Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.09 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.09 г. по делу N А62-3331/2009,
Государственное учреждение "Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по Рославльскому району Смоленской области" (далее - Учреждение) обратилось в суд с заявлением об обязании Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Смоленской области (далее - налоговый орган) произвести возврат излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 135363,7 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.09 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.09 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, главным ревизором КРО ГУВД по Воронежской области в феврале-марте 2007 года проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГУ "УВО при УВД по Смоленской области", в ходе которой была выявлена дебиторская задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 01.01.07 г., в том числе, по налогу на прибыль в сумме 135400 руб. по Учреждению.
16.03.07 г. Учреждение обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного в бюджет субъекта РФ налога на прибыль в сумме 149126,16 руб. и излишне уплаченного в местный бюджет налога на прибыль в сумме 20814,52 руб.
Рассмотрев указанные заявления, инспекция приняла решение о частичном возврате налога на прибыль в сумме 24096,74 руб., зачисляемого в бюджет субъекта РФ, и в сумме 2834,84 руб., зачисляемого в местный бюджет.
В возврате остальной суммы налога на прибыль налоговый орган отказал со ссылкой на пропуск трехлетнего срока со дня уплаты налога.
Учреждение повторно обратилось в инспекцию с заявлением от 22.01.09 г. о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 135363,7 руб.
Решением от 09.02.09 г. налоговый орган отказал в возврате указанной суммы налога.
Налогоплательщик, полагая, что действия налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченного налога нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. п. 5 п. 1 ст. 21 и п. п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, установленном НК РФ. Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован статьей 78 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Пунктом 8 ст. 78 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно разъяснению, данному в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 28.02.01 г. N 5, в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно акту проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУ "Учреждение вневедомственной охраны при УВД Смоленской области" от 12.03.07 г. у Учреждения выявлена дебиторская задолженность по платежам в бюджет, в том числе налога на прибыль, в сумме 135400 руб.
Факт излишне уплаты налога на прибыль подтверждается также и актом совместной сверки расчетов от 01.06.09 г. N 1022, из которого следует, что переплата по налогу на прибыль составляет 149126,16 руб.
В связи с этим, суд пришел к обоснованному выводу о том, что о возникновении переплаты по налогу на прибыль Учреждению стало известно 12.03.07 г., в связи с чем с этого момента следует исчислять трехлетний срок на подачу заявления в суд о возврате переплаты по налогу.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что поскольку факт переплаты спорной суммы налога на прибыль доказан, срок, установленный для подачи в суд заявления о возврате переплаченной суммы налога соблюден, а также учитывая отсутствие у Учреждения недоимки или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы налога на прибыль.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции инспекции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
решение Арбитражного суда Смоленской области от 17 августа 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2009 года по делу N А62-3331/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Смоленской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 03.02.2010 ПО ДЕЛУ N А62-3331/2009
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2010 г. по делу N А62-3331/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.09 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.09 г. по делу N А62-3331/2009,
установил:
Государственное учреждение "Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по Рославльскому району Смоленской области" (далее - Учреждение) обратилось в суд с заявлением об обязании Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Смоленской области (далее - налоговый орган) произвести возврат излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 135363,7 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.09 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.09 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, главным ревизором КРО ГУВД по Воронежской области в феврале-марте 2007 года проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГУ "УВО при УВД по Смоленской области", в ходе которой была выявлена дебиторская задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 01.01.07 г., в том числе, по налогу на прибыль в сумме 135400 руб. по Учреждению.
16.03.07 г. Учреждение обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного в бюджет субъекта РФ налога на прибыль в сумме 149126,16 руб. и излишне уплаченного в местный бюджет налога на прибыль в сумме 20814,52 руб.
Рассмотрев указанные заявления, инспекция приняла решение о частичном возврате налога на прибыль в сумме 24096,74 руб., зачисляемого в бюджет субъекта РФ, и в сумме 2834,84 руб., зачисляемого в местный бюджет.
В возврате остальной суммы налога на прибыль налоговый орган отказал со ссылкой на пропуск трехлетнего срока со дня уплаты налога.
Учреждение повторно обратилось в инспекцию с заявлением от 22.01.09 г. о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 135363,7 руб.
Решением от 09.02.09 г. налоговый орган отказал в возврате указанной суммы налога.
Налогоплательщик, полагая, что действия налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченного налога нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. п. 5 п. 1 ст. 21 и п. п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, установленном НК РФ. Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован статьей 78 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Пунктом 8 ст. 78 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно разъяснению, данному в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 28.02.01 г. N 5, в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно акту проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУ "Учреждение вневедомственной охраны при УВД Смоленской области" от 12.03.07 г. у Учреждения выявлена дебиторская задолженность по платежам в бюджет, в том числе налога на прибыль, в сумме 135400 руб.
Факт излишне уплаты налога на прибыль подтверждается также и актом совместной сверки расчетов от 01.06.09 г. N 1022, из которого следует, что переплата по налогу на прибыль составляет 149126,16 руб.
В связи с этим, суд пришел к обоснованному выводу о том, что о возникновении переплаты по налогу на прибыль Учреждению стало известно 12.03.07 г., в связи с чем с этого момента следует исчислять трехлетний срок на подачу заявления в суд о возврате переплаты по налогу.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что поскольку факт переплаты спорной суммы налога на прибыль доказан, срок, установленный для подачи в суд заявления о возврате переплаченной суммы налога соблюден, а также учитывая отсутствие у Учреждения недоимки или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы налога на прибыль.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции инспекции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 17 августа 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2009 года по делу N А62-3331/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Смоленской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)