Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2012 N 18АП-1802/2012 ПО ДЕЛУ N А47-7323/2011

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2012 г. N 18АП-1802/2012

Дело N А47-7323/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Толкунова В.М., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Старковой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Пассажирская транспортная компания "Орскгортранс" Администрации г. Орска на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 января 2012 года по делу N А47-7323/2011 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - Савинов И.Ю. (доверенность от 11.01.2012 N 05-12/00174), Гераскина А.К. (доверенность от 12.03.2011 N 05-12/).
Муниципальное унитарное предприятие "Пассажирская транспортная компания "Орскгортранс" Администрации г. Орска (далее - заявитель, налоговый агент, МУП "ПТК "Орскгортранс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения от 31.03.2011 N 18-24/09597, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по г. Орску).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.01.2012 по настоящему делу требования МУП "ПТК "Орскгортранс" удовлетворены частично. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части:
- - предложения уплаты недоимки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 140 364 руб. (п. 3.1 резолютивной части решения налогового органа);
- - предложения удержания и перечисления в бюджет суммы неудержанного НДФЛ в размере 8996 руб., в том числе за 2008 г. - 6500 руб., за 2009 г. - 2496 руб. (п. 3.4 резолютивной части решения налогового органа);
- - абз. 1 п. 4 резолютивной части решения налогового органа: "удержать доначисленную сумму налога в размере 8966 руб. непосредственно из доходов налогоплательщика при очередной выплате дохода в денежной форме, с учетом положений п. 4 ст. 226 НК РФ".
В остальной части в удовлетворении заявленных требований налоговому агенту отказано.
Не согласившись с принятым арбитражным судом первой инстанции решением в части отказа в признания недействительным решения от 31.03.2011 N 18-24/09597, вынесенного Инспекцией ФНС России по г. Орску, налоговый агент обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт в соответствующей части отменить. По мнению МУП "ПТК "Орскгортранс", арбитражным судом первой инстанции необоснованно не учтены доводы налогового агента о том, что, помимо 140 364 руб. недоимки по НДФЛ, МУП "ПТК "Орскгортранс" в бюджет также был перечислен налог на доходы физических лиц в общей сумме 490 364 руб., что подтверждено представленными в материалы дела N А47-7323/2011 Арбитражного суда Оренбургской области при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, копиями 14 платежных поручений.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, указывая на недоказанность МУП "ПТК "Орскгортранс", факта перечисления в бюджет НДФЛ в сумме 490 364 руб.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не прибыл.
С учетом мнения представителей налогового органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется судом апелляционной инстанции, с учетом доводов апелляционной жалобы, в фактически обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены в обжалуемой части решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области проведена выездная налоговая проверка муниципального унитарного предприятия "Пассажирская транспортная компания "Орскгортранс" Администрации г. Орска. По результатам проверки составлен акт от 05.03.2011 N 18-24/303дсп и вынесено решение от 31.03.2011 N 18-24/09597 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 19 - 29). Указанным решением МУП "ПТК "Орскгортранс" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной: ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), штрафам в сумме 79 927 руб. 90 коп. за неправомерное неполное перечисление сумм НДФЛ налоговым агентом за 2008 - 2010 гг. (пп. 1 п. 1); ст. 123 НК РФ, штрафам в сумме 1799 руб. 20 коп. за неправомерное неудержание и неперечисление налоговым агентом сумм НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению за 2008 - 2010 гг. (пп. 1 п. 1); п. 1 ст. 126 НК РФ, штрафам в сумме 200 руб. за непредставление в налоговый орган необходимых сведений (пп. 2 п. 1). Пунктом 2 резолютивной части решения налогового органа МУП "ПТК "Орскгортранс" начислены пени по НДФЛ, составившие 4 869 598 руб. 62 коп., а, пунктом 3.1 резолютивной части решения от 31.03.2011 N 18-24/09597 налоговому агенту предложено уплатить удержанный, но неперечисленный в бюджет налог на доходы физических лиц за 2008 - 2010 гг. в общей сумме 20 122 339 руб. Помимо изложенного, пунктом 3.4 резолютивной части данного решения МУП "ПТК "Орскгортранс" предложено удержать и перечислить в бюджет сумму неудержанного НДФЛ в размере 8996 руб., в том числе за 2008 г. - 6500 руб., за 2009 г. - 2496 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 27.07.2011 N 16-15/09982 решение нижестоящего налогового органа утверждено, а, апелляционная жалоба налогового агента оставлена без удовлетворения (т. 1, л.д. 30 - 35).
Основанием для предложения налоговому агенту уплаты (перечисления) в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, послужил установленный Инспекцией ФНС России по г. Орску в ходе мероприятий налогового контроля, факт неперечисления МУП "ПТК "Орскгортранс" в бюджет сумм удержанного налога. Описание установленного заинтересованным лицом налогового правонарушения приведено в п. 1.2 мотивировочной части решения Инспекции ФНС России по г. Орску от 31.03.2011 N 18-24/09597 (т. 1, л.д. 22 - 25), при этом сам факт неперечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц, МУП "ПТК "Орскгортранс" не оспаривается.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования МУП "ПТК "Орскгортранс" в части признания недействительным решения налогового органа, касающегося предложения уплаты (перечисления) налоговым агентом НДФЛ в сумме 140 364 руб., сослался на то, что в данном случае указанная сумма была перечислена налоговым агентом в бюджет по факту составления Инспекцией ФНС России по г. Орску акта выездной налоговой проверки, что нашло в свою очередь, отражение в решении Инспекции ФНС России по г. Орску от 31.03.2011 N 18-24/09597 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 23, 24), - в связи с чем, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для повторного предложения к уплате (перечислению) данной суммы в бюджет, в резолютивной части решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Перечень платежных поручений, которыми МУП "ПТК "Орскгортранс" произвело перечисление сумм задолженности по НДФЛ также приведен в мотивировочной части решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно: от 03.03.2011 N 376 на сумму 20 169 руб.; от 04.03.2011 N 381 на сумму 12 574 руб.; от 15.03.2011 N 409 на сумму 12 249 руб.; от 15.03.2011 N 410 на сумму 5625 руб.; от 16.03.2011 N 428 на сумму 14 365 руб.; от 17.03.2011 N 435 на сумму 7710 руб.; от 17.03.2011 N 436 на сумму 6228 руб.; от 18.03.2011 N 444 на сумму 19 942 руб.; от 21.03.2011 N 437 на сумму 306 руб.; от 24.03.2011 N 470 на сумму 5702 руб.; от 24.03.2011 N 473 на сумму 10 124 руб.; от 25.03.2011 N 478 на сумму 8024 руб.; от 29.03.2011 N 492 на сумму 4105 руб.; от 29.03.2011 N 493 на сумму 10 640 руб.; от 29.03.2011 N 494 на сумму 2601 руб.
Копии вышеперечисленных платежных поручений представлены в материалы дела N А47-7323/2011 Арбитражного суда Оренбургской области при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (т. 5, л.д. 26, 27, 29, 30 - 39).
При этом арбитражный суд первой инстанции не принял в качестве доказательств уплаты (перечисления) налоговым агентом задолженности по налогу на доходы физических лиц представленные заявителем платежные поручения от 25.03.2011 N 487 на сумму 200 000 руб. и от 31.03.2011 N 510 на сумму 150 000 руб., - указав на то, что данные платежные документы не подтверждают факт уплаты МУП "ПТК "Орскгортранс" задолженности по НДФЛ за 2008 - 2010 гг.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными и соответствуют фактическим обстоятельствам.
В материалах дела N А47-7323/2011 Арбитражного суда Оренбургской области имеются копии следующих документов:
- - платежного поручения от 25.03.2011 N 487 на сумму 200 000 руб., содержащего в числе прочих реквизиты "ТП", "КВ.04.2010", "21.03.2011", "НС", и формулировку платежа "Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ" (т. 5, л.д. 28);
- - информационной базы налогового органа в отношении всех платежей МУП "ПТК "Орскгортранс" по НДФЛ за период с 03.03.2011 по 31.03.2011, включая текущий платеж за февраль 2011 года по платежному поручению от 31.03.2010 N 510 (т. 5, л.д. 64, 66), - согласно которому сумма 150 000 руб. перечислена с указанием реквизитов "ТП", "МС.02.2011", "31.03.2011", "НС".
Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к приказу Минфина России от 24.11.2004 N 106Н) в числе прочего установлено следующее.
Согласно п. 5 вышеупомянутых Правил, в поле 106 платежного поручения указывается показатель основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения, в том числе "ТП" - платежи текущего года.
В поле 107 указывается показатель налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точками (".").
Показатель используется для указания периодичности уплаты налога (сбора) или конкретной даты уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, - "число.месяц.год".
Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.
Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом:
- "МС" - месячные платежи;
- "КВ" - квартальные платежи;
- "ПЛ" - полугодовые платежи;
- "ГД" - годовые платежи.
Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплате доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа. В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налога (сбора) (п. 6 Правил).
В поле 110 указывается показатель типа платежа, который имеет два знака и может принимать следующие значения: "НС" - уплата налога или сбора (п. 9 Правил).
В поле "Назначение платежа" (24) расчетного документа допускается указание дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа (п. 10 Правил).
Таким образом, с учетом данных, отраженных МУП "ПТК "Орскгортранс" в платежных поручениях от 25.03.2011 N 487 на сумму 200 000 руб. и от 31.03.2011 N 510 на сумму 150 000 руб., налоговый орган на законных основаниях не отнес перечисленные заявителем денежные средства к перечислению задолженности по НДФЛ за 2008 - 2010 гг., учитывая, что в первом случае произведена оплата налога на добавленную стоимость, а, во втором случае произведена оплата налога на доходы физических лиц за февраль 2011 года.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что назначенная арбитражным судом первой инстанции по ходатайству МУП "ПТК "Орскгортранс" сверка по налогам не произведена между лицами, участвующими в деле, по причине бездействия заявителя, кроме того, налоговый агент не представил по требованию арбитражного суда первой инстанции, как подлинные платежные поручения в подтверждение частичного погашения задолженности по НДФЛ МУП "ПТК "Орскгортранс", так и копию платежного поручения от 31.03.2011 N 510.
Наличие положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не освобождает при этом заявителя от обязанности по доказыванию тех обстоятельств, на наличие которых последний ссылается, как на основание заявленных требований.
Помимо изложенного, в силу условий ч. 1 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Поскольку МУП "ПТК "Орскгортранс" не представлено доказательств уплаты задолженности по НДФЛ в суммах 200 000 руб. и 150 000 руб., арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал налоговому агенту в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы МУП "ПТК "Орскгортранс" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 января 2012 года по делу N А47-7323/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Пассажирская транспортная компания "Орскгортранс" Администрации г. Орска - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Пассажирская транспортная компания "Орскгортранс" Администрации г. Орска в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
В.М.ТОЛКУНОВ
Ю.А.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)