Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.11.2004 N А56-13214/04

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 17 ноября 2004 года Дело N А56-13214/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н., при участии от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области Зеленковой Э.В. (доверенность от 04.03.04 N 15-06/01720), от открытого акционерного общества "Карьеры Доломитов" Ивановского Ю.М. (доверенность от 27.01.04), рассмотрев 17.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карьеры Доломитов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.04 по делу N А56-13214/04 (судья Масенкова И.В.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Карьеры Доломитов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области (далее - УМНС по Ленинградской области) от 05.03.04 N 06-06/01827 о привлечении заявителя к установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответственности за неуплату налога на добычу полезных ископаемых за 2003 год. В качестве второго ответчика указана Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области.
Решением суда от 21.07.04 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество правомерно применило нулевую ставку по налогу на добычу полезных ископаемых, поскольку согласование нормативов потерь произведено комиссией, в состав которой входили представители территориальных органов Министерства природных ресурсов России, Госгортехнадзора Российской Федерации и УМНС по Ленинградской области.
Представитель Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, УМНС по Ленинградской области проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления и полноты уплаты налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.03 по 31.12.03.
В ходе налоговой проверки установлено, что общество производит добычу полезных ископаемых на месторождениях Ленинградской области "Каменные Борницы" и "Елизаветино - II" на основании лицензий, выданных Северо-Западным геологическим центром, и является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. В нарушение пункта 2 "Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 921, общество неправомерно применило в 2003 году нулевую ставку налога, предусмотренную подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, не имея норматива потерь, утвержденного Министерством природных ресурсов России (далее - МПР России) и согласованного с Госгортехнадзором России. В результате этого общество не уплатило в бюджет в 2003 году 135910 руб. налога на добычу полезных ископаемых.
Решением от 05.03.04 N 06-06/01827 УМНС по Ленинградской области привлекло общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде 27182 руб. штрафа, а также доначислило налогоплательщику 135910 руб. налога и 13306 руб. пени.
Общество не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество сослалось на протокол от 18.12.02 N 3, в котором специальная комиссия согласовала нормативы потерь полезных ископаемых при добыче технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения на предприятиях - недропользователях Ленинградской области. Поскольку в состав комиссии входили представители территориальных органов МПР России и Госгортехнадзора Российской Федерации, общество считает правомерным применение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых на основании указанного протокола.
Суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении требований, указав, что нормативы потерь по месторождениям, разрабатываемым обществом, не утверждены в установленном Правительством Российской Федерации порядке, следовательно, вышеназванный протокол согласования не установленных нормативов потерь не может являться основанием для применения нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых.
Кассационная инстанция считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 921 утверждены "Правила об утверждении нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки" (далее - Правила), вступившие в действие с 01.01.02 и устанавливающие порядок утверждения указанных нормативов.
Пунктом 2 Правил установлено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (пункт 4 Правил).
Из приведенных правовых норм следует, что применение нулевой ставки по налогу возможно только в пределах нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных в строго определенном порядке и рассчитываемых по конкретным местам образования потерь.
В данном случае в материалах дела имеются документы, свидетельствующие об утверждении в установленном Правительством Российской Федерации порядке нормативов потерь полезных ископаемых по объектам недропользования на 2003 год, однако эти нормативы установлены для других организаций и не имеют отношения к заявителю.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что нормативы потерь полезных ископаемых по месторождениям "Каменные Борницы" и "Елизаветино - II" на 2003 год в установленном порядке не утверждены, следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, все фактические потери полезных ископаемых являются сверхнормативными и налогообложению по ставке 0 процентов не подлежат.
Таким образом, довод общества о правомерности применения нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых на основании протокола о согласовании нормативов потерь судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку противоречит приведенным нормативным актам.
По мнению кассационной инстанции, суд первой инстанции обоснованно отклонил и довод общества об отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество в 2003 году применяло льготу по налогу на добычу полезных ископаемых с нарушением порядка, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, а также пунктов 2 и 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 921, что привело к неуплате названного налога за 2003 год. С письмом об утверждении норматива потерь общество обратилось в уполномоченный орган - МПР России только 17.06.04 (том 3, лист дела 25), в то время как Правила, определяющие порядок утверждения нормативов, действуют с 01.01.02. При таких обстоятельствах следует признать, что обществом совершены виновные действия по неуплате налога.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.04 по делу N А56-13214/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карьеры Доломитов" - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи
ЗУБАРЕВА Н.А.
МАЛЫШЕВА Н.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)