Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2006 ПО ДЕЛУ N А26-1556/2006

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2006 г. по делу N А26-1556/2006


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2006 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2006 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Качаловой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6604/2006) Инспекции ФНС по г. Петрозаводску
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.04.06. по делу N А26-1556/2006 (судья Переплеснина О.Б.), принятое
по заявлению Государственное учреждение РК "Центральный республиканский стадион "Спартак"
к Инспекции ФНС по г. Петрозаводску
о признании недействительным решения от 15.02.2006 N 3.2.-12/4111
при участии:
от заявителя: Куроптев Е.Г. доверенность от 10.07.06 б/н.
от ответчика: Тарасов А.В. доверенность от 28.12.05. N 2.1-13/197
установил:

Государственное учреждение Республики Карелия "Центральный республиканский стадион "Спартак" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) от 15.02.2006 N 3.2-12/4111.
Решением суда первой инстанции от 26 апреля 2006 заявленное Учреждением требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Учреждению в удовлетворении заявленного требования ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик неправомерно применил в 2005 году льготу по налогу на имущество, предусмотренную пунктом 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Представитель инспекции в судебном заседании доводы жалобы поддержал, настаивает на ее удовлетворении.
Представитель Учреждения возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, Учреждение представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за 9 месяцев 2005 года, в которой заявило льготу, предусмотренную пунктом 7 статьи 381 НК РФ, в отношении всего имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
При проведении камеральной проверки полученной декларации налоговый орган признал неправомерным применение налогоплательщиком названной льготы в отношении всех объектов основных средств. На основании данных, представленных Учреждением, среднегодовая стоимость имущества Учреждения за 9 месяцев 2005 года составила 49 819 529,50 рубля. По требованию инспекции представлены договоры на оказание Учреждением услуг по физической культуре и спорту, которые инспекцией квалифицированы как договора аренды.
По результатам проверки составлен акт от 16.01.2006 N 3.2-09/3922 и принято решение от 15.02.2006 N 3.2-12/4111, которым Учреждению доначислено 273 796 руб. налога на имущество за 3 квартал 2005 год и 11389,91 руб. пеней за нарушение срока уплаты налога, а также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Учреждение, считая решение налоговой инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, подтвердив законность применения Учреждением льготы по налогу на имущество, установленной пунктом 7 статьи 381 НК РФ, в отношении спорного имущества.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В пункте 1 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговые льготы по налогу на имущество определены в статье 381 НК РФ.
Пунктом 7 названной статьи, действовавшим в 2005 году, предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Порядок применения льготы разъяснен Министерством финансов Российской Федерации в ряде писем, в том числе от 03.06.2004 N 03-05-06/63; от 13.08.2004 N СЗ-06-01-04/07; от 24.03.2005 N 03-06-01-04/162; от 01.07.2005 N 03-06-01-04/302. (Согласно статье 34.2 НК РФ, введенной Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.)
Льгота предоставляется организациям независимо от источника приобретения имущества, а также любых форм собственности при условии использования основных средств социально-культурной сферы (движимых и недвижимых) непосредственно этими организациями.
При этом объектом образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения является единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта социального обеспечения.
К льготируемым объектам в соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ могут быть отнесены объекты движимого и недвижимого имущества, находящиеся в неразрывной связи как по своему назначению, так и по осуществляемым функциям с льготируемыми объектами и непосредственно участвующие в процессе создания и оказания услуг в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Предназначение объекта основных средств (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств для культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.
Если деятельность организации, связанная с культурой, искусством, образованием, физической культурой и спортом, здравоохранением и социальным обеспечением, непосредственно является целью создания организации, что закреплено в ее учредительных документах, и иные виды деятельности организация не осуществляет, то основные средства, используемые в целях культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, находящиеся на балансе данной организации, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.
Учреждение создано в соответствии с постановлением Председателя правительства Республики Карелия от 27 ноября 1995 года N 1011 "О приеме имущества Объединения профсоюзов Республики Карелия в государственную собственность Республики Карелия". Учредителем является Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия. Министерство государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия осуществляет от имени Республики Карелия права собственника в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением.
Согласно Уставу Учреждения (л.д. 36 - 42) основной целью деятельности Учреждения являются развитие массовой физической культуры, спорта и организация досуга населения республики. Учреждение осуществляет по заданиям Учредителя физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, концертов и праздников, иных зрелищно-развлекательных мероприятий, обеспечивает учебный и тренировочный физкультурно-оздоровительный и спортивный процесс посредством создания условий для использования спортивных объектов детско-юношескими спортивными школами, общеобразовательными школами, спортивными федерациями, иными заинтересованными организациями, прокат спортивного инвентаря, оборудования и снаряжения.
На балансе Учреждения состоит имущественный комплекс стадион "Спартак", включающий в том числе восточную трибуну, гараж, западную трибуну, кассовый павильон, Северную трибуну, Южную трибуну, водопроводные сети, канализацию, электрические сети, тепловые сети, дренажи, канализационно-насосную станцию, мини-футбольное поле, мост, трибуну для зрителей, освещение, слаботочные сети, спортивное ядро, трансформаторные подстанции, станки, столы теннисные, растяжку баннерную, разделительные барьеры, баскетбольные стойки, спортивные стенки, компьютерную технику и автотранспорт (л.д. 50 - 51).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Учреждение в 2005 году осуществляло деятельность в области физической культуры и спорта, этот вид деятельности является согласно Уставу целью создания названного Учреждения, иных видов деятельности налогоплательщик в проверяемый период не осуществлял, спорное имущество используется Учреждением по целевому назначению, то есть исключительно для нужд физической культуры и спорта.
Учреждением в материалы дела представлены План проведения спортивно-массовых соревнований по легкой атлетике на 2005 год (апрель - сентябрь), расписание игр зимней Спартакиады ОАО "РЖД" по мини-футболу март 2005 года, план проведения спортивных мероприятий Главного управления МЧС России по Республике Карелия май - октябрь 2005 года, организация лагеря дневного пребывания учащихся спортивно-оздоровительного лагеря июнь 2005 г., проведение театрализованного представления в День города, проведение тренировок в июне - августе 2005 года членов сборной команды РК по л/а, которые свидетельствуют об использовании имущественного комплекса по целевому назначению. Учреждением в материалы дела также представлена расшифровка целевого использования имущества с указанием вида деятельности, осуществляемого с использованием конкретного вида имущества (л.д. 52 - 58).
В материалы дела представлены договора на оказание услуг по физической культуре и спорту, заключенные с ГОУ СПО ССУЗ "Петрозаводское музыкальное училище им. К.Э.Раутио", МОУ "Державинский лицей", КРОО "Центр содействия развитию детского спорта "Кекусинкайкан каратэ", КРО ОКССБТ "Мастер Данс", КРОО "Танцевально-спортивный клуб "Регтайм". Предметом указанных договоров является предоставление Учреждением для проведения учебно-тренировочных занятий спортивных сооружений: теннисный корт, запасное поле, спортивный зал, раздевалки и т.д. При этом, в состав стадиона входят: восточная трибуна - 2 спортивных зала, северная трибуна - футбольный комплекс, отдельное мини-футбольное поле, спортивное ядро (прыжковые ямы, сектор для метания ядра, сектора для прыжков в длину, в высоту), несколько раздевалок и другое спортивные сооружения. Спортивные сооружения для занятий спортом предоставляются на оснований писем-заявок на несколько часов в неделю. Учреждением составляется План проведения спортивных мероприятий на основании представленных заявок.
В соответствии со ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В договорах на оказание услуг по физической культуре и спорту отсутствуют данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в пользование. В связи с указанными обстоятельствами и на основании п. 3 ст. 607 ГК РФ заключенные Учреждением договоры не могут быть квалифицированы как договора аренды.
Указанные обстоятельства являлись предметом исследования суда первой инстанции, который в соответствии с нормами ГК РФ дал правильную правовую оценку договорам. Довод апелляционной жалобы о том, что заключенные договоры на оказание услуг являются по содержанию договорами аренды со ссылкой на ст. 606 ГК РФ, признается несостоятельным.
При этом, инспекцией при проведении камеральной проверки декларации за 2005 год установлено, что отдельные помещения стадиона "Спартак" были сданы Министерством государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия в аренду организациям и предпринимателям для использования в различных целях.
Согласно перечню организаций, арендующих нежилые помещения, договоров аренды (л.д. 64 - 112) Министерством сданы в аренду помещения, расположенные на первых и цокольных этажах различных трибун, 23 кв. м гаража. Общая площадь сданных в аренду помещений составляет -
Как следует из п. 7 ст. 381 НК РФ, для применения рассматриваемой льготы налогоплательщику необходимо соблюдать два условия:
- - иметь на балансе объект основных средств, являющийся объектом социально-культурной сферы;
- - использовать этот объект для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения.
Использование объектов социально-культурной сферы полностью для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения не является обязательным условием для применения данной льготы по налогу на имущество организаций. Такой вывод следует как из положений п. 7 ст. 381 НК РФ, так и из разъяснений налоговых органов и Минфина России (см. Письма Минфина России от 03.06.2004 N 03-05-06/63, от 25.08.2004 N 03-06-01-04/12, от 21.09.2004 N 03-06-01-04/35, Управления ФНС России по г. Москве от 24.11.2004 N 23-10/1/75537).
Не подлежат льготированию объекты социально-культурной сферы, полностью используемые в течение налогового (отчетного) периода не для указанных нужд, в том числе полностью сдаваемые в аренду (в случае когда предоставление в аренду является видом деятельности организации, отличной от деятельности в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения).
Согласно Письму Минфина РФ от 3 июня 2004 г. N 03-05-06/63, в случае если деятельность организации, связанная с культурой, искусством, образованием, физической культурой и спортом, здравоохранением и социальным обеспечением, непосредственно является целью создания организации, что закреплено в ее учредительных документах, и иные виды деятельности организация не осуществляет, то основные средства, используемые в целях культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, находящиеся на балансе данной организации, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.
С учетом вышеизложенного, Учреждение вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество, установленной п. 7 ст. 381 НК РФ, в отношении всего имущественного комплекса (стадион является единым зданием-сооружением), учитываемого на балансе и одновременно используемого им в течение отчетного (налогового) периода как в осуществлении спортивной деятельности, так и в других видах деятельности.
Позиция налогового органа о том, что в случае частичного предоставления в аренду имущества, льгота по налогу на имущество не предоставляется, не основана на нормах материального права, так как подобные условия положениями гл. 30 НК РФ не предусмотрены.
Более того, оспариваемым решением инспекцией произведено доначисление налога на имущество исходя из среднегодовой стоимости всего имущества, принадлежащего Учреждению, поскольку сделан вывод о нецелевом использовании имущественного комплекса, что противоречит требованиям НК РФ и разъяснениям Минфина РФ
Письмом Минфина РФ от 3 июня 2004 г. N 03-05-06/63 разъяснено, что в случае, если организации социально-культурной сферы осуществляют одновременно с основной деятельностью иные виды деятельности (т.е. не по основному направлению деятельности), например, занимаются торговлей, сдачей имущества в аренду и т.п., то указанные основные средства, полностью используемые для других видов деятельности, подлежат налогообложению. В этом случае организация в целях налогообложения налогом на имущество организаций должна обеспечить раздельный (обособленный) учет такого имущества. То есть, основные средства, используемые для иной цели (вида) деятельности (сдача имущества в аренду), подлежат налогообложению, а остальное имущество имеет льготный режим налогообложения. Данная правовая позиция, в частности, нашла отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2005 N 274-О.
Как следует из материалов дела, Министерством - как собственником имущественного комплекса - стадиона, в аренду предоставлены помещения общей площадью 1982,64 кв. м. Среднегодовая стоимость имущества, переданного в аренду собственником, в ходе камеральной проверки налоговым органом не определена. Документы по раздельному учету имущества, используемого Учреждением для реализации уставных целей и имущества, переданного собственником в аренду, инспекцией в порядке ст. 87 НК РФ не истребованы. В связи с указанными обстоятельствами, инспекцией не определен объект налогообложения по налогу на имущество, не исчислен налог, подлежащий уплате за 3 квартал 2005 года.
В нарушении указанной правовой позиции, инспекцией в качестве объекта налогообложения принята среднегодовая стоимость всего имущественного комплекса, вне зависимости от того, что основная его часть используется Учреждением для физической культуры и спорта, то есть по целевому назначению.
Следовательно, оспариваемое решение инспекции противоречит как п. 7 ст. 381 НК РФ, так и ст. 374, 375, 382, 383 НК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговая инспекция не представила доказательств соответствия доначисленной суммы налога на имущество за 3 квартал 2005 года требованиям главы 30 НК РФ, правового обоснования исчисления налога на имущество исходя из среднегодовой стоимости имущественного комплекса - стадиона.
Кроме того, данные о том, что Министерством - собственником имущества, частично помещения стадиона переданы в аренду, инспекцией получены вне рамок камеральной проверки декларации Учреждения за 9 месяцев 2005 года.
При этом инспекция не учитывает, что принимаемые налоговым органом по итогам налоговой проверки решение должно основываться только на тех материалах, которые были получены и оценены в рамках такой проверки.
Данный вывод следует из пункта 1 статьи 82 НК РФ, согласно которому налоговый контроль может осуществляться лишь в формах, предусмотренных Кодексом, а также из пункта 2 статьи 101 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган должен вынести решение по результатам проверки.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допустимыми доказательствами по делу об оспаривании акта налогового органа, вынесенного по результатам проверки, могут быть признаны только те материалы налоговой проверки, которые получены и исследованы инспекцией в рамках мероприятий налогового контроля.
В рассматриваемом деле приводимые в апелляционной жалобе обстоятельства установлены инспекцией после вынесения оспариваемого обществом решения, в связи с чем, они не исследовались налоговым органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерном применении Учреждением льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 7 статьи 381 НК РФ, а также о противоречии оспариваемого решения нормам законодательства о налогах и сборах.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26 апреля 2006 г. по делу А26-1556/2006 оставить без изменения, апелляционную, жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
ГОРБАЧЕВА О.В.

Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ПРОТАС Н.И.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)