Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Доржиева Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения культуры "Областная специальная библиотека для слепых" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 сентября 2008 года по делу N А19-11043/08-56 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска к Государственному учреждению культуры "Областная специальная библиотека для слепых" о взыскании 79 871 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от налогового органа - не было (извещен);
- от ГУК "Областная специальная библиотека для слепых" - не было (извещено)
и
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению культуры "Областная специальная библиотека для слепых" (далее - библиотека) о взыскании задолженности по земельному налогу за 2007 год в сумме 79 871 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 сентября 2008 года заявленные налоговым органом требования удовлетворены в полном объеме, с библиотеки взыскана недоимка по земельному налогу за 2007 год в сумме 79871 руб. Суд первой инстанции пришел к выводу, что данными налоговой отчетности, в том числе представленной библиотекой налоговой декларацией по земельному налогу за 2007 год, названная недоимка подтверждается, доказательств уплаты земельного налога библиотекой не представлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, библиотека обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на отсутствие у него задолженности по земельному налогу и наличие переплаты по данному налогу в сумме 705 рублей. В подтверждение своих доводов библиотека ссылается на уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год, налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу, платежные поручения об уплате земельного налога, акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 8 октября 2008 года N 3422.
Налоговый орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Инспекция и библиотека своих представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства (от 25 ноября 2008 года N 11-15/22344 и от 10 ноября 2008 года N 58 соответственно) о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации библиотека является плательщиком земельного налога.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая декларация по налогу представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации).
28 января 2008 года библиотекой представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2007 год (л.д. 16-18, 48-50), в которой по строке 030 налог исчислен к уплате в сумме 107 435 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5, земельный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками в бюджет города не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с тем, что по состоянию на 1 февраля 2008 года библиотекой был уплачен земельный налог не в полном объеме, налоговый орган выставил требование от 13 февраля 2008 года N 1651 об уплате налога (л.д. 4), которым предложил библиотеке в срок до 3 марта 2008 года исполнить обязанность по уплате земельного налога в сумме 80 153 рубля.
Библиотека является бюджетным учреждением.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" указано, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования налогового органа (с учетом их уточнения - л.д. 15), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у библиотеки задолженности по земельному налогу.
Между тем судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела.
Из материалов дела усматривается следующее.
На основании статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации 3 октября 2008 года библиотека представила в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год (л.д. 54-56). При этом в сопроводительном документе (заявлении, л.д. 62 и 63) указано, что уточненная декларация подана в связи с обнаружением арифметической ошибки при заполнении строки 030 первоначальной налоговой декларации.
Согласно пункту 10 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденного приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н, по строке с кодом 030 налоговой декларации указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения земельного участка.
В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 4.5 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пунктам 4.2 и 4.3 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Налогоплательщики - организации уплачивают авансовые платежи по налогу на землю не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, т.е. не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября, в размере произведения соответствующей налоговой базы и одной четвертой соответствующей налоговой ставки.
В уточненной налоговой декларации по земельному налогу по строке 030 отражена сумма 26 859 рублей, в разделе 2 декларации приведен расчет земельного налога, по строке 250 декларации отражена сумма исчисленного налога (107 435 рублей), а по строке 290 - сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода (107 435 рублей).
Платежными поручениями от 20 апреля 2007 года N 118668, от 20 июля 2007 года N 255593, от 29 октября 2007 года N 396324 и от 13 декабря 2007 года N 482835 библиотека уплатила земельный налог в общей сумме 108 000 рублей.
Согласно пункту 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Вместе с апелляционной жалобой библиотека представила Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 3422 по состоянию на 8 октября 2008 года (л.д. 64-65), из которого следует, что у библиотеки не имеется задолженности по земельному налогу.
Таким образом, названными платежными поручениями и актом сверки достоверно подтверждается уплата библиотекой земельного налога за 2007 год в полном объеме и отсутствие у нее задолженности по данному налогу за 2007 год.
Согласно пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В силу статьи 6 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 267-О указано, что полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Из приведенных положений законодательства о налогах и сборах и названной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что налоговые органы обязаны проверить правильность указанных в налоговых декларациях сведений. В рассматриваемом случае налоговый орган располагал информацией о том, что библиотека представляла налоговые расчеты за первый, второй и третий квартал 2007 года, указывая в них объект налогообложения и налоговую базу (строки 010 и 050 раздела 2 налоговых расчетов), своевременно уплачивала авансовые платежи по земельному налогу. Тем не менее, при проведении камеральной проверки представленной 28 января 2008 года налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год налоговый орган не сообщил налогоплательщику о несоответствии указанных в ней сведений сведениям, имеющимся у налогового органа, и неправильном исчислении налога за 2007 год.
На основании статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В рассматриваемом случае оснований для взыскания с библиотеки земельного налога за 2007 год не имеется, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 сентября 2008 года по делу N А19-11043/08-56, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 сентября 2008 года по делу N А19-11043/08-56 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о взыскании с Государственного учреждения культуры "Областная специальная библиотека для слепых" задолженности по земельному налогу за 2007 год в сумме 79 871 руб. отказать.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.П.ДОРЖИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2008 N 04АП-3487/2008 ПО ДЕЛУ N А19-11043/08-56
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2008 г. N 04АП-3487/2008
Дело N А19-11043/08-56
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Доржиева Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения культуры "Областная специальная библиотека для слепых" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 сентября 2008 года по делу N А19-11043/08-56 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска к Государственному учреждению культуры "Областная специальная библиотека для слепых" о взыскании 79 871 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от налогового органа - не было (извещен);
- от ГУК "Областная специальная библиотека для слепых" - не было (извещено)
и
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению культуры "Областная специальная библиотека для слепых" (далее - библиотека) о взыскании задолженности по земельному налогу за 2007 год в сумме 79 871 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 сентября 2008 года заявленные налоговым органом требования удовлетворены в полном объеме, с библиотеки взыскана недоимка по земельному налогу за 2007 год в сумме 79871 руб. Суд первой инстанции пришел к выводу, что данными налоговой отчетности, в том числе представленной библиотекой налоговой декларацией по земельному налогу за 2007 год, названная недоимка подтверждается, доказательств уплаты земельного налога библиотекой не представлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, библиотека обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на отсутствие у него задолженности по земельному налогу и наличие переплаты по данному налогу в сумме 705 рублей. В подтверждение своих доводов библиотека ссылается на уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год, налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу, платежные поручения об уплате земельного налога, акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 8 октября 2008 года N 3422.
Налоговый орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Инспекция и библиотека своих представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства (от 25 ноября 2008 года N 11-15/22344 и от 10 ноября 2008 года N 58 соответственно) о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации библиотека является плательщиком земельного налога.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая декларация по налогу представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации).
28 января 2008 года библиотекой представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2007 год (л.д. 16-18, 48-50), в которой по строке 030 налог исчислен к уплате в сумме 107 435 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5, земельный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками в бюджет города не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с тем, что по состоянию на 1 февраля 2008 года библиотекой был уплачен земельный налог не в полном объеме, налоговый орган выставил требование от 13 февраля 2008 года N 1651 об уплате налога (л.д. 4), которым предложил библиотеке в срок до 3 марта 2008 года исполнить обязанность по уплате земельного налога в сумме 80 153 рубля.
Библиотека является бюджетным учреждением.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" указано, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования налогового органа (с учетом их уточнения - л.д. 15), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у библиотеки задолженности по земельному налогу.
Между тем судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела.
Из материалов дела усматривается следующее.
На основании статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации 3 октября 2008 года библиотека представила в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год (л.д. 54-56). При этом в сопроводительном документе (заявлении, л.д. 62 и 63) указано, что уточненная декларация подана в связи с обнаружением арифметической ошибки при заполнении строки 030 первоначальной налоговой декларации.
Согласно пункту 10 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденного приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н, по строке с кодом 030 налоговой декларации указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения земельного участка.
В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 4.5 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пунктам 4.2 и 4.3 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Налогоплательщики - организации уплачивают авансовые платежи по налогу на землю не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, т.е. не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября, в размере произведения соответствующей налоговой базы и одной четвертой соответствующей налоговой ставки.
В уточненной налоговой декларации по земельному налогу по строке 030 отражена сумма 26 859 рублей, в разделе 2 декларации приведен расчет земельного налога, по строке 250 декларации отражена сумма исчисленного налога (107 435 рублей), а по строке 290 - сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода (107 435 рублей).
Платежными поручениями от 20 апреля 2007 года N 118668, от 20 июля 2007 года N 255593, от 29 октября 2007 года N 396324 и от 13 декабря 2007 года N 482835 библиотека уплатила земельный налог в общей сумме 108 000 рублей.
Согласно пункту 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Вместе с апелляционной жалобой библиотека представила Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 3422 по состоянию на 8 октября 2008 года (л.д. 64-65), из которого следует, что у библиотеки не имеется задолженности по земельному налогу.
Таким образом, названными платежными поручениями и актом сверки достоверно подтверждается уплата библиотекой земельного налога за 2007 год в полном объеме и отсутствие у нее задолженности по данному налогу за 2007 год.
Согласно пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В силу статьи 6 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 267-О указано, что полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Из приведенных положений законодательства о налогах и сборах и названной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что налоговые органы обязаны проверить правильность указанных в налоговых декларациях сведений. В рассматриваемом случае налоговый орган располагал информацией о том, что библиотека представляла налоговые расчеты за первый, второй и третий квартал 2007 года, указывая в них объект налогообложения и налоговую базу (строки 010 и 050 раздела 2 налоговых расчетов), своевременно уплачивала авансовые платежи по земельному налогу. Тем не менее, при проведении камеральной проверки представленной 28 января 2008 года налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год налоговый орган не сообщил налогоплательщику о несоответствии указанных в ней сведений сведениям, имеющимся у налогового органа, и неправильном исчислении налога за 2007 год.
На основании статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В рассматриваемом случае оснований для взыскания с библиотеки земельного налога за 2007 год не имеется, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 сентября 2008 года по делу N А19-11043/08-56, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 сентября 2008 года по делу N А19-11043/08-56 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о взыскании с Государственного учреждения культуры "Областная специальная библиотека для слепых" задолженности по земельному налогу за 2007 год в сумме 79 871 руб. отказать.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.П.ДОРЖИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)