Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Григорьевой Н.П., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Деевой О.М.,
при участии:
от заявителя Ип Семешенко Е.В.: представителей Тихомирова А.Н. (паспорт, доверенность от 29.01.2009), Кузнецова Э.В. (паспорт, доверенность от 06.04.2009),
от заинтересованного лица ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области: представителя Мартынова М.В. удостоверение УР N 373374, доверенность от 27.11.2008 N 31),
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2009 года
по делу N А60-41736/2008,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Семешенко Евгения Викторовича
к ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части,
индивидуальный предприниматель Семешенко Евгений Викторович (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений от 13.02.2009 в порядке ст. 49 АПК РФ - т. 2 л.д. 24) о признании незаконным решения ИФНС России по городу Верхней Пышме Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 3275 от 15.08.2008 в части уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 3 419 885 руб., а также привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 683 976 руб., пеней в соответствующей сумме.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое по неполно выясненным обстоятельствам дела, в удовлетворении требований отказать. Суть апелляционной жалобы сводится к тому, что налоговый орган указывает на отсутствие нарушений ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при проведении проверки, так как содержащиеся в данной статье ограничения не касаются права налоговых органов по истребованию документов в случае обнаружении ошибок в представленных декларациях, а также не запрещают направление запросов в банк о предоставлении информации о движении средств по счету налогоплательщика.
На основании банковской выписки установлено получение предпринимателем незадекларированного дохода от третьих лиц в счет оплаты по договору поставки (согласно указанному в выписке назначению платежа). Кроме того, инспекция указывает, что суд первой инстанции при разрешении дела не обратил внимание на то, что договор займа от 31.05.2007 с ООО "Унисервис", соглашение о расторжении договора поставки от 28.03.2007 N 47 с ООО "ДТ "Аризона" подписаны от имени контрагентов лицами, не являющимися в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) руководителями данных организаций. Соглашение о расторжении договора поставки от 05.02.2007 N 47 с ООО "Спецпромкомплект" подписано после прекращения данной организации своей деятельности, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ).
Инспекция также утверждает, что имеющиеся в деле квитанции не могут быть приняты в качестве доказательства возврата денежных средств по договорам поставки, поскольку данные квитанции в нарушение п. 9, 10 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утверждены Приказом Министерства финансов N 86н и Министерства по налогам и сборам РФ от 13.08.202 N БГ-3-04/340) выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами, подписанными индивидуальным предпринимателем.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу заявитель возражает против ее доводов. Настаивает, что часть спорных денежных средств получена в качестве займа, что в соответствии со ст. 208 Кодекса доходом не является. В опровержение доводов о подписании соглашений неуполномоченными лицами в соответствии со ст. ч. 1 ст. 262 АПК РФ представлены решения единственных участников ООО "ТД "Аризона" (от 29.05.2007) и ООО "Унисервис" (от 28.05.2007).
Возражая против доводов инспекции об отсутствие подписи самого предпринимателя на квитанциях, ссылается на порядок оформления квитанций, предусмотренный п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утверждены письмом Федерального Банка России от 04.10.1993 N 18).
В судебном заседании налоговый орган доводы апелляционной жалобы поддержал, на отмене судебного акта настаивал.
Заявитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предпринимателем представлена 09.04.2008 в налоговый орган декларация по НДФЛ за 2007 год, согласно которой сумма полученных доходов от продажи автомобиля в 2007 году составила 60000 рублей, сумма расходов составила также 60000 рублей (т. 1 л.д. 23-30).
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 04.07.2008 N 2181 (т. 1 л.д. 31) и принято решение от 15.08.2008 N 3275 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в размере 686 283 руб., предпринимателю предложено уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 3431416 руб., пеней в сумме 39003,76 руб. (т. 1 л.д. 13).
Основанием для принятия данного решения стал вывод о неправомерном невключении заявителем в состав доходов, полученных от предпринимательской деятельности, платы по договорам поставки от покупателей ООО "Медиатекс", ООО "Градстрой", ООО "ТД "Аризона", ООО "Технопринт", ООО "Унисервис", в связи с чем доначислен налог на доходы физических лиц за 2007 год в размере 3431416 руб.
При этом вывод о занижении налоговой базы сделан инспекцией на основании выписки по операциям на счете налогоплательщика от 19.06.2008, полученной в ходе камеральной налоговой проверки, согласно которой на расчетный счет предпринимателя поступило 32994380 руб. (т. 2 л.д. 48).
На основании принятого решения в адрес предпринимателя выставлено требование N 1424 от 14.10.2008 об уплате налога, пени, штрафа в указанной сумме.
Основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с требованием о признании решения инспекции 15.08.2008 N 3275 недействительным в части начисления НДФЛ в сумме 3 419 885 руб., а также привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 683 976 руб., пеней в соответствующей сумме, стала позиция заявителя, что часть выручки, полученной на расчетный счет, была возвращена контрагентам в связи с расторжением договоров, часть полученных денежных средств являлась заемными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что инспекция в нарушение запрета, содержащегося в ст. 88 Кодекса, запрашивала в банке выписки по расчетному счету. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные предпринимателем документы в ходе судебного разбирательства опровергают выводы инспекции о получении дохода в оспариваемой сумме.
Данные выводы суда являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Согласно ст. 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками.
В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2007 год предпринимателем заявлен доход в размере 60000 руб., расходы в сумме 60000 руб., сумма налога, подлежащая уплате составила 0 руб.
Как видно из решения налогового органа, в ходе камеральной проверки установлено отсутствие в декларации листа "В", а также отсутствие доходов от предпринимательской деятельности в разделах 1, 5, 6 декларации.
Данное обстоятельство послужило основанием для получения инспекцией в рамках камеральной проверки дополнительных сведений о доходах предпринимателя из кредитного учреждения. Направление запроса в период камеральной проверки налоговым органом не оспаривается.
Между тем, положениями ст. 88 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007 года) предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с п. 3 ст. 88 Кодекса, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и(или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Ни из акта инспекции, ни из решения не следует выявление несоответствия сведений, содержащихся в налоговой декларации, со сведениями, имеющими у налогового органа на момент представления декларации, что исключает возможность запрашивать у него документы по его финансово-хозяйственной деятельности.
Запрет на подобные действия содержится в пункте 7 статьи 88 Кодекса, в силу которого при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2008 N 7307/08.
Отсутствие в декларации листа "В" и указания сведений о доходах от предпринимательской деятельности в разделах 1, 5, 6 декларации само по себе в силу буквального толкования п. 3, 7 ст. 88 Кодекса не может являться достаточным основанием для получения дополнительных документов.
При отсутствии ошибок, допущенных при заполнении декларации, либо выявления несоответствия сведений в имеющихся у налогового органа и вновь представленных налогоплательщиком документах у налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации отсутствовали полномочия для истребования дополнительной информации для подтверждения правильности исчисления налога. Установление соответствия представленной отчетности первичным документам - это предмет выездной налоговой проверки.
Доводы апелляционной жалобы инспекции о том, что ограничение п. 7 ст. 88 Кодекса не распространяется на истребование документов из банков, противоречит смыслу и целям камеральной проверки и не подкреплены нормами материального права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные, на основе которых инспекция сделала выводы о занижении налогооблагаемой базы, получены с существенным нарушением порядка проведения камеральной налоговой проверки (ст. 88 Кодекса), что в силу п. 14 ст. 101 Кодекса является достаточным основанием для признания решения в оспариваемой части незаконным.
Также суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что инспекцией не подставлено неопровержимых доказательств получения предпринимателем в 2007 году незадекларированного дохода в оспариваемых суммах.
В соответствии со ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Перечень дохода, облагаемого НДФЛ, перечислен в ст. 208 Кодекса.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст. 210 Кодекса).
Из решения налогового органа следует, что полученные предпринимателем денежные средства квалифицированы инспекцией как доход исключительно по назначению платежа, указанного в банковской выписке, при этом необходимыми для этого первичными документами, договорами инспекция на момент проведения проверки инспекция не располагала, документы в подтверждение хозяйственных операций налоговым органом не исследовались.
Предпринимателем получение дохода отрицается, представлены соответствующие документы (соглашения о расторжении договоров поставки, заключение займа, квитанции о возврате денежных средств).
Учитывая указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данные банковской выписки не могут быть признаны единственным и достаточным доказательством получения предпринимателем в 2007 году незадекларированного дохода в оспариваемых суммах.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда от 16.02.2009 и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
В силу положения подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты госпошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2009 N 17АП-1881/2009-АК ПО ДЕЛУ N А60-41736/2008
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2009 г. N 17АП-1881/2009-АК
Дело N А60-41736/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Григорьевой Н.П., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Деевой О.М.,
при участии:
от заявителя Ип Семешенко Е.В.: представителей Тихомирова А.Н. (паспорт, доверенность от 29.01.2009), Кузнецова Э.В. (паспорт, доверенность от 06.04.2009),
от заинтересованного лица ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области: представителя Мартынова М.В. удостоверение УР N 373374, доверенность от 27.11.2008 N 31),
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2009 года
по делу N А60-41736/2008,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Семешенко Евгения Викторовича
к ИФНС России по г. Верхней Пышме Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части,
установил:
индивидуальный предприниматель Семешенко Евгений Викторович (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений от 13.02.2009 в порядке ст. 49 АПК РФ - т. 2 л.д. 24) о признании незаконным решения ИФНС России по городу Верхней Пышме Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 3275 от 15.08.2008 в части уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 3 419 885 руб., а также привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 683 976 руб., пеней в соответствующей сумме.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое по неполно выясненным обстоятельствам дела, в удовлетворении требований отказать. Суть апелляционной жалобы сводится к тому, что налоговый орган указывает на отсутствие нарушений ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при проведении проверки, так как содержащиеся в данной статье ограничения не касаются права налоговых органов по истребованию документов в случае обнаружении ошибок в представленных декларациях, а также не запрещают направление запросов в банк о предоставлении информации о движении средств по счету налогоплательщика.
На основании банковской выписки установлено получение предпринимателем незадекларированного дохода от третьих лиц в счет оплаты по договору поставки (согласно указанному в выписке назначению платежа). Кроме того, инспекция указывает, что суд первой инстанции при разрешении дела не обратил внимание на то, что договор займа от 31.05.2007 с ООО "Унисервис", соглашение о расторжении договора поставки от 28.03.2007 N 47 с ООО "ДТ "Аризона" подписаны от имени контрагентов лицами, не являющимися в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) руководителями данных организаций. Соглашение о расторжении договора поставки от 05.02.2007 N 47 с ООО "Спецпромкомплект" подписано после прекращения данной организации своей деятельности, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ).
Инспекция также утверждает, что имеющиеся в деле квитанции не могут быть приняты в качестве доказательства возврата денежных средств по договорам поставки, поскольку данные квитанции в нарушение п. 9, 10 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утверждены Приказом Министерства финансов N 86н и Министерства по налогам и сборам РФ от 13.08.202 N БГ-3-04/340) выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами, подписанными индивидуальным предпринимателем.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу заявитель возражает против ее доводов. Настаивает, что часть спорных денежных средств получена в качестве займа, что в соответствии со ст. 208 Кодекса доходом не является. В опровержение доводов о подписании соглашений неуполномоченными лицами в соответствии со ст. ч. 1 ст. 262 АПК РФ представлены решения единственных участников ООО "ТД "Аризона" (от 29.05.2007) и ООО "Унисервис" (от 28.05.2007).
Возражая против доводов инспекции об отсутствие подписи самого предпринимателя на квитанциях, ссылается на порядок оформления квитанций, предусмотренный п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утверждены письмом Федерального Банка России от 04.10.1993 N 18).
В судебном заседании налоговый орган доводы апелляционной жалобы поддержал, на отмене судебного акта настаивал.
Заявитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предпринимателем представлена 09.04.2008 в налоговый орган декларация по НДФЛ за 2007 год, согласно которой сумма полученных доходов от продажи автомобиля в 2007 году составила 60000 рублей, сумма расходов составила также 60000 рублей (т. 1 л.д. 23-30).
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 04.07.2008 N 2181 (т. 1 л.д. 31) и принято решение от 15.08.2008 N 3275 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в размере 686 283 руб., предпринимателю предложено уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 3431416 руб., пеней в сумме 39003,76 руб. (т. 1 л.д. 13).
Основанием для принятия данного решения стал вывод о неправомерном невключении заявителем в состав доходов, полученных от предпринимательской деятельности, платы по договорам поставки от покупателей ООО "Медиатекс", ООО "Градстрой", ООО "ТД "Аризона", ООО "Технопринт", ООО "Унисервис", в связи с чем доначислен налог на доходы физических лиц за 2007 год в размере 3431416 руб.
При этом вывод о занижении налоговой базы сделан инспекцией на основании выписки по операциям на счете налогоплательщика от 19.06.2008, полученной в ходе камеральной налоговой проверки, согласно которой на расчетный счет предпринимателя поступило 32994380 руб. (т. 2 л.д. 48).
На основании принятого решения в адрес предпринимателя выставлено требование N 1424 от 14.10.2008 об уплате налога, пени, штрафа в указанной сумме.
Основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с требованием о признании решения инспекции 15.08.2008 N 3275 недействительным в части начисления НДФЛ в сумме 3 419 885 руб., а также привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 683 976 руб., пеней в соответствующей сумме, стала позиция заявителя, что часть выручки, полученной на расчетный счет, была возвращена контрагентам в связи с расторжением договоров, часть полученных денежных средств являлась заемными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что инспекция в нарушение запрета, содержащегося в ст. 88 Кодекса, запрашивала в банке выписки по расчетному счету. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные предпринимателем документы в ходе судебного разбирательства опровергают выводы инспекции о получении дохода в оспариваемой сумме.
Данные выводы суда являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Согласно ст. 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками.
В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2007 год предпринимателем заявлен доход в размере 60000 руб., расходы в сумме 60000 руб., сумма налога, подлежащая уплате составила 0 руб.
Как видно из решения налогового органа, в ходе камеральной проверки установлено отсутствие в декларации листа "В", а также отсутствие доходов от предпринимательской деятельности в разделах 1, 5, 6 декларации.
Данное обстоятельство послужило основанием для получения инспекцией в рамках камеральной проверки дополнительных сведений о доходах предпринимателя из кредитного учреждения. Направление запроса в период камеральной проверки налоговым органом не оспаривается.
Между тем, положениями ст. 88 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007 года) предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с п. 3 ст. 88 Кодекса, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и(или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Ни из акта инспекции, ни из решения не следует выявление несоответствия сведений, содержащихся в налоговой декларации, со сведениями, имеющими у налогового органа на момент представления декларации, что исключает возможность запрашивать у него документы по его финансово-хозяйственной деятельности.
Запрет на подобные действия содержится в пункте 7 статьи 88 Кодекса, в силу которого при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2008 N 7307/08.
Отсутствие в декларации листа "В" и указания сведений о доходах от предпринимательской деятельности в разделах 1, 5, 6 декларации само по себе в силу буквального толкования п. 3, 7 ст. 88 Кодекса не может являться достаточным основанием для получения дополнительных документов.
При отсутствии ошибок, допущенных при заполнении декларации, либо выявления несоответствия сведений в имеющихся у налогового органа и вновь представленных налогоплательщиком документах у налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации отсутствовали полномочия для истребования дополнительной информации для подтверждения правильности исчисления налога. Установление соответствия представленной отчетности первичным документам - это предмет выездной налоговой проверки.
Доводы апелляционной жалобы инспекции о том, что ограничение п. 7 ст. 88 Кодекса не распространяется на истребование документов из банков, противоречит смыслу и целям камеральной проверки и не подкреплены нормами материального права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные, на основе которых инспекция сделала выводы о занижении налогооблагаемой базы, получены с существенным нарушением порядка проведения камеральной налоговой проверки (ст. 88 Кодекса), что в силу п. 14 ст. 101 Кодекса является достаточным основанием для признания решения в оспариваемой части незаконным.
Также суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что инспекцией не подставлено неопровержимых доказательств получения предпринимателем в 2007 году незадекларированного дохода в оспариваемых суммах.
В соответствии со ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Перечень дохода, облагаемого НДФЛ, перечислен в ст. 208 Кодекса.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст. 210 Кодекса).
Из решения налогового органа следует, что полученные предпринимателем денежные средства квалифицированы инспекцией как доход исключительно по назначению платежа, указанного в банковской выписке, при этом необходимыми для этого первичными документами, договорами инспекция на момент проведения проверки инспекция не располагала, документы в подтверждение хозяйственных операций налоговым органом не исследовались.
Предпринимателем получение дохода отрицается, представлены соответствующие документы (соглашения о расторжении договоров поставки, заключение займа, квитанции о возврате денежных средств).
Учитывая указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данные банковской выписки не могут быть признаны единственным и достаточным доказательством получения предпринимателем в 2007 году незадекларированного дохода в оспариваемых суммах.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда от 16.02.2009 и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
В силу положения подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты госпошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
С.Н.САФОНОВА
С.Н.САФОНОВА
Судьи
Н.П.ГРИГОРЬЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.П.ГРИГОРЬЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)