Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 12 мая 2006 года Дело N А56-28265/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А., при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "Мерлони Термосанитари Русь" - Выговской Н.О. (доверенность от 31.08.2005) и Логинова П.С. (доверенность от 31.08.2005), рассмотрев 11.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2005 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2006 (судьи Шульга Л.А., Старовойтова О.Р., Фокина Е.А.) по делу N А56-28265/2005,
Общество с ограниченной ответственностью "Мерлони Термосанитари Русь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 27.06.2005 N 82.
Решением суда первой инстанции от 22.09.2005, оставленным в силе постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2006, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и вынести новое решение - об отказе в удовлетворении требования заявления. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы налогового законодательства, а именно Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон "О налоге на прибыль"), статей 247, 274, 284, 286 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Ленинградской области от 22.07.97 N 24-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (далее - Закон N 24-ОЗ), поскольку статья 7 Закона N 24-ОЗ, которой установлена льгота по налогу на прибыль, решением Ленинградского областного суда от 04.11.2004 по делу N 3-188/2004 признана не соответствующей федеральному законодательству и не действующей с 01.01.2004. Это решение областного суда оставлено в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2005 N 33-Г05-2.
В судебном заседании представители общества просили оставить в силе судебные акты, принятые по настоящему делу.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция провела проверку декларации общества по налогу на прибыль за 2004 год. В данной декларации налогоплательщик заявил льготу по налогу на приведенную прибыль в размере 4% в части, поступающей в бюджет Ленинградской области в соответствии со статьей 7 Закона N 24-ОЗ. По результатам проверки инспекция вынесла решение от 27.06.2005 N 82 о доначислении обществу 896178 руб. налога на прибыль и привлечении его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 30845 руб. штрафа. Основанием для вынесения решения послужил вывод инспекции о том, что согласно статье 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 163-ФЗ) дополнительные льготы по налогу на прибыль в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, установленные в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль", действуют до окончания срока, на который они были предоставлены органами субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.07.2001, но не позднее 01.01.2004. Следовательно, у общества отсутствуют основания для применения льготы по налогу на прибыль в 2004 году. Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Как видно из материалов дела, общество и Правительство Ленинградской области в лице Губернатора Ленинградской области Сердюкова В.П. заключили договор от 22.12.2003 "Об осуществлении инвестиционной деятельности в Ленинградской области". Согласно указанному договору общество осуществляет инвестирование в развитие промышленности на территории Ленинградской области в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта "Строительство завода по производству электрических водонагревателей малой и большой емкости".
Суд кассационной инстанции считает неправомерной ссылку инспекции в решении от 27.06.2005 N 82 на положения Закона N 163-ФЗ, поскольку общество заявило право на льготу по налогу на прибыль только с 01.01.2004; причем налогоплательщиком заявлена льгота, предусмотренная не Законом "О налоге на прибыль", а пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 5 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная вышеуказанным пунктом налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13 процентов.
Общество в налоговой декларации заявило льготу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ (в редакции Закона Ленинградской области от 25.11.2003 N 100-ОЗ). Согласно данной норме при осуществлении инвестиционной деятельности для инвесторов устанавливаются следующие ставки по налогам, зачисляемым в бюджет Ленинградской области:
а) на срок фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный срок окупаемости инвестиционных затрат, предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта): по налогу на прибыль организаций - 13,5 процента;
б) на двухлетний период после наступления срока фактической окупаемости инвестиционных затрат: по налогу на прибыль организаций - 13,5 процента при объеме инвестиций, превышающем (в рублевом эквиваленте) один миллион долларов США.
В пункте 2 статьи 7 Закона N 24-ОЗ указано, что "устанавливаемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ставки налога на прибыль организаций применяются исключительно в отношении приведенной прибыли".
В кассационной жалобе инспекция ссылается на решение Ленинградского областного суда от 04.11.2004 N 3-188/2004, оставленное в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2005 N 33-Г05-2. Этим решением Ленинградского областного суда от 04.11.2004 признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с 1 января 2004 года статья 7 Областного закона от 22 июля 1997 года N 24-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (в редакции Областного закона от 22 июля 2003 года N 57-ОЗ, с изменениями, внесенными Областными законами от 25 ноября 2003 года N 100-ОЗ, от 12 марта 2004 года N 18-ОЗ и от 8 октября 2004 года N 75-ОЗ). Кассационная коллегия принимает во внимание, что в решении Ленинградского областного суда от 04.11.2004 рассматривался вопрос применения дополнительных налоговых льгот в соответствии со смыслом статьи 6 Закона "О налоге на прибыль" в свете изменений, внесенных в данную норму статьей 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ и абзацем десятым статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ. В данном же случае речь идет об установленном пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации праве субъектов Российской Федерации понижать до тринадцати процентов ставку налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. Изменения, внесенные в статью 6 Закона "О налоге на прибыль", не имеют значения применительно к налогообложению общества в 2004 году, поскольку данный налоговый период является первым налоговым периодом, в котором общество применило рассматриваемую льготу по налогу на прибыль.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание положения статьи 1 Закона Ленинградской области от 16.06.2005 N 46-ОЗ "О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области". Данной статьей законодатель понизил в 2004 году ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, до 13 процентов для инвесторов в период применения режима наибольшего благоприятствования в соответствии с Законом N 24-ОЗ (в редакции Закона Ленинградской области от 22.07.2003 N 57-ОЗ с последующими изменениями):
- на срок фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный срок окупаемости инвестиционных затрат, предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта);
- на двухлетний период после наступления срока фактической окупаемости инвесторам, выручка которых не менее чем на 90 процентов формируется за счет выручки от осуществления ими инвестиционной деятельности в соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности.
В статье 3 Закона Ленинградской области от 16.06.2005 N 46-ОЗ указано, что "действие статьи 1 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года". Суд кассационной инстанции считает, что общество имело право на рассматриваемую льготу по налогу на прибыль в 2004 году в связи с прямым указанием в приведенной норме областного Закона на период действия этого Закона. Кроме того, статья 1 Закона Ленинградской области от 16.06.2005 N 46-ОЗ улучшает положение налогоплательщика и имеет обратную силу в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В налоговом периоде, в котором общество применило налоговую льготу (2004 год), решение Ленинградского областного суда от 04.11.2004 N 3-188/2004 еще не вступило в законную силу, поскольку данный судебный акт был обжалован, а определение Верховного Суда Российской Федерации об оставлении названного решения в силе принято 02.03.2005.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2006 по делу N А56-28265/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.05.2006 ПО ДЕЛУ N А56-28265/2005
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2006 года Дело N А56-28265/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А., при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "Мерлони Термосанитари Русь" - Выговской Н.О. (доверенность от 31.08.2005) и Логинова П.С. (доверенность от 31.08.2005), рассмотрев 11.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2005 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2006 (судьи Шульга Л.А., Старовойтова О.Р., Фокина Е.А.) по делу N А56-28265/2005,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мерлони Термосанитари Русь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 27.06.2005 N 82.
Решением суда первой инстанции от 22.09.2005, оставленным в силе постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2006, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и вынести новое решение - об отказе в удовлетворении требования заявления. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы налогового законодательства, а именно Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон "О налоге на прибыль"), статей 247, 274, 284, 286 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Ленинградской области от 22.07.97 N 24-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (далее - Закон N 24-ОЗ), поскольку статья 7 Закона N 24-ОЗ, которой установлена льгота по налогу на прибыль, решением Ленинградского областного суда от 04.11.2004 по делу N 3-188/2004 признана не соответствующей федеральному законодательству и не действующей с 01.01.2004. Это решение областного суда оставлено в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2005 N 33-Г05-2.
В судебном заседании представители общества просили оставить в силе судебные акты, принятые по настоящему делу.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция провела проверку декларации общества по налогу на прибыль за 2004 год. В данной декларации налогоплательщик заявил льготу по налогу на приведенную прибыль в размере 4% в части, поступающей в бюджет Ленинградской области в соответствии со статьей 7 Закона N 24-ОЗ. По результатам проверки инспекция вынесла решение от 27.06.2005 N 82 о доначислении обществу 896178 руб. налога на прибыль и привлечении его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 30845 руб. штрафа. Основанием для вынесения решения послужил вывод инспекции о том, что согласно статье 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 163-ФЗ) дополнительные льготы по налогу на прибыль в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, установленные в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль", действуют до окончания срока, на который они были предоставлены органами субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.07.2001, но не позднее 01.01.2004. Следовательно, у общества отсутствуют основания для применения льготы по налогу на прибыль в 2004 году. Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Как видно из материалов дела, общество и Правительство Ленинградской области в лице Губернатора Ленинградской области Сердюкова В.П. заключили договор от 22.12.2003 "Об осуществлении инвестиционной деятельности в Ленинградской области". Согласно указанному договору общество осуществляет инвестирование в развитие промышленности на территории Ленинградской области в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта "Строительство завода по производству электрических водонагревателей малой и большой емкости".
Суд кассационной инстанции считает неправомерной ссылку инспекции в решении от 27.06.2005 N 82 на положения Закона N 163-ФЗ, поскольку общество заявило право на льготу по налогу на прибыль только с 01.01.2004; причем налогоплательщиком заявлена льгота, предусмотренная не Законом "О налоге на прибыль", а пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 5 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная вышеуказанным пунктом налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13 процентов.
Общество в налоговой декларации заявило льготу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ (в редакции Закона Ленинградской области от 25.11.2003 N 100-ОЗ). Согласно данной норме при осуществлении инвестиционной деятельности для инвесторов устанавливаются следующие ставки по налогам, зачисляемым в бюджет Ленинградской области:
а) на срок фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный срок окупаемости инвестиционных затрат, предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта): по налогу на прибыль организаций - 13,5 процента;
б) на двухлетний период после наступления срока фактической окупаемости инвестиционных затрат: по налогу на прибыль организаций - 13,5 процента при объеме инвестиций, превышающем (в рублевом эквиваленте) один миллион долларов США.
В пункте 2 статьи 7 Закона N 24-ОЗ указано, что "устанавливаемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ставки налога на прибыль организаций применяются исключительно в отношении приведенной прибыли".
В кассационной жалобе инспекция ссылается на решение Ленинградского областного суда от 04.11.2004 N 3-188/2004, оставленное в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2005 N 33-Г05-2. Этим решением Ленинградского областного суда от 04.11.2004 признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с 1 января 2004 года статья 7 Областного закона от 22 июля 1997 года N 24-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (в редакции Областного закона от 22 июля 2003 года N 57-ОЗ, с изменениями, внесенными Областными законами от 25 ноября 2003 года N 100-ОЗ, от 12 марта 2004 года N 18-ОЗ и от 8 октября 2004 года N 75-ОЗ). Кассационная коллегия принимает во внимание, что в решении Ленинградского областного суда от 04.11.2004 рассматривался вопрос применения дополнительных налоговых льгот в соответствии со смыслом статьи 6 Закона "О налоге на прибыль" в свете изменений, внесенных в данную норму статьей 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ и абзацем десятым статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ. В данном же случае речь идет об установленном пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации праве субъектов Российской Федерации понижать до тринадцати процентов ставку налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. Изменения, внесенные в статью 6 Закона "О налоге на прибыль", не имеют значения применительно к налогообложению общества в 2004 году, поскольку данный налоговый период является первым налоговым периодом, в котором общество применило рассматриваемую льготу по налогу на прибыль.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание положения статьи 1 Закона Ленинградской области от 16.06.2005 N 46-ОЗ "О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области". Данной статьей законодатель понизил в 2004 году ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, до 13 процентов для инвесторов в период применения режима наибольшего благоприятствования в соответствии с Законом N 24-ОЗ (в редакции Закона Ленинградской области от 22.07.2003 N 57-ОЗ с последующими изменениями):
- на срок фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный срок окупаемости инвестиционных затрат, предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта);
- на двухлетний период после наступления срока фактической окупаемости инвесторам, выручка которых не менее чем на 90 процентов формируется за счет выручки от осуществления ими инвестиционной деятельности в соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности.
В статье 3 Закона Ленинградской области от 16.06.2005 N 46-ОЗ указано, что "действие статьи 1 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года". Суд кассационной инстанции считает, что общество имело право на рассматриваемую льготу по налогу на прибыль в 2004 году в связи с прямым указанием в приведенной норме областного Закона на период действия этого Закона. Кроме того, статья 1 Закона Ленинградской области от 16.06.2005 N 46-ОЗ улучшает положение налогоплательщика и имеет обратную силу в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В налоговом периоде, в котором общество применило налоговую льготу (2004 год), решение Ленинградского областного суда от 04.11.2004 N 3-188/2004 еще не вступило в законную силу, поскольку данный судебный акт был обжалован, а определение Верховного Суда Российской Федерации об оставлении названного решения в силе принято 02.03.2005.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2006 по делу N А56-28265/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КОРПУСОВА О.А.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
САМСОНОВА Л.А.
КОРПУСОВА О.А.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
САМСОНОВА Л.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)