Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Лешуковой Т.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск"
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2008 г. по делу N А19-12493/07-44, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании недействительным решения налогового органа, принятое судьей О.В. Гавриловым,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Беликов П.А. (доверенность от 25.06.2007 г. N 3/16д);
- от ответчика: Канашков Р.А.(доверенность от 10.01.2008 г. N 14-14/142);
- Баранов П.В.(доверенность от 04.05.2008 г. N 14-14/16563);
- Арвачев С.Г. (доверенность от 04.05.2008 г. N 14-14/16564);
- от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области: не явился, извещен;
- от Администрации г. Иркутска: не явился, извещен;
- от ЗАО "Востсибтисиз": не явился, извещен;
- установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Иркутск" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании недействительным решения N 18-30/122-28 от 18.05.2007 года "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 01 февраля 2008 г. суд отказал в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что размер земельного налога правомерно был рассчитан налоговым органом по ставке 1,5%, утвержденной Решением Думы г. Иркутска "Об установлении и введении в действие земельного налога и о положении о земельном налоге на территории г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5, исходя из сведений Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Иркутской области и его Территориального органа по г. Иркутску и результатов кадастровой оценки земельного участка, на котором расположен ФГУП "Аэропорт Иркутск".
Не согласившись с указанным решением, Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Иркутск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что налоговым органом не представлены документы, на основании которых можно было бы установить принадлежность земельных участков заявителю, а также фактическую площадь используемых земельных участков.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представил дополнительные доказательства по делу. Просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы. Дал пояснения согласно письменным возражениям. Представил суду дополнительные доказательства по делу. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 22.04.2008 г.
Представитель Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 16.04.2008 г.
Представитель ЗАО "Востсибтисиз" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 21.04.2008 г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
30.01.2007 года ФГУП "Аэропорт Иркутск" в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска представило налоговую декларацию по земельному налогу за 2006 год, согласно которой, сумма налога, подлежащего уплате в бюджет - 8 481 360 руб., кадастровая стоимость земельного участка - 2 261 695 780 руб., сумма исчисленного налога - 33 925 437 руб.
В ходе камеральной проверки представленной декларации инспекцией налогоплательщику были направлены требования о представлении копий документов: государственного акта на право собственности на землю, свидетельство о праве собственности на землю, свидетельство о государственной регистрации права, документы, подтверждающие правомерность применения льгот, документы, подтверждающие площадь земельного участка, решение органов местного самоуправления об установлении налоговой ставки для градостроительной зоны, решение органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Документы были истребованы по земельным участкам, отраженным налогоплательщиком в декларации за 1 квартал 2006 года и другие отчетные периоды 2006 года.
По требованиям инспекции, предприятием были представлены: копия акта отвода земли N 33 от 16.06.1933 года, выданная на основании Постановления президиума Иркутского Горсовета от 17.02.1931 года N 6; копия акта отвода земли от 05.02.1942 года; копия акта установления границ по состоянию на 29.09.1998 года, Постановление Администрации Иркутской области от 20.07.2005 года N 109па "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения на территории Иркутской области".
Впоследствии налогоплательщиком были представлены уточненные расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2006 года, а также пояснения, в которых налогоплательщик утверждал, что рассчитывал земельный налог в соответствии с кадастровой стоимостью земли указанной в Постановление Администрации Иркутской области от 20.07.2005 года N 109па, согласно которого кадастровая стоимость земель составила 2 261 695 780 руб.
Для подтверждения обоснованности расчета земельного налога на основании статей 31, 87, 93 НК РФ инспекцией были проведены следующие мероприятия налогового контроля: направлены запросы в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска от 29.06.2006 года N 18-20/23, от 16.08.2006 года N 18-20/42, от 05.03.2007 года N 18-20/25, в Территориальный отдел по г. Иркутску Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) от 20..10.2006 года N 18-20/23115-67, в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области (Роснедвижимость) от 20.02.2007 года N 18-20/3627.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что кадастровая стоимость земельных участков принадлежащих ФГУП "Аэропорт" составила 3 041 028 157 руб. Сумма налога, подлежащего уплате по указанной декларации, составила 45 615 422 руб.
С учетом частичной уплаты земельного налога, сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2006 год, составила 11 689 985 руб. (45 615 422 руб. - 33 925 437 руб.).
Решением N 18-30/122-28 от 18.05.2007 предприятие было привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 337 997 руб. Кроме того, налогоплательщику было предложено уплатить 11 689 985 руб. земельного налога и 433 698 руб. 45 коп. - пени.
Предприятие, не согласившись с указанным решением, обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Решением N 26-16/15685-647 от 01.08.2007 года, оставило решение нижестоящей инспекции без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Предприятие обратилось в суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным, указав, что налоговым органом при исчислении земельного налога была неправомерно использована информация представленная Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, Территориальным отделом по г. Иркутску Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области. Из представленных налоговому органу документов невозможно установить количество земель занятых ФГУП "Аэропорт Иркутск". Соответственно невозможно определить размер подлежащего уплате налога. Оспариваемое решение, также не содержит описание земельных участков занятых ФГУП "Аэропорт Иркутск".
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено: органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, источником информации о кадастровой стоимости земли является не только официальный источник средств массовой информации, но и данные выписок государственного земельного кадастра.
Кадастровая стоимость земельных участков ФГУП "Аэропорт Иркутск", их кадастровые номера и площадь в ходе камеральной проверки определены в соответствии с предоставленной информацией Территориального отдела по г. Иркутску Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской (РОСНЕДВИЖИМОСТЬ) (исх. от 19.02.2007 N 052-03-107/7), которая составила 1041028157 рублей. В соответствии с п. 3.4 ст. 3 Решения Думы г. Иркутска "Об установлении и введении в действие земельного налога и о положении о земельном налоге на территории г. Иркутска" от 23.11.2005 N 004-20-180203/5 при расчете налога в соответствии п. 3.4 применена ставка налога по земле, относящейся к категории прочих земельных участков - 1,5%.
Кроме того, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В полномочия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости входит организация создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов капитального строительства.
В соответствии с положениями п. п. 5.3.5, 5.4.2. 5.4.3, 5.4.8 Постановления N 418 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости проводит государственную кадастровую оценку земель, осуществляет ведение государственного земельного кадастра, государственный мониторинг земель в РФ, государственный земельный контроль.
Пунктами 12 и 13 ст. 396 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 47н утверждена форма, по которой органы муниципальных образований обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения и рекомендации по ее заполнению. В составе этих сведений указываются сведения о земельном участке (лист "Б"), сведения о правообладателе земельного участка (лист "Г"), содержащие кадастровый номер участка, его адрес, вид разрешенного использования и т.д., т.е. муниципальные образования имеют согласно названному Приказу сведения о кадастровом номере земельного участка (его месте нахождения, правообладателе, а в силу положений п. 7.2. Положения о земельном налоге на территории г. Иркутска - сведения о кадастровой стоимости земельного участка. При этом кадастровая стоимость земельного участка (и другие показатели - площадь, адрес, правообладатель не должны отличаться от данных Роснедвижимости.
Таким образом, налоговым органом правомерно в ходе проведения камеральной проверки использованы сведения из Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Иркутской области (РОСНЕДВИЖИМОСТЬ) и его Территориального органа по г. Иркутску.
Согласно оспариваемому решению налогового органа земельный налог был доначислен предприятию по 8 земельным участкам. Предприятие не согласилось с доначислением земельного налога по 6 земельным участкам.
Земельный налог в размере 8653 руб., пени в сумме 321,03 руб., штрафные санкции по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1730,60 руб. были доначислены инспекцией по земельному участку 38:36:000024:0476.
В судебном заседании было установлено и не оспаривается налоговым органом, что данный земельный участок фактически принадлежит Костюро С.Р. ФГУП "Аэропорт Иркутск" принадлежит земельный участок 38:36:000024:0467.
Как следует из оспариваемого решения, земельный налог по данному земельному участку был исчислен исходя из площади и кадастровой стоимости земельного участка 38:36:000024:0476, принадлежащего Костюро С.Р.
Таким образом, земельный налог в размере 8653 руб., пени в сумме 321,03 руб., штрафные санкции по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1730,60 руб. были доначислены предприятию по земельному участку, принадлежащему другому лицу.
Довод инспекции о том, что в данном случае земельный налог был доначислен фактически в меньшем размере, чем был бы исчислен из надлежащего земельного участка 38:36:000024:0467, принадлежащего предприятию, в связи с чем решение не нарушает права и законные интересы заявителя, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. ст. 45, 390 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность начисления земельного налога по земельному участку, не принадлежащему налогоплательщику, хоть и в меньшем размере.
Налогоплательщик не обязан уплачивать земельный налог, исчисленный с земельного участка, принадлежащего другому лицу.
Допущенная ошибка может быть исправлена предприятием самостоятельно путем представления уточненной налоговой декларации или налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки. При этом потери бюджета будут компенсированы начислением пени за весь период не уплаты налога.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает неправомерным начисление земельного налога в размере 8653 руб., пени в сумме 321,03 руб., штрафные санкции по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1730,60 руб.
Земельный налог в размере 8558643 руб., пени в сумме 317525,66 руб., штрафные санкции по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1711728,60 руб. были доначислены инспекцией по земельному участку 38:36:000024:0131, расположенному по ул. Омулевского, площадью 2290000 кв. м, кадастровой стоимостью 2832272000 руб.
Из кадастровой выписки о земельном участке N 38:36:000024:0131 следует, что данный земельный участок выделен Восточно-Сибирскому управлению Аэрофлота.
Согласно акту отвода от 05.02.1942 г. указанный земельный участок также был выделен Восточно-Сибирскому управлению Аэрофлота.
Определением от 08.04.2008 г. суд предлагал инспекции представить доказательства, что ФГУП "Аэропорт Иркутск" является правопреемником Восточно-Сибирского управления Аэрофлота. Таких доказательств представлено не было.
Из устава ФГУП "Аэропорт Иркутск" также не следует, что он является правопреемником Восточно-Сибирского управления Аэрофлота или было создано на его базе.
Кроме того, ФГУП "Аэропорт Иркутск" территориально находится по ул. Ширямова, а спорный земельный участок по ул. Омулевского.
Довод инспекции о том, что на данном земельном участке расположена взлетная полоса и здание аэровокзала, однозначно ничем не подтвержден. Из представленных схем данный вывод также однозначно сделать нельзя.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что под данными объектами расположен земельный участок 38:36:000024:0510, на земельном участке 38:36:000024:0131, расположенном по ул. Омулевского, находятся жилые дома (жилой квартал).
Представленное инспекцией письмо Управления Роснедвижимости по Иркутской области от 22.02.2008 г. не может достоверно свидетельствовать о том, что данный земельный участок принадлежит ФГУП "Аэропорт Иркутск", данный факт может быть подтвержден только первичными документами.
Учитывая, что бремя доказывания по такой категории дел, лежит на административном органе, инспекцией доказательств, достоверно свидетельствующих, что данный земельный участок принадлежит ФГУП "Аэропорт Иркутск", либо занят объектами, принадлежащими ФГУП "Аэропорт Иркутск", не представлено, хотя суд с этой целью откладывал судебное разбирательство, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для доначисления земельного налога в размере 8558643 руб., пени в сумме 317525,66 руб., штрафные санкции по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1711728,60 руб. по земельному участку 38:36:000024:0131, расположенному по ул. Омулевского, у налогового органа не имелось.
В этой части заявленные требования предприятия подлежат удовлетворению.
В остальной части доводы заявителя не могут быть приняты во внимание.
По земельным участкам N 38:36:000022:0652, объект общественного питания, расположенный по. Ул. Можайского, 1-А, площадью 3653,3 кв. м, кадастровой стоимостью 21819334, 25 руб., N 38:36000022:0717, объект физической культуры "спорткомплекс", расположенный по ул. Ширямова, площадью 28369, 89 кв. м, кадастровой стоимостью 142677850 руб. 79 коп., N 38:36:000024:0471, под промышленными объектами (служебное здание), расположенное по ул. Ширямова, 13, площадью 9077, 47 кв. м, кадастровой стоимостью 11227014, 9 руб., предприятие указывает, что земельный налог был доначислен необоснованно, т.к. согласно Распоряжению КУМИ г. Иркутска от 18.04.2007 г., от 22.08.2006 г., фактическая площадь используемых земельных участков значительно меньше, чем указано в инвентаризационных документах.
Учитывая, что проверяемым периодом являлся 2006 г., данные распоряжения относятся к 2007 г., площадь и кадастровая стоимость земельных участков определены исходя из представленных кадастровых выписок и иных инвентаризационных документов, налоговый орган правомерно исчислил земельный налог по данным земельным участкам исходя из сведений, имеющихся в указанных документах.
По земельному участку N 38:36:000024:0175, объект здравоохранения ЦГСЭН, расположенный по ул. Ширямова, площадью 961, 45 кв. м, кадастровой стоимостью 2687156,61 руб., заявитель указывает, что данный земельный участок принадлежит ЦГСЭН. Вместе с тем не оспаривает, что на данном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие ФГУП "Аэропорт Иркутск".
Согласно распоряжению от 22.03.2005 г. N 96-и и приложению к данному распоряжению (л.д. 94, 95 т. 4), объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, принадлежат ФГУП "Аэропорт Иркутск".
Согласно кадастровому плану земельного участка 38:36:000024:0175 (л.д. 17 т. 3) данный земельный участок принадлежит ФГУП "Аэропорт Иркутск".
При таких обстоятельствах, налоговый орган правомерно доначислил предприятию земельный налог с данного земельного участка.
В этой части заявленные требования предприятия удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что решение N 18-30/122-28 от 18.05.2007 г. ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска подлежит признанию недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 8567296 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1713459,20 руб., пеней в сумме 317846,69 руб.
В остальной части заявленных требований следует отказать.
При обращении в суд предприятие уплатило госпошлину в размере 2000 руб., и при подаче апелляционной жалобы - 1000 руб.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ с налогового органа в пользу заявителя подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.02.2008 г., принятое по делу N А19-12493/07-44, отменить. Принять новое решение.
2. Заявленные требования Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск" удовлетворить частично.
Признать решение N 18-30/122-28 от 18.05.2007 г. ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 8567296 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1713459,20 руб., пеней в сумме 317846,69 руб. и не соответствующим Налоговому кодексу РФ.
ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск".
В остальной части заявленных требований Федеральному государственному унитарному предприятию "Аэропорт Иркутск" отказать.
3. Взыскать с ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск" государственную пошлину в сумме 1500 руб. Выдать исполнительный лист.
4. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ
Судьи
Т.О.ЛЕШУКОВА
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2008 N 04АП-769/2008 ПО ДЕЛУ N А19-12493/07-44
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2008 г. N 04АП-769/2008
Дело N А19-12493/07-44
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Лешуковой Т.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск"
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2008 г. по делу N А19-12493/07-44, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании недействительным решения налогового органа, принятое судьей О.В. Гавриловым,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Беликов П.А. (доверенность от 25.06.2007 г. N 3/16д);
- от ответчика: Канашков Р.А.(доверенность от 10.01.2008 г. N 14-14/142);
- Баранов П.В.(доверенность от 04.05.2008 г. N 14-14/16563);
- Арвачев С.Г. (доверенность от 04.05.2008 г. N 14-14/16564);
- от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области: не явился, извещен;
- от Администрации г. Иркутска: не явился, извещен;
- от ЗАО "Востсибтисиз": не явился, извещен;
- установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Иркутск" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании недействительным решения N 18-30/122-28 от 18.05.2007 года "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 01 февраля 2008 г. суд отказал в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что размер земельного налога правомерно был рассчитан налоговым органом по ставке 1,5%, утвержденной Решением Думы г. Иркутска "Об установлении и введении в действие земельного налога и о положении о земельном налоге на территории г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5, исходя из сведений Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Иркутской области и его Территориального органа по г. Иркутску и результатов кадастровой оценки земельного участка, на котором расположен ФГУП "Аэропорт Иркутск".
Не согласившись с указанным решением, Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Иркутск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что налоговым органом не представлены документы, на основании которых можно было бы установить принадлежность земельных участков заявителю, а также фактическую площадь используемых земельных участков.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представил дополнительные доказательства по делу. Просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы. Дал пояснения согласно письменным возражениям. Представил суду дополнительные доказательства по делу. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 22.04.2008 г.
Представитель Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 16.04.2008 г.
Представитель ЗАО "Востсибтисиз" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 21.04.2008 г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
30.01.2007 года ФГУП "Аэропорт Иркутск" в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска представило налоговую декларацию по земельному налогу за 2006 год, согласно которой, сумма налога, подлежащего уплате в бюджет - 8 481 360 руб., кадастровая стоимость земельного участка - 2 261 695 780 руб., сумма исчисленного налога - 33 925 437 руб.
В ходе камеральной проверки представленной декларации инспекцией налогоплательщику были направлены требования о представлении копий документов: государственного акта на право собственности на землю, свидетельство о праве собственности на землю, свидетельство о государственной регистрации права, документы, подтверждающие правомерность применения льгот, документы, подтверждающие площадь земельного участка, решение органов местного самоуправления об установлении налоговой ставки для градостроительной зоны, решение органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Документы были истребованы по земельным участкам, отраженным налогоплательщиком в декларации за 1 квартал 2006 года и другие отчетные периоды 2006 года.
По требованиям инспекции, предприятием были представлены: копия акта отвода земли N 33 от 16.06.1933 года, выданная на основании Постановления президиума Иркутского Горсовета от 17.02.1931 года N 6; копия акта отвода земли от 05.02.1942 года; копия акта установления границ по состоянию на 29.09.1998 года, Постановление Администрации Иркутской области от 20.07.2005 года N 109па "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения на территории Иркутской области".
Впоследствии налогоплательщиком были представлены уточненные расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2006 года, а также пояснения, в которых налогоплательщик утверждал, что рассчитывал земельный налог в соответствии с кадастровой стоимостью земли указанной в Постановление Администрации Иркутской области от 20.07.2005 года N 109па, согласно которого кадастровая стоимость земель составила 2 261 695 780 руб.
Для подтверждения обоснованности расчета земельного налога на основании статей 31, 87, 93 НК РФ инспекцией были проведены следующие мероприятия налогового контроля: направлены запросы в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска от 29.06.2006 года N 18-20/23, от 16.08.2006 года N 18-20/42, от 05.03.2007 года N 18-20/25, в Территориальный отдел по г. Иркутску Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) от 20..10.2006 года N 18-20/23115-67, в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области (Роснедвижимость) от 20.02.2007 года N 18-20/3627.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что кадастровая стоимость земельных участков принадлежащих ФГУП "Аэропорт" составила 3 041 028 157 руб. Сумма налога, подлежащего уплате по указанной декларации, составила 45 615 422 руб.
С учетом частичной уплаты земельного налога, сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2006 год, составила 11 689 985 руб. (45 615 422 руб. - 33 925 437 руб.).
Решением N 18-30/122-28 от 18.05.2007 предприятие было привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 337 997 руб. Кроме того, налогоплательщику было предложено уплатить 11 689 985 руб. земельного налога и 433 698 руб. 45 коп. - пени.
Предприятие, не согласившись с указанным решением, обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Решением N 26-16/15685-647 от 01.08.2007 года, оставило решение нижестоящей инспекции без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Предприятие обратилось в суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным, указав, что налоговым органом при исчислении земельного налога была неправомерно использована информация представленная Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, Территориальным отделом по г. Иркутску Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области. Из представленных налоговому органу документов невозможно установить количество земель занятых ФГУП "Аэропорт Иркутск". Соответственно невозможно определить размер подлежащего уплате налога. Оспариваемое решение, также не содержит описание земельных участков занятых ФГУП "Аэропорт Иркутск".
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено: органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, источником информации о кадастровой стоимости земли является не только официальный источник средств массовой информации, но и данные выписок государственного земельного кадастра.
Кадастровая стоимость земельных участков ФГУП "Аэропорт Иркутск", их кадастровые номера и площадь в ходе камеральной проверки определены в соответствии с предоставленной информацией Территориального отдела по г. Иркутску Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской (РОСНЕДВИЖИМОСТЬ) (исх. от 19.02.2007 N 052-03-107/7), которая составила 1041028157 рублей. В соответствии с п. 3.4 ст. 3 Решения Думы г. Иркутска "Об установлении и введении в действие земельного налога и о положении о земельном налоге на территории г. Иркутска" от 23.11.2005 N 004-20-180203/5 при расчете налога в соответствии п. 3.4 применена ставка налога по земле, относящейся к категории прочих земельных участков - 1,5%.
Кроме того, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В полномочия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости входит организация создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов капитального строительства.
В соответствии с положениями п. п. 5.3.5, 5.4.2. 5.4.3, 5.4.8 Постановления N 418 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости проводит государственную кадастровую оценку земель, осуществляет ведение государственного земельного кадастра, государственный мониторинг земель в РФ, государственный земельный контроль.
Пунктами 12 и 13 ст. 396 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 47н утверждена форма, по которой органы муниципальных образований обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения и рекомендации по ее заполнению. В составе этих сведений указываются сведения о земельном участке (лист "Б"), сведения о правообладателе земельного участка (лист "Г"), содержащие кадастровый номер участка, его адрес, вид разрешенного использования и т.д., т.е. муниципальные образования имеют согласно названному Приказу сведения о кадастровом номере земельного участка (его месте нахождения, правообладателе, а в силу положений п. 7.2. Положения о земельном налоге на территории г. Иркутска - сведения о кадастровой стоимости земельного участка. При этом кадастровая стоимость земельного участка (и другие показатели - площадь, адрес, правообладатель не должны отличаться от данных Роснедвижимости.
Таким образом, налоговым органом правомерно в ходе проведения камеральной проверки использованы сведения из Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Иркутской области (РОСНЕДВИЖИМОСТЬ) и его Территориального органа по г. Иркутску.
Согласно оспариваемому решению налогового органа земельный налог был доначислен предприятию по 8 земельным участкам. Предприятие не согласилось с доначислением земельного налога по 6 земельным участкам.
Земельный налог в размере 8653 руб., пени в сумме 321,03 руб., штрафные санкции по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1730,60 руб. были доначислены инспекцией по земельному участку 38:36:000024:0476.
В судебном заседании было установлено и не оспаривается налоговым органом, что данный земельный участок фактически принадлежит Костюро С.Р. ФГУП "Аэропорт Иркутск" принадлежит земельный участок 38:36:000024:0467.
Как следует из оспариваемого решения, земельный налог по данному земельному участку был исчислен исходя из площади и кадастровой стоимости земельного участка 38:36:000024:0476, принадлежащего Костюро С.Р.
Таким образом, земельный налог в размере 8653 руб., пени в сумме 321,03 руб., штрафные санкции по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1730,60 руб. были доначислены предприятию по земельному участку, принадлежащему другому лицу.
Довод инспекции о том, что в данном случае земельный налог был доначислен фактически в меньшем размере, чем был бы исчислен из надлежащего земельного участка 38:36:000024:0467, принадлежащего предприятию, в связи с чем решение не нарушает права и законные интересы заявителя, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. ст. 45, 390 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность начисления земельного налога по земельному участку, не принадлежащему налогоплательщику, хоть и в меньшем размере.
Налогоплательщик не обязан уплачивать земельный налог, исчисленный с земельного участка, принадлежащего другому лицу.
Допущенная ошибка может быть исправлена предприятием самостоятельно путем представления уточненной налоговой декларации или налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки. При этом потери бюджета будут компенсированы начислением пени за весь период не уплаты налога.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает неправомерным начисление земельного налога в размере 8653 руб., пени в сумме 321,03 руб., штрафные санкции по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1730,60 руб.
Земельный налог в размере 8558643 руб., пени в сумме 317525,66 руб., штрафные санкции по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1711728,60 руб. были доначислены инспекцией по земельному участку 38:36:000024:0131, расположенному по ул. Омулевского, площадью 2290000 кв. м, кадастровой стоимостью 2832272000 руб.
Из кадастровой выписки о земельном участке N 38:36:000024:0131 следует, что данный земельный участок выделен Восточно-Сибирскому управлению Аэрофлота.
Согласно акту отвода от 05.02.1942 г. указанный земельный участок также был выделен Восточно-Сибирскому управлению Аэрофлота.
Определением от 08.04.2008 г. суд предлагал инспекции представить доказательства, что ФГУП "Аэропорт Иркутск" является правопреемником Восточно-Сибирского управления Аэрофлота. Таких доказательств представлено не было.
Из устава ФГУП "Аэропорт Иркутск" также не следует, что он является правопреемником Восточно-Сибирского управления Аэрофлота или было создано на его базе.
Кроме того, ФГУП "Аэропорт Иркутск" территориально находится по ул. Ширямова, а спорный земельный участок по ул. Омулевского.
Довод инспекции о том, что на данном земельном участке расположена взлетная полоса и здание аэровокзала, однозначно ничем не подтвержден. Из представленных схем данный вывод также однозначно сделать нельзя.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что под данными объектами расположен земельный участок 38:36:000024:0510, на земельном участке 38:36:000024:0131, расположенном по ул. Омулевского, находятся жилые дома (жилой квартал).
Представленное инспекцией письмо Управления Роснедвижимости по Иркутской области от 22.02.2008 г. не может достоверно свидетельствовать о том, что данный земельный участок принадлежит ФГУП "Аэропорт Иркутск", данный факт может быть подтвержден только первичными документами.
Учитывая, что бремя доказывания по такой категории дел, лежит на административном органе, инспекцией доказательств, достоверно свидетельствующих, что данный земельный участок принадлежит ФГУП "Аэропорт Иркутск", либо занят объектами, принадлежащими ФГУП "Аэропорт Иркутск", не представлено, хотя суд с этой целью откладывал судебное разбирательство, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для доначисления земельного налога в размере 8558643 руб., пени в сумме 317525,66 руб., штрафные санкции по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1711728,60 руб. по земельному участку 38:36:000024:0131, расположенному по ул. Омулевского, у налогового органа не имелось.
В этой части заявленные требования предприятия подлежат удовлетворению.
В остальной части доводы заявителя не могут быть приняты во внимание.
По земельным участкам N 38:36:000022:0652, объект общественного питания, расположенный по. Ул. Можайского, 1-А, площадью 3653,3 кв. м, кадастровой стоимостью 21819334, 25 руб., N 38:36000022:0717, объект физической культуры "спорткомплекс", расположенный по ул. Ширямова, площадью 28369, 89 кв. м, кадастровой стоимостью 142677850 руб. 79 коп., N 38:36:000024:0471, под промышленными объектами (служебное здание), расположенное по ул. Ширямова, 13, площадью 9077, 47 кв. м, кадастровой стоимостью 11227014, 9 руб., предприятие указывает, что земельный налог был доначислен необоснованно, т.к. согласно Распоряжению КУМИ г. Иркутска от 18.04.2007 г., от 22.08.2006 г., фактическая площадь используемых земельных участков значительно меньше, чем указано в инвентаризационных документах.
Учитывая, что проверяемым периодом являлся 2006 г., данные распоряжения относятся к 2007 г., площадь и кадастровая стоимость земельных участков определены исходя из представленных кадастровых выписок и иных инвентаризационных документов, налоговый орган правомерно исчислил земельный налог по данным земельным участкам исходя из сведений, имеющихся в указанных документах.
По земельному участку N 38:36:000024:0175, объект здравоохранения ЦГСЭН, расположенный по ул. Ширямова, площадью 961, 45 кв. м, кадастровой стоимостью 2687156,61 руб., заявитель указывает, что данный земельный участок принадлежит ЦГСЭН. Вместе с тем не оспаривает, что на данном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие ФГУП "Аэропорт Иркутск".
Согласно распоряжению от 22.03.2005 г. N 96-и и приложению к данному распоряжению (л.д. 94, 95 т. 4), объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, принадлежат ФГУП "Аэропорт Иркутск".
Согласно кадастровому плану земельного участка 38:36:000024:0175 (л.д. 17 т. 3) данный земельный участок принадлежит ФГУП "Аэропорт Иркутск".
При таких обстоятельствах, налоговый орган правомерно доначислил предприятию земельный налог с данного земельного участка.
В этой части заявленные требования предприятия удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что решение N 18-30/122-28 от 18.05.2007 г. ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска подлежит признанию недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 8567296 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1713459,20 руб., пеней в сумме 317846,69 руб.
В остальной части заявленных требований следует отказать.
При обращении в суд предприятие уплатило госпошлину в размере 2000 руб., и при подаче апелляционной жалобы - 1000 руб.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ с налогового органа в пользу заявителя подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.02.2008 г., принятое по делу N А19-12493/07-44, отменить. Принять новое решение.
2. Заявленные требования Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск" удовлетворить частично.
Признать решение N 18-30/122-28 от 18.05.2007 г. ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 8567296 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1713459,20 руб., пеней в сумме 317846,69 руб. и не соответствующим Налоговому кодексу РФ.
ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск".
В остальной части заявленных требований Федеральному государственному унитарному предприятию "Аэропорт Иркутск" отказать.
3. Взыскать с ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск" государственную пошлину в сумме 1500 руб. Выдать исполнительный лист.
4. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ
Судьи
Т.О.ЛЕШУКОВА
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)