Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
20 марта 2006 г. Дело N А41-К2-13949/05
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2006 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2006 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М., судей И., М.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С., при участии в заседании от истца (заявителя): - Г. - представитель по доверенности от 30.03.2005 на 3 года; от ответчика: - не явился; извещен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2006 г. по делу N А41-К2-13949/05, принятое судьей Р. по иску (заявлению) ОАО "Мосхим" к ИФНС России по г. Ногинску Московской области о признании незаконным решения,
Открытое акционерное общество "Мосхим" (ОАО "Мосхим") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ногинску Московской области (ИФНС России по г. Ногинску МО) о признании недействительным решения Инспекции N 94 от 07.06.2005 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2003 г. и 2004 г. в сумме 6539929 руб., пени в сумме 1193032 руб. и штрафа в размере 1307986 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 января 2006 года заявленные требования удовлетворены частично; решение ИФНС России по г. Ногинску Московской области N 94 от 07.06.2005 признано недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 6169980 руб. 51 коп., пени - 1124704 руб. 61 коп., штрафа - 1233996 руб. 30 коп. При этом суд первой инстанции руководствовался тем, что коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-курортного потенциала могут применяться только к городам, имеющим численность населения свыше 100 тыс. человек, к которым г. Старая Купавна не относится. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г. Ногинску Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. В качестве доводов жалобы налоговый орган ссылается на тот факт, что занимаемая ОАО "Мосхим" территория подпадает под понятия "курортный район" и "зона отдыха", в связи с чем при исчислении земельного налога должны применяться коэффициенты к ставке земельного налога 2,5 и 4, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16.07.1995.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ИФНС России по г. Ногинску Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление о вручении почтового отправления 07.03.2006).
Представитель ОАО "Мосхим" против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя ОАО "Мосхим", апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 15.04.2005 по 11.05.2005, на основании решения N 37 от 15.04.2005, ИФНС России по г. Ногинску Московской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Мосхим" за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
По результатам проверки составлен акт N 94 от 13.05.2005 (л.д. 8 - 17), согласно которому установлена неполная уплата ОАО "Мосхим" земельного налога в сумме 6539929 руб., в том числе:
- - за 2003 год - 3101358 руб.;
- - за 2004 год - 3438571 руб.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки N 94 от 13.03.2005 и протокол разногласий по нему, представленный ОАО "Мосхим" в Инспекцию 31.05.2005 (л.д. 18 - 20), заместитель руководителя ИФНС России по г. Ногинску Московской области вынесла решение N 94 от 07.06.2005 (л.д. 21 - 24) о привлечении ОАО "Мосхим" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату сумм налогов в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20%, в том числе по земельному налогу:
- - за 2003 год - в сумме 620271 руб.;
- - за 2004 год - в сумме 687714 руб.
Обществу предложено уплатить сумму земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2003 и 2004 годы, в размере 6539929 руб.; пени за неуплату земельного налога за 2003 и 2004 годы в размере 1193032 руб.; штраф за неуплату земельного налога за 2003 и 2004 годы в размере 1307986 руб.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, ОАО "Мосхим" обратилось в арбитражный суд.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что ОАО "Мосхим" является складским комплексом, ориентированным под складирование нефтехимической продукции. На 2002 год Общество имело земельный участок общей площадью 106200 кв. м на праве бессрочного (постоянного) пользования землей на основании Свидетельства N 8, выданного решением Администрации Старокупавинского п/Совета N 30 от 29.01.1993; по категориям земель участок относится к землям промышленности (л.д. 35).
Расчет и оплата земельного налога производились ОАО "Мосхим" в соответствии со ст. 9, приложение N 2, таблица N 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, исходя из базовой ставки 1,5 руб. с учетом коэффициентов и изменения площади земельного участка, а именно: 2002 год - ставка 1,08 руб. в год за 1 кв. м, сумма земельного налога: 1.08 * 106200 = 114696 руб.; 2003 год - ставка 1,08 руб. в год за кв. м с учетом коэффициента 1.8 - 1,944 руб., определен на основании ст. 7 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" N 110-ФЗ от 24.07.2002.
В августе 2003 года с учетом продажи ОАО "Мосхим" нескольких объектов недвижимости (л.д. 41) и переходом с 01.08.2003 прав пользования земельным участком площадью 21872 кв. м к ООО "Авиафлюид интернейшнл" (договор купли-продажи недвижимого имущества N 1 от 21.07.2003 - л.д. 36 - 40) расчет и оплата производились следующим образом: 1.08 * 1.8 - 1,944 р. * 10620 * 7:12 = 120430,80 руб. и 1,944 * 84628 * 5:12 = 68548,68 руб., итого: 188979,48; 2004 год - ставка 1,944 с учетом коэффициента 1.1 = 2,1384 руб. за кв. м (коэффициент определен на основании ст. 7 ФЗ РФ N 117 ФЗ от 07.07.2003), 2,1384 р. * 84628 кв. м = 180969 руб.
Подробный расчет (порядок исчисления) Обществом земельного налога с 1994 года по настоящий момент представлен в материалы дела (л.д. 32 - 33, 79 - 80) и был предметом исследования суда первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку, а также исследован судом апелляционной инстанции:
- ср. ставка 1,5 р. (1994 г.) * (коэф. 1994 г.) 50 р. * (коэф. 1995 г.) 2 * (коэф. 1996 г.) 1,5 * (коэф. 1997 г.) 2: (коэф. 1998 г. деноминация) 1000 * (коэф. 1999 г.) 2 * (коэф. 2000 г.) 1,2 * (коэф. 2001 г.) ставка сохранена * (коэф. 2002 г.) ставка сохранена * (коэф. 2003 г.) 1,8 (коэф. 2004 г.) 1.1.
Факт осуществления ОАО "Мосхим" оплаты земельного налога на основании произведенного и представленного в материалы дела расчета налоговым органом не оспаривается.
ИФНС России по г. Ногинску Московской области определяет ставки земельного налога для ОАО "Мосхим", исходя из следующего расчета (л.д. 81 - 82):
- ср. ставка 1,5 р. (1994 г.) * (коэф. 1994 г.) 50 р. * (коэф. 1995 г.) 2 * (коэф. 1996 г.) 1,5 * (коэф. 1997 г.) 2: (коэф. 199 г. деноминация) 1000 * (коэф. 1999 г.) 2 * (коэф. 2000 г.) 1,2 * (коэф. 2001 г.) ставка сохранена * (коэф. 2002 г.) 2 * (коэф. 2003 г.) 1,8 * (коэф. 2004 г.) 1.1 * (коэф. по град. зонам табл. N 2) 4 * (коэф. за счет статуса города табл. N 3) 2.5.
Таким образом, ИФНС России по г. Ногинску Московской области при расчете общей суммы земельного налога для ОАО "Мосхим" исходит из ставок земельного налога:
- - 2003 год - 38,88 руб./кв. м;
- - 2004 год - 42,77 руб./кв.м.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об обоснованности применения Инспекцией коэффициента 2,0 в соответствии с ФЗ N 163-ФЗ от 14.12.2001, в связи с чем сумма налога, пени и штрафа в общем размере 512265 руб. 57 коп. доначислена правомерно.
Что касается доводов апелляционной жалобы, сводящихся к тому, что занимаемая ОАО "Мосхим" территория подпадает под понятия "курортный район" и "зона отдыха", в связи с чем при исчислении земельного налога должны применяться коэффициенты к ставке земельного налога 2,5 и 4, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16.07.1995, они не принимаются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пп. "и" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу п. п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете. Формулировка этих законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года N 5063/03).
Законом РФ "О плате за землю" установлена средняя ставка земельного налога; органам местного самоуправления предоставлено право дифференциации средней ставки; установлен исчерпывающий перечень полномочий власти субъектов РФ (ст. ст. 3, 4, 5, 13, 17). Таким образом, определяя средние ставки, ФЗ установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю":
- - за земли городов - 2,5;
- - за земли других территорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (приложение N 1).
В таблице 2 приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога за земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение "курортного района" и "зоны отдыха". В силу ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства.
В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Под курортным регионом понимается территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной охраны. Согласно ст. 3 данного Закона признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок ОАО "Мосхим" относится к землям промышленности; кроме того, земли г. Старая Купавна Ногинского района в установленном порядке не признаны курортом, границы курорта не определены; следовательно, применение коэффициента 4 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в г. Старая Купавна, недопустимо.
В части применения коэффициента 2,5, установленного ст. 9 Закона Московской области (приложение 7), суд установил, что данный коэффициент устанавливается с учетом статуса города, развития социально-культурного потенциала, применяемого к городам с определенной численностью, - свыше 100 тысяч человек. Судом установлено, что в 2003 - 2004 годах численность населения г. Старая Купавна составляла соответственно 21,4 тыс. человек (информационное письмо Мособлстата в Ногинском районе N 151 от 07.07.2005 - л.д. 58); следовательно, при исчислении земельного налога не может учитываться его статус и уровень развития социально-культурного потенциала, и не может устанавливаться соответствующий повышающий коэффициент при исчислении земельного налога.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Инспекцией не представлено доказательств отнесения земель ОАО "Мосхим" к курортным районам или зонам отдыха, поэтому применение коэффициентов 2,5 и 4 при исчислении сумм налога в данном случае неправомерно.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2006 г. по делу N А41-К2-13949/05 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС по г. Ногинску Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2006, 22.03.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-13949/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
20 марта 2006 г. Дело N А41-К2-13949/05
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2006 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2006 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М., судей И., М.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С., при участии в заседании от истца (заявителя): - Г. - представитель по доверенности от 30.03.2005 на 3 года; от ответчика: - не явился; извещен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2006 г. по делу N А41-К2-13949/05, принятое судьей Р. по иску (заявлению) ОАО "Мосхим" к ИФНС России по г. Ногинску Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мосхим" (ОАО "Мосхим") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ногинску Московской области (ИФНС России по г. Ногинску МО) о признании недействительным решения Инспекции N 94 от 07.06.2005 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2003 г. и 2004 г. в сумме 6539929 руб., пени в сумме 1193032 руб. и штрафа в размере 1307986 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 января 2006 года заявленные требования удовлетворены частично; решение ИФНС России по г. Ногинску Московской области N 94 от 07.06.2005 признано недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 6169980 руб. 51 коп., пени - 1124704 руб. 61 коп., штрафа - 1233996 руб. 30 коп. При этом суд первой инстанции руководствовался тем, что коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-курортного потенциала могут применяться только к городам, имеющим численность населения свыше 100 тыс. человек, к которым г. Старая Купавна не относится. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г. Ногинску Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. В качестве доводов жалобы налоговый орган ссылается на тот факт, что занимаемая ОАО "Мосхим" территория подпадает под понятия "курортный район" и "зона отдыха", в связи с чем при исчислении земельного налога должны применяться коэффициенты к ставке земельного налога 2,5 и 4, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16.07.1995.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ИФНС России по г. Ногинску Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление о вручении почтового отправления 07.03.2006).
Представитель ОАО "Мосхим" против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя ОАО "Мосхим", апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 15.04.2005 по 11.05.2005, на основании решения N 37 от 15.04.2005, ИФНС России по г. Ногинску Московской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Мосхим" за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
По результатам проверки составлен акт N 94 от 13.05.2005 (л.д. 8 - 17), согласно которому установлена неполная уплата ОАО "Мосхим" земельного налога в сумме 6539929 руб., в том числе:
- - за 2003 год - 3101358 руб.;
- - за 2004 год - 3438571 руб.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки N 94 от 13.03.2005 и протокол разногласий по нему, представленный ОАО "Мосхим" в Инспекцию 31.05.2005 (л.д. 18 - 20), заместитель руководителя ИФНС России по г. Ногинску Московской области вынесла решение N 94 от 07.06.2005 (л.д. 21 - 24) о привлечении ОАО "Мосхим" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату сумм налогов в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20%, в том числе по земельному налогу:
- - за 2003 год - в сумме 620271 руб.;
- - за 2004 год - в сумме 687714 руб.
Обществу предложено уплатить сумму земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2003 и 2004 годы, в размере 6539929 руб.; пени за неуплату земельного налога за 2003 и 2004 годы в размере 1193032 руб.; штраф за неуплату земельного налога за 2003 и 2004 годы в размере 1307986 руб.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, ОАО "Мосхим" обратилось в арбитражный суд.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что ОАО "Мосхим" является складским комплексом, ориентированным под складирование нефтехимической продукции. На 2002 год Общество имело земельный участок общей площадью 106200 кв. м на праве бессрочного (постоянного) пользования землей на основании Свидетельства N 8, выданного решением Администрации Старокупавинского п/Совета N 30 от 29.01.1993; по категориям земель участок относится к землям промышленности (л.д. 35).
Расчет и оплата земельного налога производились ОАО "Мосхим" в соответствии со ст. 9, приложение N 2, таблица N 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, исходя из базовой ставки 1,5 руб. с учетом коэффициентов и изменения площади земельного участка, а именно: 2002 год - ставка 1,08 руб. в год за 1 кв. м, сумма земельного налога: 1.08 * 106200 = 114696 руб.; 2003 год - ставка 1,08 руб. в год за кв. м с учетом коэффициента 1.8 - 1,944 руб., определен на основании ст. 7 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" N 110-ФЗ от 24.07.2002.
В августе 2003 года с учетом продажи ОАО "Мосхим" нескольких объектов недвижимости (л.д. 41) и переходом с 01.08.2003 прав пользования земельным участком площадью 21872 кв. м к ООО "Авиафлюид интернейшнл" (договор купли-продажи недвижимого имущества N 1 от 21.07.2003 - л.д. 36 - 40) расчет и оплата производились следующим образом: 1.08 * 1.8 - 1,944 р. * 10620 * 7:12 = 120430,80 руб. и 1,944 * 84628 * 5:12 = 68548,68 руб., итого: 188979,48; 2004 год - ставка 1,944 с учетом коэффициента 1.1 = 2,1384 руб. за кв. м (коэффициент определен на основании ст. 7 ФЗ РФ N 117 ФЗ от 07.07.2003), 2,1384 р. * 84628 кв. м = 180969 руб.
Подробный расчет (порядок исчисления) Обществом земельного налога с 1994 года по настоящий момент представлен в материалы дела (л.д. 32 - 33, 79 - 80) и был предметом исследования суда первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку, а также исследован судом апелляционной инстанции:
- ср. ставка 1,5 р. (1994 г.) * (коэф. 1994 г.) 50 р. * (коэф. 1995 г.) 2 * (коэф. 1996 г.) 1,5 * (коэф. 1997 г.) 2: (коэф. 1998 г. деноминация) 1000 * (коэф. 1999 г.) 2 * (коэф. 2000 г.) 1,2 * (коэф. 2001 г.) ставка сохранена * (коэф. 2002 г.) ставка сохранена * (коэф. 2003 г.) 1,8 (коэф. 2004 г.) 1.1.
Факт осуществления ОАО "Мосхим" оплаты земельного налога на основании произведенного и представленного в материалы дела расчета налоговым органом не оспаривается.
ИФНС России по г. Ногинску Московской области определяет ставки земельного налога для ОАО "Мосхим", исходя из следующего расчета (л.д. 81 - 82):
- ср. ставка 1,5 р. (1994 г.) * (коэф. 1994 г.) 50 р. * (коэф. 1995 г.) 2 * (коэф. 1996 г.) 1,5 * (коэф. 1997 г.) 2: (коэф. 199 г. деноминация) 1000 * (коэф. 1999 г.) 2 * (коэф. 2000 г.) 1,2 * (коэф. 2001 г.) ставка сохранена * (коэф. 2002 г.) 2 * (коэф. 2003 г.) 1,8 * (коэф. 2004 г.) 1.1 * (коэф. по град. зонам табл. N 2) 4 * (коэф. за счет статуса города табл. N 3) 2.5.
Таким образом, ИФНС России по г. Ногинску Московской области при расчете общей суммы земельного налога для ОАО "Мосхим" исходит из ставок земельного налога:
- - 2003 год - 38,88 руб./кв. м;
- - 2004 год - 42,77 руб./кв.м.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об обоснованности применения Инспекцией коэффициента 2,0 в соответствии с ФЗ N 163-ФЗ от 14.12.2001, в связи с чем сумма налога, пени и штрафа в общем размере 512265 руб. 57 коп. доначислена правомерно.
Что касается доводов апелляционной жалобы, сводящихся к тому, что занимаемая ОАО "Мосхим" территория подпадает под понятия "курортный район" и "зона отдыха", в связи с чем при исчислении земельного налога должны применяться коэффициенты к ставке земельного налога 2,5 и 4, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16.07.1995, они не принимаются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пп. "и" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу п. п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете. Формулировка этих законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года N 5063/03).
Законом РФ "О плате за землю" установлена средняя ставка земельного налога; органам местного самоуправления предоставлено право дифференциации средней ставки; установлен исчерпывающий перечень полномочий власти субъектов РФ (ст. ст. 3, 4, 5, 13, 17). Таким образом, определяя средние ставки, ФЗ установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю":
- - за земли городов - 2,5;
- - за земли других территорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (приложение N 1).
В таблице 2 приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога за земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение "курортного района" и "зоны отдыха". В силу ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства.
В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Под курортным регионом понимается территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной охраны. Согласно ст. 3 данного Закона признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок ОАО "Мосхим" относится к землям промышленности; кроме того, земли г. Старая Купавна Ногинского района в установленном порядке не признаны курортом, границы курорта не определены; следовательно, применение коэффициента 4 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в г. Старая Купавна, недопустимо.
В части применения коэффициента 2,5, установленного ст. 9 Закона Московской области (приложение 7), суд установил, что данный коэффициент устанавливается с учетом статуса города, развития социально-культурного потенциала, применяемого к городам с определенной численностью, - свыше 100 тысяч человек. Судом установлено, что в 2003 - 2004 годах численность населения г. Старая Купавна составляла соответственно 21,4 тыс. человек (информационное письмо Мособлстата в Ногинском районе N 151 от 07.07.2005 - л.д. 58); следовательно, при исчислении земельного налога не может учитываться его статус и уровень развития социально-культурного потенциала, и не может устанавливаться соответствующий повышающий коэффициент при исчислении земельного налога.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Инспекцией не представлено доказательств отнесения земель ОАО "Мосхим" к курортным районам или зонам отдыха, поэтому применение коэффициентов 2,5 и 4 при исчислении сумм налога в данном случае неправомерно.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2006 г. по делу N А41-К2-13949/05 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС по г. Ногинску Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)