Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 24.09.2002 N А28-3888/02-142/18

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 24 сентября 2002 года Дело N А28-3888/02-142/18
Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Шутиковой Т.В., судей Забурдаевой И.Л., Масловой О.П., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - закрытого акционерного общества "Гарус" города Кирова на решение от 01.07.02 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.02 по делу N А28-3888/02-142/18 Арбитражного суда Кировской области, принятого судьями Грухиным Н.Г., Мацкевич Л.А., Садаковой О.А., Кулдышевой О.Л., по иску (заявлению) закрытого акционерного общества "Гарус" города Кирова к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кирову о возврате из бюджета единого социального налога в сумме 14738 рублей 40 копеек и
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Гарус" города Кирова (далее - ЗАО "Гарус", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кирову (далее - Инспекция) о возврате из бюджета уплаченного единого социального налога в сумме 14738 рублей 40 копеек, в том числе перечисленного в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 11592 рублей, в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1656 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 82 рублей 80 копеек, в Территориальный фонд обязательного медицинского в сумме 1407 рублей 60 копеек.
Решением суда от 01.07.02 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.02 судебное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ЗАО "Гарус" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их по мотивам неправильного применения норм Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", статьи 18, главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, в 2001 году у него отсутствовала обязанность по уплате единого социального налога, так как применение упрощенной системы налогообложения организациями, попадающими под действие Федерального закона N 222-ФЗ, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога.
Отзыв на кассационную жалобу Инспекция не представила.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Правильность применения Арбитражным судом Кировской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Гарус" является субъектом малого предпринимательства и осуществляет уплату налогов в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Не считая себя плательщиком единого социального налога, Общество обратилось в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кирову за взысканием из бюджета уплаченного им за 2001 год налога в сумме 14738 рублей 40 копеек, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 11592 рублей, в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1656 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 82 рублей 80 копеек, в Территориальный фонд обязательного медицинского в сумме 1407 рублей 60 копеек.
Письмом от 23.05.02 N 15-13268 Инспекция отказала ЗАО "Гарус" в возврате единого социального налога.
Не согласившись с действиями налогового органа, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", статьями 2, 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", статьей 18, главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что единый социальный налог (взнос), введенный с 01.01.01, взамен страховых взносов зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования - и предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Данный налог является целевым и подлежит уплате всеми организациями. Следовательно, в 2001 году Общество также являлось плательщиком этого налога и у Инспекции не было оснований для его возврата.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период.
С 01.01.01 главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования и предназначенный для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь (статья 234 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.12.2000) объектом обложения единым социальным налогом для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе: вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.12.2000) сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, а уплата осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Статьей 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" признан утратившими силу со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации ряд нормативных актов, в том числе регулирующих порядок уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
На основании статьи 9 вышеуказанного Федерального закона с 01.01.01 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Сумма излишне уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.01 подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса).
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что единый социальный налог заменяет установленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по названию, а не по сути, основан на законе.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 1 Закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" для организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты отчислений в государственные внебюджетные фонды, то для возврата истцу из бюджета единого социального налога нет правовых оснований.
Доводы заявителя признаны кассационной инстанцией несостоятельными.
Выводы об отказе в удовлетворении иска сделаны судом на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных в деле, и им не противоречат.
Нормы материального права применены судом верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом не допущено.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.07.02 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.02 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-3888/02-142/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Гарус" города Кирова - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы отнести на закрытое акционерное общество "Гарус" города Кирова.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ШУТИКОВА Т.В.
Судьи
ЗАБУРДАЕВА И.Л.
МАСЛОВА О.П.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)