Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 6 февраля 2004 года Дело N А79-5053/2003-СК1-5272
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Забурдаевой И.Л., судей Шутиковой Т.В., Чигракова А.И., при участии представителя заинтересованного лица: Троицкой Е.Н. (доверенность от 15.10.2003 N 02-22/9846), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Чувашской Республике на решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 по делу N А79-5053/2003-СК1-5272 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятые судьями Кирилловой М.Н., Петровой С.М., Кудряшовым В.Н., Смирновой М.К., по заявлению муниципального унитарного предприятия "Первомайский лесокомбинат" о признании незаконными действий налогового органа по отказу предприятию в применении упрощенной системы налогообложения и
Муниципальное унитарное предприятие "Первомайский лесокомбинат" (далее - МУП "Первомайский лесокомбинат", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) по отказу предприятию в применении упрощенной системы налогообложения, изложенному в письме налогового органа от 10.10.2002 N 06/7579.
Решением суда от 20.10.2003, с учетом определения об исправлении описки от 20.10.2003, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2003 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя, суд неправильно применил пункт 2 статьи 11, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция считает, что МУП "Первомайский лесокомбинат" не имеет права на применение упрощенной системы налогообложения на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку доля непосредственного участия в нем муниципального образования "Алатырский район" составляет более 25 процентов (100 процентов). Кроме того, предприятие находится на уплате единого налога на вмененный доход, поэтому в силу подпункта 12 пункта 3 названной статьи не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
МУП "Первомайский лесокомбинат" в отзыве на кассационную жалобу против доводов налогового органа возразило, считает судебные акты законными и обоснованными.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
Законность вынесенных Арбитражным судом Чувашской Республики судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.10.2002 МУП "Первомайский лесокомбинат" направило в Инспекцию заявление о переходе на применение упрощенной системы налогообложения.
В письме от 10.10.2002 N 06/7579 налоговый орган со ссылкой на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации отказал предприятию в переводе на применение упрощенной системы налогообложения, при этом мотивировал данный отказ тем, что доля непосредственного участия другой организации - муниципального образования "Алатырский район" - в МУП "Первомайский лесокомбинат" превышает 25 процентов и составляет 100 процентов.
Предприятие обжаловало действия налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался статьями 11, 346.11 и 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа МУП "Первомайский лесокомбинат" в применении упрощенной системы налогообложения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены вынесенных судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном в настоящей главе.
В подпункте 14 пункта 3 названной статьи определено, что не вправе применять упрощенную систему организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Из пункта 1 статьи 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации следует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В силу статей 48 и 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
В пункте 3.2 устава МУП "Первомайский лесокомбинат" определено, что предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения в пределах, установленных действующим законодательством.
В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К этим субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Из положений названной нормы следует, что законодатель предоставляет муниципальным образованиям в гражданских правоотношениях равные права наряду с иными участниками, однако не отождествляет их с организациями (юридическими лицами).
Согласно пункту 1.8 устава МУП "Первомайский лесокомбинат" его учредителем является администрация Алатырского района в лице комитета по управлению имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные предприятия входят в состав муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
Из приведенных выше норм и устава предприятия следует, что положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, запрещающие применять упрощенную систему налогообложения организации, в которой доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, к МУП "Первомайский лесокомбинат" не применяются, так как комитет по управлению имуществом администрации Алатырского района лишь осуществляет права собственника имущества данного унитарного предприятия от имени муниципального образования "Алатырский район".
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики сделал правильный вывод о необоснованности отказа Инспекции МУП "Первомайский лесокомбинат" в применении упрощенной системы налогообложения по основаниям, изложенным в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, и правомерно признал незаконными указанные действия.
Довод налогового органа о том, что предприятие в соответствии с положениями подпункта 12 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку является плательщиком единого налога на вмененный доход, судом кассационной инстанции отклоняется, так как указанный факт не был приведен в письме Инспекции от 10.10.2002 N 06/7579 в качестве основания к отказу, материалами дела не подтвержден и, кроме того, не был предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, так как заявитель на основании части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-5053/2003-СК1-5272 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 06.02.2004 N А79-5053/2003-СК1-5272
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 6 февраля 2004 года Дело N А79-5053/2003-СК1-5272
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Забурдаевой И.Л., судей Шутиковой Т.В., Чигракова А.И., при участии представителя заинтересованного лица: Троицкой Е.Н. (доверенность от 15.10.2003 N 02-22/9846), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Чувашской Республике на решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 по делу N А79-5053/2003-СК1-5272 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятые судьями Кирилловой М.Н., Петровой С.М., Кудряшовым В.Н., Смирновой М.К., по заявлению муниципального унитарного предприятия "Первомайский лесокомбинат" о признании незаконными действий налогового органа по отказу предприятию в применении упрощенной системы налогообложения и
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Первомайский лесокомбинат" (далее - МУП "Первомайский лесокомбинат", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) по отказу предприятию в применении упрощенной системы налогообложения, изложенному в письме налогового органа от 10.10.2002 N 06/7579.
Решением суда от 20.10.2003, с учетом определения об исправлении описки от 20.10.2003, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2003 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя, суд неправильно применил пункт 2 статьи 11, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция считает, что МУП "Первомайский лесокомбинат" не имеет права на применение упрощенной системы налогообложения на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку доля непосредственного участия в нем муниципального образования "Алатырский район" составляет более 25 процентов (100 процентов). Кроме того, предприятие находится на уплате единого налога на вмененный доход, поэтому в силу подпункта 12 пункта 3 названной статьи не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
МУП "Первомайский лесокомбинат" в отзыве на кассационную жалобу против доводов налогового органа возразило, считает судебные акты законными и обоснованными.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
Законность вынесенных Арбитражным судом Чувашской Республики судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.10.2002 МУП "Первомайский лесокомбинат" направило в Инспекцию заявление о переходе на применение упрощенной системы налогообложения.
В письме от 10.10.2002 N 06/7579 налоговый орган со ссылкой на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации отказал предприятию в переводе на применение упрощенной системы налогообложения, при этом мотивировал данный отказ тем, что доля непосредственного участия другой организации - муниципального образования "Алатырский район" - в МУП "Первомайский лесокомбинат" превышает 25 процентов и составляет 100 процентов.
Предприятие обжаловало действия налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался статьями 11, 346.11 и 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа МУП "Первомайский лесокомбинат" в применении упрощенной системы налогообложения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены вынесенных судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном в настоящей главе.
В подпункте 14 пункта 3 названной статьи определено, что не вправе применять упрощенную систему организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Из пункта 1 статьи 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации следует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В силу статей 48 и 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
В пункте 3.2 устава МУП "Первомайский лесокомбинат" определено, что предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения в пределах, установленных действующим законодательством.
В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К этим субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Из положений названной нормы следует, что законодатель предоставляет муниципальным образованиям в гражданских правоотношениях равные права наряду с иными участниками, однако не отождествляет их с организациями (юридическими лицами).
Согласно пункту 1.8 устава МУП "Первомайский лесокомбинат" его учредителем является администрация Алатырского района в лице комитета по управлению имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные предприятия входят в состав муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
Из приведенных выше норм и устава предприятия следует, что положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, запрещающие применять упрощенную систему налогообложения организации, в которой доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, к МУП "Первомайский лесокомбинат" не применяются, так как комитет по управлению имуществом администрации Алатырского района лишь осуществляет права собственника имущества данного унитарного предприятия от имени муниципального образования "Алатырский район".
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики сделал правильный вывод о необоснованности отказа Инспекции МУП "Первомайский лесокомбинат" в применении упрощенной системы налогообложения по основаниям, изложенным в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, и правомерно признал незаконными указанные действия.
Довод налогового органа о том, что предприятие в соответствии с положениями подпункта 12 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку является плательщиком единого налога на вмененный доход, судом кассационной инстанции отклоняется, так как указанный факт не был приведен в письме Инспекции от 10.10.2002 N 06/7579 в качестве основания к отказу, материалами дела не подтвержден и, кроме того, не был предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, так как заявитель на основании части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-5053/2003-СК1-5272 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ЗАБУРДАЕВА И.Л.
ЗАБУРДАЕВА И.Л.
Судьи
ШУТИКОВА Т.В.
ЧИГРАКОВ А.И.
ШУТИКОВА Т.В.
ЧИГРАКОВ А.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)