Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 августа 2003 года Дело N А56-39178/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Корабухиной Л.И., Клириковой Т.В., при участии от ЗАО "Мебельная фабрика N 2" Гусевой Е.В. (юрисконсульт, доверенность от 09.09.2002), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга Кондратьевой Н.Н. (ведущий специалист, доверенность от 06.08.2003 N 18/14637), рассмотрев 18.08.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Мебельная фабрика N 2" на решение от 22.01.03 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 16.05.03 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-39178/02,
Закрытое акционерное общество "Мебельная фабрика N 2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 20.11.02 N 23/20052.
Решением суда от 22.01.03 в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.03 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять новое решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих установление ставок земельного налога на 2002 год.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 14.11.02 представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год и заявление о возврате 458850 руб. излишне уплаченного земельного налога. Расчет налога в декларации произведен обществом исходя из ставки 7,615 руб. за один квадратный метр земли в год с применением повышающего коэффициента "2", предусмотренного статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Инспекция письмом от 20.11.02 N 23/20052 признала дополнительный расчет неправильным и отказала в возврате излишне уплаченной суммы налога.
По мнению налогового органа, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен использовать последовательно повышающие коэффициенты "2", "1,2", "2", предусмотренные соответственно: статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". Налоговый орган также ссылается на то, что согласно Закону Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" в 2002 году применяются ставки земельного налога 1998 года с коэффициентом "4,8", то есть размер ставки земельного налога приведен в соответствие со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога", а также статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год".
Считая названное письмо неправомерным, налогоплательщик обжаловал его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что коэффициенты "1,2" и "2" не подлежат применению в 2002 году, поскольку нормативные акты, которыми они установлены (Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" и Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год"), утратили силу. Следует применять ставку налога с повышающим коэффициентом "2", введенным статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Судебные инстанции отказали обществу в удовлетворении заявления полностью, указав, что подлежит применению коэффициент "4,8" установленный Законом Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27.
Такое решение кассационная инстанция считает частично ошибочным по следующим основаниям.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации - городах Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта Российской Федерации.
Земельный налог установлен Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" определены ставки земельного налога на территории Санкт-Петербурга, дифференцированные по административным районам города и зонам градостроительной ценности территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" установлено, что ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688".
Названным Законом Санкт-Петербурга, принятым в соответствии с положениями Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на территории Санкт-Петербурга на 2002 год определены новые ставки земельного налога.
Ссылки судов первой и апелляционной инстанций на необходимость применения в 2002 году коэффициента "4,8", установленного Законом Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27, кассационная инстанция считает ошибочным.
Статья 27 Закона Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 введена с нарушением статьи 57 Конституции Российской Федерации. Правомерность такого вывода подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо предложить заявителю представить расчет земельного налога за 2002 год с коэффициентом "2,688", проверить его правильность, учесть положения статьи 78 НК РФ и принять соответствующее решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 22.01.03 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-39178/02 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.08.2003 N А56-39178/02
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2003 года Дело N А56-39178/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Корабухиной Л.И., Клириковой Т.В., при участии от ЗАО "Мебельная фабрика N 2" Гусевой Е.В. (юрисконсульт, доверенность от 09.09.2002), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга Кондратьевой Н.Н. (ведущий специалист, доверенность от 06.08.2003 N 18/14637), рассмотрев 18.08.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Мебельная фабрика N 2" на решение от 22.01.03 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 16.05.03 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-39178/02,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Мебельная фабрика N 2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 20.11.02 N 23/20052.
Решением суда от 22.01.03 в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.03 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять новое решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих установление ставок земельного налога на 2002 год.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 14.11.02 представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год и заявление о возврате 458850 руб. излишне уплаченного земельного налога. Расчет налога в декларации произведен обществом исходя из ставки 7,615 руб. за один квадратный метр земли в год с применением повышающего коэффициента "2", предусмотренного статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Инспекция письмом от 20.11.02 N 23/20052 признала дополнительный расчет неправильным и отказала в возврате излишне уплаченной суммы налога.
По мнению налогового органа, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен использовать последовательно повышающие коэффициенты "2", "1,2", "2", предусмотренные соответственно: статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". Налоговый орган также ссылается на то, что согласно Закону Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" в 2002 году применяются ставки земельного налога 1998 года с коэффициентом "4,8", то есть размер ставки земельного налога приведен в соответствие со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога", а также статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год".
Считая названное письмо неправомерным, налогоплательщик обжаловал его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что коэффициенты "1,2" и "2" не подлежат применению в 2002 году, поскольку нормативные акты, которыми они установлены (Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" и Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год"), утратили силу. Следует применять ставку налога с повышающим коэффициентом "2", введенным статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Судебные инстанции отказали обществу в удовлетворении заявления полностью, указав, что подлежит применению коэффициент "4,8" установленный Законом Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27.
Такое решение кассационная инстанция считает частично ошибочным по следующим основаниям.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации - городах Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта Российской Федерации.
Земельный налог установлен Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" определены ставки земельного налога на территории Санкт-Петербурга, дифференцированные по административным районам города и зонам градостроительной ценности территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" установлено, что ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688".
Названным Законом Санкт-Петербурга, принятым в соответствии с положениями Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на территории Санкт-Петербурга на 2002 год определены новые ставки земельного налога.
Ссылки судов первой и апелляционной инстанций на необходимость применения в 2002 году коэффициента "4,8", установленного Законом Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27, кассационная инстанция считает ошибочным.
Статья 27 Закона Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 введена с нарушением статьи 57 Конституции Российской Федерации. Правомерность такого вывода подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо предложить заявителю представить расчет земельного налога за 2002 год с коэффициентом "2,688", проверить его правильность, учесть положения статьи 78 НК РФ и принять соответствующее решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.01.03 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-39178/02 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
КЛИРИКОВА Т.В.
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
КЛИРИКОВА Т.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)