Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2005 N А56-29164/04

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 7 июня 2005 года Дело N А56-29164/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Старченковой В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "СЭР" Быченко С.В. (доверенность от 26.07.04), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Колпинскому району Санкт-Петербурга Пономаревой Н.В. (доверенность от 11.01.05 N 4), рассмотрев 31.05.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЭР" на решение от 02.11.04 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 18.03.05 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29164/04,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "СЭР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время Инспекция Федеральной налоговой службы по Колпинскому району Санкт-Петербурга, далее - Инспекция) от 21.07.04 N 15-19/9823 о привлечении его к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также требований налогового органа от 21.07.04 N 0415001719 и N 0415001718 об уплате соответственно налога на игорный бизнес и штрафных санкций.
Решением суда от 02.11.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.03.05, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 02.11.04 и постановление апелляционной инстанции от 18.03.05, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Податель жалобы считает ошибочным вывод судебных инстанций о том, что налог на игорный бизнес подлежит уплате налогоплательщиком по месту осуществления деятельности, а не по месту регистрации налоговым органом в качестве налогоплательщика. По мнению Общества, в проверяемый период отсутствовал законодательно установленный порядок уплаты такого налога по месту нахождения обособленного подразделения, в связи с чем привлечение налогоплательщика к ответственности незаконно.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции, считая их несостоятельными, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Законность решения от 02.11.04 и постановления апелляционной инстанции от 18.03.05 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела "камеральную проверку представленных Обществом документов, связанных с организацией игорного бизнеса, уплатой налога на игорный бизнес" за январь - май 2004 года в части деятельности обособленного подразделения (зал игровых автоматов), находящегося по адресу: Санкт-Петербург, город Колпино, улица Пролетарская, дом 60.
Решением от 21.07.04 N 15-19/9823 Инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности в виде взыскания 56700 руб. штрафов на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, доначислила 283500 руб. налога на игорный бизнес и начислила 23943 руб. 56 коп. пеней. Основанием для вынесения такого решения послужило то, что Общество, имея на территории Санкт-Петербурга обособленное подразделение с 14-ю игровыми автоматами, уплачивало налог с объектов обложения этим налогом по месту регистрации юридического лица в Ленинградской области по ставке, установленной Областным законом от 08.10.01 N 57-ФЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области" (далее - Областной закон).
В требованиях от 21.07.04 N 0415001719 и N 0415001718 об уплате соответственно налога на игорный бизнес и штрафных санкций налоговый орган предложил Обществу добровольно уплатить названные суммы в срок до 31.07.04.
Налогоплательщик не согласился с решением и требованиями Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, сделали вывод о том, что в части деятельности обособленного подразделения в городе Колпино налог подлежит уплате в тот бюджет, где находятся эти обособленные подразделения, то есть в бюджет Санкт-Петербурга.
Кассационная инстанция считает вывод судов ошибочным.
В соответствии с положениями статей 365 и 366 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 366 НК РФ в целях главы 29 НК РФ налогоплательщик обязан поставить на учет (далее - зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 названной статьи, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 3 статьи 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Порядок исчисления налога на игорный бизнес предусмотрен статьей 370 НК РФ.
В силу статьи 371 НК РФ налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 названного Кодекса.
Приведенными положениями исчисление налога и его уплата не поставлены в зависимость от места нахождения обособленного подразделения или объекта обложения налогом, а также не предусмотрен порядок исполнения обособленными подразделениями обязанности юридических лиц - налогоплательщиков по уплате налогов и сборов по месту нахождения обособленных подразделений, а следовательно, основания для применения статьи 19 НК РФ отсутствуют.
Более того, в соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Из материалов дела следует, что Общество состоит на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области, о чем ему выдано свидетельство от 09.01.04 серии 47 N 00070757 (том 1, лист дела 115). В этой же Инспекции зарегистрированы 14 спорных игровых автоматов налогоплательщика, расположенные в зале игровых автоматов в городе Колпино, что подтверждается свидетельствами о регистрации объектов игорного бизнеса N 105 (том 1, лист дела 31).
Исчисляя налог на игорный бизнес по ставкам, установленным Областным законом, и уплачивая его в бюджет Ленинградской области, Общество не нарушило положений главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в проверяемый период, которые не предусматривали уплату налога на игорный бизнес, представление декларации по налогу на игорный бизнес и регистрацию объектов налогообложения по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика.
Поэтому в данном случае у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности и доначисления налога на игорный бизнес за январь - май 2004 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение от 02.11.04 и постановление апелляционной инстанции от 18.03.05 приняты с нарушением норм материального права и подлежат отмене, а кассационная жалоба Общества - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.11.04 и постановление апелляционной инстанции от 18.03.05 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29164/04 отменить.
Признать недействительными решение от 21.07.04 N 15-19/9823, требования от 21.07.04 N 0415001719 и N 0415001718 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СЭР" 7500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи
ЛОМАКИН С.А.
СТАРЧЕНКОВА В.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)