Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 июня 2003 года Дело N А56-38653/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Сергеевой И.В., при участии в судебном заседании от ОАО "Лесинвест" Гранникова Ф.К. (доверенность от 10.01.2003), Колб М.В. (доверенность от 25.06.2002), Золотарева О.Л. (доверенность от 25.06.2002), от КУГИ Валдайцевой В.Р. (доверенность от 23.08.2002), рассмотрев 19.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2003 по делу N А56-38653/02 (судья Захарова М.В.),
Открытое акционерное общество "Лесинвест" (далее - ОАО "Лесинвест") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 2183 кв.м (кадастровый номер 78:1652:5), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, улица 10-я Красноармейская, дом 19.
Определением от 27.12.2002 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗУ).
Определением от 03.02.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА).
Решением от 21.02.2003 суд обязал КУГИ заключить с ОАО "Лесинвест" договор купли-продажи земельного участка площадью 2183 кв.м, кадастровый номер 78:1652:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, улица 10-я Красноармейская, дом 19, на условиях проекта договора, представленного истцом, с учетом протокола разногласий, согласованного представителями сторон, установив цену продажи в размере 843183,75 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе КУГИ просит отменить решение и отказать в иске, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы полагает, что он не является надлежащим продавцом спорного участка, и, кроме того, он не согласен с утвержденной судом ценой продажи.
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал кассационную жалобу.
Представители ОАО "Лесинвест" против удовлетворения жалобы возражали.
КЗРиЗУ и КГА надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Лесинвест" принадлежит на праве собственности нежилое строение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица 10-я Красноармейская, дом 19, литера А, и объект нежилого фонда, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица 10-я Красноармейская, дом 19, литера Б1, о чем имеются свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 08.09.95 серии ДГ N 0000224 и от 19.06.97 серии ЮИ N 008620.
Истец как собственник строений на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено названное имущество. В связи с этим и в соответствии с пунктом 5 названной нормы кодекса ОАО "Лесинвест" обратилось в КУГИ с заявлением от 14.10.2002 о приобретении права собственности на спорный земельный участок.
Поскольку в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации КУГИ в двухнедельный срок не подготовил проект договора купли-продажи земельного участка и не направил его истцу, ОАО "Лесинвест" направило в адрес КУГИ претензию и проект договора купли-продажи земельного участка. В связи с неполучением от КУГИ акцепта ОАО "Лесинвест" на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" с даты вступления в силу названного закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного закона собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Аналогичное право собственников зданий, строений, сооружений предусмотрено пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" в отличие от ранее действовавших законов, регулировавших подобные отношения, не содержит положений о фондах имущества как продавцах государственного и муниципального имущества, за исключением указания в пункте 1 статьи 6 на то, что Правительство Российской Федерации может поручить выполнение функции по продаже приватизируемого имущества от его имени специализированному государственному учреждению.
В то же время пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о продаже земельного участка и подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков.
То, что именно КУГИ предоставляет земельные участки на условиях договора аренды организациям-собственникам объектов недвижимости, участвующими в деле лицами не оспаривается. Это право подтверждается и пунктами 2.17, 2.18, 3.12 Положения о Комитете по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - Территориальном агентстве Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 02.12.94 N 1218-р, и пунктом 2 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга "О структуре Администрации Санкт-Петербурга".
ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" к органам, перечисленным в пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не может быть отнесено в силу его правового статуса.
В связи с изложенным истец обоснованно обратился с иском к КУГИ, не выполнившему свою обязанность по принятию решения и подготовке проекта договора в двухнедельный срок. Таким образом, суд, сделав обоснованный вывод о наличии у истца права выкупа земельного участка, правомерно указал в качестве лица, обязанного заключить договор, КУГИ.
Довод КУГИ о том, что спорный земельный участок не может являться самостоятельным предметом договора купли-продажи, поскольку границы земельного участка пересекают первичный объект недвижимости, находящийся в собственности истца, противоречит нормам материального права. Земельное законодательство Российской Федерации не содержит норм, запрещающих определение границ и приватизацию земельных участков в связи с пересечением их границами первичного объекта недвижимости.
Что касается определения цены выкупа земельного участка, то согласно статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена земли устанавливается субъектом Российской Федерации. Распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 20.11.2001 N 1191-ра цена за 1 кв.м установлена в ставках земельного налога по административным зонам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий. Для зоны градостроительной ценности, в которой находится выкупаемый земельный участок, названным распоряжением цена продажи земли установлена равной 30-кратной ставке земельного налога за 1 кв.м.
Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге установлены Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге". В соответствии с данным законом ставка земельного налога для зоны градостроительной ценности, в которой расположен выкупаемый участок, составляет 12,875 руб. за 1 кв.м.
Суд пришел к правильному выводу о том, что ставки земельного налога в Санкт-Петербурге устанавливаются соответствующим законом Санкт-Петербурга, однако необоснованно не применил поправочный коэффициент к ставке земельного налога, установленный Законом Санкт-Петербурга "О бюджете на 2003 год".
Поскольку определение размера ставки земельного налога относится к компетенции субъекта Российской Федерации, то при определении стоимости земельного участка в Санкт-Петербурге необходимо учитывать коэффициент к ставке земельного налога, устанавливаемый субъектом Российской Федерации. В данном случае Санкт-Петербург действует в пределах полномочий, предоставленных ему Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О плате за землю", Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", и вправе устанавливать поправочные коэффициенты, а это влечет изменение самой ставки земельного налога.
В силу статей 16 и 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является год. На основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акт законодательства о налогах вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Данный вывод подтверждается и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-п "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".
Согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 18.11.2002 N 535-56 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, применяются в 2003 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 8,64.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам, действующим в момент его заключения. Поскольку договор купли-продажи заключается на основании судебного решения, суд должен применять нормативные акты на момент вынесения решения.
С учетом изложенного цена выкупа спорного земельного участка составляет: 2183 кв.м х 12,875 руб. х 30 х 8,64 = 7285107,6 руб.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установления цены выкупа.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2003 по делу N А56-38653/02 в части установления выкупной цены изменить. Установить цену выкупа земельного участка в размере 7285107,6 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2003 N А56-38653/02
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2003 года Дело N А56-38653/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Сергеевой И.В., при участии в судебном заседании от ОАО "Лесинвест" Гранникова Ф.К. (доверенность от 10.01.2003), Колб М.В. (доверенность от 25.06.2002), Золотарева О.Л. (доверенность от 25.06.2002), от КУГИ Валдайцевой В.Р. (доверенность от 23.08.2002), рассмотрев 19.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2003 по делу N А56-38653/02 (судья Захарова М.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Лесинвест" (далее - ОАО "Лесинвест") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 2183 кв.м (кадастровый номер 78:1652:5), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, улица 10-я Красноармейская, дом 19.
Определением от 27.12.2002 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗУ).
Определением от 03.02.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА).
Решением от 21.02.2003 суд обязал КУГИ заключить с ОАО "Лесинвест" договор купли-продажи земельного участка площадью 2183 кв.м, кадастровый номер 78:1652:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, улица 10-я Красноармейская, дом 19, на условиях проекта договора, представленного истцом, с учетом протокола разногласий, согласованного представителями сторон, установив цену продажи в размере 843183,75 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе КУГИ просит отменить решение и отказать в иске, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы полагает, что он не является надлежащим продавцом спорного участка, и, кроме того, он не согласен с утвержденной судом ценой продажи.
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал кассационную жалобу.
Представители ОАО "Лесинвест" против удовлетворения жалобы возражали.
КЗРиЗУ и КГА надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Лесинвест" принадлежит на праве собственности нежилое строение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица 10-я Красноармейская, дом 19, литера А, и объект нежилого фонда, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица 10-я Красноармейская, дом 19, литера Б1, о чем имеются свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 08.09.95 серии ДГ N 0000224 и от 19.06.97 серии ЮИ N 008620.
Истец как собственник строений на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено названное имущество. В связи с этим и в соответствии с пунктом 5 названной нормы кодекса ОАО "Лесинвест" обратилось в КУГИ с заявлением от 14.10.2002 о приобретении права собственности на спорный земельный участок.
Поскольку в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации КУГИ в двухнедельный срок не подготовил проект договора купли-продажи земельного участка и не направил его истцу, ОАО "Лесинвест" направило в адрес КУГИ претензию и проект договора купли-продажи земельного участка. В связи с неполучением от КУГИ акцепта ОАО "Лесинвест" на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" с даты вступления в силу названного закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного закона собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Аналогичное право собственников зданий, строений, сооружений предусмотрено пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" в отличие от ранее действовавших законов, регулировавших подобные отношения, не содержит положений о фондах имущества как продавцах государственного и муниципального имущества, за исключением указания в пункте 1 статьи 6 на то, что Правительство Российской Федерации может поручить выполнение функции по продаже приватизируемого имущества от его имени специализированному государственному учреждению.
В то же время пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о продаже земельного участка и подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков.
То, что именно КУГИ предоставляет земельные участки на условиях договора аренды организациям-собственникам объектов недвижимости, участвующими в деле лицами не оспаривается. Это право подтверждается и пунктами 2.17, 2.18, 3.12 Положения о Комитете по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - Территориальном агентстве Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 02.12.94 N 1218-р, и пунктом 2 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга "О структуре Администрации Санкт-Петербурга".
ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" к органам, перечисленным в пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не может быть отнесено в силу его правового статуса.
В связи с изложенным истец обоснованно обратился с иском к КУГИ, не выполнившему свою обязанность по принятию решения и подготовке проекта договора в двухнедельный срок. Таким образом, суд, сделав обоснованный вывод о наличии у истца права выкупа земельного участка, правомерно указал в качестве лица, обязанного заключить договор, КУГИ.
Довод КУГИ о том, что спорный земельный участок не может являться самостоятельным предметом договора купли-продажи, поскольку границы земельного участка пересекают первичный объект недвижимости, находящийся в собственности истца, противоречит нормам материального права. Земельное законодательство Российской Федерации не содержит норм, запрещающих определение границ и приватизацию земельных участков в связи с пересечением их границами первичного объекта недвижимости.
Что касается определения цены выкупа земельного участка, то согласно статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена земли устанавливается субъектом Российской Федерации. Распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 20.11.2001 N 1191-ра цена за 1 кв.м установлена в ставках земельного налога по административным зонам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий. Для зоны градостроительной ценности, в которой находится выкупаемый земельный участок, названным распоряжением цена продажи земли установлена равной 30-кратной ставке земельного налога за 1 кв.м.
Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге установлены Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге". В соответствии с данным законом ставка земельного налога для зоны градостроительной ценности, в которой расположен выкупаемый участок, составляет 12,875 руб. за 1 кв.м.
Суд пришел к правильному выводу о том, что ставки земельного налога в Санкт-Петербурге устанавливаются соответствующим законом Санкт-Петербурга, однако необоснованно не применил поправочный коэффициент к ставке земельного налога, установленный Законом Санкт-Петербурга "О бюджете на 2003 год".
Поскольку определение размера ставки земельного налога относится к компетенции субъекта Российской Федерации, то при определении стоимости земельного участка в Санкт-Петербурге необходимо учитывать коэффициент к ставке земельного налога, устанавливаемый субъектом Российской Федерации. В данном случае Санкт-Петербург действует в пределах полномочий, предоставленных ему Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О плате за землю", Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", и вправе устанавливать поправочные коэффициенты, а это влечет изменение самой ставки земельного налога.
В силу статей 16 и 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является год. На основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акт законодательства о налогах вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Данный вывод подтверждается и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-п "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".
Согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 18.11.2002 N 535-56 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, применяются в 2003 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 8,64.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам, действующим в момент его заключения. Поскольку договор купли-продажи заключается на основании судебного решения, суд должен применять нормативные акты на момент вынесения решения.
С учетом изложенного цена выкупа спорного земельного участка составляет: 2183 кв.м х 12,875 руб. х 30 х 8,64 = 7285107,6 руб.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установления цены выкупа.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2003 по делу N А56-38653/02 в части установления выкупной цены изменить. Установить цену выкупа земельного участка в размере 7285107,6 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий
ВЛАСОВА М.Г.
Судьи
КОНЯЕВА Е.В.
СЕРГЕЕВА И.В.
ВЛАСОВА М.Г.
Судьи
КОНЯЕВА Е.В.
СЕРГЕЕВА И.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)