Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2007, 09.07.2007 N 09АП-8830/07-АК ПО ДЕЛУ N А40-2984/07-129-24

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


2 июля 2007 г. Дело N 09АП-8830/07-АК


Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2007.
Полный текст постановления изготовлен 09.07.2007.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Я., судей - К.В.И., К.С.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Я., при участии: от заявителя - Г., паспорт 40 99 372247, выдан 06.05.2000, по доверенности N 02-1/4509 от 05.04.2007, К.В.В., паспорт 40 04 980822, выдан 24.12.2003, по доверенности N 02-1/19099 от 29.12.2006; от заинтересованного лица - Б., удостоверение УР N 178066 от 21.08.2006, по доверенности N 53-04-13/001764 от 30.01.2007, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 2 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2007 по делу N А40-2984/07-129-24, принятое судьей Ф., по заявлению ООО "Лентрансгаз" к МИФНС России по КН N 2 о признании недействительным уведомления, обязании возвратить излишне взысканный налог, уплатить проценты,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Лентрансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления МИФНС России по КН N 2 от 29.09.2006 N 53-10-10/017312 в части отказа начислить и возвратить начисленные проценты, об обязании налогового органа начислить на излишне взысканные суммы акциза на природный газ и пени по налоговой декларации за июнь 2005 года проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день невозврата, действовавшей за период с 26.12.2005 (после дня исполнения инкассовых поручений) по 20.03.2007 (день фактического возврата) в размере 1127976 руб. и возвратить сумму начисленных процентов в размере 1127976 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 28.04.2007 заявление удовлетворено. При этом суд исходил из того, что Инспекция в нарушение положений пунктов 2, 3, 4, 5 ст. 79 НК РФ, несмотря на вынесение решений о возврате излишне взысканных сумм, не начислила проценты на указанные суммы налога и пени и не возвратила заявителю данные проценты вместе с возвращенными в добровольном порядке суммами акциза и пени.
С решением суда не согласилась МИФНС России по КН N 2 и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение судом норм материального права.
ООО "Лентрансгаз" представило письменный отзыв, в котором возражает против доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом налоговой декларации по акцизу на природный газ за июнь 2005 года. По результатам проверки вынесено решение от 20.10.2005 N 190 о привлечении ООО "Лентрансгаз" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым организации было направлено требование от 24.10.2005 N 170 об уплате доначисленного акциза в сумме 7344290 руб. и соответствующих сумм пени - 275076,73 руб.
В связи с неисполнением Обществом в добровольном порядке требования об уплате, Инспекцией в соответствии со ст. 46 НК РФ вынесено решение от 25.11.2005 N 10 о взыскании налога и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика и выставлены соответствующие инкассовые поручения от 25.11.2005 N 162, 163, 164, исполненные банками 08, 09 и 12 декабря 2005 года.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2006 по делу N А40-72044/05-99-439 решение налогового органа от 20.10.2005 N 190 и требование от 24.10.2006 N 170 признаны недействительными.
ООО "Лентрансгаз" обратилось в Инспекцию с заявлением от 06.07.2006 N 02-2/9395 о возврате излишне взысканных сумм налога и пени и соответствующих им сумм процентов.
Однако налоговым органом отказано в возврате в связи с наличием у организации задолженности перед федеральным бюджетом.
Вместе с тем, 15.03.2007 налоговым органом приняты решение N 97 о возврате акциза на природный газ в размере 7344290 руб. и решение N 98 о возврате пени по акцизу на природный газ в размере 275076,73 руб., во исполнение которых УФК по г. Санкт-Петербургу перечислило на расчетный счет заявителя суммы акциза и пени платежными поручениями от 20.03.2007 N 214, 215.
В соответствии с положениями пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов. Данное право налогоплательщика обеспечивается соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан производить зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику на основании его заявления, которое может быть подано как непосредственно налоговому органу, так и в суд.
В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи (абз. 3 п. 2 ст. 79 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом (п. 5 ст. 79 НК РФ).
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05 право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.
В пункте 23 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Пленум ВАС РФ разъяснил, что согласно статьям 78, 79 Кодекса налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Таким образом, сумма налогов и пени подлежит возврату из бюджета при наличии одновременно двух обстоятельств, во-первых, необходимо установить факт излишнего взыскания налогов и пени, во-вторых, у налогоплательщика должна отсутствовать недоимка по налогам, зачисляемым в тот же бюджет. В противном случае налоговый орган возвращает налогоплательщику сумму излишне взысканного налога (пени) за вычетом такой недоимки. При этом, исходя из буквального содержания п. 1 ст. 79 НК РФ, зачет недоимки в счет излишне взысканных сумм налога и пени осуществляется налоговым органом самостоятельно.
Факт излишнего взыскания акциза на природный газ и соответствующих пени по налоговой декларации за июнь 2005 года подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2006 по делу N А40-72044/05-99-439, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, и который неправомерно не был учтен Инспекцией при вынесении Уведомления об отказе.
Как правильно установлено судом первой инстанции, налоговый орган не представил доказательств наличия у Общества недоимки. Согласно акту сверки расчетов между заявителем и инспекцией по состоянию на 14.03.2007, который представлен в материалы дела, какая-либо недоимка у заявителя отсутствует.
В связи с этим суммы акциза и пени, списанные со счетов заявителя по инкассовым поручениям Инспекции, выставленных на основании Решения и Требования, признанных впоследствии недействительными Арбитражным судом г. Москвы, подлежали возврату со стороны Инспекции на основании письменного заявления ООО "Лентрансгаз" от 06.07.2006 N 02-2/9395 в соответствии с требованиями ст. 79 НК РФ, как излишне взысканные.
Данное требование заявителя в добровольном порядке исполнено Инспекцией, то есть, суммы налога и пеней до рассмотрения настоящего дела по существу возвращены на расчетный счет заявителя.
Однако, Инспекция в нарушение положений пунктов 2, 3, 4, 5 ст. 79 НК РФ, несмотря на вынесение решений о возврате излишне взысканных сумм не начислила проценты на указанные суммы налога и пени и не возвратила заявителю данные проценты вместе с возвращенными в добровольном порядке суммами акциза и пени, учитывая также то обстоятельство, что в соответствии с п. 4 ст. 79 НК РФ за правом налогоплательщика на возврат из бюджета излишне взысканных сумм налогов и пеней неразрывно следует право на возврат начисленных на эти суммы процентов. Кроме того, в п. 5 ст. 79 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) указано, что сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом.
Представленный заявителем расчет процентов апелляционным судом проверен и признан обоснованным.
В обоснование своей позиции Инспекция утверждает, что заявителю правомерно отказано в возврате излишне взысканных сумм налога и пени, так как определением Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2006 по делу N А40-46060/06-80-168 налоговому органу запрещено производить зачет переплат по налогам и сборам в погашение обязательств по уплате сумм налога, начисленных по решению выездной налоговой проверки Инспекции от 26.06.2006 N 115/53-14, а возврат налога возможен только после зачета недоимки.
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку приведенные Инспекцией обстоятельства не являлись основанием для отказа в требуемом возмещении. Принятие налоговым органом решения от 26.06.2006 N 115/53-14, которое оспаривалось в рамках другого дела - N А40-46060/06-80-168 и приостановление его действия арбитражным судом не препятствовали возврату сумм налога и пени с начисленными процентами, тем более что запрет производить зачет имел отношение исключительно к действиям по решению Инспекции от 26.06.2006 N 115/53-14 и не касался других решений либо действий налогового органа. Кроме того, принятие по результатам выездной налоговой проверки решения от 26.06.2006 N 115/53-14, оспоренного заявителем, само по себе не свидетельствовало о наличии у налогоплательщика недоимки, препятствующей возмещению с начисленными процентами.
Довод Инспекции, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что ст. 79 НК РФ не содержит положений о том, что решение о выплате процентов, начисленных на суммы излишне взысканных налога и пени, принимается налоговым органом, не соответствует содержанию п. 5 ст. 79 НК РФ.
Также не соответствует фактическим обстоятельствам довод Инспекции о том, что заявителем не рассчитан размер процентов, подлежащих возврату. Данный расчет представлен в материалы дела, и налоговым органом не опровергнут.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ с учетом того, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2007 по делу N А40-2984/07-129-24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МИФНС России по КН N 2 в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)