Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2011 ПО ДЕЛУ N А09-8135/2010

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2011 г. по делу N А09-8135/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хавториным Р.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1903/2011) Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 01.03.2011 по делу N А09-8135/2010 (судья Потапова Т.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоВыбор.ру"
к Центральной акцизной таможне
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "АвтоВыбор.ру" - Митина Г.С., паспорт, доверенность от 08.04.2010 N 032; Митин А.Н., паспорт, доверенность от 08.04.2010 N 031;
- от ответчика: Центральной акцизной таможни - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АвтоВыбор.ру" (далее - ООО "АвтоВыбор.ру", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - таможня, таможенный орган, административный орган) о признании недействительными решения Брянского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни о классификации товара от 21.10.2010 регистрационный номер 0003670/00001/000, требования от 21.10.2010 б/н (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2011 заявленные требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Центральная акцизная таможня обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Представитель Центральной акцизной таможни заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с отсутствием возможности обеспечить явку в судебное заседание представителя ввиду занятости в других процессах.
Кроме того, заявитель ссылается на невозможность своевременного оформления командировочных документов в связи с поздним получением определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанное ходатайство исходя из следующего.
По смыслу части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) безусловным основанием отложения судебного разбирательства является неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Разрешение вопроса об уважительности причины неявки отнесено к компетенции суда, рассматривающего дело.
Более того, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Учитывая, что явка представителя таможни не признана судом обязательной, рассмотрение настоящего дела возможно по представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не усматривает установленных статьей 158 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Часть 6 статьи 121 АПК РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Кроме того, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальных сайтах Двадцатого арбитражного апелляционного суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет (дата публикации - 19.04.2011). Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальных сайтах в сети Интернет указанных сведений, включая дату их размещения, приобщены к материалам настоящего дела.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
При таких обстоятельствах ссылка ответчика на невозможность своевременного оформления командировочных документов не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей таможни не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей Общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.04.2010 между "Carrozzeria Pezzaioli S.r.l" (продавец) и ООО "АвтоВыбор.ру" (покупатель) заключен контракт N 014/2010, по условиям которого продавец обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить прицепы, полуприцепы, надстройки для существующих шасси, грузовые надстройки-фургоны и их запасные части на условиях и в сроки, указанные в приложениях к настоящему контракту, которые являются неотъемлемой его частью.
20.09.2010 между сторонами подписано приложение N 06 к указанному контракту, согласно которому продавец продал покупателю товар - полуприцеп - кормовоз "ПЕЦЦАЙОЛИ" (модель SCТ 63N) саморазгружающийся для сельского хозяйства (выгрузки комбикормов), номер шасси (VIN) ZFJSCT63NAM004185.
Стоимость настоящего полуприцепа - кормовоза составила 85 000 Евро.
С целью таможенного оформления полуприцепа - кормовоза саморазгружающегося для сельского хозяйства для перевозки гранулированных сыпучих кормов "Pezzaioli SСТ 63N" Общество 21.10.2010 подало грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10009160/211010/0003670.
В графе 33 названной ГТД Общество указало код товара - 8716 20 000 0 (прицепы и полуприцепы саморазгружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства), согласно которому ставка ввозной таможенной пошлины составила 5%.
Одновременно с указанной ГТД Общество в таможенный орган представило, в частности, CMR от 13.10.2010 N 039821, экспортную ТД 10ITQW 8010006529E1, контракт от 29.04.2010 N 014/2010, приложение к контракту от 20.09.2010 N 06, одобрение типа транспортного средства, подтверждение заказа от 20.09.2010, прайс-лист от 20.09.2010, письмо завода-изготовителя от 11.10.2010, руководство по эксплуатации и обслуживанию полуприцепа-кормовоза, копии судебных актов по делу N А09-3209/2009, N А40-142024/09-93-1178.
21.10.2010 таможней вынесено решение о классификации товара, согласно которому ввезенный товар - полуприцеп - кормовоз классифицирован таможенным органом по товарной подсубпозиции ТН ВЭД России 8716 39 300 9 - средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, прочие.
В тот же день таможня направила Обществу уведомление и требование, в которых сообщила о необходимости в срок до 31.10.2010 скорректировать заявленные сведения о коде товара в графе 33 ГТД в соответствии с ТН ВЭД России, пересчитать размер причитающихся к уплате таможенных пошлин и налогов, скорректировать графу 47, В, а также представить документы, подтверждающие максимальную скорость движения полуприцепа, и внести данные о максимальной скорости движения в гр. 31 ДТ, представить платежное поручение, подтверждающее уплату таможенных платежей.
Для выпуска товара в свободное обращение Общество исполнило требования, содержащиеся в названных уведомлении и требовании, уплатив авансовым платежом таможенные платежи в размере 443 713 руб. 21 коп., а также скорректировало сведения в графах 33, 47, В ДТ N 10009160/211010/0003670.
22.10.2010 товар - прицеп-кормовоз выпущен в свободное обращение и Обществу был выдан паспорт транспортного средства.
Полагая, что решение таможни о классификации товара от 21.10.2010 N 0003670/00001/000, требование от 21.10.2010 б/н нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу ст. 179 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, которое производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В соответствии со ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указывается, в частности классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 2, 3 ст. 52 ТК ТС).
Частью 1 ст. 51 ТК ТС установлено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Согласно Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации, являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД России (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718).
В силу положений указанного Постановления выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В силу правила 3 "а" Основных правил интерпретации ТН ВЭД в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, то классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В соответствии с правилом 4 Основных правил товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
В силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с 5 наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно пояснениям к ТН ВЭД в товарную позицию 8716 "прицепы и полуприцепы, прочие несамоходные транспортные средства; их части" включаются категория немеханических транспортных средств, имеющих одно колесо или более и выпускаемых для перевозки грузов или людей. Сюда также включаются немеханические транспортные средства, которые не оборудованы колесами (например, сани, специальные сани для передвижения по деревянным направляющим).
Транспортные средства данной товарной позиции рассчитаны на буксировку другими транспортными средствами (тракторами, грузовыми автомобилями, автотягачами, мотоциклами, двухколесными велосипедами и т.д.), на толкание или буксировку рукой, на толкание ногой или являются гужевым транспортом.
Прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства классифицируются в товарной подсубпозиции 8716 20 000 0.
В товарной позиции термины "прицепы" и "полуприцепы" означают транспортные средства (кроме мотоциклетных колясок), которые предназначены исключительно для соединения с другим транспортным средством посредством специального тягово-сцепного устройства (независимо от того, является оно автоматическим или нет).
Наиболее важными типами прицепов и полуприцепов, входящими в данную товарную позицию, являются те, которые рассчитаны на использование совместно с автомобилями. Как правило, у прицепов имеется две пары колес или более и тягово-сцепное устройство, смонтированное на поворотных передних колесах, которые обеспечивают управление этими транспортными средствами. Полуприцепы имеют только задние колеса, а их передний конец опирается на платформу буксирующего транспортного средства, с которым они соединены посредством специального тягово-сцепного устройства.
К прицепам и полуприцепам относятся, в частности, самозагружающиеся прицепы для сельского хозяйства, оборудованные автоматическими погрузочными устройствами и, возможно, также приспособлениями для сечки фуража, кукурузных стеблей и т.д., саморазгружающиеся прицепы для перевозки различных грузов (фуража, навоза и т.д.) с подвижным полом для разгрузки; такие транспортные средства можно укомплектовывать различными приспособлениями (устройством для измельчения навозной массы, для сечки фуража и т.д.) для того, чтобы приспособить их для использования в качестве разбрасывателя навоза, фуражного кузова или прицепа для перевозки корнеплодов.
Прочие полуприцепы классифицируются в товарной подсубпозиции 8716 39 300 9.
Таким образом, оценочным критерием, позволяющим отнести транспортное средство к подсубпозиции 8716 20 000 0 или 8716 39 300 9, является наличие основного свойства - самозагружаемости или саморазгружаемости и назначение использования - для сельского хозяйства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с целью таможенного оформления полуприцепа - кормовоза саморазгружающегося для сельского хозяйства для перевозки гранулированных сыпучих кормов "Pezzaioli SСТ 63N" Общество 21.10.2010 подало грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10009160/211010/0003670.
В графе 33 названной ГТД Общество указало код товара - 8716 20 000 0 (прицепы и полуприцепы саморазгружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства), согласно которому ставка ввозной таможенной пошлины составила 5%.
Одновременно с указанной ГТД Общество в таможенный орган представило, в частности, CMR от 13.10.2010 N 039821, экспортную ТД 10ITQW 8010006529E1, контракт от 29.04.2010 N 014/2010, приложение к контракту от 20.09.2010 N 06, одобрение типа транспортного средства, подтверждение заказа от 20.09.2010, прайс-лист от 20.09.2010, письмо завода-изготовителя от 11.10.2010, руководство по эксплуатации и обслуживанию полуприцепа-кормовоза, копии судебных актов по делу N А09-3209/2009, N А40-142024/09-93-1178.
Из содержания представленных документов усматривается, что товар - полуприцеп-кормовоз саморазгружающийся для сельского хозяйства для перевозки комбинированных кормов "Pezzaioli SCT 63N" следует классифицировать по коду ТН ВЭД России 8716 20 000 0.
Кроме того, из руководства по эксплуатации и обслуживанию полуприцепа-кормовоза "Pezzaioli SCT 63N" следует, что данный полуприцеп предназначен для сельского хозяйства, применяется специально и исключительно для выгрузки гранулированных сыпучих кормов через поворотную трубу (выгрузной шнек) в специальные емкости (бункера для хранения кормов) и транспортировки комбикормов на сельскохозяйственные комплексы.
Также согласно выводу органа по сертификации (ВНИИНМАШ), аккредитованного в установленном законом порядке ФА по техническому регулированию и метрологии, кодом транспортного средства по ТН ВЭД является 8716 20 (для SCT 63N).
В соответствии с рекомендациями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.06.1996 N 5, самостоятельная классификация спорных товаров по соответствующим позициям ТН ВЭД в компетенцию суда не входит. При рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов по классификации товаров он обязан лишь установить правильность или неправильность такой классификации, и, если судом будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, он признает решение таможенного органа недействительным.
Из текста обжалуемого решения усматривается, что судом первой инстанции дана оценка правомерности классификации товаров таможенным органом, с учетом доводов и возражений сторон и представленных доказательств.
Кроме того, в подтверждение заявленного кода Общество направило в таможню копии судебных актов по делу N А09-3209/2009, N А40-142024/09-93-1178, которыми классификация товара - полуприцепа-кормовоза "Pezzaioli SCT 63N" по коду ТН ВЭД России 8716 393 0 09 признана незаконной.
Более того, в решении Арбитражного суда Брянской области от 28.05.2009 по делу N А09-3209/2009, оставленном без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа, а также в решении Арбитражного суда города Москвы и постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N А40-142024/09-93-1178 дана оценка спорной ситуации.
Указанными судебными актами установлено, что полуприцеп - кормовоз (саморазгружающийся для сельского хозяйства) представляет собой не емкость - цистерну, предназначенную лишь для транспортировки грузов, а технический комплекс, снабженный рядом механизмов, позволяющих осуществлять как загрузку, так и разгрузку сыпучих грузов посредством выгрузного шнека, используемый в сельском хозяйстве, который нельзя классифицировать иначе, как по коду ТН ВЭД России 8716 200 0 00.
Таким образом, в рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для принятия решения о классификации спорного товара в товарной подсубпозиции 8716 39 300 9.
Данная позиция суда подтверждается также Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.10.2010 N 14443/10.
Суд первой инстанции также правомерно пришел к выводу о том, что таможенный орган не доказал законность и обоснованность направленного Обществу требования от 21.10.2010 о корректировке заявленных сведений о коде товара в графе 33 ГТД и пересчете размера таможенных платежей, которое нарушает права декларанта в сфере экономической деятельности и незаконно возлагает на него обязанности, препятствуя ее осуществлению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Общества и признал оспариваемые решение и требование недействительными.
С учетом изложенного довод жалобы о том, что представленные Обществом в таможню документы не позволили однозначно отнести ввезенный им товар к товарной подсубпозиции 8716 200 0 00, отклоняется.
Ссылка таможенного органа на решение Комиссии таможенного союза от 02.03.2011 N 556, приложенное к апелляционной жалобе, согласно которому полуприцеп-кормовоз саморазгружающийся, с момента выпуска которого прошло менее трех лет, оборудованный шнековым разгрузочным устройством, сцепным устройством для соединения с автомобильным тягачом, имеющий конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенный для транспортировки гранулированных сыпучих комбикормов по автомобильным дорогам общего пользования в составе автопоезда, следует классифицировать в подсубпозиции 8716 39 300 ТН ВЭД ТС, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
Данное решение не опровергает вывода суда первой инстанции о том, что полуприцеп-кормовоз саморазгружающийся для сельского хозяйства для перевозки комбинированных кормов "Pezzaioli SCT 63N" следует классифицировать по коду ТН ВЭД России 8716 20 000 0, поскольку не содержит указания на цель использования классифицируемого полуприцепа - кормовоза. Между тем, согласно указаниям производителя, спорный полуприцеп - кормовоз предназначен для использования только в сельском хозяйстве.
Довод заявителя жалобы о том, что настоящее дело неподсудно Арбитражному суду Брянской области, поскольку Брянский акцизный таможенный пост не является ни филиалом, ни представительством Центральной акцизной таможни, которая расположена по адресу: 109240, г. Москва, ул. Яузская, поэтому заявление Общества подлежало рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы, то есть по месту нахождения юридического лица, не может быть принят во внимание исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно статье 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
При этом в силу положений части 5 статьи 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему (часть 1 статьи 401 ТК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 402 ТК РФ таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Кроме того, в силу пунктов 1 и 2 Приказа ФТС РФ от 13.08.2007 N 965 "Об утверждении Общего положения о таможенном посте" (зарегистрировано в Минюсте РФ 11.09.2007 N 10121) (далее - Положение N 965) таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию полномочий ФТС, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной Таможенным кодексом Российской Федерации и Положением N 965. Регион деятельности таможенного поста определяет ФТС и входит в состав региона деятельности таможни.
Приказом ФТС России от 31.10.2006 N 1079 "О создании Брянского, Владимирского и Калужского акцизных таможенных постов Центральной акцизной таможни" создан и подчинен Центральной акцизной таможне Брянский акцизный таможенный пост.
Брянский акцизный таможенный пост является обособленным подразделением Центральной акцизной таможни, осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС и непосредственным руководством Центральной акцизной таможни (Положение N 965).
Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что суд первой инстанций обоснованно отказал Центральной акцизной таможне в удовлетворении ходатайства о передаче дела на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы, поскольку в силу части 5 статьи 36 АПК РФ право выбора подсудности дела в случае предъявления иска к юридическому лицу, вытекающего из деятельности его филиала, представительства (в данном случае обособленного подразделения, которое является таможенным органом), предоставлено истцу.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод таможенного органа о том, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты госпошлины.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Частью 1 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Из указанных норм следует, что после рассмотрения дела судом возникают отношения между сторонами по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная заявителем при обращении в суд сумма государственной пошлины.
Таким образом, суд, взыскивая государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам, от уплаты которых таможенный орган не освобожден.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно распределил судебные расходы по уплате государственной пошлины, взыскав их с государственного органа.
Остальные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2011 по делу N А09-8135/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА

Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)