Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.12.2006 ПО ДЕЛУ N А66-2770/2006

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 4 декабря 2006 года Дело N А66-2770/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Пастуховой М.В., при участии от открытого акционерного общества "Пятая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" Карташова Н.В. (доверенность от 23.11.2006 N 433), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области Савинковой Е.И. (доверенность от 06.06.2006 N 03-05/6640) и Короп М.К.К. (доверенность от 28.11.2006 N 03-02/17239), рассмотрев 04.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.07.2006 по делу N А66-2770/2006 (судья Бачкина Е.А.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Конаковская ГРЭС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области (далее - инспекция), выразившегося в отказе (письмо от 04.04.2006 N 01-07/3368) внести изменения в решение правопредшественника - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Конаковскому району Тверской области от 14.09.2001 N 4 (в редакции решения от 05.03.2003 N 43) о включении дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 54250000 руб. в состав задолженности по пеням и штрафам по налогу на прибыль с соответствующим изменением графиков погашения задолженности по пеням и штрафам от 26.09.2003 по федеральному, региональному и местному бюджетам; исключении дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 54250000 руб. из состава недоимки по федеральным налогам и сборам с соответствующей отменой графиков погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль от 26.09.2003 в федеральный, региональный и местный бюджеты, а также обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения изменений в решение инспекции от 14.09.2001 N 4 (в редакции решения от 05.03.2003 N 43) в части включения дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 54250000 руб. в состав задолженности по пеням и штрафам по налогу на прибыль с соответствующим изменением графиков погашения задолженности по пеням и штрафам от 26.09.2003 по федеральному, региональному и местному бюджетам; исключения дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 54250000 руб. из состава недоимки по федеральным налогам и сборам с соответствующей отменой графиков погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль от 26.09.2003 в федеральный, региональный и местный бюджеты (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 27.04.2006 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией произведена замена открытого акционерного общества "Конаковская ГРЭС" на открытое акционерное общество "Пятая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии".
Решением суда от 18.07.2006 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятое решение и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, дополнительные платежи по налогу на прибыль являются налоговыми, не относятся к пеням и штрафам и не подлежат списанию в составе графика погашения задолженности по пеням и штрафам.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а принятый судебный акт - без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция в соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (далее - Порядок проведения реструктуризации), рассмотрев документы ОАО "Конаковская ГРЭС" о предоставлении обществу права на реструктуризацию, 14.09.2001 приняла решение N 4 "О реструктуризации задолженности общества по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам перед бюджетами всех уровней и предоставлении рассрочки по их уплате", в соответствии с которым был утвержден график погашения имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам, пеням и штрафам. Сумма 54250000 руб. дополнительных платежей по налогу на прибыль была включена в сумму задолженности по пеням и штрафам.
Общество погасило основную часть задолженности по налогам и сборам к 01.09.2002, в связи с чем налоговый орган в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании сумм задолженности по пеням и штрафам" вынес решение от 26.09.2002 N 5 о списании 190047622 руб. 50 коп. задолженности общества по пеням и штрафам, в том числе сумм дополнительных платежей.
Инспекция 05.03.2003 приняла решение N 43, в соответствии с которым сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль была исключена из суммы реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, включена в состав основной задолженности по налогам и сборам и отражена в графике реструктуризации как задолженность по налогам.
Общество не согласилось с решением инспекции от 05.03.2003 N 43, изменившим решение от 14.09.2001 N 4, и направило в налоговый орган заявление от 23.03.2006 N 440 с просьбой внести изменения в решение от 14.09.2001 N 4 (в редакции решения от 05.03.2003 N 43), включив дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 54250000 руб. в состав задолженности по пеням и штрафам по налогу на прибыль с соответствующим изменением графиков погашения задолженности по пеням и штрафам и исключив указанную сумму дополнительных платежей из состава недоимки по федеральным налогам и сборам с соответствующим изменением графиков погашения задолженности по налогу на прибыль.
Поскольку налоговый орган письмом от 04.04.2006 N 01-07/3368 отказался вносить такие изменения, сославшись на то, что дополнительные платежи являются налоговыми и не относятся к пеням и штрафам, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие налогового органа и удовлетворил заявление общества.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого судебного акта и удовлетворения жалобы налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 Порядка проведения реструктуризации реструктуризации подлежит задолженность по обязательным платежам в бюджет, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на ее реструктуризацию.
Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или задолженностью по пеням и штрафам.
Согласно пункту 4 Порядка проведения реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России установлен статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Указанные проценты начисляются на разницу между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли за отчетный период, и авансовыми платежами, внесенными в этот период.
Первоначально сумма процентов при реструктуризации задолженности общества перед федеральным бюджетом учитывалась инспекцией в сумме задолженности по пеням и штрафам и таким же образом была отражена в графике погашения задолженности.
В кассационной жалобе инспекция указала на то, что решением от 05.03.2003 N 43 устранены ошибки в решении налогового органа от 14.09.2001 N 4 путем перенесения суммы процентов по налогу на прибыль в график погашения основной задолженности.
Вместе с тем из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О, на которые ссылается инспекция, не следует, что суммы процентов, начисляемые на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми платежами, относятся к основной задолженности по налогам и сборам.
Отнесение суммы процентов к сумме основной задолженности нельзя признать правомерным.
Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15242/04.
При включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на эти дополнительные платежи начисляются проценты в соответствии с пунктом 4 Порядка рефинансирования задолженности, согласно которому с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу названного Порядка. В результате дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов.
Включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 Порядка рефинансирования задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и кассационная инстанция не находит оснований для его отмены или изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 18.07.2006 по делу N А66-2770/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ЛОМАКИН С.А.

Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ПАСТУХОВА М.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)