Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Ивановой Н.Н., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя - представители: Мартыненко Андрей Сергеевич, доверенность от 27.07.2011 г.; Пономаренко Алексей Ильич, доверенность от 12.05.2011 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "Провиант" представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2011 по делу N А32-3577/20111,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Провиант"
об аннулировании лицензии
установил:
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Провиант" (далее - ООО "Провиант") об аннулировании лицензии АК N 053540 на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением суда от 28.04.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для аннулирования лицензии.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда от 28.04.2011 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что общество осуществляло продажу алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок, что является достаточным основанием для аннулирования лицензии в силу абзаца 5 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В судебном заседании 26.07.2011 г. в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 29.07.2011 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представители департамента поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили решение суда отменить и аннулировать лицензию в связи с грубым нарушением обществом ее условий.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.09.2010 г. обществу с ограниченной ответственностью "Провиант" (ИНН 2335064070) выдана лицензия АК N 053540 на розничную продажу алкогольной продукции.
На основании приказа первого заместителя руководителя Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края N 1386 от 24.11.2010 г. специалистами департамента 08.12.2010 г. проведена проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий.
В ходе проверки установлено нахождение у общества на реализации алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок (джин "Бифитер" Лондон Драй, объемом 0,375 литра, датой розлива 06.12.2007, в количестве одной бутылки; вино виноградное розовое полусладкое "Ка Де Монте", объемом 0,75 литра, датой розлива 14.09.2006, в количестве одной бутылки). Указанные нарушения зафиксированы в акте N 025115 от 08.12.2010 г.
Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии АК N 053540 на розничную продажу алкогольной продукции, выданной обществу "Провиант", в связи с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон об обороте алкогольной продукции) предусмотрено, что к видам деятельности, на осуществление которых выдаются лицензии, относится розничная продажа алкогольной продукции.
В силу части 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции решением суда может быть аннулирована на основании заявления лицензирующего органа.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) устанавливает основания приостановления действия и аннулирования лицензии. Условием аннулировании лицензии является заявление лицензирующего органа о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекшее за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона N 171 федеральная специальная марка является документом специальной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 названного Федерального закона оборот алкогольной продукции без маркировки указанными марками запрещен.
Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является, в частности, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона N 171-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Провиант" осуществляло розничную продажу алкогольной продукции без маркировки акцизными марками, то есть совершило нарушение, которое в силу пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ может служить основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем суд первой инстанции на основании конкретных обстоятельств дела и крайне незначительного объема немаркированной алкогольной продукции (2 единицы), находившейся в розничной торговле, указал, что применение к обществу такой меры, как аннулирование лицензии, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, а также не является необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает указанный вывод обоснованным в силу следующего.
Аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
Лишение лицензии в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности и, соответственно, является мерой государственного принуждения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии не считается административным наказанием, а представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в случаях, когда это вызывает необходимость защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Лицензия на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности предоставляет ее владельцу право, защищаемое статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Отзыв лицензии представляет собой меру контроля за использованием имущества, которая требует оценки соблюдения разумной соразмерности между используемыми средствами и целью, на которую направлена мера, лишающая лицо собственности (постановлении Европейского суда по правам человека от 08.04.2008 по делу "Компания "Мегадат. ком СРЛ" против Молдовы" (Megadat. com SRL v. Moldova), жалоба N 21151/04, § 62 - 63; постановление Европейского суда по правам человека от 20.11.1995 по делу "Прессос Компания Навьера С.А." и другие против Бельгии" (Pressos Compania Naviera S.A. and Others v. Belgium), жалоба N 17849/91, § 38)
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что лишение лицензии за отсутствие на двух единицах алкогольной продукции федеральных специальных марок при наличии товаросопроводительных документов на данный товар, в то время как остальная продукция была маркирована, является явно несоразмерным характеру нарушения.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2011 по делу N А32-3577/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2011 N 15АП-6307/2011 ПО ДЕЛУ N А32-3577/2011
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2011 г. N 15АП-6307/2011
Дело N А32-3577/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Ивановой Н.Н., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя - представители: Мартыненко Андрей Сергеевич, доверенность от 27.07.2011 г.; Пономаренко Алексей Ильич, доверенность от 12.05.2011 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "Провиант" представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2011 по делу N А32-3577/20111,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Провиант"
об аннулировании лицензии
установил:
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Провиант" (далее - ООО "Провиант") об аннулировании лицензии АК N 053540 на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением суда от 28.04.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для аннулирования лицензии.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда от 28.04.2011 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что общество осуществляло продажу алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок, что является достаточным основанием для аннулирования лицензии в силу абзаца 5 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В судебном заседании 26.07.2011 г. в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 29.07.2011 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представители департамента поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили решение суда отменить и аннулировать лицензию в связи с грубым нарушением обществом ее условий.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.09.2010 г. обществу с ограниченной ответственностью "Провиант" (ИНН 2335064070) выдана лицензия АК N 053540 на розничную продажу алкогольной продукции.
На основании приказа первого заместителя руководителя Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края N 1386 от 24.11.2010 г. специалистами департамента 08.12.2010 г. проведена проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий.
В ходе проверки установлено нахождение у общества на реализации алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок (джин "Бифитер" Лондон Драй, объемом 0,375 литра, датой розлива 06.12.2007, в количестве одной бутылки; вино виноградное розовое полусладкое "Ка Де Монте", объемом 0,75 литра, датой розлива 14.09.2006, в количестве одной бутылки). Указанные нарушения зафиксированы в акте N 025115 от 08.12.2010 г.
Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии АК N 053540 на розничную продажу алкогольной продукции, выданной обществу "Провиант", в связи с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон об обороте алкогольной продукции) предусмотрено, что к видам деятельности, на осуществление которых выдаются лицензии, относится розничная продажа алкогольной продукции.
В силу части 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции решением суда может быть аннулирована на основании заявления лицензирующего органа.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) устанавливает основания приостановления действия и аннулирования лицензии. Условием аннулировании лицензии является заявление лицензирующего органа о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекшее за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона N 171 федеральная специальная марка является документом специальной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 названного Федерального закона оборот алкогольной продукции без маркировки указанными марками запрещен.
Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является, в частности, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона N 171-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Провиант" осуществляло розничную продажу алкогольной продукции без маркировки акцизными марками, то есть совершило нарушение, которое в силу пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ может служить основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем суд первой инстанции на основании конкретных обстоятельств дела и крайне незначительного объема немаркированной алкогольной продукции (2 единицы), находившейся в розничной торговле, указал, что применение к обществу такой меры, как аннулирование лицензии, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, а также не является необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает указанный вывод обоснованным в силу следующего.
Аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
Лишение лицензии в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности и, соответственно, является мерой государственного принуждения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии не считается административным наказанием, а представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в случаях, когда это вызывает необходимость защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Лицензия на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности предоставляет ее владельцу право, защищаемое статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Отзыв лицензии представляет собой меру контроля за использованием имущества, которая требует оценки соблюдения разумной соразмерности между используемыми средствами и целью, на которую направлена мера, лишающая лицо собственности (постановлении Европейского суда по правам человека от 08.04.2008 по делу "Компания "Мегадат. ком СРЛ" против Молдовы" (Megadat. com SRL v. Moldova), жалоба N 21151/04, § 62 - 63; постановление Европейского суда по правам человека от 20.11.1995 по делу "Прессос Компания Навьера С.А." и другие против Бельгии" (Pressos Compania Naviera S.A. and Others v. Belgium), жалоба N 17849/91, § 38)
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что лишение лицензии за отсутствие на двух единицах алкогольной продукции федеральных специальных марок при наличии товаросопроводительных документов на данный товар, в то время как остальная продукция была маркирована, является явно несоразмерным характеру нарушения.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2011 по делу N А32-3577/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)