Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-484/2008) индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.12.2007 по делу N А75-6336/2007 (судья Загоруйко Н.Б.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога и пени в общей сумме 3 831 руб. 44 коп.
- представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;
- установил:
Решением от 10.12.2007 по делу N А75-6336/2007 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича (далее по тексту - предприниматель Капусткин В.А., налогоплательщик) о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Межрайонная ИФНС РФ N 4 по ХМАО - Югре, налоговый орган) процентов на сумму излишне взысканного налога и пеней в размере 3 831 руб. 44 коп.
В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что списание налоговым органом 15.02.2007 средств с лицевого счета предпринимателя в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации произведено правомерно. Основанием для списания средств с лицевого счета явилось то, что после уплаты налога на игорный бизнес он не предоставил в налоговый орган налоговые декларации, что подтверждается отсутствием указанных деклараций в реестрах регистрации налоговых деклараций, документах, служащих основанием для исчисления уплаты налогов и бухгалтерской отчетности. Именно в результате противоправных действий предпринимателя на лицевом счете образовалась задолженность по налогу на игорный бизнес за апрель, май 2005 года в сумме 108 000 руб.
Также суд первой инстанции указал на то, что налоговым органом зачет и возврат произведены в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, которой не предусмотрено при возврате и зачете сумм излишне уплаченного налога начислять ни них проценты.
В апелляционной жалобе предприниматель Капусткин В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом предприниматель указывает на неправомерность списания 15.02.2007 налоговым органом денежных средств с его счета, поскольку списание произведено в нарушение пунктов 1, 3 статьи 101.3 и пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, преждевременно, до вступления в силу решения налогового органа, которым списанные суммы налога и пени начислены.
Налоговый орган в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Капусткина В.А. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на игорный бизнес за период с 01.02.2005 по 30.09.2006.
В ходе проверки налоговым органом была установлена неуплата (неполная уплата) налога на игорный бизнес за 2005 год в сумме 108 000 руб., в том числе за апрель 2005 года - 36 000 руб., за май 2005 года - 72 000 руб.
По результатам проверки налоговым органом было принято решение без номера и даты о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании: пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов, запрошенных по требованию от 20.11.2006 N 13-12-03/201, в виде штрафа в сумме 250 руб.; пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес, в виде штрафа в сумм 187 200 руб.
Также данным решением налогоплательщику было предложено уплатить 108 000 руб. налога на игорный бизнес, в том числе 36 000 руб. - за апрель 2005 года, 76 500 руб. - за май 2005 года, 13 270 руб. 18 коп. пени за его несвоевременную уплату.
Решение по результатам выездной налоговой проверки было направлено в адрес предпринимателя Капусткина В.А. посредством почтовой связи. После отправки выяснилось, что отправленному решению не присвоен номер и отсутствует дата, также обнаружена арифметическая ошибка в п. 2.1.2 при указании неуплаченной суммы налогов, а именно: вместо 308 720 руб. 18 коп. в решении ошибочно была указана сумма 493 220 руб. 18 коп.
В связи с выявленными недочетами налоговым органом предпринимателю повторно было отправлено решение по результатам проверки с присвоением номера 000092 и указанием даты решения - 22.01.2007 и откорректированной суммы.
На основании данного решения налоговым органом предпринимателю Капусткину В.А. было направлено требование N 17 об уплате налога по состоянию на 31.01.2007 в сумме 112 500 руб. и пени в сумме 13 270 руб. 18 коп.
15.02.2007, в связи с неисполнением предпринимателем требования в установленный в нем срок, налоговый орган на основании решения от 19.02.2007 N 100 взыскала налога в сумме 112 500 руб. и пени в сумме 13 270 руб. за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 06.04.2006 N 22/069 по жалобе предпринимателя решение Межрайонной ИФНС РФ N 4 по ХМАО - Югре без номера и даты о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения было отменено.
Кроме того, указанным решением отменены и пункты 2.1.2, 2.1.3 обжалуемого предпринимателем решения Межрайонной ИФНС РФ N 4 по ХМАО - Югре от 22.01.2007 N 000092 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании решения Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 06.04.2006 N 22/069, была произведена корректировка лицевого счета налогоплательщика, а именно - сторнировано начисление сумм налога в размере 108 000,00 руб. и пени в размере 13 270 руб. 18 коп. Операции по лицевому счету проведены 17.05.2007.
18.05.2007 налоговым органом было направлено предпринимателю Капусткину В.А. извещение N 5639 о принятом налоговым органом зачете излишне уплаченной суммы налога - 108 000 руб., в том числе - на штрафы 80 825 руб. 04 коп., в счет текущих платежей по налогу - 27 179 руб. 96 коп.; излишне уплаченная сумма пени - 13 270 руб. 18 коп. зачтена в счет текущих платежей по налогу - 12 107 руб. 05 коп., в счет пени прошедших периодов 1 163 руб. 13 коп.
13.08.2007 предпринимателем Капустиным В.А. в Управление Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре была направлена жалоба на бездействие Межрайонной ИФНС РФ N 4 по ХМАО - Югре и о начислении процентов на основании пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерно удержанный налог в сумме 112 500 руб. и пени в сумме 13 270 руб., снятые с его расчетного счета 15.02.2007 в соответствии с требованием от 31.01.2007 N 17.
21.09.2007 Управлением Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре было вынесено решение N 22/269 об оставлении жалобы Капусткина В.А. без удовлетворения и признании претензии о начислении процентов необоснованной.
В связи с изложенным, предприниматель Капусткин В.А. обратился в суд с требованием о взыскании с налогового органа процентов в сумме 3 831 руб. 44 коп., начисленных за период с 15.02.2007 по 17.05.2007 на сумму излишне взысканного налога в сумме 121 500 руб. и излишне взысканных пеней в сумме 13 270 руб.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований предпринимателя Капусткина В.А. отказано.
Означенное решение обжалуется предпринимателем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене исходя из следующего.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
Из приведенной нормы следует, что основанием для применения положений данной статьи является переплата налога в бюджет. В соответствии со статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налогов в бюджет производится в наличной или безналичной форме. При этом под уплатой налога - согласно статьям 45 и 60 Налогового кодекса Российской Федерации - понимается поручение налогоплательщика банку с соблюдением определенных условий на перечисление налога в соответствующие бюджеты.
В данном случае, предпринимателем уплата налога и пени в бюджет не производилась.
Как было указано выше, налог в сумме 112 500 руб. и пени в сумме 13 270 руб. были взысканы налоговым органом 15.02.2007 за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
То есть, положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся зачета и возврата излишне уплаченного налога, в данном случае не подлежат применению.
Поскольку в данном случае имеет место излишнее взыскание налоговым органом с налогоплательщика сумм налога и пени, то применению подлежит статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая вопросы возврата и зачета излишне взысканного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пункт 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканного налога.
Факт того, что налог на игорный бизнес в сумме 112 500 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 13 270 руб., взысканные налоговым органом 15.07.2007 за счет денежных средств предпринимателя, являются излишне взысканными, подтвержден материалами дела.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности взыскании 15.02.2007 указанных сумм по следующим основаниям.
Как следует из решения Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22.04.2006 N 221069 налог на игорный бизнес за апрель 2005 года в сумме 45 000 руб. и за май 2005 года в сумме 76 500 руб. был уплачен налогоплательщиком в установленный законом срок платежными поручениями, соответственно, от 16.05.2005 N 30 на сумму 45 000 руб., от 19.06.2005 N 76 на сумму 76 500 руб.
Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Таким образом, на день принятия налоговым органом решения от 22.01.2007 N 000092, которым предпринимателю доначислен налога на игорный бизнес за апрель 2005 в сумме 36 000 руб., за май 2005 года - в сумме 76 500 руб., и пени за их несвоевременную уплату в сумме 13 270 руб. 18 коп., налога на игорный бизнес за апрель и май 2005 года в указанных суммах уже был уплачен предпринимателем, в связи с чем оснований для его доначисления и предложения предпринимателю уплатить у налогового органа не имелось.
Указание суда первой инстанции и налогового органа на то, что данные суммы доначислены по вине предпринимателя, поскольку после уплаты налога он не представил налоговые декларации, является неправомерным, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации именно налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. То есть налоговый орган, независимо от представления налогоплательщиком декларации, должен был знать об уплаты предпринимателем суммы налога на игорный бизнес за апрель и май 2005 года.
В силу изложенного, с учетом того, что налог на игорный бизнес за апрель и май 2005 года был взыскан налоговым органом 15.02.2007, а возврат и зачет произведен налоговым органом 17.05.2007, то за данный период, начиная с 16.02.2007 по 17.05.2007 подлежат начислению проценты.
Однако, предпринимателем при обращении в суд неверно рассчитана сумма процентов за данный период.
Так общая сумма взыскного налога и пени, подлежащая взысканию составляет 125 770 руб. (112 500 + 13 270), период начисления процентов - 91 день, ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 10,5 процентов годовых. Таким образом, сумма процентов составляет 3 292 руб. 42 коп. (125 770 руб. x 10,5% / 365 - 91).
В силу изложенного, требования предпринимателя о взыскании процентов подлежат удовлетворению частично - в сумме 3 292 руб. 42 коп.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за обращение в суд первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 и пунктами 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.12.2007 по делу N А75-6336/2007 отменить принять по делу новый судебный акт.
Требования индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича удовлетворить частично. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, находящейся по адресу: Тюменская область, город Югорск, ул. Гастелло, 1, в пользу индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича, ИНН 862200052218, проживающего по адресу: Тюменская область, город Югорск, ул. Курчатова, 8, 3 292 руб. 42 коп. процентов, начисленных за период с 16.02.2007 по 17.05.2007, на сумму излишне взысканного налога игорный бизнес за апрель и за май 2005 года и пени, за его несвоевременную уплату; а также 50 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, находящейся по адресу: Тюменская область, город Югорск, ул. Гастелло, 1, в доход федерального бюджета 100 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2008 ПО ДЕЛУ N А75-6336/2007
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2008 г. по делу N А75-6336/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-484/2008) индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.12.2007 по делу N А75-6336/2007 (судья Загоруйко Н.Б.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога и пени в общей сумме 3 831 руб. 44 коп.
- представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;
- установил:
Решением от 10.12.2007 по делу N А75-6336/2007 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича (далее по тексту - предприниматель Капусткин В.А., налогоплательщик) о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Межрайонная ИФНС РФ N 4 по ХМАО - Югре, налоговый орган) процентов на сумму излишне взысканного налога и пеней в размере 3 831 руб. 44 коп.
В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что списание налоговым органом 15.02.2007 средств с лицевого счета предпринимателя в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации произведено правомерно. Основанием для списания средств с лицевого счета явилось то, что после уплаты налога на игорный бизнес он не предоставил в налоговый орган налоговые декларации, что подтверждается отсутствием указанных деклараций в реестрах регистрации налоговых деклараций, документах, служащих основанием для исчисления уплаты налогов и бухгалтерской отчетности. Именно в результате противоправных действий предпринимателя на лицевом счете образовалась задолженность по налогу на игорный бизнес за апрель, май 2005 года в сумме 108 000 руб.
Также суд первой инстанции указал на то, что налоговым органом зачет и возврат произведены в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, которой не предусмотрено при возврате и зачете сумм излишне уплаченного налога начислять ни них проценты.
В апелляционной жалобе предприниматель Капусткин В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом предприниматель указывает на неправомерность списания 15.02.2007 налоговым органом денежных средств с его счета, поскольку списание произведено в нарушение пунктов 1, 3 статьи 101.3 и пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, преждевременно, до вступления в силу решения налогового органа, которым списанные суммы налога и пени начислены.
Налоговый орган в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Капусткина В.А. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на игорный бизнес за период с 01.02.2005 по 30.09.2006.
В ходе проверки налоговым органом была установлена неуплата (неполная уплата) налога на игорный бизнес за 2005 год в сумме 108 000 руб., в том числе за апрель 2005 года - 36 000 руб., за май 2005 года - 72 000 руб.
По результатам проверки налоговым органом было принято решение без номера и даты о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании: пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов, запрошенных по требованию от 20.11.2006 N 13-12-03/201, в виде штрафа в сумме 250 руб.; пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес, в виде штрафа в сумм 187 200 руб.
Также данным решением налогоплательщику было предложено уплатить 108 000 руб. налога на игорный бизнес, в том числе 36 000 руб. - за апрель 2005 года, 76 500 руб. - за май 2005 года, 13 270 руб. 18 коп. пени за его несвоевременную уплату.
Решение по результатам выездной налоговой проверки было направлено в адрес предпринимателя Капусткина В.А. посредством почтовой связи. После отправки выяснилось, что отправленному решению не присвоен номер и отсутствует дата, также обнаружена арифметическая ошибка в п. 2.1.2 при указании неуплаченной суммы налогов, а именно: вместо 308 720 руб. 18 коп. в решении ошибочно была указана сумма 493 220 руб. 18 коп.
В связи с выявленными недочетами налоговым органом предпринимателю повторно было отправлено решение по результатам проверки с присвоением номера 000092 и указанием даты решения - 22.01.2007 и откорректированной суммы.
На основании данного решения налоговым органом предпринимателю Капусткину В.А. было направлено требование N 17 об уплате налога по состоянию на 31.01.2007 в сумме 112 500 руб. и пени в сумме 13 270 руб. 18 коп.
15.02.2007, в связи с неисполнением предпринимателем требования в установленный в нем срок, налоговый орган на основании решения от 19.02.2007 N 100 взыскала налога в сумме 112 500 руб. и пени в сумме 13 270 руб. за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 06.04.2006 N 22/069 по жалобе предпринимателя решение Межрайонной ИФНС РФ N 4 по ХМАО - Югре без номера и даты о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения было отменено.
Кроме того, указанным решением отменены и пункты 2.1.2, 2.1.3 обжалуемого предпринимателем решения Межрайонной ИФНС РФ N 4 по ХМАО - Югре от 22.01.2007 N 000092 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании решения Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 06.04.2006 N 22/069, была произведена корректировка лицевого счета налогоплательщика, а именно - сторнировано начисление сумм налога в размере 108 000,00 руб. и пени в размере 13 270 руб. 18 коп. Операции по лицевому счету проведены 17.05.2007.
18.05.2007 налоговым органом было направлено предпринимателю Капусткину В.А. извещение N 5639 о принятом налоговым органом зачете излишне уплаченной суммы налога - 108 000 руб., в том числе - на штрафы 80 825 руб. 04 коп., в счет текущих платежей по налогу - 27 179 руб. 96 коп.; излишне уплаченная сумма пени - 13 270 руб. 18 коп. зачтена в счет текущих платежей по налогу - 12 107 руб. 05 коп., в счет пени прошедших периодов 1 163 руб. 13 коп.
13.08.2007 предпринимателем Капустиным В.А. в Управление Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре была направлена жалоба на бездействие Межрайонной ИФНС РФ N 4 по ХМАО - Югре и о начислении процентов на основании пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерно удержанный налог в сумме 112 500 руб. и пени в сумме 13 270 руб., снятые с его расчетного счета 15.02.2007 в соответствии с требованием от 31.01.2007 N 17.
21.09.2007 Управлением Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре было вынесено решение N 22/269 об оставлении жалобы Капусткина В.А. без удовлетворения и признании претензии о начислении процентов необоснованной.
В связи с изложенным, предприниматель Капусткин В.А. обратился в суд с требованием о взыскании с налогового органа процентов в сумме 3 831 руб. 44 коп., начисленных за период с 15.02.2007 по 17.05.2007 на сумму излишне взысканного налога в сумме 121 500 руб. и излишне взысканных пеней в сумме 13 270 руб.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований предпринимателя Капусткина В.А. отказано.
Означенное решение обжалуется предпринимателем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене исходя из следующего.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
Из приведенной нормы следует, что основанием для применения положений данной статьи является переплата налога в бюджет. В соответствии со статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налогов в бюджет производится в наличной или безналичной форме. При этом под уплатой налога - согласно статьям 45 и 60 Налогового кодекса Российской Федерации - понимается поручение налогоплательщика банку с соблюдением определенных условий на перечисление налога в соответствующие бюджеты.
В данном случае, предпринимателем уплата налога и пени в бюджет не производилась.
Как было указано выше, налог в сумме 112 500 руб. и пени в сумме 13 270 руб. были взысканы налоговым органом 15.02.2007 за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
То есть, положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся зачета и возврата излишне уплаченного налога, в данном случае не подлежат применению.
Поскольку в данном случае имеет место излишнее взыскание налоговым органом с налогоплательщика сумм налога и пени, то применению подлежит статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая вопросы возврата и зачета излишне взысканного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пункт 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканного налога.
Факт того, что налог на игорный бизнес в сумме 112 500 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 13 270 руб., взысканные налоговым органом 15.07.2007 за счет денежных средств предпринимателя, являются излишне взысканными, подтвержден материалами дела.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности взыскании 15.02.2007 указанных сумм по следующим основаниям.
Как следует из решения Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22.04.2006 N 221069 налог на игорный бизнес за апрель 2005 года в сумме 45 000 руб. и за май 2005 года в сумме 76 500 руб. был уплачен налогоплательщиком в установленный законом срок платежными поручениями, соответственно, от 16.05.2005 N 30 на сумму 45 000 руб., от 19.06.2005 N 76 на сумму 76 500 руб.
Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Таким образом, на день принятия налоговым органом решения от 22.01.2007 N 000092, которым предпринимателю доначислен налога на игорный бизнес за апрель 2005 в сумме 36 000 руб., за май 2005 года - в сумме 76 500 руб., и пени за их несвоевременную уплату в сумме 13 270 руб. 18 коп., налога на игорный бизнес за апрель и май 2005 года в указанных суммах уже был уплачен предпринимателем, в связи с чем оснований для его доначисления и предложения предпринимателю уплатить у налогового органа не имелось.
Указание суда первой инстанции и налогового органа на то, что данные суммы доначислены по вине предпринимателя, поскольку после уплаты налога он не представил налоговые декларации, является неправомерным, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации именно налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. То есть налоговый орган, независимо от представления налогоплательщиком декларации, должен был знать об уплаты предпринимателем суммы налога на игорный бизнес за апрель и май 2005 года.
В силу изложенного, с учетом того, что налог на игорный бизнес за апрель и май 2005 года был взыскан налоговым органом 15.02.2007, а возврат и зачет произведен налоговым органом 17.05.2007, то за данный период, начиная с 16.02.2007 по 17.05.2007 подлежат начислению проценты.
Однако, предпринимателем при обращении в суд неверно рассчитана сумма процентов за данный период.
Так общая сумма взыскного налога и пени, подлежащая взысканию составляет 125 770 руб. (112 500 + 13 270), период начисления процентов - 91 день, ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 10,5 процентов годовых. Таким образом, сумма процентов составляет 3 292 руб. 42 коп. (125 770 руб. x 10,5% / 365 - 91).
В силу изложенного, требования предпринимателя о взыскании процентов подлежат удовлетворению частично - в сумме 3 292 руб. 42 коп.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за обращение в суд первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 и пунктами 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.12.2007 по делу N А75-6336/2007 отменить принять по делу новый судебный акт.
Требования индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича удовлетворить частично. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, находящейся по адресу: Тюменская область, город Югорск, ул. Гастелло, 1, в пользу индивидуального предпринимателя Капусткина Валерия Александровича, ИНН 862200052218, проживающего по адресу: Тюменская область, город Югорск, ул. Курчатова, 8, 3 292 руб. 42 коп. процентов, начисленных за период с 16.02.2007 по 17.05.2007, на сумму излишне взысканного налога игорный бизнес за апрель и за май 2005 года и пени, за его несвоевременную уплату; а также 50 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, находящейся по адресу: Тюменская область, город Югорск, ул. Гастелло, 1, в доход федерального бюджета 100 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)