Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи С.А.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей С.А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Центр летных исследований, сертификации и авиационно-технического обслуживания "Туполев" (ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев")
к ИФНС России по г. Жуковскому Московской области
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в заседании:
- от истца - К., по доверенности от 12.12.2006 г.;
- от ответчика - С.М.А., по доверенности от 09.01.2007 г. N 3-01/03.
установил:
Открытое акционерное общество "Центр летных исследований, сертификации и авиационно-технического обслуживания "Туполев" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (л.д. 59) к ИФНС России по г. Жуковскому Московской области о признании недействительным решения от 28.06.2007 г. N 70 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в сумме 1 727 903 руб. и пени в размере 35 681 руб. 20 коп., а также предложения ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" уплатить суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 1 727 903 руб., пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу в размере 35 681 руб. (п. 1 и п. 3 оспариваемого решения).
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснил, что в основу принятого решения положены материалы камеральной налоговой проверки ошибочно поданного Обществом расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2007 г.
Кроме того, до принятия оспариваемого решения ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" в адрес Инспекции направлялось письмо, в котором заявитель отразил ошибочность представления расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2007 г., поскольку не является плательщиком земельного налога (л.д. 26).
Ответчик с исковыми требованиями Заявителя не согласен по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 119 - 123).
Из материалов дела следует:
ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Жуковский Московской области, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 50 N 000714606, ИНН 5013044678 (л.д. 21).
28 марта 2007 г. ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" представило в ИФНС России по г. Жуковскому Московской области налоговую декларацию по земельному налогу (л.д. 112 - 114).
По данному факту ИФНС России по г. Жуковскому Московской области на основании ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка. По результатам рассмотрения материалов проверки начальником ИФНС России по г. Жуковскому Московской области вынесено решение от 28.06.2007 г. N 70 об отказе привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 22 - 25), которым ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" начислен земельный налог в сумме 1 727 903 руб. и пени в размере 35 681 руб. 20 коп.
Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 1 727 903 руб. и пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу в размере 35 681 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела в полном объеме, выслушав доводы истца и ответчика, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. ст. 3, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Основанием для уплаты земельного налога является наличие документа, подтверждающего право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором (л.д. 63 - 65) о создании ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" в счет оплаты уставного капитала заявитель принял в собственность недвижимое имущество (свидетельства о государственной регистрации права прилагаются, л.д. 60 - 62, 67 - 97).
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, в отношении недвижимого имущества законом установлен особый порядок возникновения (перехода) права собственности, заключающийся в необходимости государственной регистрации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поэтому организация, являющаяся собственником приобретенного здания (сооружения, помещения), признается налогоплательщиком земельного налога с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок (доли земельного участка), занятый объектами недвижимости. До момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок, занятый объектом недвижимости, право собственности на которое прекращено в связи с его продажей, налогоплательщиком земельного налога признается продавец объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная норма содержится и в статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица могут иметь земельные участки на праве собственности, приобретенном по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Эти основания определены в статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с гражданским законодательством такими основаниями, в частности, могут быть договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю; судебное решение; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Основания, порядок и отдельные случаи предоставления юридическим лицам земельных участков из государственных и муниципальных земель регулируются статьями 28 - 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, земельные участки, на которых расположены здания, принадлежащие ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" на праве собственности, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании у ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева", свидетельство от 09.10.1992 г. N 342 (л.д. 27).
На основании вышеизложенного, до момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками у ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева" (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) использования) плательщиком земельного налога признается именно ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева".
Кроме того, суду не представлено каких-либо документов, которые в установленном порядке порождали бы какие-либо права заявителя (ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев") на земельные участки.
Таким образом, ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" не будет признаваться плательщиком земельного налога независимо от уплаты (неуплаты) земельного налога ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева".
Также следует учесть то, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Учитывая, что недвижимость (здания, сооружения) находится на земельных участках, принадлежащих ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева" на праве постоянного (бессрочного) пользования, а ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" согласно статье 20 ЗК РФ указанные земельные участки на таком праве предоставляться не могут, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельные участки путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. Данная позиция подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11.
По запросу ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" в Министерство финансов Российской Федерации о порядке применения актов законодательства в части земельного налога до и после 01.01.2006 г. были получены разъяснения, а именно: Письма Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 03-06-02-04/151 и от 20.06.2006 г. N 03-06-02-04/89 (л.д. 35 - 39), а в соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Также данная правовая позиция подтверждается Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2007 г. N 03-05-05-02/21 (л.д. 125 - 128), которое было доведено ФНС России до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом от 02.07.2007 г. N СК-6-11/519@ (л.д. 124).
При этом, согласно п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ выполнение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Ссылка налогового органа на Постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.2003 г. N 7644/03, Постановление ФАС Московского округа от 23.05.2007 N КА-А41/2738-07, в которых указано, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю, признается судом несостоятельной, поскольку указанная правовая позиция не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям.
Правовая позиция ответчика относится к тем правоотношениям, которые позволяют новым собственникам зданий, сооружений уклоняться от получения документа, являющегося основанием для установления земельного налога, т.е. именно в тех случаях, когда таковой документ отсутствует и землепользование становится бесплатным.
В данном случае у заявителя отсутствовала реальная возможность в одностороннем порядке получить указанный документ, так как землепользователем (п. 3 ст. 5 ЗК РФ) данного земельного участка является ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева" (свидетельство на право собственности, на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 09.10.1992 года N 342 прилагается, л.д. 27) и в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 1 квартал 2007 года, также не было учтено, что 15 февраля 2007 г. был осуществлен переход права собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, от заявителя к владельцам инвестиционных паев Закрытого инвестиционного фонда "РОСТ-Фонд" (л.д. 98 - 108).
На основании вышеизложенного и учитывая положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании представленных заявителем документов считает решение ИФНС России по г. Жуковскому Московской области от 28.11.2007 г. N 70 об отказе привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в оспариваемой части незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 2000 руб. (л.д. 7) взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу. Соответствующая правовая позиция содержится в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 176, 201, 319 АПК РФ, суд
1. Исковое заявление Открытого акционерного общества "Центр летных исследований, сертификации и авиационно-технического обслуживания "Туполев" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение ИФНС России по г. Жуковскому Московской области от 28.06.2007 г. N 70 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в сумме 1 727 903 руб. и пени в размере 35 681 руб. 20 коп. (п. 1), а также предложения ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" уплатить суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 1 727 903 руб., пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу в размере 35 681 руб. (п. 3).
3. Взыскать с ИФНС России по г. Жуковскому Московской области в пользу ОАО "Центр летных исследований, сертификации и авиационно-технического обслуживания "Туполев" государственную пошлину в сумме 2000 руб.
4. Выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
5. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст. 259, 260, 275 - 277 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.09.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-12867/07
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2007 г. по делу N А41-К2-12867/07
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи С.А.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей С.А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Центр летных исследований, сертификации и авиационно-технического обслуживания "Туполев" (ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев")
к ИФНС России по г. Жуковскому Московской области
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в заседании:
- от истца - К., по доверенности от 12.12.2006 г.;
- от ответчика - С.М.А., по доверенности от 09.01.2007 г. N 3-01/03.
установил:
Открытое акционерное общество "Центр летных исследований, сертификации и авиационно-технического обслуживания "Туполев" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (л.д. 59) к ИФНС России по г. Жуковскому Московской области о признании недействительным решения от 28.06.2007 г. N 70 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в сумме 1 727 903 руб. и пени в размере 35 681 руб. 20 коп., а также предложения ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" уплатить суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 1 727 903 руб., пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу в размере 35 681 руб. (п. 1 и п. 3 оспариваемого решения).
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснил, что в основу принятого решения положены материалы камеральной налоговой проверки ошибочно поданного Обществом расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2007 г.
Кроме того, до принятия оспариваемого решения ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" в адрес Инспекции направлялось письмо, в котором заявитель отразил ошибочность представления расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2007 г., поскольку не является плательщиком земельного налога (л.д. 26).
Ответчик с исковыми требованиями Заявителя не согласен по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 119 - 123).
Из материалов дела следует:
ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Жуковский Московской области, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 50 N 000714606, ИНН 5013044678 (л.д. 21).
28 марта 2007 г. ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" представило в ИФНС России по г. Жуковскому Московской области налоговую декларацию по земельному налогу (л.д. 112 - 114).
По данному факту ИФНС России по г. Жуковскому Московской области на основании ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка. По результатам рассмотрения материалов проверки начальником ИФНС России по г. Жуковскому Московской области вынесено решение от 28.06.2007 г. N 70 об отказе привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 22 - 25), которым ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" начислен земельный налог в сумме 1 727 903 руб. и пени в размере 35 681 руб. 20 коп.
Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 1 727 903 руб. и пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу в размере 35 681 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела в полном объеме, выслушав доводы истца и ответчика, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. ст. 3, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Основанием для уплаты земельного налога является наличие документа, подтверждающего право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором (л.д. 63 - 65) о создании ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" в счет оплаты уставного капитала заявитель принял в собственность недвижимое имущество (свидетельства о государственной регистрации права прилагаются, л.д. 60 - 62, 67 - 97).
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, в отношении недвижимого имущества законом установлен особый порядок возникновения (перехода) права собственности, заключающийся в необходимости государственной регистрации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поэтому организация, являющаяся собственником приобретенного здания (сооружения, помещения), признается налогоплательщиком земельного налога с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок (доли земельного участка), занятый объектами недвижимости. До момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок, занятый объектом недвижимости, право собственности на которое прекращено в связи с его продажей, налогоплательщиком земельного налога признается продавец объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная норма содержится и в статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица могут иметь земельные участки на праве собственности, приобретенном по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Эти основания определены в статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с гражданским законодательством такими основаниями, в частности, могут быть договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю; судебное решение; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Основания, порядок и отдельные случаи предоставления юридическим лицам земельных участков из государственных и муниципальных земель регулируются статьями 28 - 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, земельные участки, на которых расположены здания, принадлежащие ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" на праве собственности, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании у ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева", свидетельство от 09.10.1992 г. N 342 (л.д. 27).
На основании вышеизложенного, до момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками у ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева" (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) использования) плательщиком земельного налога признается именно ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева".
Кроме того, суду не представлено каких-либо документов, которые в установленном порядке порождали бы какие-либо права заявителя (ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев") на земельные участки.
Таким образом, ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" не будет признаваться плательщиком земельного налога независимо от уплаты (неуплаты) земельного налога ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева".
Также следует учесть то, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Учитывая, что недвижимость (здания, сооружения) находится на земельных участках, принадлежащих ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева" на праве постоянного (бессрочного) пользования, а ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" согласно статье 20 ЗК РФ указанные земельные участки на таком праве предоставляться не могут, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельные участки путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. Данная позиция подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11.
По запросу ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" в Министерство финансов Российской Федерации о порядке применения актов законодательства в части земельного налога до и после 01.01.2006 г. были получены разъяснения, а именно: Письма Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 03-06-02-04/151 и от 20.06.2006 г. N 03-06-02-04/89 (л.д. 35 - 39), а в соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Также данная правовая позиция подтверждается Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2007 г. N 03-05-05-02/21 (л.д. 125 - 128), которое было доведено ФНС России до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом от 02.07.2007 г. N СК-6-11/519@ (л.д. 124).
При этом, согласно п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ выполнение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Ссылка налогового органа на Постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.2003 г. N 7644/03, Постановление ФАС Московского округа от 23.05.2007 N КА-А41/2738-07, в которых указано, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю, признается судом несостоятельной, поскольку указанная правовая позиция не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям.
Правовая позиция ответчика относится к тем правоотношениям, которые позволяют новым собственникам зданий, сооружений уклоняться от получения документа, являющегося основанием для установления земельного налога, т.е. именно в тех случаях, когда таковой документ отсутствует и землепользование становится бесплатным.
В данном случае у заявителя отсутствовала реальная возможность в одностороннем порядке получить указанный документ, так как землепользователем (п. 3 ст. 5 ЗК РФ) данного земельного участка является ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева" (свидетельство на право собственности, на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 09.10.1992 года N 342 прилагается, л.д. 27) и в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 1 квартал 2007 года, также не было учтено, что 15 февраля 2007 г. был осуществлен переход права собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, от заявителя к владельцам инвестиционных паев Закрытого инвестиционного фонда "РОСТ-Фонд" (л.д. 98 - 108).
На основании вышеизложенного и учитывая положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании представленных заявителем документов считает решение ИФНС России по г. Жуковскому Московской области от 28.11.2007 г. N 70 об отказе привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в оспариваемой части незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 2000 руб. (л.д. 7) взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу. Соответствующая правовая позиция содержится в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 176, 201, 319 АПК РФ, суд
решил:
1. Исковое заявление Открытого акционерного общества "Центр летных исследований, сертификации и авиационно-технического обслуживания "Туполев" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение ИФНС России по г. Жуковскому Московской области от 28.06.2007 г. N 70 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в сумме 1 727 903 руб. и пени в размере 35 681 руб. 20 коп. (п. 1), а также предложения ОАО "ЦЛИС и АТО "Туполев" уплатить суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 1 727 903 руб., пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу в размере 35 681 руб. (п. 3).
3. Взыскать с ИФНС России по г. Жуковскому Московской области в пользу ОАО "Центр летных исследований, сертификации и авиационно-технического обслуживания "Туполев" государственную пошлину в сумме 2000 руб.
4. Выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
5. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст. 259, 260, 275 - 277 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)