ ООО "Совместное предприятие Ваньеганнефть" от иска в части удовлетворения заявленных требований об обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 начислить и уплатить проценты на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов в размере 10 563 849,40 руб. Производство по делу в данной части прекратить.
Отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований ООО "Совместное предприятие Ваньеганнефть" об обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 начислить и уплатить проценты на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов в размере 10 563 849,40 руб., а также взыскания с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 расходов по уплате госпошлины в размере 22 275,75 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Возвратить ООО "Совместное предприятие Ваньеганнефть" из федерального бюджета расходы по уплате госпошлины в размере 22 275,75 руб. по заявлению.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи
Т.Т.МАРКОВА
М.С.САФРОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)